Тропа удачи для экстремалов

    В конце июля из Новосибирска стартовала очередная экспедиция клуба экстремальных автопутешествий Оff Road Master под названием «Сибирский марафон-2006. Тюнгурский прорыв». За две недели команда из двадцати человек прошла на внедорожниках ранее непроходимую тропу Горного Алтая, расположенную между Чуйским трактом и горой Белухой. Примечательно, что представители сибирского бизнеса, столь экстремально проводящие свой отпуск, имеют спортивные разряды по автотуризму и являются призерами чемпионатов зоны Сибири и России по спортивному туризму.

    Оff Road Master — новосибирский клуб экстремальных автопутешествий, созданный в 1998 году. Члены клуба осуществили более 15 экспедиций, более половины которых относятся к высшей категории сложности. Среди них — прохождение на внедорожниках вдоль Обь-Енисейского водного пути, путешествие в Магадан вдоль БАМа и Колымского тракта, трофи-рейд вокруг Байкала, путешествие на автомобилях до географического «полярного круга» в Салехарде. Оff Road Master — многократный призер чемпионата России по спортивному автотуризму.

    Маршрут каждой экспедиции любителей активного отдыха выбирается с учетом сложности прохождения дистанции и включает в себя посещение интересных мест, представляющих историческую ценность. Нынешний маршрут экспедиции вице-президент Оff Road Master Олег Булгаков назвал «самым авантюрным проектом за всю десятилетнюю историю клуба». Так называемая «Тюнгурская тропа», расположенная между двумя алтайскими селами Тюнгур и Иня, скорее оттолкнет, чем вдохновит обычного путешественника: узкая, извилистая, с многочисленными уклонами, расположенная на высоте 300 метров над ледяной Катунью среди серых камней и горной «сыпухи». Ширина скальной полки на критическом участке всего 120 см — сложно пробраться не только всаднику на лошади, но и пешеходу. В прошлом веке по этой горной дороге гоняли из Монголии скот, затем, в 1945 году, пленные немцы пытались сделать из горного пути «большую дорогу», строительство которой так и не было завершено. «Выходить на такую тропу на внедорожниках — чистое безумие, даже психологически сложно», — рассказывает Булгаков. Как он признался позже, членам команды тропу предварительно не показывали — не хотели пугать.

    По плану прохождения маршрута, составленного за несколько месяцев до выхода экспедиции, пять машин-штурмовиков — две «Нивы», Suzuku Eskudo, Nissan Datsun и Toyota Hi-Lux — должны были выйти на старт со стороны алтайского села Иня и двигаться по тропе в сторону села Тюнгур. «Группа поддержки» — все остальные машины с инженерно-технической экипировкой (арматурой, мини-компрессорами для закачки воды в колеса) — должны были встать базовым лагерем неподалеку от тропы и заботиться о страховке штурмовиков. Но все оказалось иначе. Как только закончилась «грунтовка» районного центра Усть-Кокса и пошло полное бездорожье, выяснилось, что подвесной мост через Катунь, по которому намеревались пройти машины экспедиции, оказался поврежден ураганом.

    Участники экспедиции, связывающиеся с Новосибирском «по спутнику», тут же заявили своим коллегам и друзьям, что машины-штурмовики, видимо, придется бросить на тропе, так как выхода с маршрута нет. «Это был далеко не самый драматический момент экспедиции, мы решили, что зайдем на тропу с противоположного конца, объехав неприступный горный участок вкруговую», — вспоминает Олег Булгаков.

    Тюнгурская тропа несколько раз преподносила неприятные сюрпризы штурмовикам. В частности, чтобы побыстрее пройти маршрут, команде пришлось не спать двое суток и ехать ночью, ориентируясь в кромешной тьме на голос штурмана, который командовал водителям: «Левее!.. Правее!..» Когда разбирали завалы каменной дороги при свете фар, одна из машин чуть не ушла в пропасть вместе с водителем. «Примечательно, что как только все пять машин сошли с тропы, сразу же случился обвал, как будто духи гор сказали: «Все, ребята, выход закрыт», — говорит Олег Булгаков. На финальном этапе экспедиции Новосибирск встретил команду проливным дождем. Но, по сложившейся традиции, капоты машин автоэкстремалы все-таки облили шампанским — «на удачу». А затем поздравили молодоженов — новосибирский экипаж Любовь и Михаила Бортных, для которых Тюнгурская тропа стала еще и свадебным путешествием.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ