Тенденция месяца

    На российском рынке сотового ритейла в целом и на сибирском рынке в частности динамично начала проявляться тенденция консолидации — наиболее крупные игроки поглощают мелких, многие региональные дилеры включаются во франчайзинговые программы федеральных ритейлеров. Почему эта тенденция активизировалась именно сейчас?

    АЛЕКСЕЙ ПОПОВ, исполнительный директор ООО «Евросеть-Новосибирск»:

    — На самом деле если говорить о проявлении этой тенденции в Сибири, то этот регион «впереди планеты всей». За прошедший год именно здесь было проведено наибольшее число сделок по слиянию и программам франчайзинга. В то же время сейчас именно в Сибири этот тренд начнет сходить на нет. На местном рынке просто не осталось компаний, которые было бы интересно покупать, слияния начинают производиться на федеральном уровне. Причина консолидации проста — федеральные компании, освоив Москву и западную часть страны, начали активную экспансию в восточные регионы. Для них важно как можно быстрее построить широкую сеть салонов в регионе, пока этого не успели сделать конкуренты. Местные компании становятся привлекательными для федеральных благодаря тому, что находятся на своем локальном рынке достаточно давно и поэтому имеют самые интересные с экономической точки зрения места в городе. Например, кузбасская компания «Техносеть», которую мы приобрели в апреле этого года, исторически как самая первая региональная компания располагала свои салоны связи в наиболее привлекательных местах в городе.

    Однако сам приход в регион федеральных компаний, имеющих более широкое и дешевое предложение, сильно снизил прибыльность бизнеса местных компаний. А специфика бизнеса сотового ритейла такова, что из него нельзя просто взять и выйти, его можно только передать, поскольку весь товар кредитный, а площади арендуемые. Все это также подстегивало слияние региональных компаний с федеральными.

    Мы избрали путь покупок компаний, кто-то выбрал франчайзинговую схему с последующим выкупом бизнеса, как это сделали DIXIS и «Цифроград» в Красноярске. Наш выбор объясняется тем, что покупка — самый быстрый способ увеличения количества салонов, мы никогда не платили за брэнды, мы покупали только торговые места. Помимо этого, в нашей стране пока рискованно использовать схему франчайзинга, пока она не регламентирована в нашем законодательстве. Например, никак не прописана ответственность франчайзи перед своим партнером, соответственно, он в любой момент может отказаться от совместной работы и начать сотрудничать с другим дилером.

    Рынок стабилизируется при соотношении 80% за федеральными игроками против 20% — за региональными. В дальнейшем доля местных компаний будет все время медленно уменьшаться. Что касается цен, то вниз они точно не пойдут. Дело в том, что сейчас рентабельность одного салона находится на уровне примерно трехлетней давности, то есть всего 15–20%, тогда как год назад этот показатель составлял еще меньше — порядка 7–8%, что очень тяжело для бизнеса. Поэтому впоследствии цены снижаться не будут, можно ждать только различных маркетинговых акций относительно конкретных моделей телефонов.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ