Корабли заснеженных пустынь

    Высший класс — тест-драйв

    В незамысловатых фантазиях любого мальчишки, мечтающем о своем будущем, обязательно найдется место романтическому образу короля дорог, повелителя огромного грузовика, бесконечно катящегося в сказочную страну. Возможно, этот романтический ореол нелегкой профессии водителя-дальнобойщика во многом формируют производители грузовиков, создающие мощные и красивые машины, бороздящие магистрали во всех уголках нашей планеты.

    Тем не менее автомобильные грузоперевозки — бизнес весьма серьезный, и его успех не в последнюю очередь зависит от выбора перевозчиком автопарка, обладающего в зависимости от марки и модификации разным набором технических характеристик, степени надежности, качества и экономичности. На предложение журнала «СУ» провести тест-драйв грузовиков откликнулась новосибирская компания ООО «Сибтракскан« — официальный дилер ООО «Скания-Россия», позволившая корреспонденту «СУ» посидеть за штурвалом большегруза. Для теста был выбран магистральный седельный тягач R420 LA 4×2 HNA, оснащенный 6-цилиндровым 24-клапанным рядным двигателем DС12 14 380 EURO (дизель с турбонаддувом), объемом 12 л и мощностью 420 л. с.

    Встречают по одежке

    Казалось бы, для коммерческого транспорта внешний вид значения не имеет, но шведские автопроизводители, видимо, желают добиться совершенства во всем. Автомобиль выглядит солидно, как и положено большегрузу, но в нем нет ни капли агрессии. Большая кабина окрашена в фирменный темно-оранжевый цвет, поэтому трейлер отчетливо выделяется в потоке и легко узнается. Чуть скругленная пластиковая решетка радиатора и боковые воздухоотводы придают «лицу» Scania больше выразительности и динамизма. Решетка радиатора, окрашенная в серый цвет, плавно «стекает» в передний бампер, отчего кабина выглядит чуть вытянутой. Впрочем, прямоугольная оптика головного света с интегрированными указателями поворотов и круглые «противотуманки» обеспечивают полную гармонию экстерьера. Кстати, дизайнеры, создавая облик Scania, руководствовались не только эстетическими соображениями, но прежде всего законами аэродинамики, чтобы обеспечить экономию топлива за счет снижения сопротивления встречного воздушного потока.

    Дом на колесах

    Для водителя легкового автомобиля кабина Scania представляется не иначе как дом на колесах. И дело не только в объеме кабины — она огромная, с двумя полноценными спальными местами и многослойным потолком, который венчает тонированный люк с электроприводом. Вся эргономика кабины построена по утилитарному принципу «мой дом — моя крепость», где есть все для работы и жизнедеятельности. Многочисленные полочки, ящички, углубления, держатели призваны разместить по своим местам одежду, продукты питания, предметы личной гигиены, документы, карты, нужную литературу и так далее. Единственный просчет шведских организаторов жизненного пространства — отсутствие держателя для сушки белья. Его российский водитель сооружает без лишних хлопот, натянув толстую прорезиненную веревку у потолка кабины. (Видимо, шведам и в голову не приходит, что русский дальнобойщик может стирать свое белье в дороге, минуя прачечную).

    Рабочая панель предусмотрительно развернута к водителю. Щиток приборов выглядит хоть и лаконично, но хорошо читается. Ничего лишнего, все находится под рукой. Подсветка приборов — зеленого успокаивающего цвета. Мягкое на ощупь многофункциональное рулевое колесо оснащено подушкой безопасности. На его верхних спицах расположены клавиши управления телефоном hands free и настройками стереосистемы. А на нижних — кнопки круиз-контроля, бортового компьютера и новой системы, поддерживающей заданную скорость при спуске с горы. Высота и угол наклона руля легко регулируются при помощи пневмопривода в широком диапазоне. Подобное рулевое колесо ставят как минимум на легковушках бизнес-класса! Анатомическое кресло с подогревом на пневмоподвеске со множеством регулировок не позволит водителю устать в дороге. Его ход можно регулировать в зависимости от дорожных условий. В представленной на тест-драйв модели почему-то не оказалось кондиционера. Он ставится как дополнительная опция. Зато в нашем «северном» варианте оказалась более мощная печка, а также автономный «сухой» отопитель, обеспечивающий тепло в кабине при неработающем двигателе. Чтобы хоть как-то покритиковать шведов, отмечу отсутствие в салоне штатных телевизора, микроволновки, кофеварки. Да, вот еще один недостаток: CD-проигрыватель не поддерживает МР-3, DVD и проч. Но, как говорится, любой каприз за ваши деньги.

    Он сказал: «Поехали!»

    Первое впечатление от тест-драйва — комфорт. Трогаемся с места на первой передаче. Рычаг передач чуть длинноват, к нему надо привыкнуть. Он управляет 14-ступенчатой коробкой. При отсутствии прицепа тягач влегкую трогается и с третьей передачи — без единого рывка и надрыва. Запас мощности двигателя настолько большой, что он даже не замечает моих ошибок при переключении передач. Для человека, долгое время эксплуатирующего отечественную легковушку, управление грузовиком-иномаркой покажется сущим пустяком. Баранку можно крутить практически одним пальцем, при этом руль лишен характерной для американских моделей пустоты. Машина послушно реагирует на команды и отлично держит дорогу на высокой скорости. Впрочем, понятие высокой скорости для тягача относительно. На данной модели стоит ограничитель скорости в 85 км/ч. В характеристиках управляемости немаловажную роль играет пневмоподвеска задних колес. Педали отличаются высокой информативностью. Они на удивление короткоходные, к ним не требуется привыкать — режим управления как на легковой машине.

    Особого внимания заслуживает тормозная система с электронным управлением последнего поколения EBS, антиблокировочной ABS и курсовой устойчивости ESP. Даже при небольшом нажатии педаль тормоза реагирует весьма чутко. Легкое нажатие гарантирует мягкое и комфортное снижение скорости. Резкий удар по педали — и тяжелая машина жестко группируется, недовольно гудя «абээской» и прочими механизмами «умной« трансмиссии, обеспечивая устойчивость и предотвращая занос корпуса. Впрочем, при отсутствии полуприцепа выполнять подобные эксперименты на короткой базе тягача весьма чревато. Это все-таки магистральный тягач, а не болид «Формулы-1».

    КОММЕНТАРИИ

    СЕРГЕЙ ЧУРИКОВ, коммерческий директор ООО «Трансметалл»:

    — Выбор нашей компанией автомобилей Scania обусловлен рядом причин. Это не только комфорт и удобство, которые предоставляет Scania для водителя. Применение шведских машин позволило нам существенно снизить затраты на ремонт и эксплуатацию и обеспечить развитие бизнеса.

    Мы эксплуатируем этот автомобиль продолжительное время, у нас подготовлены водители, они знают все его слабые и сильные стороны. С переходом на единый автопарк мы унифицировали техническую подготовку водителей, эксплуатацию и обслуживание машин, что позволило сократить издержки. Мы приобретаем модели, которые приспособлены для эксплуатации в тяжелых сибирских условиях — они имеют усиленную раму и подвеску, оснащены системами подогревы топлива, мощным отопителем. В условиях жестких морозов января мы не страдали от капризов природы в отличие от наших западных партнеров, которые приезжали к нам из Европы и буквально замерзали на дороге. С обновлением автопарка экономика нашего предприятия улучшилась: уменьшились простои при техобслуживании и ремонте, уменьшились эксплуатационные затраты, прежде всего по расходу топлива. Бизнес стал более прогнозируемым. Приобретая новые автомобили, мы можем четко просчитать свои затраты и расходы на год. Исходя из этого, мы можем строить стратегию дальнейшего развития нашего бизнеса.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ