Барьерный рост (№3, март 2008)

Согласно международному рейтингу консалтинговой группы Grand Thornton, по уровню административных барьеров, препятствующих выходу компаний на новые рынки сбыта, Россия уступает только Бразилии. Причем препоны на своем экспансионистском пути встречают не только зарубежные компании. Российские предприятия малого и среднего бизнеса, возможно, даже в большей степени ощущают на себе тяжесть административных преград. Стремясь защитить территориальных производителей, региональные власти зачастую выставляют заслоны перед «варягами», тем самым ставя участников региональных рынков в неравнозначные условия.

Держать оборону

2008 год в Прииртышье объявлен Годом малого предпринимательства. По словам председателя правительства Омской области Леонида Полежаева, 15% от всего экономически активного населения региона — малый бизнес, доля налоговых поступлений от которого составляет 11%. По количеству субъектов малого предпринимательства Омская область уступает почти всем регионам Сибирского федерального округа. В то же время малый и средний бизнес обладает реальным потенциалом для развития.

«Реальный сектор создается в области за счет инвестиций из-за рубежа или российских компаний. И, на мой взгляд, здесь таится серьезная опасность для местного малого и среднего бизнеса, который может быть поглощен крупными сетевыми компаниями, крупными предприятиями, создающимися за счет средств внешних инвестиций. Нам бы этого не хотелось. Думаю, что и омскому бизнесу тоже, — заявил в бюджетном послании на 2008 год Леонид Полежаев. — Мы должны очень серьезно пересмотреть климат взаимоотношений органов управления и субъектов хозяйствования, особенно тот, что сложился в городе Омске — главной площадке малого и среднего предпринимательства области. Есть ненормальность, которая должна быть устранена, чтобы способствовать всемерной поддержке и развитию местного среднего и малого бизнеса».

Омские предприниматели согласны со своим губернатором. По словам президента омского областного Союза предпринимателей Виталия Путинцева, губернатор совершенно правильно определил опасность, которая угрожает омскому бизнесу от «варягов». «Местные предприниматели реально работают на экономику региона, несут бюджетную и социальную нагрузку. «Варяги« же только выкачивают прибыль, — считает господин Путинцев и тут же уточняет: — Я сейчас не говорю о тех иногородних компаниях, которые вкладывают средства в развитие реального сектора экономики. Мы не боимся конкуренции, однако давайте будем иметь равные стартовые условия. Пусть приходят и регистрируют свой бизнес в Омске».

Президент Союза предприятий торговли Омска и Омской области Борис Сватков пояснил слова губернатора тем, что тот обеспокоен ситуацией с доходами бюджета. По его словам, все «иногородние сети только отсасывают из Омска деньги, вместе с ними приходит и товарная масса — далеко не всегда федеральные компании работают с местными поставщиками». В то же время, по словам генерального директора омской компании «Открытый Мир» Евгения Басова, и местные производители ориентированы на уже существующие магазины и торговые сети и неохотно идут на контакт с «варягами».

Губернатор и весь омский бизнес обеспокоены вхождением в регион иногородних компаний, а между тем приходят в Омск далеко не все желающие. Более полутора лет назад градостроительный совет Омска одобрил проект строительства компанией «РосЕвроГрупп» торгово-развлекательного центра «Планета» (аналог которого сейчас возводится в Красноярске). Однако «РосЕвроГрупп» до сих пор не приступила к его строительству. О планах выхода на омский рынок торговой сети «Рамстор» было заявлено около трех лет назад. С местными застройщиками и девелоперами также вели переговоры представители «Седьмого континента», «Мосмарта», «Патэрсона» и других сетей. Но все проекты так и не имели практического продолжения.

Причиной тому, с одной стороны, может служить дефицит торговых площадей в качественных торговых центрах Омска. Но с еще большими трудностями сталкиваются торговые сети, предпочитающие аренде строительство собственных торговых центров. «Среди трудностей, которые возникают в Омске у федеральных и региональных сетевиков, можно выделить согласование и получение земельного участка, порядок предоставления которых в Омске не определен, — отмечает Евгения Басова. — Существуют серьезные административные барьеры по вопросам согласований и разрешений на строительство, для преодоления которых необходим длительный временной ресурс».

О сильном административном барьере в Омской области говорят и аналитики инвестиционной компании «ФИНАМ». «Омские власти стараются контролировать проникновение на рынок «неместных» компаний, — утверждает аналитик ИК «ФИНАМ» Денис Гурьев. — Появление иногородних компаний на омском рынке невозможно без согласования с местными властями. И это относится практически ко всем бизнес-сферам: начиная от сетей, занимающихся продажей продуктов питания, и заканчивая крупными девелоперскими компаниями. Если это довольно крупные компании, согласование происходит на уровне администрации области. В качестве «барьеров« используются отказ в праве аренды помещений, отказ в выдаче места под строительство, постоянные проверки различных ведомств на предмет соответствия нормам». Местные же игроки имеют очень сильное лобби. Аналитики считают, что такая политика приводит к усилению монополизации рынков отдельно взятого региона.

1. Административные барьеры — препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти.

2. Административные барьеры — формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают его частные выгоды. Это определение административных барьеров не несет негативной нагрузки и предполагает существование барьеров, введение которых за счет сокращения негативных внешних эффектов обеспечит превышение социальных выгод над социальными издержками (эффективные барьеры).

Кузбасские правила

В сильной зависимости от местных властей находится бизнес Кемеровской области. «Общеизвестен тезис о том, что если установлены хорошие отношения с губернатором региона, то бизнес будет идти успешно. В Кузбассе достаточно жесткая система административного управления«, — отмечает управляющий партнер маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров.

Директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин заявил в беседе с «СУ», что он ни разу не сталкивался с административными барьерами при выводе его клиентов на рынки соседних регионов. «Однако, — оговорился он, — из разговоров с ними я знаю, что такие барьеры существуют в Кемеровской и Омской областях. Якобы губернатор требует от ритейлеров определенного соотношения количества товаров местных и иногородних производителей».

То, что такое «соотношение» негласно существует, косвенно подтвердили новосибирские бизнесмены. По словам заместителя генерального директора ООО «Витта» (производитель крепкого алкоголя) Татьяны Буденной, увеличивать объемы продаж и, соответственно, свою долю на рынке алкогольной продукции Кузбасса могут только члены некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз (КАС) «Гарантия качества» (на конец 2006 года контролировал 99% алкогольного рынка Кемеровской области), созданный в целях предотвращения поступления на алкогольный рынок региона некачественной алкогольной продукции. В него входит более 20 предприятий, занимающихся производством и продажей алкогольной продукции на территории региона, в том числе и два крупнейших ликеро-водочных завода области: Мариинский и Новокузнецкий. Организаторы КАС подчеркивали, что они не ставили перед собой цели ограничить доступ на кузбасский рынок иногородних компаний.

Татьяна Буденная рассказала «СУ», что «Витта» для реализации своей продукции в Кемеровской области была готова «играть по местным правилам» и пыталась вступить в КАС «Гарантия качества». Ходатайство о членстве новосибирского производителя в КАС было направлено от имени департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области в адрес департамента потребительского рынка и лицензирования администрации Кемеровской области. Однако на него был получен отказ. «Членами союза могут быть оптовые торговые организации и предприятия-производители алкогольной продукции Кемеровской области, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, — говорилось в ответном письме. — Таким образом, вопрос о приеме ООО «Витта» в члены некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз «Гарантия качества« не может быть рассмотрен положительно».

Однако, оговорились авторы письма, это не означает отсутствия возможности ООО «Витта» реализации и дальнейшего расширения объемов поставок алкогольной продукции любым торговым организациям, расположенным на территории Кемеровской области.

В то же время новосибирские бизнесмены утверждают обратное. По словам Татьяны Буденной, проблема заключается не в возможности поставок, а в ограничении их объема: сверх негласного лимита поставить алкоголь в Кузбасс практически невозможно. «Для нашего бизнеса это ограничение достаточно существенно, потому что Кузбасс представляет собой очень привлекательный рынок, с хорошим спросом и высокой покупательской способностью», — говорит она.

Коммерческий директор алтайских компаний «Ледь» и «Форштатская пивоварня» (ООО «Пивная артель») Николай Голубицких в беседе с «СУ» отметил, что ему достаточно трудно дать характеристику «вступительным билетам» в сибирские регионы, поскольку продукция пивоварен поставляется «на экспорт» через сеть посредников. Тем не менее, заявил он, некоторые факты наводят на раздумья. «Например, в Новокузнецке именно наше пиво регулярно проверяет контролирующий орган, что вызвано, естественно, нежеланием запускать «чужака« на местный рынок пива, — считает господин Голубицких. — Не думаю, что это административные барьеры в чистом виде. Скорее всего это тонкое использование административных барьеров нашими конкурентами в лице местных производителей».

Представители группы компаний «Регион Трейд», которая, в частности, занимается производством сэндвич-панелей (филиалы в Барнауле, Омске, Кемерове, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске и Томске), говорят, что в регионах административный прессинг чувствуется не настолько значительно, чтобы это существенно мешало работе филиалов в целом.

По словам аналитика «ФИНАМа» Сергея Фильченкова, административные барьеры могут рассматриваться скорее как благо, а не зло — это по сути протекционистская политика властей, которые защищают интересы своего региона.

Еще одной особенностью развития бизнеса в Кемеровской области являются почти обязательные инвестиции в социально-экономическое развитие региона со стороны бизнес-структур, желающих работать на территории Кузбасса. Практика заключения соглашений местных властей с крупными предприятиями в регионе является частью официально декларируемой экономической политики. Поддержка долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур, «учитывающих приоритетные стратегические цели развития города и выражающиеся в показателях бюджетной эффективности инвестиционных проектов», является одним из основных элементов механизма реализации плана социально-экономического развития Кемерова до 2016 года.

Впрочем, представителей наиболее динамично развивающихся отраслей, востребованных рынком, угольный край принимает, что называется, «с распростертыми объятьями». По словам представителя томской строительной компании ТДСК, возводящей в Кемерове жилые дома, никаких проблем со входом на рынок региона у компании не было. Наоборот, власть оказывала и оказывает содействие в прохождении всех необходимых для выделения и оформления земельных участков и разрешений на строительство нормативных процедур. И многие этапы до начала реального строительства, которые в других регионах часто затянуты, в Кемерове проходят намного быстрее.

Исполнительный директор холдинга «Российские мясопродукты», подразделения которого расположены во многих городах СФО, Андрей Плетнев считает, что сейчас власти понимают, что благополучие региона напрямую зависит от развития бизнеса на его территории. Соответственно, предпринимателям, даже иногородним, идут навстречу.

PR-менеджер филиала Сибирь компании «Евросеть» Ульяна Смольская в беседе с «СУ» отметила, что Сибирский регион оказался одним из самых благоприятных для развития «Евросети». «Были случаи недобросовестной конкуренции, когда появлялись компании-«клоны« и предпринимались попытки хулиганских действий в отношении наших салонов, но эти ситуации были быстро урегулированы местными органами самоуправления, поэтому жаловаться нам не на что», — подчеркнула она.

Новосибирская анархия

Кардинально другой прием ожидает иногородних бизнесменов в Новосибирске. Здесь, по мнению Дмитрия Петрова из «Б-52», никаких четких и понятным всем правил попросту нет, для вхождения не действует ни одна из общепринятых моделей. «Новосибирск на сегодняшний день — один из самых неоднозначных регионов с точки зрения условий вхождения иногороднего бизнеса. Город действительно является мощным торгово-логистическим центром, и инвесторы имеют к нему достаточно большой интерес, но вхождение тем не менее затруднено, — считает господин Петров. — В частности, предприниматели уже неоднократно говорили о том, что Новосибирск является практически единственным городом, где правила игры не определены».

Неясность правил функционирования бизнеса, по мнению предпринимателей, приводит к непредсказуемым последствиям. Примером может служить четырехлетняя история вхождения в Новосибирск компании IKEA и обстоятельства ее открытия, а также приостановка работы сети гипермаркетов «Лента», которые якобы несколько месяцев принимали покупателей на несданных в эксплуатацию торговых площадях.

Многие внешние эксперты, по словам Дмитрия Петрова, отмечают, что Новосибирск — зона неограниченной свободы, однако позитивизм этот очень относительный: отказавшись от эффективных барьеров, власть слабо регулирует бизнес-процессы, бизнес живет по своим законам.

Другие предприниматели в отсутствии барьеров находят плюсы: «В Новосибирской области административных барьеров никто не ставит. Однако бизнес, выросший в тепличных условиях, в итоге оказывается менее конкурентоспособным. И рано или поздно административные барьеры пробиваются. Имея такой гандикап, эти производители не заботятся о своем маркетинге, упаковке и рекламе, и когда сталкиваются в рыночной борьбе, то моментально проигрывают», — считает Александр Филюрин.

По мнению Дмитрия Петрова, правила игры между властью и бизнесом необходимы в первую очередь, потому что Новосибирск нуждается в приходе разноплановых бизнесов.

«В Новосибирской области в ближайшее время нужно выработать комплексную программу маркетинга территории, ориентированную на внутренний и на внешний, в том числе международный рынки. Нужно, чтобы совершенно точно были сформированы приоритеты дальнейшего развития, чтобы и чиновники, и бизнес, и простые люди совершенно четко понимали, куда мы идем, зачем мы туда идем и как мы этого достигнем», — добавляет Петров.

Но эксперты все же отмечают, что в последнее время руководство области начало признавать важность выработки четких правил, наличие ясной инвестиционной стратегии и действовать в направлении ее формирования. «В апреле 2006 года, когда мы разработали бизнес-план введения в эксплуатацию завода «Термолэнд» по производству стеновых и кровельных сэндвич-панелей, проектом заинтересовались в Новосибирской обладминистрации. Тогда приятно удивила позиция губернатора Виктора Толоконского и его первого заместителя Василия Юрченко, — рассказывает председатель правления ГК «Регион Трейд« Владимир Белый. — Они пригласили меня на совещание, а после тщательного изучения документов решили оказать государственную поддержку в виде льготирования части процентной ставки по кредиту и льгот по налогу на имущество. У меня достаточно большой опыт общения с чиновниками, к сожалению, не очень приятный, но тогда мне пришлось изменить свое мнение». По его словам, такое внимание к инвесторам вернется сторицей — несмотря на отсутствие крупной сырьевой составляющей, регион становится все более привлекательным для представителей разных сфер бизнеса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ