В конце июля из Новосибирска стартовала очередная экспедиция клуба экстремальных автопутешествий Оff Road Master под названием «Сибирский марафон-2006. Тюнгурский прорыв». За две недели команда из двадцати человек прошла на внедорожниках ранее непроходимую тропу Горного Алтая, расположенную между Чуйским трактом и горой Белухой. Примечательно, что представители сибирского бизнеса, столь экстремально проводящие свой отпуск, имеют спортивные разряды по автотуризму и являются призерами чемпионатов зоны Сибири и России по спортивному туризму.
Оff Road Master новосибирский клуб экстремальных автопутешествий, созданный в 1998 году. Члены клуба осуществили более 15 экспедиций, более половины которых относятся к высшей категории сложности. Среди них прохождение на внедорожниках вдоль Обь-Енисейского водного пути, путешествие в Магадан вдоль БАМа и Колымского тракта, трофи-рейд вокруг Байкала, путешествие на автомобилях до географического «полярного круга» в Салехарде. Оff Road Master многократный призер чемпионата России по спортивному автотуризму.
Маршрут каждой экспедиции любителей активного отдыха выбирается с учетом сложности прохождения дистанции и включает в себя посещение интересных мест, представляющих историческую ценность. Нынешний маршрут экспедиции вице-президент Оff Road Master Олег Булгаков назвал «самым авантюрным проектом за всю десятилетнюю историю клуба». Так называемая «Тюнгурская тропа», расположенная между двумя алтайскими селами Тюнгур и Иня, скорее оттолкнет, чем вдохновит обычного путешественника: узкая, извилистая, с многочисленными уклонами, расположенная на высоте 300 метров над ледяной Катунью среди серых камней и горной «сыпухи». Ширина скальной полки на критическом участке всего 120 см сложно пробраться не только всаднику на лошади, но и пешеходу. В прошлом веке по этой горной дороге гоняли из Монголии скот, затем, в 1945 году, пленные немцы пытались сделать из горного пути «большую дорогу», строительство которой так и не было завершено. «Выходить на такую тропу на внедорожниках чистое безумие, даже психологически сложно», рассказывает Булгаков. Как он признался позже, членам команды тропу предварительно не показывали не хотели пугать.
По плану прохождения маршрута, составленного за несколько месяцев до выхода экспедиции, пять машин-штурмовиков две «Нивы», Suzuku Eskudo, Nissan Datsun и Toyota Hi-Lux должны были выйти на старт со стороны алтайского села Иня и двигаться по тропе в сторону села Тюнгур. «Группа поддержки» все остальные машины с инженерно-технической экипировкой (арматурой, мини-компрессорами для закачки воды в колеса) должны были встать базовым лагерем неподалеку от тропы и заботиться о страховке штурмовиков. Но все оказалось иначе. Как только закончилась «грунтовка» районного центра Усть-Кокса и пошло полное бездорожье, выяснилось, что подвесной мост через Катунь, по которому намеревались пройти машины экспедиции, оказался поврежден ураганом.
Участники экспедиции, связывающиеся с Новосибирском «по спутнику», тут же заявили своим коллегам и друзьям, что машины-штурмовики, видимо, придется бросить на тропе, так как выхода с маршрута нет. «Это был далеко не самый драматический момент экспедиции, мы решили, что зайдем на тропу с противоположного конца, объехав неприступный горный участок вкруговую», вспоминает Олег Булгаков.
Тюнгурская тропа несколько раз преподносила неприятные сюрпризы штурмовикам. В частности, чтобы побыстрее пройти маршрут, команде пришлось не спать двое суток и ехать ночью, ориентируясь в кромешной тьме на голос штурмана, который командовал водителям: «Левее!.. Правее!..» Когда разбирали завалы каменной дороги при свете фар, одна из машин чуть не ушла в пропасть вместе с водителем. «Примечательно, что как только все пять машин сошли с тропы, сразу же случился обвал, как будто духи гор сказали: «Все, ребята, выход закрыт», говорит Олег Булгаков. На финальном этапе экспедиции Новосибирск встретил команду проливным дождем. Но, по сложившейся традиции, капоты машин автоэкстремалы все-таки облили шампанским «на удачу». А затем поздравили молодоженов новосибирский экипаж Любовь и Михаила Бортных, для которых Тюнгурская тропа стала еще и свадебным путешествием.