Плата за безопасность

    Профиль — промбезопасность

    Авария на новокузнецкой шахте «Ульяновская», произошедшая в конце марта, окончательно развеяла миф о том, что опасными производствами могут считаться только предприятия с высоким процентом износа оборудования. Сданная в эксплуатацию меньше пяти лет назад шахта не смогла уберечь жизни работавших на ней 108 горняков. Инцидент подстегнул региональные власти, контролирующие органы и самих собственников предприятий, вернуться к вопросу дегазации угольных пластов — освобождения их от метана. Кроме того, стороны пытаются повлиять на ускорение процесса принятия Госдумой закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Модернизация — защита от опасности

    Основными отраслями кузбасской промышленности были и остаются угледобыча, металлургия и химическое производство — все три отрасли считаются опасными. По мнению властей и надзорных органов, в металлургической и химической отраслях ситуация в плане безопасности более стабильная. Это объясняется, в частности, тем, что производственный контроль здесь давно сложился и работает стабильно, чего нельзя сказать об угольной отрасли. Система производственного ведомственного контроля в металлургической отрасли области существует с 60-х годов прошлого века. «И потому работа там идет более четко — тех больших проблем, о которых мы можем говорить в угольной отрасли, в металлургии нет», — считают специалисты областного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

    Металлурги и химики полагают, что основной риск на этих опасных производствах создает «человеческий фактор», и только вслед за ним идут вопросы модернизации производства и энергетической безопасности. «Современный этап производственной деятельности ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» характеризуется интенсивным применением передовых технологий, внедрением нового оборудования в сталеплавильном и прокатном производстве, — прокомментировал «СУ« ситуацию на металлургическом гиганте заместитель главного инженера по промышленной безопасности, охране труда и чрезвычайным ситуациям Виктор Шаргородский. — В этих условиях создание здоровых и безопасных условий труда на всех рабочих местах, сокращение количества несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов являются приоритетными в производственной деятельности компании. Наш опыт показывает, что высокий уровень культуры безопасности труда одинаково выгоден как работнику, так и работодателю».

    На ОАО «Гурьевский металлургический завод» не склонны переоценивать «всесильность» модернизации, и в данный момент большее внимание сосредотачивают на вопросах производственной дисциплины. «Обо всех нарушениях инструкций по охране труда, зафиксированных отделом охраны труда, незамедлительно становится известно руководству предприятия, — пояснили «СУ« в пресс-службе предприятия. — В 2006 году на выполнение мероприятий по охране труда и промышленной безопасности было направлено более 12 млн рублей — на обучение и аттестацию по охране труда и промбезопасности, периодические медицинские обследования работников, ремонт производственных и вспомогательных зданий, ремонт оборудования, железнодорожного моста».

    В том, что применение новых технологий способно повысить уровень промышленной безопасности на предприятии, с металлургами согласны и представители химической промышленности. «Технологии постоянно развиваются и играют, конечно же, главенствующую роль в промышленном производстве, — полагает председатель совета директоров кемеровского ОАО «Азот» Виктор Смоляго. — Модернизация производства необходима не столько в плане улучшения его экономической эффективности, сколько в плане повышения промышленной безопасности. Для кемеровского ОАО «Азот» его собственник — «Сибур Холдинг« — принял программу модернизации предприятия до 2009 года, расходы по которой в целом должны составить 5,7 млрд руб. (в 2007 году — 1,6 млрд руб.)». Эта программа подразумевает реализацию шести крупных проектов, которые должны не только повысить эффективность производства, но и улучшить ситуацию по промбезопасности. «Реализовав намеченные и, нужно отметить, довольно масштабные мероприятия программы модернизации, «Азот« существенно снизит риски возникновения технологических инцидентов в процессе производства продукции и выйдет на качественно новый уровень промышленной безопасности», — убежден господин Смоляго. По мнению экспертов, реализация программы должна решить в первую очередь проблему сохранения конкурентоспособности химического предприятия, а решение проблем безопасности производства станет «попутным эффектом».

    Взрывоопасный уголь

    Самой технически небезопасной отраслью кузбасской промышленности остается угледобыча

    В 2006 году по предоставленным Ростехнадзором документам было заведено 104 дела об административных правонарушениях в сфере промышленной безопасности. «Удовлетворено было 87 исков, из них 50 — по угольным предприятиям. На втором месте — строители, и потом уже по количеству нарушений идут остальные отрасли промышленности», — рассказал «СУ» руководитель кузбасского управления Ростехнадзора Андрей Малахов. Тем самым чиновник подтвердил, что самой технически небезопасной отраслью кузбасской промышленности остается угледобыча — причем добыча угля подземным способом.

    Очередной виток усиления давления на руководителей и собственников кузбасских шахт начался после взрыва метана на шахте «Ульяновская» компании «Южкузбассуголь». Эта авария привела к очередному ужесточению требований по безопасности работы угольщиков, однако эксперты не верят в действенность «закручивания гаек».

    По данным первого вице-губернатора Кемеровской области Валентина Мазикина, за последние 10 лет в развитие угольной отрасли региона вложено 136 млрд рублей, в том числе 19 млрд рублей — в создание безопасных условий труда. За этот период в регионе построено 42 новых угледобывающих предприятия, общий травматизм на шахтах снизился на 70%. Однако принятые меры не смогли предотвратить аварий на шахтах в последнее время. Лидируют по этому показателю «Южкузбассуголь» (50% акций принадлежит «Евраз Груп», 50% — кузбасским бизнесменам Георгию Лаврику, Александру Говору и Юрию Кушнерову) и «Прокопьевскуголь». Из 350 человек, погибших в авариях на шахтах с 2002 года, 117 человек работали на шахтах «Южкузбассугля» (это без учета аварии на «Ульяновской», в которой погибли 110 человека) и 61 человек — на шахтах «Прокопьевскугля».

    По данным Андрея Малахова, 50% аварий на шахтах происходят из-за взрывов и вспышек метана, 20% — из-за обрушения породы и 30% — из-за неправильной эксплуатации шахтного транспорта. В частности, в 2006 году на шахтах Кузбасса произошло 15 крупных аварий, причинами которых стали несоблюдение технологических условий работ и неправильные действия персонала. В целом же в 2006 году на шахтах было выявлено 100 тыс. нарушений в сфере, подконтрольной Ростехнадзору, которые повлекли за собой 10 тыс. приостановок производства для их устранения. Штрафы были наложены на 4,2 тыс. должностных лиц в сумме 13 млн руб. (на 280 случаев и 9 млн руб. больше, чем в 2005 году).

    Так что первые результаты сплошной внеплановой проверки, начатой Ростехнадзором на кузбасских шахтах после взрыва метана на «Ульяновской» (была приостановлена работа 12 шахт), не являются для области чем-то сенсационным. Кстати, полтора года назад — в октябре 2005-го — в Кузбассе проводилась «Неделя безопасности», в рамках которой Ростехнадзор проверял очистные и подготовительные забои, ленточные конвейеры, стационарные установки и другие объекты действующих шахт. Эта проверка, кстати, проводилась практически после аварий на шахте «Есаульская» (входит в состав «Южкузбассугля», погибли 25 шахтеров и горноспасателей) и шахтоуправлении «Анжерская» (47 погибших) компании «Кузбассуголь». Тогда только за одну неделю было выдано 78 предписаний об остановке подготовительных и добычных участков.

    Выводы Ростехнадзора о причинах аварий полтора года назад и сейчас практически идентичны. Это низкий уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов шахт, неудовлетворительное техническое состояние оборудования, халатное отношение специалистов служб производственного контроля к работе. Тогда управление Ростехнадзора по Кемеровской области заявило, что «проведенная проверка будет способствовать повышению уровня безопасности на угольных шахтах Кузбасса». Но за полтора года, прошедших с прошлой тотальной проверки, количество нарушений и участков, где работы ведутся с угрозой жизни людей, не снизилось. Аналитик ИК «Антанта Капитал» Владимир Попов полагает, что вряд ли эти остановки будут иметь серьезные последствия как в экономическом, так и в технологическом плане.

    Однако прокурор Кемеровской области Александр Халезин полагает, что в сложившейся ситуации с аварийностью на кузбасских шахтах виноваты не только собственники угольных предприятий, вкладывающие недостаточно денег в приобретение средств безопасности, но и сотрудники Ростехнадзора. «В результате последней проверки в региональном управлении Ростехнадзора нами был выявлен 41 сотрудник этой структуры, который по совместительству работал и на угольных предприятиях, — сообщил областной прокурор на совещании. — То есть они получали деньги от шахт, которые и контролировали. Уголовные дела по этим случаям мы будем направлять в суд. Могу сказать, что и впредь мы будем спрашивать с руководителей региональных контролирующих структур за лояльность к нарушителям норм безопасности». Кузбасский губернатор Аман Тулеев полагает, что в такой ситуации «виновато» и то, что зарплата инспекторов Ростехнадзора существенно ниже, чем у сотрудников тех предприятий, что они контролируют.

    Борьба с метаном

    Кроме повышения жалования инспекторам Ростехнадзора, по мнению Тулеева, необходимо ужесточать требования к собственникам угольных предприятий. Речь идет не только о приобретении индивидуальных средств безопасности для горняков (например, самоспасатели) и шахтового оборудования, но и, например, о предварительной дегазации угольных пластов. «Предварительные затраты по дегазации угольных пластов достаточно велики — нужно пробурить большое количество скважин, приобрести и смонтировать установки по утилизации метана, но после того, как эта работа будет проделана, угольщики смогут возместить свои затраты по механизму, предусмотренному Киотским протоколом, потому что метан — это тяжелый парниковый газ», — считает кузбасский губернатор.

    О своих планах работать именно по такой схеме заявил и управляющий Ленинск-Кузнецким филиалом ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Владимир Баскаков. «Из 11 предприятий СУЭК в Кемеровской области пять — сверхкатегорийные по содержанию метана в угольных пластах, — прокомментировал решение руководства компании Владимир Баскаков. — Например, на шахте им. Кирова мы в 2004–2005 годах столкнулись с тем, что мы не можем добывать из забоя больше 4–5 тыс. тонн в сутки — не позволяет огромное количество выделяющегося метана. Вскоре мы уже сможем, утилизируя метан, возместить свои затраты на дегазацию угольных пластов». Кроме СУЭК, дегазацией угольных пластов в Кемеровской области занимаются и угледобывающие предприятия группы «Белон». По словам генерального директора ОАО «Белон» Андрея Доброва, в 2007 году компания направит на дегазацию 37,5 млн руб. из 546 млн руб., предназначенных на обеспечение безопасности).

    Но на шахтах «Белона», как и на большинстве шахт области, дегазация ведется традиционным способом — вентилированием выработок и дегазацией в купол обрушения (они применяются уже во время добычи угля). При этом руководство области и представители СУЭК говорят о предварительной дегазации угольных пластов, когда содержание метана в них снижается ко времени угледобычи до допустимых критериев. «Из шахт, работающих в столь же сложных по метану условиях, как у нас, я могу назвать, например, донецкую шахту им. Засядько, которая уже занимается предварительной дегазацией угольных пластов и утилизацией полученного из них метана, — сказал Аман Тулеев. — Да, запустить в работу систему скважин и установку для утилизации метана — дорого, но наши украинские коллеги уже с лихвой окупили эти расходы, получив деньги за квоты по Киотскому протоколу. Нужно, чтобы у нас по этому пути шла не только СУЭК, но и остальные компании».

    «Проблема борьбы с метаном — это основная проблема шахтеров, — считает Валентин Мазикин. — Для ее решения необходимо на федеральном уровне принять ряд законов, нормативных актов, которые бы обязывали собственников, руководителей шахт заниматься дегазацией». Председатель Российского профсоюза угольщиков Иван Мохначук считает, что на законодательном уровне необходимо вообще запретить добычу угля без предварительной дегазации на тех месторождениях, где содержание метана — больше 9 куб. м на тонну угля. «Если сразу законом попытаться ввести жесткий запрет на добычу угля без предварительной дегазации, то у такого закона просто не будет перспективы принятия, потому что быстрое принятие жестких мер будет означать просто обвал российской угольной отрасли», — сказал «СУ» Владимир Попов.

    Страхование от опасности

    Кузбасские власти вместе с надзорными чиновниками и представителями профсоюзов считают, что собственникам шахт необходимо тратиться не только на борьбу с метаном, но и на страхование от вреда, который может причинить авария на опасном производстве «третьим лицам». Сейчас на законодательном уровне нет механизма для того, чтобы собственники опасных объектов страховали свою ответственность перед работниками в случае, например, аварии на производстве. Те выплаты, которые производятся угольными компаниями в случае гибели работников шахт при авариях (по 1 млн руб. семье каждого погибшего в аварии горняка), закреплены в соглашениях компаний с обладминистрацией, и никакого другого юридического обоснования не имеют. Компании, закладывая возможность подобных выплат, поступают по-разному — кто-то в случае аварий платит из «своих» денег, кто-то страхует жизнь своих сотрудников на означенную сумму.

    Госчиновники считают, что этим выплатам надо придать официальный статус, приняв закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Законопроект принят Госдумой РФ пока только в первом чтении. Он предписывает владельцу опасного объекта за свой счет страховать имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим работникам. Предполагается, что опасный объект даже не будет допускаться к эксплуатации в случае неисполнения его владельцем обязанностей по страхованию.

    В начале апреля Аман Тулеев направил письмо председателю Государственной думы РФ Борису Грызлову с просьбой ускорить работу по принятию этого федерального закона. «Губернатор Тулеев считает, что принятие данного закона позволит повысить прежде всего уровень безопасности отечественных производств в соответствии с современными экономическими условиями, — говорится в сообщении пресс-службы администрации Кемеровской области. — Именно система страхования, вводимая совместно с аудитом безопасности, позволит обеспечить эффективную защиту жизни, здоровья и имущественных интересов людей, пострадавших в результате аварий на этих объектах. Кроме того, принятие данного законопроекта, по мнению Амана Тулеева, будет способствовать и повышению реального уровня ответственности владельцев опасных объектов, появлению заинтересованности в повышении уровня безопасности эксплуатируемого оборудования и исправности защитных систем предупреждения аварии, безукоризненному соблюдению соответствующих норм при эксплуатации опасных объектов».

    С тем, что принятие закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов будет способствовать повышению уровня безопасности, в том числе и на угольных шахтах, соглашаются и эксперты. «Логично предположить, что появление такого закона должно повысить ответственность собственников в плане повышения уровня промышленной безопасности, — считает аналитик ИК «Атон« Дмитрий Коломыцын. — На мой взгляд, стадия личных договоренностей между региональными чиновниками и собственниками угольных предприятий по части соблюдения норм безопасности должна отойти в прошлое. А чтобы это случилось, нужна достаточная законодательная база, на основании которой и можно будет решать возникающие вопросы».

    Ставка на «варягов»?

    Еще одним из выходов из нынешней ситуации с промбезопасностью на кузбасских шахтах Аман Тулеев считает возможность приглашать в качестве директоров кузбасских шахт иностранных специалистов. Свое предложение пригласить «варягов» в кузбасский углепром Тулеев мотивировал тем, что «за рубежом директора шахт зарплату получают не больше наших — значит, компании финансово от такого кадрового решения не проиграют, но они выиграют в плане повышения трудовой дисциплины».

    На базе служб ведомственного контроля предприятий областные власти совместно с Росуглепрофом рекомендуют создать региональный горный надзор угольных предприятий Кузбасса. Из каких источников он будет финансироваться, пока не ясно: не исключено, что обладминистрация попытается возложить обязанность финансирования нового горного надзора на угольные компании. Между тем сами угольщики говорят о необходимости усилить работу существующего Координационного совета по развитию и безопасности угольной отрасли Кузбасса.

    По мнению Владимира Попова, нынешняя активность региональных чиновников и представителей федеральных контрольных структур, вызванная аварией на «Ульяновской», не будет иметь быстрого эффекта. «Более опасные шахты — шахты, на которых добываются коксующиеся марки угля. Как правило, эти предприятия входят в состав металлургических холдингов, — сказал аналитик в разговоре с «СУ«. — А эти холдинги достаточно долгое время основные средства направляли на модернизацию металлургического производства, а угольные шахты оставались на обочине инвестиционных потоков. И даже если сейчас будут приняты жесткие меры, быстрых результатов от них ждать не стоит: шахты Кузбасса приводить в порядок придется еще довольно долго, и, к сожалению, именно по причине плохого их состояния в плане безопасности они не застрахованы от новых аварий».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ