В одной лодке

    Профиль — инвестиции

    Реализация проекта «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края — один из наиболее успешных примеров государственно-частного партнерства в сфере туризма. Впрочем, насколько удачен такой опыт с коммерческой точки зрения, покажет время. Пока проект можно считать «экспериментальной площадкой», где власть и бизнес учатся совмещать интересы.

    В «Бирюзовой Катуни» инвесторы поддерживают интересные архитектурно-дизайнерские решения

    Количество туристов в Алтайском крае — не менее 200 тыс. человек в год. Через территорию региона проходит весь поток направляющихся в Республику Алтай — порядка 500 тыс. человек. В проекте программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 2006–2015 годы» указано, что до 2010 года это количество достигнет примерно 800 тыс. человек в год, а к 2015-му возрастет до 1,5 млн. Общий номерной фонд Алтайского края — 8300 единиц. По мнению туроператоров, тенденция превышения спроса над предложением будет увеличиваться год от года в разы. Этот дефицит призван решить проект «Бирюзовая Катунь« — один из крупнейших инвестиционных проектов в сфере туризма в масштабах Сибири.

    Проект выбран администрацией как локомотив развития регионального туризма. 15 мая 2006 года край представил его на конкурс в Минэкономразвития РФ. Заявка предполагает выделение 190 млн руб. из госбюджета, с условием, что инвестор вложит в обеспечение проекта 60 млн руб. Вероятно, что эти средства будут только первым траншем из Инвестфонда — как известно, минимальная сумма заявки должна составлять 5 млрд руб.

    Сотрудничество региональных властей и основного инвестора проекта — компании ООО «Алтай-Известь» — сложилось достаточно случайно. Как рассказал «СУ« генеральный директор ООО «Алтай-Известь» Евгений Востриков, в 2001 году глава администрации Алтайского района Виктор Коршунов предложил заместителю директора по капитальному строительству компании Александру Ковалю заняться освоением площадки на левом берегу Катуни. Коваль, рассмотрев это предложение, пришел к выводу, что у этой территории очень большие перспективы в плане развития туризма. «Он был немного авантюристом, мыслил масштабно и согласился участвовать в реализации крупного проекта строительства туристического комплекса, а не отдельной турбазы«, — вспоминает Евгений Востриков.

    Решение было принято в конце лета 2001 года, а ближе к зиме начались первые работы. Территория (3380 га) для строительства туркомплекса была отведена на левом берегу реки Катуни. 1200 га принадлежат Гослесфонду и находятся в аренде на 49 лет у ООО »Алтай-Известь«. 1800 га составляют земли сельхозназначения и также находятся в аренде у »Алтай-Извести«. В 2004 году «Алтай-Известь» выкупила 157 га земли в собственность. «Над проектом работала большая команда единомышленников, среди которых были бывший главный архитектор края Николай Вдовин, доктора и профессора алтайских вузов. Но главным вдохновителем стал Александр Коваль», — вспоминает Евгений Востриков. К сожалению, трагическая гибель не позволила господину Ковалю увидеть этапы реализации нового проекта.

    По итогам летнего туристического сезона-2006 стало очевидно, что «Бирюзовая Катунь» действительно может оказаться флагманским проектом в туристической отрасли Алтая. В будни летом комплекс посещали в среднем около 1 тыс. человек, в выходные и праздничные дни число посетителей возрастало вдвое. По прогнозам, при вводе в эксплуатацию новых объектов (гостиниц, горнолыжного комплекса, развлекательных, спортивных и оздоровительных центров) посещаемость может составить 3500–4000 человек в день.

    По словам Евгения Вострикова, его компания по-прежнему выступает основным инвестором. Соинвесторами являются еще четыре крупных предприятия и около 10 партнеров из Барнаула и Новосибирска. Заинтересованность региональных властей в сотрудничестве с бизнесом очевидна. «Бирюзовая Катунь« — один из комплексных проектов, реализуемых в крае в области туризма. Он должен стать главным отличительным признаком всей продукции Алтая. Это может нам сегодня реально помочь в конкуренции на рынке», — отметил во время визита на «Бирюзовую Катунь» в декабре 2005 года алтайский губернатор Александр Карлин. Но что побудило частный бизнес вкладывать деньги в долгосрочное строительство?

    Как рассказал директор строительного управления производственного объединения «Алтайский моторный завод» Александр Тумбарцев, компания, являясь одним из инициаторов проекта, была заинтересована прежде всего в поиске новых территорий для застройки и, следовательно, в развитии нового для стройуправления вида деятельности — строительства туристических объектов. «На сегодняшний день мы проинвестировали в проект около 180 млн руб. и в дальнейшем планируем ежегодный объем инвестиций в объеме 25–30 млн руб. Сейчас как инвесторы и застройщики (заказчик — «Алтай-Известь») строим две небольшие гостиницы на 50 мест каждая в левой части комплекса. В ближайшее время планируется освоение центральной части, где главной задачей является поиск крупных инвесторов, мы же выступим как застройщики«, — пояснил Тумбарцев. По его мнению, сегодня наступил благоприятный момент для инвесторов, так как все формальности с приобретением земельных участков в аренду »Алтай-Известью« решены, что значительно облегчает процесс их передачи в субаренду.

    Генеральный директор ООО «Возрождение-Тревел» Татьяна Ефимова сообщила «СУ», что участие в проекте вписывается в рамки развития турбизнеса компании как коммерческого предприятия: «Мы приобрели в собственность 4,5 га земли, в настоящее время готовим проектно-сметную документацию для строительства туркомплекса, где являемся инвесторами, заказчиками и застройщиками». К сожалению, Татьяна Викторовна отказалась назвать стоимость собственного проекта.

    Директор барнаульского турагентства «Лунный свет» Павел Саржевский рассказал «СУ», что его компания приобрела в собственность два года назад около 1,5 га для строительства турбазы: «На сегодняшний день вложено более 15 млн руб., в ближайшее время планируем освоить еще около 10 млн. Основная цель — развитие всесезонного туризма, с перспективой зимнего отдыха на горнолыжных комплексах, как на самой «Бирюзовой Катуни», так и в Манжероке (в окрестностях озера Манжерок в ближайшее время должно начаться строительство горнолыжного комплекса. — «СУ«)». «Исключительно для души», — так объяснил цель своего участия в «Бирюзовой Катуни» один новосибирский бизнесмен, пожелавший остаться неназванным. «Мы приобрели в собственность чуть более 2 га в прошлом году для строительства восьми VIP-гостиниц (от шести люксов до восьми полулюксов в каждой гостинице). В реализацию проекта планируем вложить до 3,5 млн руб. Основная задача — развитие всесезонного туризма, чтобы комплекс приносил прибыль круглый год. Исходя из высокорентабельности всесезонного турбизнеса мы и решили инвестировать в этот проект», — подчеркнул предприниматель.

    Краевая администрация активно продвигает новый проект. Информационная поддержка и содействие в получении финансирования возымели свое действие. «Большой интерес проявляют нефтяники, газовики, столичные и санкт-петербургские инвесторы. Проект все больше приобретает характерные черты позитивного примера частно-государственного сотрудничества», — подытожил Александр Тумбарцев.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ