Результат по осени считают

Компания ТТК — один из основных игроков на рынке телекоммуникационных услуг Западной Сибири. Начиная с 2004 года компания занимает лидирующие позиции на рынке корпоративных пользователей. О том, как ей это удается, а также о первых итогах работы на рынке физических лиц, корреспонденту «СУ» СЕРГЕЮ МИНИНУ рассказывает генеральный директор компании ТТК-Западная Сибирь (ТТК-ЗС) АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ.

— Александр Григорьевич, как вы оцениваете собственные позиции на рынке магистрального доступа в сеть Интернет в Западной Сибири?
— В данном сегменте рынка мы работаем уже восьмой год — с момента основания нашей компании. Поэтому наши позиции здесь наиболее серьезны: мы занимаем первое место по объему пропускаемого трафика на местном рынке. На сегодняшний день доля ТТК-ЗС составляет более 50% рынка.

— Если говорить в цифрах, какие позиции у ТТК-ЗС сегодня?
— За первые три квартала 2008 года доходы компании составили около 990 млн рублей, что на треть выше показателей аналогичного периода прошлого года. Рост доходов компании стабилен, и я уверен, что подводить итоги годовой работы нам будет приятно.

— А каковы ваши позиции в сегменте организации «последней мили»?
— Предоставлением этой услуги мы также занимаемся уже несколько лет. К началу текущего года специалистами нашей компании организовано около 750 км «последних миль», до конца 2008 года мы планируем построить еще 300 км, причем как по воздуху, так и благодаря строительству канализации. Кстати, среди альтернативных операторов мы одними из первых начали строить собственную кабельную канализацию в Новосибирске и Кемерове. Пожалуй, именно это позволило нам подключить крупнейшие бизнес-центры городов к своей сети.

— Предусматриваете ли вы возможность предоставления своей кабельной канализации в аренду другим операторам?
— Да, конечно. Мы никогда не рассматривали этот проект исключительно для собственных нужд. Уже сейчас некоторые участки канализации мы сдаем в аренду.

— За счет чего вы наращиваете свою долю на рынке?
— В большей степени благодаря широкому охвату наших внутригородских сетей. В частности, в Новосибирске вся наша сеть закольцована, что обеспечивает нашим клиентам гарантированный доступ, даже в случае обрыва какого-либо участка кабеля. Данная возможность привлекает многие компании, особенно те, для которых отсутствие связи означает остановку бизнес-процессов, например банки.

— В каких регионах ваши позиции наиболее сильные, в каких есть большой потенциал для развития?
— Сейчас все представительства ТТК — Западная Сибирь демонстрируют неплохие результаты, хотя еще год–два назад некоторые из них действительно несколько отставали. В частности, слабее выглядели Алтай, Томск. Такие результаты объяснялись тем, что большинство решений относительно их развития принималось в Новосибирске, уходило много времени на согласование. Мы провели ряд мероприятий и исправили эту ситуацию. Так, например, назначены региональные представители, каждый из которых отвечает за развитие компании в конкретном регионе. Представитель наделен широкими полномочиями для принятия самостоятельных решений, кроме того, совсем недавно появились заместители региональных представителей по коммерции и по развитию.

После проведенной реорганизации представительства нашей компании показывают стабильно положительную динамику продаж. В частности, на Алтае налаживаются отношения с местными операторами, ведется активное строительство сети в Бийске. Так, мы стали единственным оператором, обеспечившим связь в туристическом комплексе «Бирюзовая Катунь» (Республика Алтай).

— В последнее время в России в целом и в Сибири в частности операторами связи и даже посторонними инвесторами проявляется высокий интерес к строительству центров обработки данных. Поделитесь своими планами в этом направлении.
— Не думаю, что существует какой-то ажиотаж вокруг строительства дата-центров. Это довольно дорогостоящий проект, кроме того, возникает вопрос его окупаемости. Поэтому пока заниматься хостингом мы не планируем.

— Хотелось бы поговорить с вами о развитии рынка дальней связи, но с позиции конечного пользователя. С точки зрения рядового абонента, который в определенной степени использует в своей жизни информационные технологии, в частности подключен к оператору ШПД, совершать междугородные и международные звонки гораздо выгоднее через Интернет с помощью соответствующих сервисов. Самый известный пример — Skype, хотя много и других. Почему рынок не идет по этому пути, почему появляются новые и новые операторы дальней связи? Не надувается ли на рынке дальней связи пузырь?
— На мой взгляд, такой опасности в данном случае нет. И на это есть три причины. Во-первых, несмотря на повсеместное распространение высоких технологий, компьютер и необходимое для таких звонков оборудование есть далеко не в каждом доме. Во-вторых, силен психологический фактор: изменить привычку звонить с телефонного аппарата не так просто. В-третьих, операторы дальней связи работают не только с населением. «Лакомым куском» для оператора также остаются корпоративные клиенты, а они еще довольно длительное время будут использовать фиксированную телефонную связь.

— На какую долю на рынке дальней связи рассчитываете вы в перспективе два–три года?
— Если говорить о ближайших перспективах, то к 2012 году на рынке корпоративных пользователей мы планируем занять порядка 6% рынка. Что касается рынка частных пользователей, то этот показатель будет равен приблизительно 4%. К 2015 году доля компании на рынке дальней связи увеличится до 12,8% на рынке юридических лиц и до 13,4% на рынке физических лиц.

— В этом году компания ТТК официально объявила выход на розничный рынок услуг связи. Из каких этапов состоит эта стратегия?
— Это действительно масштабная задача, включающая в себя множество этапов. На текущий момент мы занимаемся подключением к своей сети строящихся жилых массивов, где связи как таковой до сих пор вообще не было. С большинством крупных застройщиков в регионах Сибири мы имеем тесные контакты, и как только они начинают строительство жилых микрорайонов — мы сразу строим там свою сеть. При этом предоставляем своим абонентам пакетированные услуги, включающие доступ в Интернет и телефонию.

— На новом рынке вы начнете конкурентную борьбу с локальными ШПД-операторами, в том числе являющимися вашими партнерами. Как вы будете выходить из ситуации на спорных территориях?
— Безусловно, спорные вопросы обязательно будут. Не исключено, что рыночная ситуация вынудит мелких операторов вовсе уйти с рынка, войдя в состав более крупных. В конце концов в результате консолидации на рынке останутся только наиболее сильные и крупные компании — это нормальная ситуация, которую можно наблюдать на любом рынке.

— Как вы оцениваете потенциальный объем местного розничного рынка Интернет? Каким он будет через два–три года?
— В 2007 году объем розничного рынка Интернет в Новосибирской области составил порядка 900 млн рублей. В следующие год–два ежегодный рост будет не менее 30%. Таким образом, объем рынка в 2011 году приблизится к 2,5 млрд рублей.

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ