Учеба как двигатель карьеры

Популярность дополнительного образования сегодня трудно переоценить. Учатся все — и линейные менеджеры, только начинающие строить карьеру, и «топы», и владельцы собственного бизнеса и наемные управленцы. Однако специалисты подчеркивают: образование — не самоценность, и, выбирая ту или иную программу, стоит заранее предположить, дает ли она дополнительный бонус для карьерного роста.

Спрос на управленцев

На фото: Михаил Зыбин стал первым участником корпоративной образовательной программы САХО

Специалисты кадровых служб единодушны: руководители зачастую мотивированы на обучение гораздо лучше собственных сотрудников. «Руководители всех рангов учатся много и с удовольствием, — считает независимый консультант Ольга Зимина. — Единственное препятствие — нехватка времени». «В связи с развитием некоторых динамично развивающихся отраслей возникла потребность в управленцах, знакомых со спецификой отрасли и рынка, — говорит руководитель отдела рекламы и информации Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС« Надежда Ларькина. — По последним данным рекрутинговых агентств, самыми востребованными остаются специалисты в области продаж, финансисты, маркетологи, специалисты по логистике и стратегическому развитию. Это все подтверждается большим спросом на программы МВА именно по этим специализациям».

«Наличие у кандидата практически на любую позицию высшего образования сегодня просто не подлежит обсуждению, — говорит директор кадрового агентства Modern Staff Игорь Эйсвальд. — А для топ-менеджеров очень желательно дополнительное экономическое образование — и это условие часто оговаривается будущими работодателями». «Каждый специалист должен постоянно учиться, — уверен директор московского представительства компании Lutetia Сергей Антоненко. — Прежде всего потому, что требования к специалистам растут с каждым годом. И то, что еще пару лет назад было желательным условием, сегодня переходит в разряд обязательных. Постоянный мониторинг таких требований — залог успеха для работника любого уровня и гарантия специалиста «новой формации». По словам рекрутеров, хорошие шансы на получение «топовых» должностей и повышение по карьерной лестнице имеют специалисты, «подкованные» в области маркетинга, финансов, теории управления. При этом работодатели все чаще хотят видеть у кандидата не только диплом определенного вуза, но и определенного факультета. «Одна из недавних заявок в нашем агентстве — специалист с дипломом «Внутреннего аудитора по качеству«. Честно говоря, до этого мы и не подозревали о наличии подобной специальности, — говорит Игорь Эйсвальд. — Ну а что касается вузов, предпочтения работодателей вполне традиционные — не первый год устойчиво лидируют НГУ и НГТУ».

Синдром «второго обязательного»

«Сам бизнес, динамичное развитие отраслей экономики и растущая конкуренция создают потребность в дополнительных специальных знаниях у генеральных директоров, руководителей и собственников компаний, — уверена Надежда Ларькина. — Ведь именно топ-менеджмент принимает все управленческие решения».

«Популярность второго высшего образования среди топ-менеджеров вполне объяснима, — считает ведущий маркетолог агентства «Аверс» (Москва) Иван Сенин. — Люди чувствуют, что им не хватает определенных знаний — например, в области маркетинга или финансов. К тому же два диплома, особенно если они от «статусных« вузов, — это определенное реноме в бизнес-среде. Безусловно, это оценят не все, но среди бизнес-партнеров всегда будут люди, на которых эти дипломы произведут должное впечатление».

Самым популярным признается экономическое образование, на втором и третьем местах — маркетинг и менеджмент. «Сейчас многие ведущие вузы предлагают добротные экономические программы, — говорит Иван Сенин. — Для «технарей» или «гуманитариев« это прекрасная возможность не только получить необходимые знания, но и уверенно чувствовать себя в бизнес-среде. Именно это необходимо многим руководителям». Однако специалисты по кадрам не всегда считают «дополнительное высшее» существенным конкурентным преимуществом. «Особенно это касается специалистов среднего звена. Многие не совсем четко понимают свое будущее и учатся, так сказать, впрок, — говорит ведущий специалист компании «Эрс-Ти« (Москва) Татьяна Басюк. — В результате обилие дипломов не только не помогает, но может и смутить работодателя». «Подобным синдромом «накопления знаний» чаще всего страдают линейные менеджеры, не слишком четко представляющие себе будущую карьерную лестницу, — уверен Иван Сенин. — Другая ошибка — выбор слишком сложной программы, отягощенной явно избыточными знаниями. Например, когда человек, нуждающийся в улучшении делового английского, выбирает обучение по программе «английская филология«. Специалисту в области биологии или финансов филологическое образование излишне, а у грамотного руководителя даже вызовет сомнение в адекватности такого специалиста». «Кандидаты, уверенные, что, например, юридическое образование существенно поднимет их стоимость на рынке как специалистов (а таких немало), ошибаются, — комментирует Игорь Эйсвальд. — Руководителю вполне достаточно ознакомиться с необходимыми кодексами и справочниками, а остальную работу доверить квалифицированному юристу».

«Три и более диплома — редкость, — считает Игорь Эйсвальд. — Гораздо чаще мы встречаемся с любителями всевозможных форм короткого обучения — тренингов и семинаров. Кстати, для многих руководителей посещение семинаров превращается в своеобразное хобби». Однако большинство рекрутеров не может однозначно ответить, как работодатели относятся к людям, чрезмерно увлеченным учебой. «Все зависит от личности руководителя, — резюмирует Игорь Эйсвальд. — Если он сам любит учиться, его подобный увлеченный сотрудник только порадует». «Руководитель, имеющий научную степень, благосклонно относится к кандидатам наук, а обладатель диплома МВА старается выбирать топ-менеджеров с подобными дипломами, — уверена Татьяна Басюк. — Это своеобразная кастовость».

МВА на региональных просторах

«По программе МВА приходят учиться менеджеры и специалисты (возраст 25–35 лет), которые планируют стать управленцами, возглавлять функциональные подразделения в компаниях или открыть собственное дело, — говорит Надежда Ларькина. — Для большинства из них очень важным является получение недостающих знаний и навыков, а также карьерный рост и финансовые ожидания. Для слушателей программы Еxecutive MBA основными причинами обучения являются дальнейшее развитие бизнеса/собственной компании, желание повысить уровень образования, расширить круг деловых связей. Для таких слушателей увеличение дохода является не целью, а приятным дополнением».

Однако многие специалисты, пока только рассматривающие варианты получения бизнес-образования, видят в дипломе МВА прежде всего существенное карьерное преимущество — пусть даже и в будущем. «Меня часто спрашивают, что дает больше шансов для дальнейшего успешного карьерного роста — научная степень или диплом МВА, — рассказывает Татьяна Басюк. — Но ведь эти категории невозможно сравнивать! Научные степени необходимы теоретикам, а диплом МВА — практикующему управленцу. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что люди, готовые потратить время и деньги на бизнес-образование, иногда просто не знают, что им нужно. Бизнес-образование нужно людям, имеющим управленческий опыт и планирующим развивать карьеру именно в это направлении. Для многих является откровением, что академических знаний программы МВА не дают — они предназначены совсем для другого. Тем, кто хочет продолжать «обучение для обучения«, лучше получить еще одно высшее образование». «Выбор места обучения и бизнес-школы нужно начинать с определения целей получения знаний и развития (формирования) навыков. Очень важно определиться с карьерными целями и задачами: где вы хотите работать, в какой структуре и кем? От этого будут зависеть выбор и определение непосредственно образовательной программы, — уверена Надежда Ларькина. — Если вы планируете работать в Европе, имеет смысл пройти обучение в европейской или российской бизнес-школе с возможностью получения западного диплома (диплома университета-партнера). Если ваши планы — развивать карьеру в Америке, то лучше всего получить американский диплом — такова специфика рекрутмента в каждой стране».

Сибирские рекрутеры отмечают, что наличие диплома МВА для топ-менеджеров будущие работодатели расценивают пока как ценный, но далеко не необходимый бонус. «Требование диплома МВА у соискателя топ-вакансий пока редкость», — комментирует Игорь Эйсвальд, уточняя, впрочем, что, возможно, это дело времени. «Ситуация с МВА в регионах изменяется стремительно, — уверен Сергей Антоненко из компании Lutetia. — И если специалист с таким дипломом адекватно оценивает ситуацию на рынке труда и собственные профессиональные достижения, его ценность высока. Тем более что наличие дипломированного управленца повышает престиж компании в глазах бизнес-сообщества».

Однако «продвинутые» работодатели несколько настороженно относятся к своим топ-менеджерам, изъявляющим желание начать обучение по программам МВА. «Очень многие слушатели (порядка 40%) меняют место работы после года обучения, — комментирует Надежда Ларькина. — Те знания и навыки, которые они приобретают в бизнес-школе, слушатели стараются тут же применять на практике, в своей компании. Но, к сожалению, не всегда компании относятся к этому положительно. Поэтому слушатели нередко меняют работу на более высокооплачиваемую и интересную, дающую им большие возможности для реализации их потенциала».

КОММЕНТАРИИ

МИХАИЛ ЗЫБИН, заместитель финансового директора группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО):

— Сегодня компании просто необходимы топ-менеджеры, которые разговаривают на одном языке с иностранными финансистами, понимают их ход мыслей и систему ценностей. Бизнес САХО бурно развивается, и уже в ближайшем будущем наше сотрудничество с международными финансовыми институтами планируется вывести на новый, более высокий уровень. А значит, в компании должны появиться управленцы «со свежим взглядом», люди, знакомые с западными принципами работы не понаслышке.

Из топ-менеджеров

Курс обучения предполагает недельную стажировку в одной

из бизнес-школ материковой Европы, что позволит значительно расширить круг общения. А общение, обмен опытом между топ-менеджерами из разных стран — это главное преимущество зарубежных курсов MBA. Они рассчитаны на управленцев с опытом работы, средний возраст слушателей — около 30 лет. Большинство — уже состоявшиеся топ-менеджеры, и ни один учебник не может дать того, что можно почерпнуть в живом общении с ними. Специализация «Международный бизнес», которую я выбрал, включает финансовые, юридические и социологические дисциплины, а также курс по психологии взаимодействия с деловыми партнерами из разных государств, учитывающий особенности национального этикета и стиля ведения бизнеса.

Приятным сюрпризом для меня стал грант на обучение, предоставленный руководством Астонского университета в качестве приза на конкурсе «сочинений». Мне как иностранному абитуриенту, успешно прошедшему подготовительный курс, предложили написать рассказ объемом в 3000 слов на одну из заданных тем. Я решил попытать счастья и с помощью супруги написал эссе на тему: «Что вы считаете своими сильными и слабыми сторонами. Как курс MBA Университета Астона будет направлен на них». Работа получилась настолько удачной, что я получил максимальную премию: стоимость обучения была снижена на 5 тысяч фунтов ($9,5 тысячи). Так что вместо 19 тысяч фунтов курс MBA обойдется в 14 тысяч.

Важная «высота», которую предстояло взять перед началом учебы, — это английский язык. До поступления на подготовительные курсы по-английски я не говорил, последний раз занимался иностранным языком на первом курсе института лет десять назад. Пробелы в образовании пришлось наверстывать в максимально сжатые сроки. Вместо полугода, отведенного на обучение, выучил язык за полтора месяца. Прошел курс Pre-MBA для иностранных студентов и досрочно сдал экзамен IELTS — более сложный эквивалент распространенного теста TOEFL. Поэтому удалось на лето вырваться на «каникулы» — вернуться на родину, поработать в родной компании.

Через год, когда я вернусь в САХО с дипломом MBA, буду работать одним из топ-менеджеров финансового блока. Скорее всего, буду заниматься привлечением целевых инвестиций под новые проекты компании. Уверен, что за время обучения среди опытных бизнесменов со всего мира смогу приобрести бесценные навыки. В САХО им, безусловно, найдется достойное применение.

МАРИНА КРАВЦОВА, менеджер направления fashion retail ГК «Конквест»:

— Лет десять назад люди чаще получали или образование «с отложенным эффектом» или сугубо номинально заканчивали вуз, «чтоб какие-нибудь «корочки« были». Сейчас полученное образование «включается» раньше, поскольку оно само стало более векторным, более утилитарным. Экономика вступила в фазу роста, предприятия растут, появляются места с более узкой специализацией. Раньше брали по принципу «хороший парень, да еще и с высшим образованием». Сейчас степень общей эрудиции не так значима в сравнении с профессиональными познаниями. Более востребованы не «эрудиты вообще», а специалисты, глубоко разбирающиеся в своей теме. Выбор самих обучающихся стал более сфокусированным и тонким. Например, раньше был учебный профиль «Менеджмент организаций». И все! Организация «вообще». Сейчас же разделение стало более детальным — менеджмент строительной фирмы, туристический менеджмент. Словосочетание «Институт туризма и курортного дела» никому уже не кажется странным.

Естественно, предпочтения к месту учебы будущих работников есть у многих работодателей. Наша компания особенно тепло относится к Новосибирскому институту легкой промышленности. Поскольку бизнес наш связан с одеждой, нам важно, чтобы потенциальный сотрудник «был в теме». На ранних этапах развития рынка, когда вузовское образование было менее сфокусированным, наибольшие социальные шансы получал человек, хорошо владеющий иностранными языками. Конечно, при наличии способности к самообучению. Образования, специально ориентированного на нужды модной торговли, тогда не было. В то время высоко котировался ФИЯ НГПУ. Сейчас же приоритеты у работодателей более четкие. Но и эффект от полученного образования более «скорострельный». Раньше его можно было ждать годами. Причем полученное образование могло и вовсе «не выстрелить», остаться просто утехой честолюбия.

СЕРГЕЙ КОСЕНКО, директор ресторанного комплекса Stone House:

— Человек с высшим образованием для меня как для работодателя более привлекателен. Хотя бы потому, что у него более структурированный взгляд на мир, с ним проще общаться. Впрочем, люди, учившиеся по принципу «чтобы было», тоже еще встречаются. Например, иногда к нам приходят странные соискатели. «Учусь на экономиста, но экономистом быть не хочу». «А кем хотите?» — спрашиваю. «Юристом хочу. Диплом получу и пойду на юриста учиться». А почему сразу-то в юридический не пойти?

Как работодатель я выделяю НГУ. Это серьезный брэнд с определенной гарантией качества. В этом году я сам закончил президентскую программу в НГУ и разницу с другими вузами почувствовал ярко. В том числе и отличие от НИИВТа, где я получал «первое высшее». В НГУ и преподавательский состав сильнее, и технологии обучения интереснее. Атмосфера вуза и настрой самих преподавателей очень меня впечатлили. Люди гордятся, что работают в университете, действительно выкладываются.

ВИКТОР РЕЗНИКОВ, директор компании «Автор»:

— Для меня любое дополнительное образование сотрудника является плюсом, гарантией того, что человек действительно стремится к повышению квалификации. А пресловутые «корочки» — гарантия если не суперзнаний, то хотя бы целеустремленности и организованности. Такой человек всегда получает преимущество при трудоустройстве и дальнейшем продвижении по карьерной лестнице по сравнению с кандидатом с неким невразумительным «неоконченным высшим». При этом оговорюсь, что людей сверходаренных и харизматичных я в расчет не беру. Таких специалистов чрезвычайно мало, и к ним подходят совершенно с другой меркой. Для себя же я несколько лет назад выбрал экономическое «второе высшее». И получил его, хотя без отрыва от работы учиться очень сложно. Однако пригодилось все — даже дипломные расчеты, которые делались на «живом материале» и стали основой новых интересных проектов.

САХО я стал первым участником корпоративной образовательной программы, на которого руководство группы компаний сделало максимальную «образовательную ставку», организовав обучение за рубежом. В сентябре этого года я приступаю к изучению годичного курса МВА в одном из самых престижных вузов Великобритании. Бизнес-школу университета Астон в Бирмингеме я выбрал не случайно. Этот вуз входит в топ-10 европейских и топ-30 вузов мира как одна из лучших бизнес-школ, где обучают по программе Мaster of Business Administration. Первым в Европе этот университет получил полную сертификацию в Европейской и Североамериканской школах развития менеджмента и бизнеса, а также во Всемирной ассоциации MBA. Здесь максимальное количество профессоров: на курс из 50 студентов приходится 130 преподавателей, 58 из них являются профессорами. Кроме того, практические занятия в университете проводят топ-менеджеры крупнейших корпораций мира.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ