Борьба за переводы

    АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА — ДЕНЬГИ

    Конкуренция обостряется на всех сегментах финансового рынка, и рынок денежных переводов не является исключением. Только за последние полгода о снижении тарифов на свои услуги объявили такие игроки, как «Почта России» и Western Union. Аналогичные шаги предпринимают другие зарубежные и отечественные системы, а также банки, вынужденные снижать комиссионные ставки, чтобы сохранить клиентов. Впрочем, опрошенные «СУ» аналитики уверены, что борьба за рынок денежных переводов только начинается, но в то же время не исключают, что она может закончиться очень быстро по объективным причинам.

    Место под солнцем: скорость, цена, доступность

    На фото — директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский« ОАО «Альфа-банк» Марина Кокоулина

    По оценкам ряда аналитиков, объем российского рынка денежных переводов уже оценивается в $3 млрд и ежегодно прирастает на 15–20%. Особенно эта услуга популярна среди трудовых мигрантов, которые переправляют честно заработанные в нашей стране деньги своим родственникам (50–60%). К денежным переводам все чаще прибегают родители, обучающие своих детей в других регионах страны и за рубежом, или бизнесмены, находящиеся в длительных командировках. С развитием туристического бизнеса, который стремительно завоевывает все новые страны, системами денежных переводов все активнее пользуются туристы. И наконец, денежные переводы просто незаменимы в форс-мажорных обстоятельствах: когда у человека закончилась наличность, и единственный вариант — попросить о помощи друзей или родственников. «Основная база наших клиентов — постоянные пользователи системы, которые являются своего рода распространителями идеи. Ни одна рекламная акция не принесет столько новых клиентов, сколько приводят в наш банк те, кто пользуется нашей системой постоянно», — делятся в системе «Юнистрим». «Если обратить внимание на статистику рекламных источников, можно увидеть, что советы знакомых занимают здесь весомую часть — никакая самая хорошая услуга не будет пользоваться спросом, если о ней не знает потребитель», — соглашаются в CONTACT.

    С ростом спроса расширяется и география переводов. Как отметили опрошенные «СУ« участники рынка, из Сибири большинство денежных переводов сегодня отправляется в ближнее зарубежье. В основном за счет гастарбайтеров. Кроме того, с каждым месяцем растут число и объем переводов в дальнее зарубежье, что связано с развитием туризма и активизацией деятельности россиян за рубежом. К системам переводов подключаются все больше банков, которые популяризируют эти услуги, предлагая их частным клиентам в общем пакете. Тем не менее в каждой системе есть свои приоритетные направления. Например, в системе Migom наиболее популярны переводы в Украину, Таджикистан и Азербайджан. В системе CONTACT среди получателей лидируют клиенты, находящиеся в России, странах СНГ и Балтии, а также в дальнем зарубежье. В Промсвязьбанке наиболее популярными направлениями перевода средств также являются государства бывшего содружества и Китай, а в НОМОС-Банке — Италия, США, Германия и Турция. В РОСБАНКе, который работает с двумя платежными системами, отмечают, что с помощью «STB-Экспресс» деньги чаще всего переводят на Украину, а по системе MoneyGram — в страны ближнего зарубежья.

    Неудивительно, что такой рост спроса приводит к росту предложения и ужесточению конкуренции. Если еще несколько лет назад «музыку» на российском рынке денежных переводов заказывали «Почта России» и Western Union, то на сегодняшний день свои услуги клиентам предлагают уже более десятка систем. За место под солнцем активно борются и банки.

    По неофициальным данным, лидером по объему денежных переводов сегодня является ФГУП «Почта России», на долю которого приходится до 40% от общего объема денежных переводов без открытия банковского счета. Главным плюсом этого оператора является широкая сеть отделений. Однако это конкурентное преимущество действует только на территории России. За пределами страны «Почта» работает, как говорится, на общих основаниях. Позиции этого игрока рынка существенно улучшили переход на электронную систему денежных переводов «КиберДеньги» (в конце 2004 года) и снижение тарифов на международные денежные переводы в 2–4 раза (с 15.08.2005). Однако до сих пор переводить деньги через «Почту России» удобно только тем клиентам, которым некуда торопиться, и этот вариант не применим в форс-мажорных ситуациях, так как деньги от отправителя к получателю могут идти до трех суток. Кроме того, играет большую роль место, куда клиент хочет отправить деньги, — стоимость услуг «Почты» может колебаться от 1 до 8% в зависимости от территории.

    Еще 40% рынка приходится на банки, которые переводят деньги самостоятельно. Лидером на этом сегменте рынка, по мнению аналитиков, является Сбербанк. Плюсом этого вида переводов является комиссия: многие банки снизили тарифы с 3 до 2%, а на некоторых направлениях — до 1%. Исключение составил только СБ РФ, где комиссия по-прежнему составляет около 4%. Впрочем, банковский перевод средств позволяет сэкономить на тарифах только при переводе крупных сумм. Небольшие переводы отправлять может быть накладно. Многие кредитные организации устанавливают не процентную, а рублевую комиссию, которая может колебаться от 30 до 1000 рублей независимо от суммы. Кроме того, сам процесс перевода все еще довольно сложен, особенно если учесть, что услугами банков сегодня пользуется достаточно ограниченное число сибиряков. Дело в том, что отправителю нужно заполнять документы, а получателю — открыть текущий или депозитный счет в банке, платить ежемесячно за его поддержание, а при оформлении перевода в валюте банк может потребовать с клиента справку о легальности полученных средств. Если у банка нет филиала в том городе, где живет получатель, то деньги придется переводить в другую кредитную организацию, которая при выплате также может взять проценты за свои услуги, причем комиссия может быть больше, чем в банке-отправителе.

    Для того чтобы избежать этих недоразумений, кредитные организации активизировали работу по кооперации и созданию сети банков-корреспондентов. Плюсом этого сотрудничества для клиента является то, что значительно увеличивается география переводов, в сети действуют единые тарифы, а переводы могут быть мгновенными, когда банки-корреспонденты выдают клиентам деньги и уже постфактум выясняют отношения между собой. Наиболее удачный вариант банковских систем денежных переводов, по мнению аналитиков, реализуется на базе многофилиальных банков, имеющих разветвленную сеть отделений как в стране-отправителе, так и в стране-адресате переводов. «Например, по системе «Свифт« переводы осуществляются день в день, независимо от времени подачи заявления на перевод и валюты перевода, при этом дополнительная комиссия не взимается. Банк оказывает помощь в заполнении заявления на перевод, самостоятельно находит необходимую информацию для грамотной маршрутизации перевода. Данная услуга предоставляется бесплатно», — говорит начальник отдела международных расчетов и валютного контроля Новосибирского филиала НОМОС-Банка Лилия Куделина.

    Однако при таком виде переводов получатель может забрать деньги только в пунктах системы — в банках-партнерах.

    Оставшиеся 20% рынка приходятся на различные платежные системы, такие как Western Union и MoneyGram. Международные системы (Western Union, MoneyGram, Тravelex, Ria Envia) контролируют половину рынка банковских переводов, их вотчина — переводы из дальнего зарубежья в Россию и туристические переводы. Отечественные системы, созданные Русславбанком (CONTACT), Импэксбанком («Быстрая почта«), Европейским Трастовым Банком (Migom), «РОСБАНКом-Первое ОВК» («СТБ-экспресс»), «Юниаструм банком» (Unistream), Москомприватбанком (PrivatMoney), Гута-банком («Гута-Спринт»), ВИП-банком (VMT), армянская Anelik и крупные многофилиальные банки (Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы, Газпромбанк, АВТОБАНК-НИКойл и др.) заняли свободную нишу — рублевые переводы по СНГ. («Рынок переводов оживили гастарбайтеры», «Российская газета» от 16.02.05.)

    Конкурентными преимуществами «чистых» платежных систем участники рынка называют доступность, надежность, скорость и удобство оформления, минутные сроки получения отправленных средств адресатом, низкую комиссию и постоянно расширяющуюся географию переводов. «Все эти характеристики в совокупности и являются лучшим средством привлечения клиентов», — уверены в «Юнистрим». А представители Anelik добавляют, что преимущественным отличием их системы, например, от интернет-систем является возможность получения наличных. В Migom своим основным преимуществом называют стандартизацию услуг, когда комиссия и время прохождения перевода не зависят от географии перевода. В CONTACT — низкие тарифы и надежность, так как пункты обслуживания базируются на системе корреспондентских отношений между банками-участниками расчетов. «У разных российских операторов разные недостатки: у кого-то комиссия выше, чем у нас, у кого-то небольшая корреспондентская сеть, а некоторые более молодые системы еще не успели освоить и завоевать этот рынок, поэтому применяют более низкие коммисии, но поддержание качества обслуживания, рекламы, расширение сети и современные технологии требуют серьезных вложений. Почта имеет хорошую сеть, но внедрение новых технологий потребует существенных временных и материальных затрат, обучение персонала поэтому результат можно будет оценить позже, — заявил «СУ» заместитель председателя правления АКБ «Русславбанк« (автора и расчетного центра системы CONTACT) Сергей Блудов. — Что касается интернет-систем, большинство из них предлагает платежные услуги, а не занимается переводом денег».

    Многое зависит и от территории, где работает система и по причине удаленности от «большого мира» может занимать там фактически монопольное положение. По словам начальника отдела по работе с частными клиентами Сибирского ТУ ОАО «АКБ «РОСБАНК» Альбины Бартушка, «в республиках Тыва и Бурятия, где услуги интернет-провайдеров менее развиты, чем в остальных регионах СФО, переводы в системе «STB-Экспресс« — это одна из немногих возможностей отправки денежных средств без открытия счета в банке в режиме реального времени».

    Стоит также отметить, что у самых разветвленных отечественных систем — CONTACT и Anelik — декларированная скорость перевода — от 3 до 24 часов. Опрошенные «СУ» банкиры отмечают, что реально перевод очень редко занимает более одного часа. Но в скорости сегодня выигрывают «монстры» рынка денежных переводов — Western Union и MoneyGram, в которых получатель может забрать свои деньги уже через 15 минут после отправления. Преимуществами этих систем также являются доступность и отсутствие привязки к пункту выдачи. Кроме того, в Western Union денежные переводы обычно выплачиваются наличной валютой, чеком на денежный перевод или их комбинацией. За дополнительную плату уведомление о получении средств или чек на сумму денежного перевода клиенту доставят на дом. Впрочем, нечто похожее практикует и «Почта России».

    Основным минусом систем MoneyGram и Western Union опрошенные «СУ» участники рынка назвали высокую комиссию — от 4 до 18% — и довольно скептически отнеслись к «глобальности» географии работы, заявив, что досягаемость систем, как и у многих других участников рынка, ограничивается территориями, имеющими хорошо развитую инфраструктуру. Общим минусом «чистых систем» является то, что они ограничивают время, в течение которого получатель должен забрать свои деньги, — 30–40 дней, и нередко от отправителя требуют доказательства, что он переводит деньги с частными целями. Кроме того, участники рынка рассказали «СУ», что имеет место и недобросовестная конкуренция. Некоторые системы в рекламе и на сайте объявляют одну цену за перевод, а при выполнении операции человек получает счет на большую сумму.

    С ног на голову

    Итак, у каждого способа перевести деньги есть плюсы и минусы. Аналитики отмечают, что выбор системы денежного перевода клиент делает в зависимости от потребностей. Если особо «не горит», то люди пользуются услугами старой проверенной связи — делают переводы почтой. Если деньги нужно переслать срочно, то чаще всего обращаются в банки, где представлены несколько систем и можно выбрать ту, которая подойдет в данном случае. «Обслуживание физических лиц сейчас является актуальным направлением развития бизнеса практически всех банков России. Денежные переводы — это, пожалуй, самая востребованная услуга, необходимая гражданам всех возрастных и социальных категорий. Поэтому можно ожидать появления новых международных систем банковских переводов, развития существующих систем в сторону большей доступности для клиентов. Потенциал рынка еще очень большой», — уверены эксперты системы «Юнистрим». А заместитель начальника управления развития бизнеса Восточно-Сибирской дирекции Промсвязьбанка Марина Бочкарева отмечает, что с каждым годом люди все активнее пересылают деньги своим друзьям и близким. «Только за первое полугодие 2005 года через системы денежных переводов из России было отправлено $1,3 млрд, что почти в два раза больше, чем в прошлом году», — говорит банкир.

    Опрошенные «СУ» участники рынка также не исключают, что ужесточение конкуренции и снижение ставок приведет к тому, что стоимость услуг отечественных и западных игроков выравняется. В такой ситуации возможна очередная волна слияний и поглощений. «Самый больше запас прочности, конечно же, у системы Western Union, которая может снижать тарифы достаточно долго. Как только система устранит свой главный недостаток — дороговизну, — остальным участникам рынка работать будет гораздо сложнее. А все идет к тому, что Western Union пойдет на этот шаг», — считает директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский« ОАО «Альфа-банк» Марина Кокоулина.

    В то же время сегодня появляется довольно много альтернативных вариантов перевода средств, которые могут не просто потеснить существующих игроков, но вообще перевернуть весь рынок «с ног на голову». Они завязаны на банковских услугах, это может вывести кредитные организации на передовые позиции рынка денежных переводов. Например, с расширением сети банкоматов становится все проще осуществлять денежные переводы без посредников по принципу card-to-card: открыть картсчет одной из международных платежных систем в банке, вносить деньги через автоматы, принимающие наличность, и переводить деньги на карту получателя через Интернет или по телефону. Как отмечают эксперты, через шесть минут деньги уже доходят до адресата. Другая разновидность систем — перевод денег через Интернет по принципу online-to-offline. «Отправитель перевода должен иметь счет в банке и банковскую карту, для того чтобы иметь возможность воспользоваться услугами системы. Получатель вообще может не иметь счет в банке и не пользоваться какими-либо пластиковыми карточками. В качестве финансовых агентов могут выступать те же организации и лица, что у систем MG и VU. Интернет-системы денежных переводов устанавливают цену за перевод, как правило, в два-три раза меньшую, чем WU и MG для маленьких сумм переводов (от $50 до $100)», — отмечают эксперты («Официальные системы денежных переводов», «Банковское дело», N 6, 2004 год).

    Тем не менее системы не намерены сдаваться. «Юнистрим» к концу 2005 года планирует довести количество стран присутствия до сотни, а количество пунктов обслуживания — до 20 тысяч. Платежная система CONTACT расширяет объемы операций за счет массированного внедрения услуг по погашению потребительских кредитов, пополнению счетов сотовых операторов и электронных кошельков и многие другие типы платежей. И все это на единой программной и технологической платформе. «По нашим прогнозам, совокупный объем денежных переводов, осуществленных через системы РФ, в 2005 году превысит $4,1 млрд, а рынок останется конкурентным. В этих условиях очевидные преимущества в виде стабильного роста объемов бизнеса получит та система, для которой потребности клиента и их прогнозирование являются приоритетной задачей», — заявил «СУ» Сергей Блудов. И буквально все опрошенные «СУ» участники рынка заявили о возможном снижении тарифов. Так что борьба продолжается.

    Системы денежных переводов

    Система денежных переводов Продукт Сумма перевода Комиссия за перевод Скорость перевода География Количество точек обслуживания
    «Юнистрим« Собственный Для резидента $5 тыс., для нерезидента без ограничений 1–2% в рублях, 2–3% в долларах 10–20 мин 75 стран мира 10 тыс.
    Почта России Собственный До 100 тыс. руб. 1–8% До 72 часов По России, за рубеж 42 тыс.
    Anelik Собственный До $5 тыс. резидентам, для нерезидентов не ограничена 1,5–3% От 3 до 24 часов По России, за рубеж Более 20 тыс.
    Western Union Собственный до $5 тыс. в день за границу для резидентов (до $7 тыс. для нерезидентов) от $6 (минимум) до 10% от суммы От 15 минут до нескольких часов По всему миру 233 тыс., в России около 4 тыс.
    Migom Собственный Для резидентов не более $5 тыс. в день, для нерезидентов ограничений 2–3% 5–10 мин. По странам СНГ и Балтии Свыше 2 тыс. на базе банковских структур
    CONTACT Собственный До $20 тыс. по России, до $5 тыс. в день за границу для резидентов (по $20 тыс. для нерезидентов) 2–3% От 15 минут до нескольких часов По России, за границу Более 5 тыс.
    «STB-Экспресс» Собственный Макс. 599 999,99 руб. За границу для нерезидентов $20 тыс., для резидентов $5 тыс. 1,5% (минимум 50 руб.) 2,3–3,3% (минимум $3–5) Мгновенно По России, за границу Около 2 тыс.
    MoneyGram Собственный Максимум $10 тыс. от $12 до $300 10–15 мин По России, за границу 60 тыс.
    Travelex Money Transfer (TMT) Собственный До $5 тыс. 2,5–3,5% 2,5–3,5 мин. По России, за границу

    Источник: соб. инф.

    КОММЕНТАРИИ

    ДМИТРИЙ ВАСЕНКОВ, директор языковой школы «Свободный мир» (Красноярск):

    — В одну из своих командировок в Австралию я вышел из бюджета и мне пришлось занять деньги ($300) у своего австралийского партнера, который занимается приемом и размещением наших детей. Зная, что у иностранцев не принято занимать деньги, я клятвенно пообещал, что вышлю деньги переводом WU сразу же, как вернусь в Красноярск. Собственно, я так и сделал. Сообщил по электронной почте в Австралию пароль — и стал считать себя человеком, свободным от долгов. Проходит полгода, возвращаются из Австралии мои студенты и говорят: «Мистер Гоуртзон понимает мои материальные затруднения и предлагает считать неоплаченный долг его подарком». Я тут же позвонил в Австралию и узнал, что мой пароль не подходит, и деньги получить не удалось. В общем, следующая группа студентов увезла мистеру Гоуртзону конверт с деньгами. Через месяц написания всяческих заявлений удалось выяснить, что мой код был записан с ошибкой местной девочкой-операционисткой.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ