Профиль инвестиции
Реализация проекта «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края один из наиболее успешных примеров государственно-частного партнерства в сфере туризма. Впрочем, насколько удачен такой опыт с коммерческой точки зрения, покажет время. Пока проект можно считать «экспериментальной площадкой», где власть и бизнес учатся совмещать интересы.
Количество туристов в Алтайском крае не менее 200 тыс. человек в год. Через территорию региона проходит весь поток направляющихся в Республику Алтай порядка 500 тыс. человек. В проекте программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 20062015 годы» указано, что до 2010 года это количество достигнет примерно 800 тыс. человек в год, а к 2015-му возрастет до 1,5 млн. Общий номерной фонд Алтайского края 8300 единиц. По мнению туроператоров, тенденция превышения спроса над предложением будет увеличиваться год от года в разы. Этот дефицит призван решить проект «Бирюзовая Катунь« один из крупнейших инвестиционных проектов в сфере туризма в масштабах Сибири.
Проект выбран администрацией как локомотив развития регионального туризма. 15 мая 2006 года край представил его на конкурс в Минэкономразвития РФ. Заявка предполагает выделение 190 млн руб. из госбюджета, с условием, что инвестор вложит в обеспечение проекта 60 млн руб. Вероятно, что эти средства будут только первым траншем из Инвестфонда как известно, минимальная сумма заявки должна составлять 5 млрд руб.
Сотрудничество региональных властей и основного инвестора проекта компании ООО «Алтай-Известь» сложилось достаточно случайно. Как рассказал «СУ« генеральный директор ООО «Алтай-Известь» Евгений Востриков, в 2001 году глава администрации Алтайского района Виктор Коршунов предложил заместителю директора по капитальному строительству компании Александру Ковалю заняться освоением площадки на левом берегу Катуни. Коваль, рассмотрев это предложение, пришел к выводу, что у этой территории очень большие перспективы в плане развития туризма. «Он был немного авантюристом, мыслил масштабно и согласился участвовать в реализации крупного проекта строительства туристического комплекса, а не отдельной турбазы«, вспоминает Евгений Востриков.
Решение было принято в конце лета 2001 года, а ближе к зиме начались первые работы. Территория (3380 га) для строительства туркомплекса была отведена на левом берегу реки Катуни. 1200 га принадлежат Гослесфонду и находятся в аренде на 49 лет у ООО »Алтай-Известь«. 1800 га составляют земли сельхозназначения и также находятся в аренде у »Алтай-Извести«. В 2004 году «Алтай-Известь» выкупила 157 га земли в собственность. «Над проектом работала большая команда единомышленников, среди которых были бывший главный архитектор края Николай Вдовин, доктора и профессора алтайских вузов. Но главным вдохновителем стал Александр Коваль», вспоминает Евгений Востриков. К сожалению, трагическая гибель не позволила господину Ковалю увидеть этапы реализации нового проекта.
По итогам летнего туристического сезона-2006 стало очевидно, что «Бирюзовая Катунь» действительно может оказаться флагманским проектом в туристической отрасли Алтая. В будни летом комплекс посещали в среднем около 1 тыс. человек, в выходные и праздничные дни число посетителей возрастало вдвое. По прогнозам, при вводе в эксплуатацию новых объектов (гостиниц, горнолыжного комплекса, развлекательных, спортивных и оздоровительных центров) посещаемость может составить 35004000 человек в день.
По словам Евгения Вострикова, его компания по-прежнему выступает основным инвестором. Соинвесторами являются еще четыре крупных предприятия и около 10 партнеров из Барнаула и Новосибирска. Заинтересованность региональных властей в сотрудничестве с бизнесом очевидна. «Бирюзовая Катунь« один из комплексных проектов, реализуемых в крае в области туризма. Он должен стать главным отличительным признаком всей продукции Алтая. Это может нам сегодня реально помочь в конкуренции на рынке», отметил во время визита на «Бирюзовую Катунь» в декабре 2005 года алтайский губернатор Александр Карлин. Но что побудило частный бизнес вкладывать деньги в долгосрочное строительство?
Как рассказал директор строительного управления производственного объединения «Алтайский моторный завод» Александр Тумбарцев, компания, являясь одним из инициаторов проекта, была заинтересована прежде всего в поиске новых территорий для застройки и, следовательно, в развитии нового для стройуправления вида деятельности строительства туристических объектов. «На сегодняшний день мы проинвестировали в проект около 180 млн руб. и в дальнейшем планируем ежегодный объем инвестиций в объеме 2530 млн руб. Сейчас как инвесторы и застройщики (заказчик «Алтай-Известь») строим две небольшие гостиницы на 50 мест каждая в левой части комплекса. В ближайшее время планируется освоение центральной части, где главной задачей является поиск крупных инвесторов, мы же выступим как застройщики«, пояснил Тумбарцев. По его мнению, сегодня наступил благоприятный момент для инвесторов, так как все формальности с приобретением земельных участков в аренду »Алтай-Известью« решены, что значительно облегчает процесс их передачи в субаренду.
Генеральный директор ООО «Возрождение-Тревел» Татьяна Ефимова сообщила «СУ», что участие в проекте вписывается в рамки развития турбизнеса компании как коммерческого предприятия: «Мы приобрели в собственность 4,5 га земли, в настоящее время готовим проектно-сметную документацию для строительства туркомплекса, где являемся инвесторами, заказчиками и застройщиками». К сожалению, Татьяна Викторовна отказалась назвать стоимость собственного проекта.
Директор барнаульского турагентства «Лунный свет» Павел Саржевский рассказал «СУ», что его компания приобрела в собственность два года назад около 1,5 га для строительства турбазы: «На сегодняшний день вложено более 15 млн руб., в ближайшее время планируем освоить еще около 10 млн. Основная цель развитие всесезонного туризма, с перспективой зимнего отдыха на горнолыжных комплексах, как на самой «Бирюзовой Катуни», так и в Манжероке (в окрестностях озера Манжерок в ближайшее время должно начаться строительство горнолыжного комплекса. «СУ«)». «Исключительно для души», так объяснил цель своего участия в «Бирюзовой Катуни» один новосибирский бизнесмен, пожелавший остаться неназванным. «Мы приобрели в собственность чуть более 2 га в прошлом году для строительства восьми VIP-гостиниц (от шести люксов до восьми полулюксов в каждой гостинице). В реализацию проекта планируем вложить до 3,5 млн руб. Основная задача развитие всесезонного туризма, чтобы комплекс приносил прибыль круглый год. Исходя из высокорентабельности всесезонного турбизнеса мы и решили инвестировать в этот проект», подчеркнул предприниматель.
Краевая администрация активно продвигает новый проект. Информационная поддержка и содействие в получении финансирования возымели свое действие. «Большой интерес проявляют нефтяники, газовики, столичные и санкт-петербургские инвесторы. Проект все больше приобретает характерные черты позитивного примера частно-государственного сотрудничества», подытожил Александр Тумбарцев.