Региональные оттенки винного букета

Дорогие вина — инструмент социализации: поскольку их вкусовые нюансы многогранны, а марочный контекст порой под стать историческому роману, потребителю волей-неволей придется тренировать эрудицию. Взамен вместе с винным послевкусием остается лестное ощущение высокой осведомленности. «Я стильный», «я в теме» — словно говорят друг другу и самим себе участники всякой трапезы с дорогим вином. Фактически в этой своей роли элитный алкоголь более всего похож на модную одежду и парфюмерию. Он — часть человеческого образа, элемент моды и стиля жизни. Но понимание красивого в каждом городе — свое, с нюансами. Конфекционная, парфюмерная и ювелирная мода умеют «говорить на местных диалектах». Винная мода — тоже.

«Алкоголь разрушает личность!» — это грозное предупреждение, классику медицинского агитпропа, никто и не пытается оспаривать. Но взаимоотношения алкогольных напитков и человеческого ego вовсе не так однозначны, как на предостерегающих плакатах. Дешевые, массовые напитки действительно личности неполезны — они и потребляются главным образом именно для того, чтобы «обмануть постылую прозу жизни», договориться со своим вторым «я» или разогреть-разбудить «я» третье, более компанейское. Элитные напитки, напротив, для рискованного эскапизма не предназначены изначально. Их миссия — не вышибать человека из реальности, а создавать ауру красоты, стильности и успеха «здесь и сейчас».

ЛИДЕРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Однозначного лидера «алкогольной продвинутости» в Сибирском регионе нет. Точнее, таких лидеров сразу два: на лавры победителя с равным успехом претендуют два кандидата — Красноярск и Новосибирск. В Красноярске культура винопития начала развиваться раньше, и даже сейчас он на пару шагов опережает своего западного соседа. «Красноярск — это просто город-сенсация, — уверен заместитель директора по развитию ресторана «СКОПИН», сомелье Станислав Ведякин. — Он самый продвинутый в Сибири и по уровню активности продавцов, и по увлеченности публики. Еще десять лет назад в Красноярске уже было целых три винных бутика. У нас тогда это движение только зарождалось. Причем Красноярск нас очень выручал этой своей активностью, когда мы работали в формате винного бутика. Если у нас в Новосибирске не продавалось, «зависало» какое-то дорогое вино, мы отдавали его на продажу в Красноярск. И там оно уходило гарантированно!» Впрочем, представители виноторговых компаний отмечают, что сейчас в Красноярске заметна некоторая стагнация. «Пока тамошние виноторговцы шевелились, пока были активны, кипела жизнь и в потребительском сообществе, — поясняет Станислав Ведякин. — На каждый концептуальный продукт находился и свой почитатель. Но когда «Формула» (крупнейшая виноторговая компания Красноярья) стала набирать обороты, когда взялась за Новосибирск, выросла и доля массовой продукции. А «массовка» развитию потребительской эрудиции не способствует». Несмотря на некоторое «торможение», Красноярск не сдает позиций — продажи алкоголя там стабильны. Но Новосибирск в своем соревновании с Красноярском не выглядит уязвленным. «Новосибирск — бесспорный лидер в количественном выражении, — поясняет представитель по развитию брендов он-трейд по Сибири и Дальнему Востоку компании «Бевериджиз энд трейдинг» Никита Петрунев. — Дорогого импортного алкоголя тут пьют больше». «Новосибирск довольно отзывчив на московские тренды, — отмечает Станислав Ведякин. — По крайней мере та часть аудитории, что охвачена нашим заведением. Я заметил, что рекомендации московских сомелье в Новосибирске довольно легко воспринимают и принимают к сведению». Соответственно, все столичные тренды с определенной временной поправкой применимы и к Новосибирску. Сейчас, например, на волне всеобщей «шампанизации» здесь с интересом пробуют новые сорта шампанского. «Продавать дорогое шампанское сложно, но очень интересно, — поясняет Ведякин. — Не могу сказать, что бутылки разлетаются, как горячие пирожки, но продаются постоянно и стабильно. В то же время другие виноторговые точки часто жалуются, что дорогое шампанское у них «не идет». Это очень специфичный продукт, надо понимать, кому и как его предлагать».

Хорошие продажи в Новосибирске и Красноярске демонстрирует и актуальная категория виски. «Данные города — настоящие лидеры потребления виски, — считает Никита Петрунев. — Это естественно — рынки крупнейших городов более «продвинуты», лучше возделаны операторами». «Продвинутые» потребители выбирают односолодовый виски, причем спрос на виски растет как в рознице, так и в ресторанах. Неплохо новосибирцы относятся и к экзотике — по мнению представителей алкогольных компаний, в последний год существенно увеличился спрос на граппу, ром и ликеры на основе коньяка или бренди.

Что касается потребления вин, то продавцы бутиков и сомелье высказывают некоторый оптимизм. Вина продаются неплохо. Безусловный лидер спроса — любимое россиянами полусладкое вино. Менеджеры виноторговых бутиков пробуют понемногу cдвинуть интересы потребителей в сторону сухих вин, но пока с переменным успехом. Большинство потребителей отдает предпочтение красным винам, но в теплое время года на первый план ненадолго выходят белые. К винам розовым рядовой потребитель пока испытывает некоторое недоверие. Большинство предпочитает вина Старого Света — итальянские, французские, испанские. Марка и производитель в вопросе приобретения вин отходят на второй план — многие покупатели предпочитают формулировать свои предпочтения несложной формулой «мне бы чего-нибудь белого, не слишком сухого и не дороже 500 рублей», в остальном полагаясь на рекомендации продавца-консультанта.

Представители алкогольных компаний отмечают некоторое уменьшение спроса на коньяки, уточняя, что это общемировая тенденция. «Думаю, «коньячный бум» — не столько реальный тренд, сколько идиома, придуманная и запущенная в свет виноторговцами, которые в свое время закупили большой объем массовых коньяков, — считает Никита Петрунев. — Это, так сказать, выдача желаемого за действительное. В прошлом году категория «коньяки» по уровню прироста была на седьмом месте (из восьми). А возглавляли список ром, виски и текила. Дальше — дорогая импортная водка». Продавцы алкоголя отмечают «продвинутость» Новосибирска в контактах с коньяками — потребители здесь более любознательны, для них на Hennessy свет клином не сошелся. Зато в том, что касается коктейлей новосибирцы далеко не на первом месте. «В Москве и Петербурге популярны коктейли с дорогими составляющими, тогда как барный Новосибирск запоминается тотальностью пива и «отвертки», — отмечает Никита Петрунев.

ОСОБЕННОСТИ КУЗБАССА

Спад спроса на коньяки в «столицах» — Новосибирске и Красноярске — практически не повлиял на другие города региона: например, в городах Кузбасса коньяк практически не теряет своих позиций. «У кузбасской аудитории другая механика выбора высококлассного алкоголя: там олицетворением качества до сих пор считается цена, — отмечает Станислав Ведякин. — Мол, чем дороже, тем лучше. Кузбасская публика сейчас находится на этапе влюбленности в коньяки. В Новосибирске это уже слегка demode — в нашем городе авантажным напитком теперь считается виски; коньячный бум остался в прошлом году. В увлечении виски есть определенная доля респектабельности. Можно сказать, что виски — продукт более «эрудитский» и светский. В силу того, что в нем больше нюансов, он может быть не сопровождением беседы, а ее темой. Обсуждать виски как-то интереснее. Коньяк, по-моему, брутальнее и категоричнее».

Впрочем, брутальность вообще характерна для Кемеровской области — это слово довольно часто звучит из уст виноторговцев, как местных, так и федеральных. Общее мнение таково: «Культуры потребления вина еще никакой, но уровень продаж очень хороший». Зато Кузбасс — своеобразный лидер по потреблению водки. Оно и понятно: сказывается социокультурная специфика региона — шахтеры и металлурги любят напитки суровые. «В Кузбассе вообще потребительские вкусы имеют очень рельефную гендерную маркировку, — считает Станислав Ведякин. — Мужская аудитория опасается вин со сложным букетом, считая их рискованными для своего статуса. Мол, настоящие мужики сладенького не пьют. Даже коньяк там считается женским напитком. Не скажу про объем продаж, но данные кузбасского общепита очень однозначны и красноречивы: в ресторанах Кемерова и Новокузнецка дамы и девушки любят посидеть именно за коньяком. Коньяк там сейчас — абсолютный хит. Причем коньяк конкретной и единственной марки — Hennessy. Что-либо другое отождествлять с понятием «коньяк» кузбассовцы практически отказываются. Жесткая, несколько ортодоксальная привязанность к маркам — это вообще характерная черта тамошней публики. Марка становится не просто представителем своей товарной категории, а его главным и единственным символом».

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ

Если у Кузбасса определенный имидж уже сложился, то о Томске представители виноторговых компаний не могут сказать ничего определенного. «Это настоящий город-загадка, вкусы томичей мы так и не смогли разгадать, — комментирует Станислав Ведякин. — Томск, который я воспринимаю как украшенный старинными зданиями, большой аналог нашего Академгородка, тем не менее город сложный, зыбкий, ускользающий, непросчитываемый». Однако все сложности Томска вполне объяснимы. «Думаю, в Томске нет какого-либо парадокса. Точнее, если он и есть, то его механика вполне понятна, — полагает Никита Петрунев. — Томск — студенческий город. И вся его консюмерская специфика обусловлена именно этой истиной, как бы банально она ни выглядела. А алкогольные предпочтения студентов совершенно предсказуемы и элементарны — пиво и дешевая водка».

Правда, в особенной, уютно-привольной среде Томска эти ювенильные вкусы волшебным образом консервируются. Точнее, развиваются они в рамках той же товарно-предметной категории — взрослея, усредненный интеллигентный томич (а среднестатистическое олицетворение Томска — это именно интеллигент) просто переходит со «студенческого» сорта пива на «аспирантский». Грубо говоря, с «Клинского» на «Эфес», с «Эфеса» на «Миллер». То же самое и с водкой. Похоже, это универсальная модель консюмерской психологии томича. Например, нечто подобное замечают и продавцы одежды: верность непритязательному набору «джинсы–футболка–кроссовки» в этом городе можно хранить сколь угодно долго, потому как атмосфера способствует.

Омск в этом смысле понятнее. «Омск — просто рядовой провинциальный город, который «пока не дорос», — считает Станислав Ведякин. — Там и публика простая, и вкусы непритязательные — даже на кузбасском фоне. Консюмерское движение там еще никак не структурировано». С этим соглашается и Никита Петрунев: «Омск — это, увы, стагнирующий город, где нет денег. Соответственно, и потребительское ego на алкогольном рынке там выражено как-то невнятно. О моде там речи не идет вообще. Город «стоит». Точнее, прирост есть, но несущественный, сообразный общему росту рынка».

На этом нерадостном фоне виноторговцы отмечают неплохой потенциал Барнаула. «Не самый крупный город, зато с очень позитивной динамикой, — отмечает Никита Петрунев. — Скорее всего это связано с ростом благосостояния барнаульцев. Тут интересуются барным алкоголем — еще несколько лет назад вермуты, ликеры и ромы здесь популярностью не пользовались, а теперь эти группы демонстрируют неплохие продажи. Барнаул — своеобразный город-парадокс. Он не относится к миллионникам, однако вполне «попадает в тренд». И, думаю, его потенциал еще далеко не раскрыт».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ