ERP-системы входят во вкус

    Тенденции — новые технологии

    Российский пищепром по темпам роста и объемам производимой продукции не выделяется на фоне остальных отраслей экономики. Однако рынок, на котором работают отечественные предприятия пищевой промышленности, достаточно активно осваивают иностранные корпорации, и конкуренция здесь очень высока. Поскольку жизненный цикл товаров на продовольственном рынке короток и процессы рыночной самоорганизации скоротечны, то без современных ERP-систем обойтись достаточно сложно. На ряде сибирских предприятий пищевой промышленности уже реализованы проекты крупных ERP-внедрений. «СУ» попытался разобраться, с какими проблемами сталкивались интеграторы.

    Начальние управления ИТ омского филиала ООО «ПРОДО Менеджмент» Владимир Романов: «В ближайших планах «Омского бекона« — в течение текущего года доработать и внедрить модули логистики и производственного учета»

    Вместе с тем пищевая промышленность входит в список низкотехнологичных ресурсоемких отраслей и, несмотря на то что по объему затрат на IT (более 5 млрд руб.) отрасль входит в число лидеров, обгоняя электроэнергетику и химическую промышленность, доля затрат на IT относительно объема произведенной продукции (так называемая ИТ-емкость) здесь ниже более чем в два раза по сравнению со средним показателем по экономике в целом.

    «Омский бекон»

    Предприятие «Омский бекон» входит в омскую региональную группу ООО «ПРОДО Менеджмент». Также в холдинг «ПРОДО Менеджмент» входят ОАО «Мясокомбинат «Омский», ОАО «Птицефабрика «Сибирская» и Лузинский комбикормовый завод. Рынком сбыта являются восемь регионов Западной и Восточной Сибири, Свердловская область и Казахстан. В 2005 году для оптовых потребителей запустили в эксплуатацию Центральный склад готовой продукции емкостью 754 тонны.

    Проект по внедрению ERP-системы стартовал здесь в 2001 году. На момент начала работ по внедрению холдинг уже эксплуатировал собственные программные продукты. Где-то учет велся с помощью системы «Интегратор», на других площадках использовались самописные программные продукты, которые обеспечивали производственный учет. «Ситуация была очень интересной, — вспоминает бывший начальник управления ИТ омского филиала ООО «ПРОДО Менеджмент» Яков Янцен. — В «Омском беконе« существует порядка 40 подразделений, учет на которых до внедрения ERP-системы велся независимо. Данные из подразделений предприятий поступали раз в месяц в главную книгу учета в электронном виде или на бумажных носителях. При этом проверить актуальность собираемых таким образом данных было практически невозможно».

    Выбор системы был достаточно сложным. Главными критериями служили полнота предоставляемых функций, соотношение «цена-качество» и скорость внедрения. Поэтому выбирали из систем среднего класса: SyteLine, Renaissance, Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV. Здесь важным фактором стало наличие развитого набора функций по направлениям управленческого учета, бухгалтерского учета и управления производством.

    В результате выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics NAV. Эта система устроила разработчиков не только финансовым, но и производственным модулем, возможностями которого собирались воспользоваться в будущем. В дальнейшем, при настройке новой информационной системы, инженеры протестировали функциональные модули логистики и производства. В результате они убедились, что система, выбранная в качестве базисного IT-решения, удовлетворяет всем требованиям. Внедрение осуществляла компания «Коммед».

    Процесс внедрения оказался, по признанию самих участников, нелегким. На «Омском беконе» в то время работали полсотни бухгалтеров — основных пользователей системы. Непосредственно проект внедрения шел три года — с начала 2003-го по конец 2005-го. Если в 2003 году происходила перестройка учета, то в мае 2004 года был начат запуск системы в эксплуатацию. В процессе запуска пришли к заключению, что необходимо произвести выверку в бухгалтерском учете. В результате на бухгалтеров легла большая нагрузка, поскольку им пришлось вести учет сразу в двух системах — новой и старой, причем до полной отладки новой системы. Сам процесс шел в течение 15 месяцев. За это время выверялись бухгалтерские данные и исправлялись «исторические» ошибки в бухгалтерском учете. Естественно, в это время нагрузка на бухгалтеров увеличилась и многие отказывались понимать, зачем нужны все эти мучения.

    Но, когда ко второй половине 2005 года все данные были выверены, произошли два знаковых события. Сначала сотрудники контролирующей организации попросили предоставить нестандартный отчет. Затем из управляющей компании пришел запрос на приведение данных к международному стандарту финансового учета. Сразу стало очевидно, что предоставить необходимые данные и в первом, и во втором случае старая система была не способна. В свою очередь новая система, в которой были собраны данные с мая 2004 года, позволила в течение получаса обработать каждый из запросов и предоставить достоверные данные в требуемом виде.

    В промышленную эксплуатацию система управления финансовым блоком была введена осенью 2005 года. По признанию руководства ГК, в сравнении с временными затратами финансовые оказались относительно скромными и даже ниже запланированных. Стоимость программного обеспечения и консультационных услуг составила порядка $250 000. При этом главным эффектом внедрения на предприятии считают получение абсолютно прозрачной учетной системы.

    Впрочем, как признают сами разработчики, уложиться в первоначально намеченные сроки не удалось. На этапе планирования разработчики посчитали, что реально на осуществление проекта в установленных функциональных рамках и бюджете потребуется 1000 рабочих дней, или пять лет. Этот срок не мог быть приемлемым для руководства предприятия, поэтому, запараллелив ряд процессов, пришли к оптимистичному сроку в три года. Но проект все равно растянулся на больший срок. Если в начале проекта в системе ежемесячно отрабатывалось порядка 20 тыс. операций, то сейчас их отрабатывается уже более 70 тыс. на ОАО «Омский бекон» и около 60 тыс. на ОАО «Мясокомбинат «Омский».

    Группа предприятий «РИКИ»

    Компания «РИКИ» основана в 1997 году и за почти 10 лет стала лидером среди предприятий мясной промышленности Алтайского края. Продукция компании представлена как на территории Алтайского края, так и в соседних регионах — Новосибирской, Томской и Омской областях, в Красноярском крае. В январе 2006 года компания построила крупнейший на Алтае пищекомбинат мощностью свыше 100 тонн мясопродукции в сутки.

    К началу внедрения системы в компании сложилась непростая ситуация. В 2003 году началось строительство пищекомбината, который должен был стать крупнейшим в Алтайском крае. Предприятие нуждалось в системе, которая позволяет не только решать оперативные задачи, но также планировать производство и прогнозировать продажи. Кроме того, нужно было обеспечивать расчет сырья и других ресурсов, которые нужны для эффективной деятельности.

    В итоге руководство управляющей компании приняло решение о подборе ERP-системы, которая соответствовала бы требованиям предприятия. Одним из определяющих факторов при выборе системы было наличие развитого производственного модуля, который мог бы обеспечивать учет большого количества требований, необходимых для контроля соответствия технологии высоким стандартам. Кроме того, специфика технологии производства мясопродукции предполагала глубокие знания у команды, внедряющей ERP-систему, или наличия очень большого опыта в производстве и высокой обучаемости. Еще один важный критерий — способность обеспечить работу консолидированной системы, которая могла бы оперативно увязывать информационные потоки различных компаний холдинга. Выбор остановили на ERP-системе Microsoft Dynamics AX и поставщике решения компании «Байт» (Барнаул), входящей в холдинг «Ланит».

    Результаты работы, которая была проделана за два года, руководство компании оценило положительно: «Система дает руководителю уникальные инструменты, благодаря которым мы сегодня видим реальную картину и можем выбирать оптимальные решения», — комментирует генеральный директор ООО «Группа предприятий «РИКИ» Игорь Козлов.

    Барнаульский майонезный завод

    Барнаульский майонезный завод (БМЗ) — частное предприятие по производству майонеза, кетчупа, горчицы. С 1998 года вся продукция БМЗ выпускается под торговой маркой «Персона». По данным Алтайской ТПП, предприятие является лидером продаж и занимает более 70% рынка майонеза в Барнауле.

    До начала проекта на БМЗ уже было установлено несколько разнородных систем, данные в которых не были синхронизированы и зачастую противоречили друг другу. В частности, проблема несоответствия данных коснулась информации о наименовании и адресах заказчиков, складской информации, архива продаж.

    Учет расчетов с покупателями не был интегрирован с подсистемой производственных заказов. Сами производственные заказы формировались вручную на основе недельного прогноза продаж. Заказ на производство составлялся в бумажном виде на один день. В результате планировать работу производства на более длительный срок было невозможно. Полностью отсутствовала автоматизация на участках закупа сырья и работы с поставщиками. Вручную проводилось сопоставление платежей с отгрузочными документами и актуализация расчетов с контрагентами. В результате руководство завода не могло быстро получать информацию в формате, который был бы пригоден для дальнейшего анализа. Сотрудники предприятия затрачивали значительное время на разработку отчетов, что не позволяло своевременно обеспечивать поддержку всех изменений. В этой ситуации появилось запаздывание в составлении отчетов и несвоевременная сверка между участками.

    При выборе ERP-системы руководство БМЗ рассматривало различные варианты, в том числе и российских производителей ПО. Однако после оценки их функциональных возможностей выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics AX. Реализацию проекта по внедрению корпоративной системы управления Microsoft Dynamics AX осуществила компания «СиТиГруп Консалтинг» совместно со службами предприятия.

    На начальной стадии проекта специалисты «СиТиГруп Консалтинг» провели детальный анализ всех бизнес-процессов БМЗ и выдали свои рекомендации по их оптимизации. Было откорректировано составление производственного заказа и планирование производства, а также пересмотрена система организации электронного документооборота. Значительные изменения произошли в работе отдела продаж, который ранее затрачивал на составление сводного заказа по нескольку часов. Это время требовалось на ожидание поступления заявок от торговых агентов, связывавшихся с отделом по телефону, и на анализ пришедших документов. В этой ситуации БМЗ оснастил торговых агентов карманными компьютерами, что позволило предприятию составлять сводный заказ в режиме онлайн.

    Переход с прежней системы на Microsoft Dynamic AX был проведен эволюционно. В результате в течение трех недель, пока действовала старая система, производилась помодульная установка Microsoft Dynamic AX, что позволило уменьшить нагрузку на пользователей.

    В итоге единое информационное пространство, построенное специалистами «СиТиГруп Консалтинг» на БМЗ, объединило данные, поступающие от различных подразделений предприятия. Сегодня своевременные управленческие решения принимаются на основе сводных данных по всему предприятию, которые руководители получают в режиме реального времени.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ