Компании, которые нас удивили

    Профиль — итоги года

    Как бы ни была успешна компания, она сталкивается с непредвиденными, кризисными ситуациями. В 2006 году ряд крупных компаний и предприятий, работающих в Сибири, по тем или иным причинам были вынуждены изменить свои планы развития. Кому из них удалось реализовать яркие и неожиданные решения менеджмента?

    «Кузбассэнерго» потеряло топ-менеджеров

    Генеральный директор «Кузбассэнерго» Сергей Михайлов

    Осенью 2006 года ОАО «Кузбассэнерго» оказалось в центре громкого скандала. Управление ФСБ России по Кемеровской области возбудило уголовное дело по факту поставок некачественного топлива на Южно-Кузбасскую ГРЭС. Вскоре территориальное Управление ФСБ по Кемеровской области обнародовало информацию о том, что «вскрыты факты мошеннических поставок низкокачественного угля на ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» одной из посреднических фирм новокузнецкого ООО «Горно-механическая компания». В результате был нанесен значительный экономический ущерб ОАО «Кузбассэнерго». 23 октября 2006 года по данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

    Через пару дней после сообщения ФСБ в пресс-службе «Кузбассэнерго» рассказали о том, что первые лица компании провели на месте свою проверку по поводу поставок некачественного топлива. В результате гендиректор «Кузбассэнерго« Сергей Михайлов решил уволить исполнительного директора ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» Касима Вахитова. Вслед за Касимом Вахитовым заявление об увольнении написал заместитель гендиректора «Кузбассэнерго» Борис Иванов.

    Руководство «Кузбассэнерго» не только признало обвинения, но и сделало своего рода комплименты в адрес действий ФСБ по поводу их профессионализма.

    Уходя, Иванов покаялся в произошедшем: «К большому сожалению, факты погрузки некачественной партии угля, ее перевозка, разгрузка и приемка с подменой проб были проконтролированы и вскрыты ФСБ, а не нами и не нашими работниками, хотя о подобных случаях на Южно-Кузбасской ГРЭС нас предупреждали ранее».

    Сергею Михайлову удалось найти ответ на самый сложный вопрос — кадровый

    Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев оценил произошедшее по-своему. Согласно его мнению (озвученному пресс-службой), «ОАО «Кузбассэнерго» строит свое финансовое благополучие на систематических повышениях тарифов на электроэнергию для населения и промышленных предприятий региона. Угольные махинации привели к увеличению расходов областной энергокомпании на закупку топлива, которые ОАО «Кузбассэнерго« компенсировало за счет увеличения тарифов».

    Эксперты еще в разгар конфликта предсказывали, что власти региона воспользуются скандалом, чтобы получить больший контроль над сбытом энергии в Кузбассе.

    Насколько эти высказывания справедливы, отчасти могут свидетельствовать тарифы на 2007 год в Кузбассе. В конце ноября региональная энергетическая комиссия приняла тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей области на 2007 год. Один киловатт-час электрической энергии для населения обойдется в 95 копеек с учетом НДС (в 2006 году — 86 копеек, увеличение на 10%), для бюджетных потребителей — 1,18 рубля. Как публично отметил председатель РЭК Петр Акатьев, тарифы установлены по минимуму предельных уровней, определенных Федеральной службой по тарифам России для региона. Он подчеркнул, что «в соседних регионах потребители уже давно платят за электроэнергию больше рубля».

    Аналитики не склонны считать, что ситуация отразится на операционной деятельности компании: в возникновении кризисной ситуации в энергетике региона сейчас не заинтересован никто. «Однако финансовые показатели компании могут пострадать, так как жесткий прессинг заставит ее менеджмент вести себя более осторожно в плане повышения тарифов, — резюмирует эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ« Александр Корниенко. — Кроме того, в среднесрочном периоде компания может столкнуться с необходимостью сократить свой инвестиционный бюджет, что также может иметь негативные последствия. Еще один важный момент: в 2007 году РАО ЕЭС планирует продать с аукциона пакеты акций Южно-Кузбасской ГРЭС. Скандал может заставить перенести аукцион, из-за чего могут возникнуть негативные последствия в плане формирования ТГК-12».

    «Сиблитмаш» заплатил отступное

    Анатолий Маслов вынужден был вернуть 13% акций своего предприятия, чтобы погасить корпоративный конфликт

    В ноябре этого года завершился один из самых громких корпоративных конфликтов в Новосибирске. Мажоритарные акционеры ОАО «Сиблитмаш» выкупили 13% акций собственного предприятия у кемеровского ОАО «Кокс». Для акционеров «Сиблитмаша» это был единственный способ погасить акционерные противоречия.

    История конфликта мажоритарных и миноритарных акционеров «Сиблитмаша» — одного из лидеров сибирского машиностроения — началась в конце 2004 года, когда порядка 13% акций предприятия были выкуплены гендиректором ООО «Сиблитпром» Сергеем Репниковым. Он заявил, что представляет интересы «крупного холдинга». В октябре этого года выяснилось, кто стоял за Сергеем Репниковым: таинственным заказчиком оказался один из основных партнеров «Сиблитмаша» — ОАО «Кокс« — один из крупнейших активов «Промышленно-металлургического холдинга».

    С момента начала акционерного конфликта мажоритарные акционеры «Сиблитмаша» во главе с гендиректором предприятия Анатолием Масаловым пытались выяснить истинного заказчика скупки акций, чтобы попытаться договориться о цене выкупа. При отсутствии информации о заказчике Масалов даже пытался договориться с Репниковым. Тот, посоветовавшись с заказчиком, был не против продать акции, однако юристы отговорили акционеров «Сиблитмаша» от этого шага, мотивируя совет тем, что заключать сделку с посредником опасно.

    «После того как нам удалось выяснить, что за Репниковым, купившим 13-процентный пакет, стоит ОАО «Кокс«, мы обратились к акционерам этого предприятия — в «Промышленно-металлургический холдинг» — с предложением о выкупе пакета акций, — сообщил «СУ» замгендиректора ОАО «Сиблитмаш» Виктор Вязовых. — После ряда переговоров нам удалось прийти к соглашению по цене пакета акций и выкупить его посредством близких «Сиблитмашу« структур». Цена сделки не разглашается. Также нет точной информации о причинах, побудивших акционеров «Кокса», более года боровшихся за контроль над «Сиблитмашем», отказаться от своих намерений в отношении предприятия.

    По мнению экспертов, деньги за пакет акций «Сиблитмаша» — фактически отступное, которое пришлось заплатить акционерам ОАО «Сиблитмаш» за погашение акционерного конфликта. Хотя цена сделки не разглашается, эксперты уверены, что выкуп акций обошелся мажоритариям «Сиблитмаша» недешево. По мнению инвестиционных аналитиков, стоимость пакета акций превышает рыночную. «Сделка по выкупу акционерами «Сиблитмаша» акций у ОАО «Кокс» могла быть осуществлена с премией за больший контроль с максимальным размером в 10–30% от цены консолидации пакета «Коксом«, то есть скорее всего не превысила $1,5–3 млн».

    Однако стоит отметить, что за время корпоративных разбирательств финансовые показатели «Сиблитмаша» ухудшились. Например, чистая прибыль по итогам II квартала 2006 года, согласно отчету компании, составила 1298 тыс. руб., тогда как за аналогичный период 2004 года — до начала конфликта — она составляла 6276 тыс. руб.

    Тем не менее сегодня акционеры «Сиблитмаша» могут сказать, что прошли своего рода школу по защите контроля над предприятием. Через несколько месяцев после появления в составе акционеров Репникова они нашли способ консолидировать ранее разрозненные и незащищенные с точки зрения юристов акции. В настоящее время они находятся у номинального держателя.

    Следует отметить, что если Сергей Репников — персона non grata на «Сиблитмаше», то на отношения предприятия с «Коксом» произошедшее вряд ли серьезно повлияет. «Полагаю, будем работать с ними, как и работали», — отметил недавно Виктор Вязовых в беседе с корреспондентом «СУ».

    «Прокопьевскуголь» остался под прицелом

    Весь минувший год прошел для компании «Прокопьевскуголь» (актив «Новолипецкого металлургического комбината» [НЛМК]) в противоречиях с Росприроднадзором. Две кузбасские шахты оказались в текущем году под угрозой отзыва лицензии. Причиной стало то, что на шахтах им. Дзержинского и «Красногорской» не устранены нарушения лицензионных условий, выявленные Росприроднадзором во время весенней проверки предприятий компании «Прокопьевскуголь». До конца этого года НЛМК не только не уладил противоречия с инстанцией, но и, по информации «СУ», намерен доказывать свою правоту в суде.

    По словам руководителя управления Росприроднадзора по Кемеровской области Сергея Малахова, еще в марте его ведомство выявило ряд лицензионных нарушений на шахтах им. Дзержинского и «Красногорской». «Проекты по добыче каменного угля не прошли государственную экологическую экспертизу. Были и другие нарушения, в частности, сброс неочищенных шахтовых вод, — констатировал господин Малахов осенью. — Сейчас, спустя полгода, мы провели повторную проверку шахт. Ни одно из наших предписаний даже не начали исполнять. Мы направили в Росприроднадзор предложение об отзыве у предприятий лицензий на добычу угля».

    По информации «СУ», 16 октября в «Прокопьевскугле» прошло аппаратное совещание, на котором гендиректор компании Сергей Тихонов заявил, что по шахте им. Дзержинского пакет документов на прохождение экологической экспертизы уже направлен в Ростехнадзор для получения согласования, а по шахте «Красногорская» документы будут направлены до конца октября. В пресс-службе НЛМК корреспонденту «СУ» заявили, что у «Прокопьевскугля» «есть письменное разрешение от Ростехнадзора на ведение работ до конца 2006 года по добыче угля на основании плана развития горных работ».

    Замруководителя управления Ростехнадзора по Кемеровской области Владимир Рычковский пояснил «СУ», что данное разрешение «не освобождает угольную компанию от выполнения требований природоохранного законодательства». «Более того, если по инициативе областного управления Росприроднадзора будет принято решение о начале процедуры отзыва лицензии, то наше разрешение на ведение работ по угледобыче на основании плана развития горных работ окажется недействительным, — говорит господин Рычковский. — Временное право на добычу угля мы выдали на определенных условиях, одним из которых было обязательное получение государственной экологической экспертизы на проекты по добыче каменного угля».

    По словам Сергея Малахова, на отзыв лицензии у шахт имеет право только Федеральное агентство по недропользованию: «Мы направили свое предложение в Москву в Росприроднадзор. Если там посчитают, что для процедуры отзыва лицензий достаточно оснований, то такое предложение будет направлено в Роснедра».

    Тем временем на НЛМК надеются, что процедура отзыва лицензий все же не начнется. Как сказали «СУ» в пресс-службе комбината, еще есть время на то, чтобы получить положительное заключение экологической экспертизы на проекты угледобычи на обеих шахтах. По мнению представителей НЛМК, проблема в том, что предыдущие собственники ни по одному угольному предприятию «Прокопьевскугля» не сделали проектов по добыче угля для государственной экологической экспертизы.

    Не исключено, что противоречия между бизнесом и природоохранными ведомствами в ближайшее время может только усугубиться. «Насколько мне известно, «Прокопьевскуголь« собирается со мной судиться за инициированную мной процедуру — компания уже поставила меня об этом в известность», — отметил недавно в беседе с корреспондентом «СУ» Сергей Малахов. Пока документы, отправленные в вышестоящие инстанции кузбасским отделением Росприроднадзора, находятся на рассмотрении и конкретного решения по ним не принято. В пресс-службах меткомбината и угольной компании «СУ» не стали ни подтверждать, ни опровергать информацию о том, что «Прокопьевскуголь» собирается подавать в суд на кузбасское отделение Росприроднадзора, сославшись на то, что это «не публичная» информация.

    «Сибирь» подвели традиции

    Наталье Филевой все сложнее находить региональные компании, которые АК «Сибирь» может приобрести

    По мнению экспертов, за годы борьбы за региональные рынки у авиакомпании «Сибирь» сложилась репутация агрессивной компании. Она скупала активы других авиаотрядов и вела судебные разбирательства с руководством аэропортов. Только в 2006 году она вела судебные тяжбы в Татарстане, Казани и Красноярске. Ранее аналогичные разбирательства проходили в Томске, Иркутске, Норильске и Челябинске.

    Напомним, что государственная авиакомпания «Сибирь» была создана в 1992 году на базе Толмачевского объединенного авиаотряда (Новосибирск). В 1994 году компания была приватизирована, в числе основных акционеров компании оказался Владислав Филев и его супруга Наталия Филева.

    Уже тогда, в конце 90-х, в своем развитии компания сделала ставку на агрессивную экспансию в регионы. Взяв на себя урегулирование части долговых обязательств, авиакомпания поглотила авиаотряды в Барнауле, Кемерове, Томске, Иркутске. Следуя этой стратегии, «Сибирь» произвела первое в российском авиабизнесе поглощение одной крупной компании другой — в результате покупки «Внуковских авиалиний» «Сибирь» стала второй по величине авиакомпанией России и первой по объему перевозок на внутренних линиях. В 2002 году центральный офис авиаперевозчика был перенесен из Новосибирска в Москву, и основная часть рейсов стала выполняться из аэропорта Домодедово. В этом же году «Сибирь» поглотила армянскую авиакомпанию ArmAvia, а летом 2004 года приобрела контрольный пакет Челябинского авиапредприятия.

    Компания и сейчас стремится следовать своей стратегии агрессивного продвижения в «несибирские» регионы, однако все реже эти усилия становятся успешными. Объектов, доступных для поглощения, осталось не так много, а продвигаться в регионы, преодолевая сопротивление конкурентов, в большинстве случае «Сибири» не удается.

    Как следствие — имел место ряд судебных разбирательств в 2006 году между авиакомпанией и руководством аэропортов, которые отстаивают интересы базовых авиаперевозчиков. Причем во многих случаях тяжбы неуспешны для «Сибири». Так, в марте текущего года Татарстанское УФАС прекратило дело в отношении международного аэропорта Казань, запретившего АК «Сибирь» выполнять вечерние рейсы по маршруту Казань-Москва-Казань (базовой авиакомпанией является АК «Татарстан»). Аналогичная ситуация возникла в аэропорту Кольцово (Екатеринбург), где базовым авиаперевозчиком является АК «Уральские авиалинии». Не поставлена точка и в разбирательствах между АК «Сибирь и красноярским аэропортом Емельяново, где до недавнего времени монопольное положение занимала авиакомпания «КрасЭйр» («Сибирь» борется за красноярское небо с апреля прошлого года. Однако аэропорт, ссылаясь на недостаточную пропускную способность и ремонт взлетно-посадочной полосы, отказывает «Сибири» в слотах). В то же время АК «Аэрофлот» в мае 2006 года начала регулярные рейсы по маршруту Москва-Красноярск-Москва.

    По мнению некоторых экспертов, не удалось авиакомпании реализовать и другую стратегическую задачу — приобрести имидж федеральной компании, к которому компания стремилась, проводя ребрэндинг (брэнд S7).

    Cегодня участники рынка активно обсуждают вопрос о возможной продаже пакета акций S7 московской компании «Нафта Москва». Причем эксперты уверены, что «Нафта» в данном случае выступает посредником при перепродаже авиаперевозчика авиакомпании «Аэрофлот».

    Однако большинство участников рынка все же высказывает мнение о том, что негативные факторы не скажутся на лидирующем положении авиакомпании S7, а только будут способствовать стремлению авиаперевозчика «развиваться». И подтверждением тому может быть подписанный в конце ноября 2006 года меморандум о сотрудничестве с авиакомпанией «Пермские авиалинии», который может стать первым шагом в поглощении ПАЛ «Сибирью».

    Несчастливый «Береговой»

    Проект «Береговой» претендует стать самым громким и длинным скандалом на строительном рынке Новосибирска

    Один из наиболее скандальных строительных проектов 2006 года в Сибири — это застройка жилмассива «Береговой». Участники рынка и чиновники устали давать о нем комментарии, а эксперты говорят, что такие проекты заставляют инвесторов быть осторожнее и воздерживаться от вложений в строящееся жилье.

    Площадка была включена в генплан 1985 года, однако с того времени строительство не велось, площадка простаивала. И вот в марте 2003 года появилась компания, заинтересованная в ее освоении. Коммандитное товарищество «Социальная инициатива» подписала соглашение с мэрией Новосибирска: этот договор предусматривал за семь лет строительство здесь 350 тыс. кв. м жилья. Однако за два года «Социальной инициативе» не удалось построить ни одного дома.

    Летом 2005 года площадкой заинтересовалась некоммерческая ассоциация «Деловой клуб строителей» (ДКС), объединяющая девять новосибирских строительных компаний. «Береговой» заинтересовал ДКС своей перспективностью: на площадке нет сноса ветхого жилья, и при условии подключения к инженерной инфраструктуре можно строить в течение 5–6 лет. Таких площадок в городе всего девять. И мэрия, и «Социальная инициатива» (которая по проекту должна была сохранить за собой функции заказчика) были заинтересованы в том, чтобы у проекта появились новые инвесторы-застройщики. Компании из ДКС начали изучать экономику проекта. И случилось непредвиденное: весной 2005 года «Социнициатива» потерпела финансовый крах. Судьба застройки оставалась неясной до ноября 2005-го, когда «СУ« удалось выяснить, что соинвестором проекта стала новосибирская компания «Мегаком-Спецстроймонтаж», возглавляемая Виктором Литуевым. Данная компания взяла на себя права и обязанности «Социнициативы« с целью защиты инвесторов. Однако строительство — не ее профиль, и «Мегаком-Спецстроймонтаж» намеревался вести работу по поиску подрядчиков.

    В марте 2006 года начальник департамента строительства и архитектуры Сергей Боярский заявил, что права на площадку жилмассива «Береговой» передаются фирмам, входящим в «Деловой клуб строителей». Тогда же между мэрией и ДКС был подписан договор о сотрудничестве. Тем большей неожиданностью для участников рынка и людей, купивших квартиры на «Береговом», стала передача прав застройки не ДКС, а компании «Самарский деловой мир» (Самара). Власти города говорят, что переговоры с «Деловым клубом строителей» зашли в тупик из-за экономических причин: слишком велика была задолженность «Социнициативы» перед инвесторами. Представители ДКС, напротив, в беседах с «СУ« утверждают, что причины эти политические.

    Как бы то ни было, в октябре 2006 года самарцы купили ООО «Мегаком-Спецстроймонтаж» и начали работать с обманутыми инвесторами (объем вложений в строительство коммуникаций оценивается примерно в 700–800 млн руб., общий объем претензий инвесторов — 150 млн руб.). По словам первого вице-мэра Владимира Шумилова, строительство начнется после погашения долга перед инвесторами. Предполагаемый срок завершения стройки — 2009 год.

    Тем не менее многие эксперты и участники рынка, знакомые с процессом строительства «Берегового», в неофициальных комментариях говорят, что этот проект преподнесет еще немало сюрпризов.

    Банковский ребрэндинг

    По мнению председателя совета директоров Сибакадембанка и наблюдательного совета Уралвнешторгбанка Игоря Кима (на фото справа), самое важное — достичь тех целей, которые ставятся перед объединенным банком

    Наибольший резонанс в финансовой сфере вызвало объединение Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка.

    17 мая 2006 года на совместном заседании Наблюдательного совета ОАО «Уралвнешторгбанк» и совета директоров ОАО «Сибакадембанк» было принято решение о слиянии двух финансовых учреждений. 21 сентября об объединении, а также о ребрэндинге, было объявлено официально. Озвученной целью слияния было создание банка федерального масштаба, способного конкурировать с ведущими российскими кредитно-финансовыми институтами.

    Новое имя кредитной организации стало для рынка неожиданным — УРСА Банк. В САБе выбор брэнда объясняли тем, что он благозвучен, легко произносится на всех языках, его можно легко визуализировать, так как УРСА по-латински означает «медведица», и наконец, это аббревиатура, составленная из названий двух объединяющихся банков.

    Причем представителей САБа и УВТБ не смутило, что аналогичные имена носят несколько компаний не только в России, но и за рубежом. Одним из самых известных является URSA° (УРСА) — зарегистрированная товарная марка теплоизоляционных материалов из стеклянного штапельного волокна. Впрочем, на финансовом рынке такого брэнда действительно не было.

    Опрошенные «СУ» эксперты отзываются о самом факте ребрэндинга положительно и сходятся во мнении, что он был абсолютно необходим объединяющимся кредитным организациям. Прежде всего потому, что оба названия носили региональную привязку и были тяжеловесны для структуры, заявляющей о выходе на федеральный и международный рынки. А вот в оценках имени, выбранного банком, эксперты расходятся кардинальным образом. Например, директор новосибирского офиса Рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин дает названию УРСА «троечку с минусом». «Так себе название, большого вреда не принесет, но и серьезных выгод от него уж точно не будет. Хороший брэнд привлекает потребителя, увеличивает шанс пробной покупки. В данном случае проблема будет не в том, что слово УРСА созвучно с аспирином «Упса» или еще какими-то товарами. Когда САБ вложит серьезный медийный бюджет в развитие брэнда и закрепит это слово за собой, все будут знать, что УРСА — это в первую очередь банк. Недостаток слова в том, что оно абсолютно бессмысленно для русского уха, не несет позитивных ассоциаций и никак не связано с финансами, — комментирует собеседник «СУ». — Вот «Уралсиб» звучит коротко, кругло, глобально и промышленно — на 6 баллов! Недаром «Никойл», когда купил «Уралсиб«, сам в него и переименовался». Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин, напротив, считает, что не имя делает банк, а наоборот. По его словам, клиенты оценивают кредитную организацию по эффективности ведения бизнеса и динамике развития, отсутствию скандалов и предложению интересных продуктов. «У САБа с этим все в порядке, и если он сохранит в будущем существующую динамику и принципы развития, то через несколько лет все будут думать, что УРСА Банк — это круто!» — уверен эксперт.

    Расходятся точки зрения участников рынка и в отношении эффективности разработки процесса ребрэндинга. Напомним, лидером проекта по ребрэндингу САБа был Томас Гэд — разработчик модели четырехмерного брэндинга, автор известного слогана Nokia «Объединяя людей» (Connecting people). А визуализацией нового брэнда занимается компания BBDO Moscow. По мнению ряда опрошенных «СУ» экспертов, участие Томаса Гэда наложило свой отпечаток на визуальную сторону новой рекламы банка, которая пересекается с разработками, использованными Nokia. Тем не менее аналитик по долговым рынкам Luginin Capital Partners Анна Белькова считает факт руководства процессом ребрэндинга шведским маркетологом с мировым именем положительным фактом. «Реклама САБа перекликается с Nokia потому, что над их брэндами и рекламой работала одна и та же компания, у которой есть собственный стиль, прослеживающийся во всех продуктах. Порой сходство с неким уже раскрученным брэндом обращает на себя дополнительное внимание, что не так плохо для банка (юридически он тут никаких правил и законов не нарушает)».

    «Пока рано говорить о резонансе ребрэндинга САБа и УВТБ», — считает директор КГ Petra Анастасия Чулюкова. Наряду с выводом нового брэнда на рынке идет реклама существующего — Сибакадембанка. «Сейчас мы наблюдаем скорее переходную фазу, основная цель которой — рассказать потребителям о слиянии банков и обеспечить первичную узнаваемость брэнда УРСА Банк. Текущая реклама, на мой взгляд, эту задачу выполняет. А вот стадия активного продвижения нового банка еще впереди — именно тогда будет видно, что представляет из себя брэнд и что он обещает потребителю», — резюмирует эксперт.

    Жизнь после «Газпромнефти»

    Леониду Полежаеву пришлось искать замену крупнейшему налогоплательщику

    Смена прописки компании «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть) стала одной из самых скандальных тем в бизнес-сообществе России в текущем году. В мае этого года ключевой налогоплательщик Омской области — компания «Сибнефть» — был перерегистрирован из Омска в Санкт-Петербург. Для Омской области это означало потерю основного налогоплательщика, у которого годовые отчисления в бюджет составляли порядка 14 млрд руб., или около 60% омской казны. Если изначально губернатор Омской области Леонид Полежаев заявлял, что «и мысли не допускает» о перерегистрации компании, то за этот год ему пришлось не только смириться с потерей любимого налогоплательщика, но и постараться изыскать собственные ресурсы для развития.

    Теперь, по прошествии нескольких месяцев, Полежаев заявляет, что Омская область успешно обходится без «Газпромнефти» и «экономика области живет уже совершенно другими категориями». Отчасти этому способствовало решение вопроса о компенсации Омской области из федерального бюджета потери от перерегистрации.

    Кроме того, руководство «Газпромнефти» пообещало масштабные инвестиции в экономику Омской области, в частности, речь идет об освоении ресурсной базы региона и долевом участии в строительстве завода по производству полипропилена в Омске. «Если рассматривать данные за январь-октябрь текущего года, то большинство показателей экономического развития Омской области демонстрирует рост, что связано с хорошим промышленным потенциалом региона, а также с общими позитивными тенденциями в экономике РФ. Одновременно есть несколько настораживающих фактов, — отмечает аналитик ИК «ФИНАМ« Владислав Кочетков. — Во-первых, существенный дефицит консолидированного регионального бюджета — 3097,6 млн рублей на 1 октября. Во-вторых, сокращение поступлений в бюджет на 11,6%. Таким образом, область частично смогла компенсировать выпавшие доходы, но полностью справиться с ситуацией не удалось». Леонид Полежаев заявляет, что полностью возместить 14 млрд рублей в год, выпавшие из областного бюджета, Омская область сможет примерно к 2008 году.

    Звездное предложение

    Тимур Саттаров не афиширует свои планы, но скорее всего продолжит расширение представленных брэндов

    Новосибирской компании «Сатико» удалось приятно удивить местный модный рынок. Именно благодаря усилиям совладельца компании Тимура Саттарова местный fashion-рынок в 2006 году вступил в новый этап развития. В октябре состоялось открытие принадлежащего «Сатико» мультимарочного бутика Mon Plaisire, впервые в Новосибирске полномасштабно представившего коллекции культовых марок Gucci, Yves Saint Laurent и Dolche & Gabbana. Месяцем позже компания открыла мономарочный бутик Ermenegildo Zegna, максимально полно представивший все направления этой марки. Новый бутик вместил все марочные линии, а также ранее не представленные в городе аксессуары от Zegna и сервис su masura (пошив одежды по индивидуальным меркам). Еще одна особенность — новые бутики расположены на одной улице, которую журналисты уже уверенно называют «будущим Третьяковским проездом».

    Хлеб пришел в метро

    Андрей Бакин принял неожиданное маркетинговое решение

    Большую креативную составляющую многие участники новосибирского хлебного рынка осенью этого года увидели в проекте «Сибирского аграрного холдинга» (САХО) по созданию сети фирменных киосков «Хлебница» в новосибирском метрополитене. Иначе как «странной» эту идею конкуренты тогда не называли. Между тем по итогам запуска первых киосков можно судить, что проект удался. Теперь компания вынуждена все большее внимание уделять логистике и увеличению своих производственных мощностей непосредственно в Новосибирске.

    «Размещение торговых точек в метро — наше преимущество, конкурентов там нет. Это лишь одна из составляющих нашего проекта по развитию собственной фирменной розничной сети в Новосибирской, Омской и Московской областях, на который мы собираемся потратить более 40 млн руб.», — рассказал первый заместитель председателя совета директоров САХО Андрей Бакин.

    Основу ассортимента для подземной торговли составили мелкоштучная продукция и батоны. Продукция для торговли в метро поставляется Искитимским хлебокомбинатом и расположенным в центре Новосибирска мини-хлебозаводом «Словения». Сейчас специалисты САХО решают задачу по увеличению мощности мини-хлебозавода.

    Киоски пользуются большой популярностью у пассажиров метрополитена, и в течение ближайших месяцев «Хлебница» должна охватить все 12 станций новосибирского метро.

    Самая неожиданная ниша для бизнеса

    Кофейни продемонстрировали рекорды рентабельности

    Событием 2006 года в сфере общепита можно считать возврат рестораторов к несколько забытой кофейной теме. Последние два года региональный кофейный рынок находился в состоянии некоторой стагнации, однако именно сейчас он вновь на пике интереса рестораторов и инвесторов. Причем «кофейное наступление» идет по всем фронтам — увеличивается количество сетевых заведений, модернизируются кофейни-старожилы, открываются новые кофейни. По мнению рестораторов, развитию кофейного бизнеса помогут строительство новых торговых центров и освоение ритейлерами новых районов, практически не охваченных концептуальной торговлей и общепитом, причем часть амбициозных новых проектов уже на начальном этапе развития объявляются сетевыми.

    В декабре в Новосибирске открылась первая кофейня московской сети «Кофе Хауз», в 2007 году ожидаются увеличение числа кофеен под этой маркой и выход на сибирский рынок еще одной крупной сети — «Шоколадница». Интерес федеральных игроков подчеркивает актуальность кофейной темы и для местных компаний. «В следующем году кофейный бум продолжится, разноформатных заведений будет больше, — говорит независимый консультант Антон Терещенко. — Конечно, некоторые из них окажутся неконкурентоспособными, но зато уровень оставшихся определенно вырастет. А в результате выиграет весь рынок новосибирского общепита».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ