Актуальная тема круглый стол
Вопрос формирования верхней палаты Федерального Собрания до сих пор является спорным. Сенатор от Новосибирского областного Совета, заместитель председателя комитета по делам федерации и региональной политики Виктор Леонов работал в Совете Федерации еще в те времена (19982002 годы), когда в верхнюю палату российского парламента входили главы регионов и председатели законодательных собраний. О плюсах и минусах разных способов формирования Совета Федерации (СФ), а также о ситуации внутри нынешнего состава СФ ВИКТОР ЛЕОНОВ рассказал за круглым столом в издательском доме «Сибирь-Пресс».
Виктор Васильевич, сегодня в адрес сенаторов часто звучат нелицеприятные высказывания. Действительно ли нынешняя система формирования Совета Федерации, когда большая часть сенаторов, представляющих регионы, является москвичами, неэффективна?
Определенные проблемы есть. Значительное число членов СФ, может быть, даже никогда не было в том или ином субъекте, но стали их представителями. Отдельные сенаторы посещают заседания Совета Федерации раз в год, не бывают на заседаниях законодательных органов в регионах. Так, например, одного из сенаторов за год работы я видел всего один раз.
И нет никакой системы наказаний?
Есть двойная система контроля. Работу сенатора контролирует субъект, который он представляет. Если член Совета Федерации не принимает участия в сессиях Законодательного собрания, а региональный парламент и губернатор закрывают на это глаза, значит, их это устраивает. Контролирует сенатора и председатель Совета Федерации, который имеет право инициировать отзыв тех или иных сенаторов. Например, в прошлом году спикер Совета Федерации Сергей Миронов инициировал отзыв сразу трех сенаторов.
Несмотря на это, скандалы вокруг сенаторов не утихают. На сенаторов заводят уголовные дела, их задерживают правоохранительные органы. На ваш взгляд, как это расценивают в Кремле, будет ли ими инициирован закон о выборной системе формирования Совета Федерации?
Насколько мне известно, Кремль разработкой такого законопроекта не занимается. Три года назад создана рабочая группа по инициативе Сергея Миронова, которая работает над этим законом. Но официально объявленной рабочей группы, в которую должны пригласить и сенаторов, и руководителей комитетов, и депутатов Госдумы, нет. Я думаю, что до 2008 года мы никакие законы о выборности Совета Федерации рассматривать не будем.
А теоретически возможен возврат к выборности сенаторов?
Я уже порядка двух-трех лет слышу утверждение о том, что Совет Федерации должен быть выборным. Вся проблема в том, что наше избирательное законодательство сильно изменилось. Разработать законопроект, который бы не нарушал Конституцию РФ и действующие законы, сложно. Допустим, в регионах проходят выборы депутатов в законодательные собрания и одновременно избирается представитель регионального парламента в Совет Федерации. Здесь нет никаких противоречий. Они начинаются, когда предстоит избирать представителя от исполнительной власти. Губернатор сегодня, по сути, назначается президентом страны по согласованию с законодательным органом. Если его представитель будет избираться всем населением, встанет вопрос, кто представительнее, губернатор или сенатор? Поэтому, я думаю, законопроект будут еще долго отрабатывать, чтобы вписаться в конституционное поле.
Реально ли возвращение губернаторов в верхнюю палату российского парламента?
Я думаю, губернаторов нельзя вернуть в Совет Федерации пока они назначаемы президентом РФ. Полагаю, что и сам президент не пойдет на то, чтобы им назначенные люди еще и представляли верхнюю палату парламента. Исполнительная власть не может быть одновременно и законодательной.
Когда я работал в Совете Федерации в конце 90-х годов, было рациональное зерно в том, что регионы представляли главы администраций и председатели законодательных собраний. Тогда только-только формировалась законодательная база. Было обилие законов. Сегодня мы больше вносим те или иные изменения, корректируя законы в соответствии с требованиями времени. А в то время законодательство принималось практически с чистого листа. Руководители региональных парламентов и губернаторы в Совете Федерации сыграли важную роль. Мы глубоко анализировали реальность исполнения того или иного закона на местах. Порой пачками «заворачивали» законы, поступающие к нам из Госдумы. Особенно это было характерно накануне думской избирательной кампании. Я помню, как нам вывалили, иного слова не подберу, пачку законопроектов, сулящих населению несусветные блага. Из 20 законопроектов мы одобрили только два. Остальные просто «завернули». И, кстати, больше к ним никто не возвращался.
У выборности есть один хороший плюс. Мы тем самым можем поставить заслон для «иноземного» вмешательства в дела региона, когда его интересы представляет человек, который ни разу не был на территории, не знает ее проблем. Ведь чаще всего люди голосуют за тех, кого знают, за своих.
Если все-таки будут выборы сенаторов, вы примите в них участие?
Я предполагаю, что если такой закон будет принят, я буду в числе других кандидатов баллотироваться в сенаторы.
Возможно ли появление вашей фамилии в региональных списках «Единой России» на выборах в Госдуму в декабре?
Я не собираюсь в Госдуму. Я в свое время сделал достаточно осознанный шаг и благодарен депутатам облсовета за то, что меня поддержали.
Как прошло ваше возвращение в Совет Федерации?
Прежде чем вернуться, я, естественно, заранее заручился поддержкой председателя Совета Федерации. У нас был разговор с Сергеем Мироновым. Мы с ним знакомы еще с тех пор, когда он был заместителем председателя комитета, который я в ту пору возглавлял. Сам процесс внедрения в верхнюю палату парламента меня, что называется, ободрил. Мои полномочия подтвердили на первом же заседании Совета Федерации, а на повторном, 28 февраля 2006 года, я уже был избран заместителем председателя комитета.
У вас есть возможность прямого звонка Сергею Миронову?
Такая возможность есть. Но, как правило, учитывая достаточно напряженный график председателя СФ, стараешься согласовать дату и время через руководителя его секретариата.
Сергей Миронов лидер недавно созданной партии «Справедливая Россия». Нет ли давления на сенаторов, чтобы они вступали в эту партию?
Совет Федерации в свое время договорился, что не будет подражать Госдуме, не будет создавать фракции, останется вне политики. И все члены Совета Федерации, будучи в той или иной партии, поддерживают такой принцип. Мы друг другу не задаем вопросов, кто в какой партии состоит. Надо отдать должное Сергею Миронову, он сам строго соблюдает этот принцип, и когда на заседаниях вдруг вспыхнет политический огонечек, он старается его гасить. Наш главный политический принцип представительство регионов.
Виктор Васильевич ЛЕОНОВ родился 6 августа 1952 в селе Новоильинка Алтайского края в семье сельских учителей. Русский. В 1979 году без отрыва от работы окончил Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «экономика», в 1989-м высшую партийную школу. По окончании средней школы работал электромонтером на Новосибирском оловокомбинате (с 1969-го по 1976 год) с перерывом на службу в армии (с 1970-го по 1972 год).
С 1976-го по 1990 год на комсомольской, партийной и советской работе.
Награжден орденом Дружбы.
В 19901991 годах помощник председателя Новосибирского областного Совета народных депутатов.
В 19911993 годах руководитель аппарата, заместитель главы администрации Новосибирской области.
С 1993-го по 1995-й эксперт, директор по инвестициям Новосибирского социального банка «Левобережный» и заместитель начальника Западно-Сибирской окружной инспекции Контрольного управления президента РФ.
С января 1998 года председатель Новосибирского совета народных депутатов второго созыва, а с декабря 2001 года председатель Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва.
Избирался депутатом районного, Новосибирского городского советов народных депутатов.
С 1998 года в течение четырех лет был членом Совета Федерации ФС РФ, с июня 2000 года председатель Комитета по Конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации. Является членом комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
С февраля 2006 года заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике.