Спортсмен, журналист, бизнесмен

    ВЫСШИЙ КЛАСС — СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

    Спортсмен, журналист, бизнесмен

    Про Василия Залознова говорят, что он пересел в кресло директора центра «Сот моторc» (Омск) из спортивного болида. Это не совсем так. Возглавив дилерскую компанию концерна DaimlerChrysler, господин Залознов автоспорт вовсе не оставил, так же как не оставил и авторскую передачу на местном телевидении. Причем в программе «Автосфера» Василий Залознов принципиально не использует свое законное телевремя для рекламы авто из «Сот моторc». Для него гораздо важнее научить зрителей получать удовольствие от профессионального и безопасного вождения.

    Василий Иванович Залознов родился в целинном поселке Алтайского края в 1958 году. В детстве мечтал стать летчиком, потом — водителем. Увлечение автомобилями определило выбор профессии. Поступив в Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ) на факультет «Автомобильный транспорт», к пятому курсу Василий Залознов имел квалификацию водителя первого класса, инструктора практического вождения и все категории в водительских правах. После института отработал три года в грузовом АТП-12, пройдя путь от диспетчера производства до начальника автоколонны. С 1985-го по 1993 год работал в омском областном центре «АвтоВАЗтехобслуживание», сначала инженером-технологом, затем — заместителем главного инженера. Профессионально работать с иномарками начал в качестве технического директора компании «Акция», которая занималась поставкой для области машин неотложной медицинской помощи на базе автомобилей Volkswagen. В 1996 году Василий Залознов стал автором и ведущим программы «Автосфера». В 2004 году был приглашен в качестве генерального директора автоцентра «Сот моторс» — официального дилера концерна DaimlerChrysler. Увлекается автоспортом, участвуя в гонках на внедорожниках, дважды выигрывал Кубок губернатора Омской области.

    — Василий Иванович, как началось ваше увлечение автомобилями?

    — За руль к себе на колени отец посадил меня лет в пять, а уже в десять впервые доверил школьный «газик». На нем и осваивал первые навыки вождения. Сразу же пришлось учиться двойному выжиму сцепления и «перегазовке», ведь синхронизатора коробки передач на той машине не было. О более совершенных моделях узнавал из газет и журналов, все попадавшиеся на глаза статьи и фото собирал в специальную тетрадку. В девятом, кажется, классе мне в руки попала книга известного польского автогонщика Собеслава Засады «Безопасная скорость». Хорошим литературным языком, в доступной форме он описывал приемы управления автомобилем и свои ощущения от гонок. Книгой я прямо зачитывался, и во многом благодаря ей по-настоящему увлекся и автоспортом.

    — Легко сказать — увлекся автоспортом. Наша страна и сейчас занимает не самое первое место по уровню автомобилизации населения, а в советское время с этим было еще хуже. На чем вы, собственно, тренировались?

    — Действительно, было сложно. Поначалу тренировался на отцовском мотоцикле, а потом на его же машине. Учась в институте и подрабатывая шофером, освоил езду на двух колесах, используя в качестве трека большую площадку с клумбой посередине. Многие приемы отрабатывал и на собственном первом автомобиле — в 1985 году у меня появился «Москвич 2140». Мне доставляло удовольствие, когда что-то, описанное в книгах, у меня получалось не хуже. Кстати, тогда у меня проснулся интерес к еще одному направлению деятельности — контраварийной подготовке других водителей. Впоследствии я тренировал сотрудников ГИБДД и представителей спецслужб. Приятно, что люди довольны, ощущают полезность этих занятий, сердечно благодарят потом при встрече на дороге.

    Возможность заниматься автоспортом всерьез у меня появилась только в 1998 году. Автоспорт — это отработка вложенных в тебя и твою машину средств спонсоров. К тому времени я как ведущий «Автосферы» наладил плотные контакты с ОАО «Омскшина», где была профессиональная команда гонщиков. Гендиректор предприятия Александр Триппель (ныне министр нефтехимического комплекса Омской области. — «СУ»), сам известный спортсмен, пригласил меня в команду, выделил автомобиль. Так я стал участвовать в автокроссе на внедорожниках. На сегодняшний день я — кандидат в мастера спорта, в 2001-м и 2002 годах выигрывал Кубок губернатора Омской области. В соревнованиях участвовали серьезные спортсмены от Екатеринбурга до Дальнего Востока. Приятно, что удалось выиграть у именитых соперников, выступающих на импортной технике и принимающих участие как в российских, так и в международных ралли-рейдах.

    — Ставите перед собой еще более амбициозные спортивные задачи?

    — Проблему вижу только в одном — в отсутствии свободного времени для тренировок и выступлений. Конечно, переживаю по этому поводу, но нужно расставлять приоритеты. Основная работа в «Сот моторс» и работа на телевидении отнимает массу времени, на автоспорт, к сожалению, его остается совсем немного.

    — В чем вы видите «точки соприкосновения» между журналистикой и автоспортом?

    — В Омске проходит масса интересных соревнований по автоспорту, сюжеты о которых помогают сделать передачу более зрелищной. А непосредственное участие в гонках, знание всех деталей в огромной степени этому способствуют. Стараюсь не пропустить ни одного значимого мероприятия. Словом, получаю двойное удовольствие — от занятия творчеством и любимым хобби. Совсем недавно, во время очередной съемки, мне удалось сесть за руль полноприводного болида мощностью 350 л. с., подготовленного для участия в чемпионате Европы. Оказалось, что я его чувствую, понимаю, я справляюсь с ним! Возможность быть «на ты» с автомобилями такого уровня — это уже профессионализм.

    На съемках сюжетов «Автосферы» часто приходится моделировать неординарные экстремальные ситуации. Например, в одной из последних программ я рассказывал о нюансах управления автомобилем с прицепом на скользкой дороге. Передача авторская, и у меня существует принцип — никаких дублеров. Если бы не моя спортивная подготовка, я как минимум разбил бы машину. Только благодаря спорту я могу не просто показать сложную дорожную ситуацию, но дать зрителям профессиональный совет, как выйти из нее. Иными словами, принести реальную пользу людям.

    — Спортивные и антиаварийные приемы помогали вам в реальной дорожной ситуации?

    — Такие ситуации со мной, к счастью, случаются нечасто, но бывали. В начале «лихих 90-х» довелось мне с напарником перегонять из Бреста в Омск два автомобиля — старенький Mercedes и BMW. Где-то на трассе водитель встречного грузовика — это был ЗИЛ-130 — видимо, уснул. Напарник чудом увернулся, у него для этого было больше времени, а грузовик уже шел по встречной полосе на меня «в лоб». У него скорость 80 км/ч, у меня — 130 км/ч, представляете, каким было бы столкновение? Мне ничего не оставалось, как совершить бросок с правой стороны на левую обочину, пройти ее в скольжении, чтобы не опрокинуться. Именно навыки управления автомобилем в скольжении на сухом асфальте позволили мне выйти из ситуации невредимым. Водитель грузовика, кстати, проснулся только после того, как через кювет вылетел на пашню.

    Я уверен, что можно спокойно ездить по городу со скоростью 60 км/ч и 90 км/ч — за городом, но навыки антиаварийного вождения должны быть. Никто не знает, когда, каким образом и из-за кого на дороге может сложиться экстремальная ситуация.

    — А за рулем какого именно автомобиля тогда были вы?

    — Я управлял автомобилем Меrсеdes, так что считаю, что он мне жизнь спас. С тех пор это моя любимая марка. У этого автомобиля какая то особая аура, за рулем Mercedes есть ощущение надежности и комфорта. И это одна из причин, по которой я радостью принял предложение возглавить «Сот моторс».

    — И какая самая любимая модель Mercedes-Benz?

    — Gelendwagen G55 AMG и гоночный болид серии DTM.

    — Как относятся представители DaimlerChrysler к вашему увлечению автоспортом?

    — Положительно. Прошедшее в начале марта фирматик-шоу показало, что им очень это нравится. В программе мероприятия была возможность у каждого из его 180 участников проехать 14 км за рулем каждой из шести полноприводных машин. Там были представлены автомобили C-, E-, S- и ML-классов. Естественно, было и драйв-шоу. Коллеги из московского представительства DaimlerChrysler с восхищением отметили, что «директор одного из фирменных салонов выполнил его самостоятельно».

    Представители концерна вообще очень внимательно следят за делами их дилеров. И к нам, естественно, приезжают, в том числе и из Германии. Проверяют, насколько мы соответствуем корпоративным стандартам. Пока никаких нареканий не было, и надеюсь, не будет.

    — Несмотря на то что автосалон «Сот моторс» открылся осенью 2004 года, компании удалось до конца года достичь серьезного объема продаж (16 авто). Какой из этих 16 автомобилей оказался самым дорогим? Какие автомобили Mercedes предпочитают омичи?

    — Самым дорогим стал проданный за 144 тыс. евро Gelendwagen G55 AMG. Второе место занял Mercedes S500 за 130 тыс. евро. В этом сезоне в Омске очень модными стали новый А-класс, С-класс и С-спорт-купе. В этом году рассчитываем продать не менее 50 машин.

    — Уже в этом году «Сот моторс» собирается в июле открыть отдельный автосалон для марки Chrysler. Почему выбрали именно эту марку? Насколько перспективны продажи этой марки в Омске?

    — Концерн DaimlerChrysler предлагает своим потребителям четыре марки: Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge и Smart. Все их мы и намерены продавать в Омске. Нам будет удобно так работать. Общий склад запасных частей, общая система поставок, существование централизованного представительства в России и единые цены на машины по всей стране. Уверен, что пока еще неординарные для отечественных дорог автомобили оценят и наши клиенты. В «Сот моторс» появится совершенно новый модельный ряд в очень привлекательном ценовом сегменте $18-20 тыс. Разделение по имиджу радует. Dodge — спортивный дух; Jeep — это для мачо, такие брутальные автомобили, у которых есть свои поклонники; Chrysler — это и мини-вэны, и легковые автомобили. Успех Chrysler 300С позволяет надеяться на то, что можно успешно соперничать в этом секторе продаж. Наверняка своих обожателей найдет и Smart.

    Амбициозные планы концерна в России — рост продаж в разы — нас вдохновляет. Думаю, что и «Сот моторс» займет свою нишу. В этом нам может помочь географическое расположение Омска. Отсутствие за Уралом других дилеров этих трех марок позволяет надеяться, что к нам поедут за машинами покупатели из других, и не только сибирских, регионов. Доехать из Владивостока до Омска и купить здесь машину за те же деньги, что и в столице, выгодно.

    — Многие автодилеры строят свои шоу-румы на периферии, оба же салона «Сот моторс» будут расположены в центре города. Оправданна ли такая концепция?

    — Считаю большой стратегической ошибкой, когда автомобили премиум-класса продаются где-то на отшибе. Мы уже не раз убеждались, что расположение автосалона на центральной магистрали крупного города является одним из ключевых моментов успеха. Люди должны иметь возможность подъехать, поставить свой автомобиль на обслуживание, даже просто посмотреть сквозь витрину на красивые машины. Удачное месторасположение салона работает на имидж дилера, из этого складывается его репутация. А без репутации продать сегодня престижный автомобиль практически невозможно.

    — И напоследок хочу вновь обратиться к вашему богатому водительскому опыту. Как вы считаете, можно ли в России ввести норму употребления алкоголя, при которой допустимо садиться за руль?

    — На мой взгляд, большой опасности в этом нет. Не секрет, что и сейчас многие водители ездят в так называемом пограничном состоянии — с похмелья, например. Другое дело, что у инспекторов ДПС должны быть приборы, достаточно четко фиксирующие количество употребленного водителем алкоголя. Законодательное закрепление некоторого допустимого уровня алкоголя в крови сэкономит нервы многим. Думаю, что такая норма должна приблизительно соответствовать бутылке некрепкого пива. В таком состоянии человек способен вполне адекватно оценивать дорожную ситуацию. Гораздо большую опасность представляют наркоманы за рулем. С этим явлением действительно нужно вести беспощадную борьбу.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ