В основе успеха лежит система

    В условиях высокой конкуренции для того, чтобы оставаться на рынке, предприятию недостаточно просто работать. Необходимо работать эффективно, используя все имеющиеся возможности. Как предприятие может оптимизировать свое производство, используя только внутренние ресурсы, в беседе с руководителем консалтинговой компании «АНД Проджект» ИЛЬЕЙ ПАНТЕЛЕЕВЫМ узнал корреспондент «СУ» ИГОРЬ МЕЛЬНИК.

    Компания «АНД Проджект» — одна из ведущих российских консалтинговых компаний, специализируется на внедрении автоматизированных систем управления предприятиями. Среди клиентов компании — холдинг ОАО «Сибирский цемент», ОАО «Иркутсккабель», ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», Группа компаний «Пивоварни Ивана Таранова», ОАО «Ростелеком», ФГУАП «Пулково», ОАО «Калужский двигатель» и другие российские предприятия разных отраслей. «АНД Проджект» создает и внедряет отраслевые решения на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta), в 2005 году признана лучшей командой внедрения ERP-системы Microsoft Dynamics AX в России. Компания осуществляет консалтинг в области планирования и оптимизации производства на базе APS-системы ORTEMS и решает задачи оптимизации управления основными фондами предприятий на базе EAM-системы iMaint, являясь эксклюзивным поставщиком этой системы в России, странах СНГ и Балтии. Офисы «АНД Проджект» расположены в Санкт-Петербурге, Москве и Барнауле.

    — Российская экономика сейчас бурно растет, вместе с тем конкуренция на рынках ужесточается. В данных условиях в чем заключается главная задача консалтинговой компании? Может ли консалтинговая компания помочь развивающемуся бизнесу, и самое главное — как?

    — Задача состоит в том, чтобы стать надежным партнером команде, которая стала на путь самосовершенствования. Именно консалтинговая компания может предложить лучшие бизнес-практики на основании своего опыта и обширных знаний. Вопрос «Как?» сам по себе очень интересен. Если компания не внедряет инновации, нужного положения она не достигнет никогда. Это достаточно известное мнение, которое для многих стало аксиомой. Однако нужно разобраться, что может помочь данной компании и на что в первую очередь следует обратить внимание. Необходимо упорядочить все бизнес-процессы, определить ключевые точки, воздействие на которые дает организации существенные преимущества и «прорыв». Если действовать вслепую, получается, что компания просто автоматизирует хаос. А это очень затратно и неэффективно.

    Консалтинговая компания работает как доктор, который на основании симптомов и дополнительных обследований выясняет, какие органы пациента работают неважно, ставит диагноз и назначает лечение. У нас много примеров, когда люди приходили с подозрением на одну «болезнь», а мы обнаруживали, что это всего лишь симптомы. У разных компаний они абсолютно разные, и часто случается, что причины лежат не на поверхности. Производственное предприятие запросило автоматизацию сбыта, указывая на плохие продажи. Мы внимательно изучили ситуацию и обнаружили, что компания плохо продает, потому что плохо производит. Например, клиенты не приходили, потому что компания никогда не отгружала продукцию вовремя. А происходило это из-за плохой организации производства: скажем, перед каждым станком лежит груда деталей для сборки заказа, который необходимо осуществить через три месяца. Зато детали, которые понадобятся для сборки завтра, еще даже не запущены в производство.

    — Можно ли оптимизировать производство, не используя какие-то внешние ресурсы? Какую роль в этом играет использование ИТ?

    — Можно, однако автоматизация производственных процессов — сложнейшая область и под силу далеко не многим IT-компаниям. Для разных участков автоматизации производства существуют свои инструменты и программные решения. Например, для решения задач планирования мы используем систему ORTEMS, которая способна увеличить производственные мощности предприятия за счет более рационального их использования. Для предприятий это прежде всего возможность увеличить свою прибыль. Так, подобные задачи сейчас решаются специалистами «АНД Проджект» на предприятии «Иркутсккабель». С промышленными предприятиями России мы работаем уже почти десятилетие, и за это время выявили еще одну важную задачу — обеспечение непрерывной готовности производства, так как в условиях конкурентного рынка срыв сроков грозит потерей заказов и бьет по репутации предприятия. Мы проанализировали ситуацию в мире, изучили ряд автоматизированных систем управления класса EAM (управления основными фондами) и уже более трех лет внедряем систему управления ТО и ремонтами iMaint, являясь эксклюзивным поставщиком этой системы в России, странах СНГ и Балтии. Управление техническим обслуживанием и ремонтами, казалось бы, узкая задача, но ее решение позволяет многим предприятиям оптимально использовать основные фонды. Затраты на ТО и ремонты могут составлять более половины общих расходов на производство продукции. Проблему усугубляет тот факт, что в странах СНГ и России производственные базы многих предприятий сильно изношены, но при этом требования к экологической безопасности возрастают с каждым годом. Особенно актуальны подобные задачи в таких отраслях, как химическая промышленность, энергетика, добыча полезных ископаемых, пищевая промышленность и многих других.

    — Изменилось ли отношение руководства производственных предприятий к роли информационных технологий в производстве? В этой среде традиционно считают ИТ «пассивом».

    — Когда руководители предприятий принимают решения о необходимости внедрения информационных систем, они требуют от своих специалистов и от поставщиков конкретных цифр и количественно выраженных результатов. Основным показателем при этом выступает возврат инвестиций — ROI. Однако показатель ROI эффективен только в том случае, когда можно с достаточной точностью определить численное значение экономии, полученное от инвестиций в ИТ. Более того, необходимо помнить, что ROI фокусируется на краткосрочной производительности и ничего не говорит о том, насколько хорош окажется проект в будущем.

    Примером, в котором показатель ROI может оценить эффект лишь косвенным образом, является внедрение информационных систем класса EAM.

    EAM (Enterprise Asset Management) — управленческая методология, которая позволяет увеличить производственную мощность предприятия только за счет применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования. Одним из примеров является система iMaint.

    — В таком случае насколько эффективно внедрение ЕАМ-системы iMaint?

    — Для российских предприятий, на которых автоматизация технического обслуживания и ремонтов находится в начальной стадии, самый большой эффект при внедрении EAM-систем будет выражен не в абсолютном значении сокращения затрат на обслуживание основных фондов, а в переходе на принципиально иной метод управления своим главным экономическим потенциалом — основными фондами, в появлении возможностей оперативного анализа работы оборудования и персонала, в выделении специфической области деятельности предприятия (ТО и ремонты) — в отдельное направление, имеющее свой собственный инструмент управления. Положительный эффект от внедрения ЕАМ-системы на примере iMaint можно проследить в трех областях — оборудование, персонал, запасы и запасные части.

    На зарубежных предприятиях ЕАМ-системы позволяют сократить время непланового простоя и непрерывно контролировать состояние оборудования, что снижает количество «лишних» ремонтов на 15%. С внедрением iMaint на треть сокращаются аварийные работы на производстве, примерно на треть повышается производительность ремонтов. Срок эксплуатации оборудования на предприятии, которое использует iMaint, увеличивается в среднем на 10% по сравнению с точно таким же производством, на котором ЕАМ-системы нет.

    Использование iMaint повышает продуктивность работы обслуживающего персонала на 10–20%, за счет контроля фактических трудозатрат на основе нормативных данных и сокращения непроизводительного времени при ремонтах. Время сверхурочных работ сокращается на 20%.

    За счет более эффективного планирования потребностей в запасных частях и времени обработок заявок на снабжение текущие запасы запасных частей можно сократить на треть при использовании iMaint. В результате снижается стоимость хранения запчастей и их доставки — примерно на 20%. На ожидание материалов для выполнения работ уходит на 10% меньше времени, что, согласитесь, увеличивает эффективность работы предприятия. Для российских предприятий, где проблема ТО и ремонтов стоит наиболее остро, такой эффект будет выражен еще более значимыми цифрами. Тут нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию.

    — Расскажите об опыте использования EAM-системы iMaint в России и за рубежом.

    — На сегодняшний момент iMaint внедрена в более чем 6500 предприятиях, среди них такие, например, как Motorola, Boeing, Volvo, Volkswagen, Shell, Castrol, Coca-Cola, Danone и другие не менее известные компании. iMaint универсальна, проста в освоении и богата функционалом, поддерживает все методы планирования ТО и ремонтов, управление ремонтным персоналом, поставками запчастей. Это единый комплекс, который включает в себя весь основной функционал. Его легко можно интегрировать с АСУ ТП, MES, ERP и PDM. На сегодняшний день iMaint пользуется широким спросом и в Российской Федерации. Это доказано примерами промышленной эксплуатации системы в нескольких российских компаниях, проектами внедрения iMaint в компаниях «Волжский Оргсинтез», «Бурятзолото».

    — Кроме внедрения ЕАМ-системы iMaint, какими проектами еще занимается «АНД Проджект»?

    — Крупным проектом в Сибири стала для нас автоматизация системы управления холдинга «Сибирский цемент». Холдинг включает в себя четыре предприятия: «Топкинский цемент», «Красноярский цемент», «Ангарскцемент», «Тимлюйский цементный завод», а также комбинат «Волна», который выпускает цементно-волокнистую продукцию. Одним из первых эффектов от внедрения стала оптимизация товарно-материальных запасов на предприятии, а с точки зрения экономики это уже достаточно значимая вещь. Проект выполняется на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX (ранее эта система называлась Microsoft Axapta). Прошлым летом мы начали еще более масштабный проект — внедрение Microsoft Dynamix AX в крупнейшем угледобывающем холдинге Дальневосточного региона — ОАО «Холдинговая компания «Якутуголь», численность сотрудников которого превышает 8 тыс. человек. Срок выполнения проекта — два года. Мы автоматизируем аппарат управления холдинга и 10 его филиалов. Одновременно в системе смогут работать более 250 пользователей. Еще один интересный проект наши специалисты выполнили для крупного территориально-распределенного холдинга — Группы компаний «Пивоварни Ивана Таранова» (ПИТ). На данный момент в Microsoft Dynamix AX работают пивоваренные заводы в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске.

    Решения компании «АНД Проджект» охватывают не только производственные предприятия. Яркий пример — проект автоматизации управления авиакомпании «Пулково», который стартовал в сентябре 2005 года. Первым его этапом стала автоматизация финансового контура предприятия. На этом этапе автоматизируются процессы движения денежных средств, расчетов с контрагентами, операции многочисленных представительств авиакомпании в России, странах СНГ и дальнего зарубежья.

    Система управления, которую сейчас внедряет «АНД Проджект», будет обеспечивать ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета с адаптацией к особенностям бизнес-процессов авиакомпании.

    Филиал «АНД Проджект»
    в Сибири:656056, г. Барнаул,
    Комсомольский
    проспект, 80в, оф. 12,
    тел. (3852) 666–285, 666–295,
    www.andproject.ru,
    www.imaint.ru

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ