Главное — вовремя заметить новую нишу

    Технологии — телекоммуникации

    Александр Соловьев более трех лет возглавляет одну из самых динамично развивающихся и успешных на местном телекоммуникационном рынке компаний — «Зап-СибТранстелеком». В этом году Соловьев празднует юбилей и ставит перед собой новые амбициозные задачи. В интервью с корреспондентом «СУ« СЕРГЕЕМ МИНИНЫМ генеральный директор ЗАО »Зап-СибТранстелеком« АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ поделился опытом работы в компании и рассказал о принципах деятельности, которых он придерживается в работе.

    — Расскажите о своей карьере до прихода в »Зап-СибТранстелеком«, а затем и в самой компании. Какие ступени в вашем профессиональном росте вы считаете наиболее важными?

    — Я начинал свою работу на дистанциях сигнализации и связи Западно-Сибирской железной дороги. Прошел путь от электромеханика до руководителя предприятия. В 2001 году, когда уходил в «Зап-СибТранстелеком», я занимал должность начальника службы сигнализации, централизации и блокировки в управлении Западно-Сибирской железной дороги.

    Не всегда все складывалось гладко, поскольку моя работа была связана с техникой, которая, как известно, имеет обыкновение выходить из строя. Были и неприятности, и отказы, и аварийные ситуации. Мне очень повезло, что на протяжении практически всей моей деятельности у меня был наставник — Алексей Ефимович Безденежный, который помогал в работе и многому научил.

    «Компании «ТрансТелеКом» было суждено рано или поздно появиться на рынке. Дело в том, что железные дороги нуждались в надежной связи на всех уровнях, а существующие на тот момент системы связи не отвечали современным требованиям. В результате в 1997 году, согласно приказу министра путей сообщения, было основано ЗАО «Компания «ТрансТелеКом«: для строительства и эксплуатации высокоскоростной телекоммуникационной сети российских железных дорог. Процесс становления компании, строительства сети происходил на моих глазах, и в какой-то момент я понял, что нужно переходить в эту отрасль, поскольку она имеет большие перспективы. Именно это заинтересовало меня больше всего. Я пришел в «Зап-СибТранстелеком» директором по строительству, через год был заместителем генерального директора, а еще через полтора года возглавил компанию.

    — Компании пришлось в очень сжатые сроки перейти от строительства сетей связи для нужд своего основного акционера (ОАО «РЖД«) к коммерческой деятельности. Как вы участвовали в этом процессе, какие трудности перед вами как перед менеджером возникали и как удалось их решить?

    — Когда я начинал работать, коммерческое подразделение в «Зап-СибТранстелекоме» только создавалось, и было небольшим. Необходимо отметить, что руководство приняло своевременное решение об оказании услуг местным операторам связи, а также корпоративным заказчикам из сферы крупного бизнеса. В результате наша компания первой пришла на этот рынок, и сегодня мы поставляем 50% интернет-трафика в Западной Сибири.

    На первом этапе я возглавлял строительное направление, которому всегда уделялось особое внимание. Ведь именно благодаря строительству Магистральной цифровой сети связи мы имеем возможность напрямую предоставлять клиентам услуги, гарантируя их высокое качество. Это особенно важно для тех наших заказчиков, для которых отсутствие связи означает остановку бизнес-процессов, например, для банков. Сравните: когда мы арендовали «последнюю милю« у сторонних операторов, в случае аварии они гарантировали нам восстановление связи не раньше чем через 72 часа. Используя свои каналы, мы восстанавливаем связь через 4–6 часов, вне зависимости от дня недели или времени суток.

    Сегодня мы выходим на новый этап развития: первыми из альтернативных операторов строим собственную кабельную канализацию. Благодаря такому вниманию к строительству сетей связи нам удается держать высочайший уровень надежности.

    — При выходе на рынок услуг вам пришлось создавать отдел продаж и вести диалог с самыми разными заказчиками — финансовыми структурами, строительными компаниями, госучреждениями, национальными и международными корпорациями и рядом других клиентов. Как удалось создать такой коллектив в условиях общего дефицита квалифицированных кадров на рынке?

    — Я считаю, что у человека, который вырос и состоялся в одной компании, всегда больше мотивации, но и люди, пришедшие из других структур, хорошо помогли нам строить бизнес. У нас очень молодой коллектив, и зачастую мы принимаем на работу молодых специалистов не только без опыта работы, но даже не закончивших обучение. Мы стараемся воспитать и вырастить свои собственные кадры. Нужно, чтобы у человека горели глаза и было желание работать, приносить пользу своей компании, получая от этого удовлетворение.

    Мы плотно работаем с местными вузами, в частности, у нас заключены договоры с тремя учебными заведениями: Омским государственным университетом путей сообщения, новосибирскими СибГУТИ и СГУПС. В рамках этой программы студенты данных вузов работают у нас во время практики, а по окончании учебы устраиваются на постоянную работу. В результате у нас часто не хватает вакансий, чтобы принять всех выпускников, которых мы обучили.

    — Как вы мотивируете персонал? Используете какие-то ноу-хау?

    — Я бы сказал, что у нас стандартная программа мотивации — поощрение сотрудников за эффективную работу премиями, туристическими путевками и т. д.

    Кроме того, мы уделяем огромное внимание профессиональному обучению как инструменту мотивации. В частности, топ-менеджмент нашей компании обучается в Высшей школе бизнеса (Москва). Это большие вложения, но я считаю, что они оправданны, поскольку получаемые там знания очень полезны в нашей работе. Я сам не раз замечал, как меняется точка зрения на многие вопросы у людей, которые проходят через систему подобного обучения.

    Очень много наших сотрудников регулярно участвует в тренингах и курсах повышения квалификации как в Новосибирске, в Москве, так и за границей — в учебных центрах производителей телекоммуникационного оборудования.

    — Сегодня телекоммуникационные операторы часто сотрудничают, выполняя общие проекты для одного заказчика. В чем особенность сотрудничества с конкурентом? Каким принципам вы следуете при этом?

    — Принцип один — нужно дружить: лучше мир, пусть не совсем хороший, чем война. Крайне редко бывает, что мы не можем решить какой-либо спорный вопрос. Я знаю всех директоров конкурирующих с нами компаний, и в случае пересечения интересов мы всегда находим компромисс. В то же время законы рынка никто не отменял, и здоровая конкуренция между нами всегда будет иметь место, главное — вести ее в рамках деловой этики и чести.

    — Ваша компания — одна из наиболее быстрорастущих на местном телекоммуникационном рынке, об этом красноречиво говорят финансовые показатели компании. В частности, уже не первый год «Зап-СибТранстелеком» демонстрирует рост доходов не менее 50%. Как вам удается сохранять темпы роста?

    — Мы показываем большой рост прежде всего благодаря тому, что вкладываем большие инвестиции в развитие собственной инфраструктуры — нашего основного ресурса. Окупаемость этих вложений действительно высока, это и позволяет нам демонстрировать хорошие финансовые результаты.

    Помимо этого, как я уже и говорил, мы вовремя вышли на операторский рынок и сейчас занимаем на нем устойчивое положение. Существенную прибыль приносит нам и оказание услуг корпоративным клиентам, причем мы пошли по пути удовлетворения абсолютно всех потребностей заказчиков в области связи.

    — Как и на какой период вы производите планирование дальнейшего развития компании?

    — Наша головная компания («Компания «ТрансТелеКом») недавно разработала стратегию и основные направления развития бизнеса до 2015 года. В частности, в ближайшее время мы приступим к оказанию услуг дальней связи. На первом этапе это будут корпоративные клиенты и ОАО «РЖД«, следующим этапом станет формирование комплексного предложения услуг для физических лиц. Согласно этой маркетинговой стратегии, мы будем разрабатывать новые направления нашей деятельности.

    — В ближайшем будущем перед компанией появится новый challenge — начало массового оказания услуг частным клиентам. Как вы готовитесь к новому испытанию? Как оцениваете сложность этого проекта для себя?

    — Сегодня на рынке нас воспринимают как магистрального оператора, многие наши местные партнеры не готовы к тому, что мы начнем с ними конкурировать. Чтобы лишний раз не провоцировать конфликт, мы стараемся выходить в не занятые никем территории — подключать новостройки или новые микрорайоны. Но и нашу позицию также можно понять: рынок, с которого мы начинали, уже нами освоен, и для дальнейшего развития компании необходимо искать новые пути развития.

    — «Зап-СибТранстелеком» представляет в Западной Сибири интересы своей материнской компании — «Компании «ТрансТелеКом». Насколько вы самостоятельны в принятии решений, часто ли приходится идти на компромисс с вышестоящим начальством?

    — У нас налажено взаимопонимание с советом директоров нашей компании, они готовы идти нам навстречу, когда мы предлагаем новые идеи, даже если они опережают развитие всей компании в целом. В начале каждого года мы представляем свой бизнес-план, который разрабатываем в соответствии со стратегией «Компании «ТрансТелеКом». Все предложения, которые выносятся на рассмотрение совета директоров, мы предварительно тщательно и скрупулезно прорабатываем, взвешиваем все «за» и «против». За время моей работы генеральным директором ни разу не было, чтобы головная компания нас не поддержала в новом начинании. В качестве примера могу привести нашу сделку с сибирскими филиалами двух сотовых операторов, в рамках которой мы обеспечиваем техническое обслуживание их наземной волоконно-оптической сети общей протяженностью 1500 км. Перед тем как выносить данный вопрос на совет директоров, мы оценили собственные затраты и отдачу, провели все переговоры с заказчиком, и, только заручившись их поддержкой, передали процесс завершения сделки в головную компанию.

    — Ваша компания, впрочем, как и весь «ТрансТелеКом», отличается постоянным внедрением инновационных технологий, а также сервисов и услуг. В чем преимущества такой стратегии и в чем ее сложность?

    — Мы не отступаем от важного принципа деятельности: только внедрение новых технологий позволяет компании развиваться дальше. К примеру, когда мы в прошлом году на наиболее востребованных участках нашей сети первыми на рынке начали применять технологию PON (пассивная оптическая сеть), благодаря которой по одному волокну можно подключать нескольких клиентов, мы добились быстрой окупаемости. Выйдя на прибыль, можем закупать новое, более мощное оборудование, которое уже стало необходимо в данных сегментах сети.

    — От каких принципов вы не отступаетесь в своей работе?

    — Если пообещал что-то, ты должен выполнить обещание. На этом и держится деловая репутация. Только в этом случае окружающие и коллеги смогут доверять тебе и рассчитывать на тебя. Кроме того, я считаю, что руководителю нельзя отгораживаться от коллектива, поскольку рядовые сотрудники должны знать и понимать, чем занимается руководство, какие задачи ставит перед коллективом. В этом — залог успеха любого проекта и общего развития компании.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ