Кто представляет законодательную власть

    Актуальная тема — круглый стол

    Вопрос формирования верхней палаты Федерального Собрания до сих пор является спорным. Сенатор от Новосибирского областного Совета, заместитель председателя комитета по делам федерации и региональной политики Виктор Леонов работал в Совете Федерации еще в те времена (1998–2002 годы), когда в верхнюю палату российского парламента входили главы регионов и председатели законодательных собраний. О плюсах и минусах разных способов формирования Совета Федерации (СФ), а также о ситуации внутри нынешнего состава СФ ВИКТОР ЛЕОНОВ рассказал за круглым столом в издательском доме «Сибирь-Пресс».

    — Виктор Васильевич, сегодня в адрес сенаторов часто звучат нелицеприятные высказывания. Действительно ли нынешняя система формирования Совета Федерации, когда большая часть сенаторов, представляющих регионы, является москвичами, неэффективна?

    — Определенные проблемы есть. Значительное число членов СФ, может быть, даже никогда не было в том или ином субъекте, но стали их представителями. Отдельные сенаторы посещают заседания Совета Федерации раз в год, не бывают на заседаниях законодательных органов в регионах. Так, например, одного из сенаторов за год работы я видел всего один раз.

    — И нет никакой системы наказаний?

    — Есть двойная система контроля. Работу сенатора контролирует субъект, который он представляет. Если член Совета Федерации не принимает участия в сессиях Законодательного собрания, а региональный парламент и губернатор закрывают на это глаза, значит, их это устраивает. Контролирует сенатора и председатель Совета Федерации, который имеет право инициировать отзыв тех или иных сенаторов. Например, в прошлом году спикер Совета Федерации Сергей Миронов инициировал отзыв сразу трех сенаторов.

    — Несмотря на это, скандалы вокруг сенаторов не утихают. На сенаторов заводят уголовные дела, их задерживают правоохранительные органы. На ваш взгляд, как это расценивают в Кремле, будет ли ими инициирован закон о выборной системе формирования Совета Федерации?

    — Насколько мне известно, Кремль разработкой такого законопроекта не занимается. Три года назад создана рабочая группа по инициативе Сергея Миронова, которая работает над этим законом. Но официально объявленной рабочей группы, в которую должны пригласить и сенаторов, и руководителей комитетов, и депутатов Госдумы, нет. Я думаю, что до 2008 года мы никакие законы о выборности Совета Федерации рассматривать не будем.

    — А теоретически возможен возврат к выборности сенаторов?

    — Я уже порядка двух-трех лет слышу утверждение о том, что Совет Федерации должен быть выборным. Вся проблема в том, что наше избирательное законодательство сильно изменилось. Разработать законопроект, который бы не нарушал Конституцию РФ и действующие законы, сложно. Допустим, в регионах проходят выборы депутатов в законодательные собрания и одновременно избирается представитель регионального парламента в Совет Федерации. Здесь нет никаких противоречий. Они начинаются, когда предстоит избирать представителя от исполнительной власти. Губернатор сегодня, по сути, назначается президентом страны по согласованию с законодательным органом. Если его представитель будет избираться всем населением, встанет вопрос, кто представительнее, губернатор или сенатор? Поэтому, я думаю, законопроект будут еще долго отрабатывать, чтобы вписаться в конституционное поле.

    — Реально ли возвращение губернаторов в верхнюю палату российского парламента?

    — Я думаю, губернаторов нельзя вернуть в Совет Федерации пока они назначаемы президентом РФ. Полагаю, что и сам президент не пойдет на то, чтобы им назначенные люди еще и представляли верхнюю палату парламента. Исполнительная власть не может быть одновременно и законодательной.

    Когда я работал в Совете Федерации в конце 90-х годов, было рациональное зерно в том, что регионы представляли главы администраций и председатели законодательных собраний. Тогда только-только формировалась законодательная база. Было обилие законов. Сегодня мы больше вносим те или иные изменения, корректируя законы в соответствии с требованиями времени. А в то время законодательство принималось практически с чистого листа. Руководители региональных парламентов и губернаторы в Совете Федерации сыграли важную роль. Мы глубоко анализировали реальность исполнения того или иного закона на местах. Порой пачками «заворачивали» законы, поступающие к нам из Госдумы. Особенно это было характерно накануне думской избирательной кампании. Я помню, как нам вывалили, иного слова не подберу, пачку законопроектов, сулящих населению несусветные блага. Из 20 законопроектов мы одобрили только два. Остальные просто «завернули». И, кстати, больше к ним никто не возвращался.

    У выборности есть один хороший плюс. Мы тем самым можем поставить заслон для «иноземного» вмешательства в дела региона, когда его интересы представляет человек, который ни разу не был на территории, не знает ее проблем. Ведь чаще всего люди голосуют за тех, кого знают, за своих.

    — Если все-таки будут выборы сенаторов, вы примите в них участие?

    — Я предполагаю, что если такой закон будет принят, я буду в числе других кандидатов баллотироваться в сенаторы.

    — Возможно ли появление вашей фамилии в региональных списках «Единой России» на выборах в Госдуму в декабре?

    — Я не собираюсь в Госдуму. Я в свое время сделал достаточно осознанный шаг и благодарен депутатам облсовета за то, что меня поддержали.

    — Как прошло ваше возвращение в Совет Федерации?

    — Прежде чем вернуться, я, естественно, заранее заручился поддержкой председателя Совета Федерации. У нас был разговор с Сергеем Мироновым. Мы с ним знакомы еще с тех пор, когда он был заместителем председателя комитета, который я в ту пору возглавлял. Сам процесс внедрения в верхнюю палату парламента меня, что называется, ободрил. Мои полномочия подтвердили на первом же заседании Совета Федерации, а на повторном, 28 февраля 2006 года, я уже был избран заместителем председателя комитета.

    — У вас есть возможность прямого звонка Сергею Миронову?

    — Такая возможность есть. Но, как правило, учитывая достаточно напряженный график председателя СФ, стараешься согласовать дату и время через руководителя его секретариата.

    — Сергей Миронов — лидер недавно созданной партии «Справедливая Россия». Нет ли давления на сенаторов, чтобы они вступали в эту партию?

    — Совет Федерации в свое время договорился, что не будет подражать Госдуме, не будет создавать фракции, останется вне политики. И все члены Совета Федерации, будучи в той или иной партии, поддерживают такой принцип. Мы друг другу не задаем вопросов, кто в какой партии состоит. Надо отдать должное Сергею Миронову, он сам строго соблюдает этот принцип, и когда на заседаниях вдруг вспыхнет политический огонечек, он старается его гасить. Наш главный политический принцип — представительство регионов.

    Виктор Васильевич ЛЕОНОВ родился 6 августа 1952 в селе Новоильинка Алтайского края в семье сельских учителей. Русский. В 1979 году без отрыва от работы окончил Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «экономика», в 1989-м — высшую партийную школу. По окончании средней школы работал электромонтером на Новосибирском оловокомбинате (с 1969-го по 1976 год) с перерывом на службу в армии (с 1970-го по 1972 год).

    С 1976-го по 1990 год — на комсомольской, партийной и советской работе.

    Награжден орденом Дружбы.

    В 1990–1991 годах — помощник председателя Новосибирского областного Совета народных депутатов.

    В 1991–1993 годах — руководитель аппарата, заместитель главы администрации Новосибирской области.

    С 1993-го по 1995-й — эксперт, директор по инвестициям Новосибирского социального банка «Левобережный» и заместитель начальника Западно-Сибирской окружной инспекции Контрольного управления президента РФ.

    С января 1998 года — председатель Новосибирского совета народных депутатов второго созыва, а с декабря 2001 года — председатель Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва.

    Избирался депутатом районного, Новосибирского городского советов народных депутатов.

    С 1998 года в течение четырех лет был членом Совета Федерации ФС РФ, с июня 2000 года — председатель Комитета по Конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации. Является членом комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    С февраля 2006 года — заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ