Защита активов «национальными средствами», или как это делалось в Якутии

    Актуальная тема — форум

    В ходе форума «Форос-Сибирь» прозвучала новая порция идей, высказанных ведущими российскими политологами, даже не о том, как России «прирастать» Сибирью и ее богатствами, а скорее о том, как не потерять Сибирь. Потому что большинство выступающих посвятили свои доклады угрозам и проблемам, которые они связывают с Сибирью уже в недалеком будущем.

    Генеральный директор информационно-политического агентства «Слово и дело» ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ видит серьезную угрозу в разжигании национальных противоречий кланами региональной элиты в борьбе за власть в регионах. В докладе, прозвучавшем на форуме, он показал, как это происходит сегодня в Якутии.

    Дмитрий Юрьев связывает рост националистических настроений в Якутии с борьбой за АЛРОСА

    ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ, выступление в Новосибирске 31.01.06, публикуется с сокращениями.

    «Мы можем сказать об определенном «сибирицентризме» в высшей российской политике, начнем с неожиданного назначения Сергея Собянина на должность руководителя администрации президента РФ. Продолжим, что первый визит в новом 2006 году президент Владимир Путин совершил в Якутию. И что именно тема развития Якутии задала тон разговору на экономико-политические темы в РФ в 2006 году. Это не случайно. Речь идет о реализации главной задачи, для решения которой был в свое время мобилизован президент Путин. Это задача превращения России в консолидированное государство, отвечающее вызовам XXI века. В становлении России как единой политической нации Сибири предусмотрена определяющая роль (достаточно взглянуть на карту). Но этот единый национальный проект несет в себе как перспективы для огромного количества интересов людей, сил, регионов и структур, так и угрозы для определенных корыстных интересов, противостоящих национальным интересам России.

    Одним из механизмов, которые представляют собой бомбу, встроенную в национальное устройство России, является механизм автономизации, заложенный в государственное устройство еще на заре советской власти. Это был проект пиаровский и демонстративный. Никто не собирался реализовывать широко провозглашенную большевиками идеологию права наций на самоопределение. За этим стояла манипуляция национальными противоречиями, национальными конфликтами. И в 1990–1991 годах тема автономизации, национально-культурной автономии опять вышла на первый план уже в рамках новой борьбы за власть. Решались вопросы противостояния различных властных группировок, а на кону при этом оказывались интересы народов, пронизывающие общество до самых глубин и чреватые конфликтами.

    Борис Ельцин произнес свою историческую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите» во время визита в Якутск. Якутия, внесшая в свое название этноним Саха, стала символической точкой отсчета «парада суверенитетов».

    Автономизация в новой России 90-х годов имеет свой печальный мартиролог. Идея автономизации не защищает интересы этнических групп, а провоцирует их конфликты с окружением. Высшей формой проявления национального суверенитета любой ценой стала Чечня в 1994 году.

    Президент Владимир Путин через систему федеральных округов попытался сделать шаг к федерализации России, к превращению страны из конгломерата слабо связанных между собой корыстных интересов и интересиков различных клановых групп в федерацию, в единое государство, где имеет место распределение уровней власти и ответственности. Идея восстановления России как единого международного субъекта, центра силы потребовала и активных усилий государства в экономике.

    На этапе «проглатывания суверенитета» происходило сращивание государства и бизнеса. Государство оказывалось участником бизнес-проектов в роли инструмента достижения чьих-то корыстных целей. Классический пример — это «Газпром», грандиозная государственная корпорация. Которая на протяжении 90-х годов, по мнению многих экспертов, выступала инструментом частных интересов части руководства этой грандиозной корпорации. Другой пример — корпорация АЛРОСА, которая в той же роли грандиозной госкорпорации, формирующей на национальном богатстве России мощные финансовые потоки, выступала в качестве инструмента решения проблем клановой бюрократии Якутской АР.

    АЛРОСА — одна из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний (около 23% мировой добычи). Ежегодный оборот оценивается в $2,5 млрд, чистая прибыль за 2004 год составила $45 млн. Крупнейшим акционером АЛРОСА является правительство РФ (37%). Еще 32% принадлежат Якутии, 23% — трудовому коллективу, 8% — восьми якутским улусам (районам). — Прим. «СУ».

    То, что сделал режим Путина в «Газпроме», позволило перевернуть ситуацию с головы на ноги. «Газпром», оставаясь колоссальным государственным монополистическим образованием и существенно повысив бизнес-составляющую своей деятельности, превратился в инструмент привлечения денег и манипулирования грандиозными коммерческими процессами в интересах национального строительства.

    Примерно то же самое предложил Путин еще в 2001 году, выдвинув проект федерализации АЛРОСА. Речь шла о том, что такой масштабный, вертикально и горизонтально интегрированный процесс, как алмазодобыча в мировом масштабе, который имеет место быть на территории Якутской АР, должен быть поставлен в рамки выполнения общегосударственных, общенациональных задач, интегрируя Якутию как часть всей страны.

    Провозглашение этой программы столкнулось с мощным противодействием. Якутии выпала сомнительная честь стать точкой и второго старта «парада суверенитетов». Определенная часть клановой бюрократии, управляющей регионом, не захотела выпускать из рук те мощнейшие возможности, которые предоставляет существование такой корпорации, как АЛРОСА, и попыталась использовать весь разрушительный потенциал автономизации для защиты своих кланово-бюрократических интересов.

    Был создан так называемый «Народный фронт Якутия — АЛРОСА, который попытался представить путинский проект федерализации АЛРОСА не проектом реинтеграции Сибири, а проектом вывода национальных богатств Якутии в Москву.

    Кстати, Якутск — достаточно информатизированное место с огромным влиянием интернет-СМИ, и удивительным образом эти интернет-СМИ стали местом репрезентации опаснейших мифов. Степень цинизма пропаганды, которая велась в Якутии, демонстрирует, например, следующее событие. 7 января 2006 года на выступлении в Якутии Путин говорил о кардинальной важности системы транспортных коммуникаций для региона, которые позволили бы реализовать ту самую капитализацию региона, которая обеспечивается колоссальными природными богатствами. Этот абсолютно прозрачный тезис президента был извращен в региональной прессе, и прежде всего в высказываниях лидера «Национального фронта», таким образом: «Путин потребовал создать систему транспортных коммуникаций, чтобы быстрее и удобнее вывозить национальное богатство из Якутии в центр». Подобные высказывания, запредельные по своей безответственности, за последние месяцы стали обыденными в политической жизни и в СМИ Якутии. Этот посыл о необходимости защиты интересов национальной автономии стал источником постоянного шантажа центра. Стал источником информационной блокады. И результаты налицо. Вот цифры соцопроса, проведенного в Якутии по заказу политической экспертной сети Kreml.org. При всех своих трудностях Якутская Республика — это достаточно спокойный и стабильный регион. Там никогда не было религиозных, межконфессиональных противоречий. Национальная автономия всегда поддерживалась из центра. Соотношение национальностей — 52% на 48% в пользу русских. Понятно, что в такой ситуации нагнетать национальную напряженность — это национально-культурный суицид.

    Но буквально за последний год произошло следующее. 42% населения считает, что независимости от центра в Республике мало. Причем среди якутов эта цифра достигает 50%. Готовы участвовать в публичных акциях протеста в защиту республиканского статуса компании АЛРОСА 44% населения. Среди якутов — 57%! Считают, что в Республике имеет место национальная напряженность, 37% населения, среди русских эта цифра составляет 47%. То есть статистика очень тревожная.

    Мы получили искусственную, манипулятивную нагнетенность национального конфликта в отдельном регионе РФ «на пустом месте». Причинами этой опасной, не очень управляемой в будущем ситуации явились интересы местной кланово-бюрократической элиты, которая попыталась таким образом прикрыться народом своего региона от центра, как заложником. Защититься от попытки федеральной власти восстановить определенную степень управляемости экономическими процессами на этой территории в интересах восстановления общероссийского национального единства.

    Национальные автономии используются номенклатурой, используются кланами для достижения своих политических задач, не имеющих никакого отношения к интересам народов автономий и национального развития страны. Можно говорить, что этот процесс идет от «А» до «Я« — от Адыгеи до Якутии.

    Поэтому сегодня, говоря об огромном потенциале страны и огромном ресурсном потенциале Сибири для страны, должны понимать, что мы имеем дело с большим количеством угроз — внешних и внутренних, заложенных в структуру и систему правления нашего государства».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ