Эпоха картографических открытий

    Профиль — бизнес-опыт

    Информационная система «ДубльГИС», объединяющая карту Новосибирска и справочник предприятий, сегодня установлена на большинстве компьютеров Новосибирска и интенсивно завоевывает регион. Успеху проекта предшествовали полудетективные истории создания электронной карты, против которой выступали проектные институты и все картографическое сообщество Сибири. Создателям «ДубльГИСа» удалось сначала «рассекретить» космические снимки, а позже, после состоявшегося коммерческого успеха проекта, одержать победу над «пиратами».

    Связь на картах

    На фото — Александр Сысоев признает, что нишу для своего бизнеса его компания нашла почти случайно

    Уникальность 90-х годов заключается в профессиональных метаморфозах, когда инженеры могли неожиданно стать финансистами, учителя заняться строительным бизнесом, а вчерашние студенты-математики — торговлей. Компания «Техноград плюс» не стала исключением: созданная выпускниками НЭТИ для разработки программного обеспечения фирма «переквалифицировалась» в картографическую компанию, создавшую одну из самых известных геоинформационных систем (ГИС) Сибири.

    Все началось с заказа на создание информационной системы, описывающей электроснабжение Западно-Сибирской железной дороги. Именно в процессе ее внедрения специалистам «Технограда» пришла мысль о создании профессиональной ГИС Новосибирска, которую можно было бы применять в различных сферах деятельности. В 1994 году на разработки молодых инженеров обратили внимание представители НГТС — им требовалось оцифровать схемы расположения телефонных линий, хранившиеся на картонных планшетах.

    «Эти планы описывали взаимное расположение телефонных узлов и были даже немасштабными, — вспоминает директор компании «ДубльГИС« Александр Сысоев. — Для начала мы взяли один планшет и перевели его в электронный вид. Полученные результаты устроили связистов, и мы приступили к работе над массивом». Работа по оцифровке нескольких тысяч планшетов со схемами продлилась почти два года.

    Вскоре возникли первые трудности: при попытке объединить данные из разных районов выяснилось, что нестыковки достигали нескольких километров на местности. Объединить разрозненную информацию можно было только с помощью электронного плана города.

    В поисках источника

    В поисках исходного материала для создания карты инженеры обращались и к конкурентам, и к профессиональным картографическим организациям, но безрезультатно — никто не желал отдавать столь мощный ресурс в руки молодых соперников. А значит, карту нужно было создавать самостоятельно.

    Чтобы получить разрешительную лицензию инспекции Государственного геодезического надзора, коллективу «Технограда» пришлось выполнить все предписанные нормы и инструкции буквально до последней запятой.

    Подходящая основа для создания карты нашлась только после продолжительных поисков: во время одной из командировок в Москву в «Совинформспутнике» обнаружился пригодный для оцифровки космический снимок Новосибирска 1991 года. Новосибирцы приобрели его за $300 по курсу 1997 года.

    Снимок был оцифрован с использованием собственного программного обеспечения и оригинальной технологии. Чтобы получить разрешение на опубликование, нужно было представить план города на рассмотрение комиссии Государственного геодезического надзора. На заседании картографы восприняли новый продукт настороженно, большинство из них было настроено запретить его использование. Несмотря на благожелательное отношение начальника инспекции, комиссия не утвердила проект и перенесла заседание. Через две недели Александр Сысоев приехал узнать о решении комиссии. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что после того заседания пожилого начальника отправили на пенсию. «В тот момент у меня опустились руки, — рассказывает Александр Сысоев. — Но реакция моего собеседника оказалась неожиданной: он сказал, что выходит на пенсию только завтра, а сегодня — еще начальник. Достал акт о положительном решении и подписал его».

    Движение к пользователю

    Несмотря на то что разработка и внедрение профессиональных ГИС оставалось приоритетным направлением деятельности компании, предпринимались попытки освоения других рынков. Первый тираж компакт-дисков с планом Новосибирска был выпущен в апреле 1998 года. Продукт позиционировался как коммерческий, что повлекло за собой волну «пиратства». А вскоре грянул августовский кризис, и компания потеряла почти всех клиентов. Задача была одна — выжить. Однако уже к концу года «Техноград» продолжил работу над проектом: к электронной карте добавился справочник предприятий, что существенно расширило круг потенциальных пользователей. Но вопрос о том, как сделать электронную карту коммерчески успешным продуктом, оставался открытым. Только в феврале 1999 года на свет появилась принципиально новая концепция электронного справочника: бесплатное распространение и окупаемость за счет рекламы. «Не имея опыта работы с рекламодателями, мы обратились в рекламные агентства, — говорит Александр Сысоев. — Шесть из них сразу подписали договор о сотрудничестве. Но время шло, а мы так и не получили ни одного заказа на рекламу. Формат был совершенно новый, продвигать его специально никто не хотел. Пришлось искать рекламодателей самостоятельно». Компания начала формировать и обучать собственный отдел продаж: сотрудники ходили на семинары и тренинги, читали специализированную литературу. Результаты не заставили себя ждать — объем рекламы в «ДубльГИСе» начал расти и продолжает удваиваться с каждым годом.

    Простота хуже воровства

    По мере развития проекта увеличивалось и число случаев незаконного использования интеллектуальной собственности ООО «ДубльГИС» — появились программы-клоны. По словам создателей «ДубльГИСа», они были готовы к этому: у любого успешного продукта появляются подражатели. «Пиратство стало для нас огромной проблемой, — говорит Александр Сысоев. — Есть известное выражение, которое очень хорошо описывает эту ситуацию: «Воровать программное обеспечение легко, поэтому не стыдно«. У нас воровали все: идею, интерфейс, даже тексты с сайта». В компании не жалеют на защиту авторских прав ни времени, ни средств. Самый частый повод для судебных разбирательств — использование фрагментов карт «ДубльГИСа». «Если процесс доведен до конца, то компания-ответчик чаще всего просто ликвидируется, поскольку не может возместить нам ущерб, — объясняет Сысоев. — Но со многими удается договориться, мы готовы идти навстречу и предлагаем различные способы урегулирования конфликта».

    На пути в регионы

    Когда востребованность продукта стала очевидной, авторы «ДубльГИСа» обратили внимание на соседние регионы. В настоящее время именно региональное развитие является приоритетным для компании направлением.

    По словам директора по региональному развитию проекта «ДубльГИС» Анны Щербаковой, стратегия развития выглядит следующим образом: в небольших городах работа ведется по франчайзингу, в городах-миллионниках создаются собственные филиалы. Сегодня карта-справочник «ДубльГИС« выпускается в восьми городах России. В ноябре 2005 года выходит первый выпуск программы «ДубльГИС-Астрахань» — это первый шаг за пределы Сибири. Уже идет подготовка картографических материалов для Екатеринбурга и Кургана.

    «Концепция фактически обрекает проект на популярность: удобно, информативно да еще и бесплатно, — уверена специалист по маркетингу Юлия Кузнецова. — При выходе на рынок того или иного города сразу включается «сарафанное радио« — люди с удовольствием делятся друг с другом своей находкой. Но чтобы максимально быстро заинтересовать аудиторию, полноценная рекламная поддержка обязательна. Основные цели рекламной кампании в период выхода — знакомить людей с продуктом и учить пользоваться им в различных ситуациях».

    КОММЕНТАРИИ

    ОЛЬГА РОЗИНКИНА, исполнительный директор проекта «ДубльГИС» в Барнауле:

    — Ограниченная и часто неактуальная информация, которую мы получали из других справочных служб — первое, что побудило организовать работу проекта в Барнауле. Знакомство с новосибирским «ДубльГИСом» вызвало огромное желание создать подобную карту-справочник в нашем городе. Конечно, оценивалась и перспективность проекта. Мы называем его «справочником нового поколения». В наше время трудно представить работу без компьютера, кроме того, в Барнауле справочника уровня «ДубльГИСа» не было. Поэтому мы решили обратиться к разработчикам.

    Первые результаты работы проекта подтвердили правильность нашего выбора, проект оказался очень востребованным. Это подтверждается как письмами и звонками пользователей, ежедневно поступающими в наш информационный отдел, так и отзывами наших рекламодателей о том, что «ДубльГИС» для них эффективен как рекламный носитель.

    ТИМУР ШЕЛУДЯКОВ, директор проекта «ДубльГИС» в Томске:

    — Город у нас в плане информационных технологий, несмотря на малочисленность, с переменным успехом забирает лидерство у Новосибирска. В плане развития Интернета он занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Значит, электронному справочнику самое место в Томске. Риск мы видели только в одном: город маленький, население всего 400 тысяч человек.

    И вот в августе 2004 года эта идея нас всерьез заинтересовала. Были рассмотрены все возможные, на наш взгляд, варианты.

    1. Разработка всего с нуля. У этого варианта максимум времени и максимум непредвиденных рисков, но в итоге только от нас зависит дальнейшее развитие проекта.

    2. Купить различные части технологии, остальное делать самим. Лицензия на ПО для создания карт стоит недешево — от $6 тыс. Тут меньшие сроки, легче найти специалистов, но есть трудности интеграции.

    3. Работать по франчайзингу. Здесь минимальные риски, минимальные сроки, обозримая стоимость, но проект от нас зависит в минимальной степени.

    По каждому пункту было проведено исследование, в рамках которого был направлен запрос в «ДубльГИС» Новосибирска. Технология позволила быстро (всего за два месяца) создать первый выпуск. Третий уже отвечал критериям полноты. Справочник быстро стал популярным. Только первый выпуск в январе 2005 года с сайта скачали 3000 раз, в феврале — 3500, а в сентябре — 5500 раз.

    Естественно, применение технологий пришлось адаптировать для Томска, но принципы, заложенные в «ДубльГИСе», оправдали себя на все сто. С финансовой точки зрения у нас были более радужные представления, чем оказалось на самом деле, однако это скорее по неопытности. Мы идем в соответствии с теми показателями, которые были опубликованы Новосибирском еще на нашей первой встрече. Формула успеха «ДубльГИСа» для собственника: шестилетний опыт «ДубльГИСа» + грамотная адаптация для конкретного города = полный успех.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ