«Составляющие работы арбитражного управляющего — образование и порядочность»

Для того чтобы прийти на незнакомое предприятие не в период его подъема, а во время кризиса, и суметь из этого кризиса его вывести либо ликвидировать так, чтобы все кредиторы получили свои деньги, необходим целый набор знаний, умений, личностных качеств. Что важнее всего для арбитражного управляющего, и дают ли это «самое важное» в вузах корреспонденту «СУ» АНАСТАСИИ БЕЛЕНКОВОЙ рассказал директор филиала Некоммерческого партнерства «Межрегиональная Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» в СФО КИРИЛЛ ХМЕЛЕВСКИЙ.

— Кирилл Александрович, в чем самая большая прелесть и сложность работы арбитражного управляющего? Почему люди занимаются этим делом?

— Арбитражный управляющий назначается (утверждается арбитражным судом) на предприятия, когда они «по уши» увязли в долгах и не способны в полном объеме удовлетворить требования кредиторов.

Наша работа всегда связана с кризисом. И модель выхода из сложившейся патовой ситуации приходится разрабатывать достаточно оперативно, в текущей рабочей обстановке. Но в то же время работа арбитражного управляющего очень интересная, потому что она предполагает постоянное саморазвитие. Ее большой плюс — разноплановость. Приходится вникать в суть различных отраслей экономики. Сегодня это может быть предприятие сельского хозяйства, как, например, было у меня. Потом — угольное предприятие, дальше — авиационный бизнес.

— А как удается отлаживать отношения со всеми заинтересованными сторонами?

— Взаимоотношения — также одна из сложностей. В первую очередь арбитражный управляющий общается с кредиторами, которых обычно бывает несколько, и все они хотят одного: возврата своих денег. Будь то Федеральная налоговая служба, которая является уполномоченным органом и чья основная цель — возврат долгов государству, или частные (конкурсные) кредиторы.

Основным органом, перед которым отчитывается арбитражный управляющий, является собрание кредиторов, в число которых входит и ФНС. Как раз они и контролируют деятельность арбитражного управляющего на конкретном предприятии жестче всего, но я считаю, что это правильно.

Любая компания — это люди; и их много, если предприятие, на которое ты приходишь, — крупное. Если вводится процедура конкурсного производства, предприятие сразу же признается банкротом, после чего конкурсный управляющий в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обязан в установленные сроки произвести увольнение всех работников должника, что в свою очередь обуславливает необходимость выплаты заработной платы. Денег же, как правило, на это не хватает. Соответственно, возникают конфликты: кто виноват? — Руководитель. Кто является руководителем на стадии конкурсного производства? — Арбитражный управляющий.

После увольнения персонала арбитражный управляющий набирает команду, с которой он будет работать дальше; в нее могут входить не только бывшие работники данного предприятия. Я, как правило, с сотрудниками компании не расставался. Что на сельскохозяйственном, что на авиационном предприятиях работали профессионалы, знающие специфику отрасли; они были ценными специалистами, чьи знания мной использовались для вывода предприятий из кризиса. Отношения со всеми этими людьми приходится налаживать в рабочем режиме, используя свои деловые и личностные качества. Я думаю, что арбитражный управляющий, кроме всего прочего, должен быть хорошим психологом.

Что же касается кредиторов, взаимоотношения с ними зачастую зависят от того, как ты ведешь работу, есть ли результаты по возврату долгов и так далее.

— Кирилл Александрович, будучи практикующим арбитражным управляющим, вы также преподаете в Новосибирском государственном университете экономики и управления. Расскажите, насколько подготовка специалистов по антикризисному управлению соответствует требованиям рынка? И где их рынок труда?

— Я считаю, что перспектива специальности «антикризисное управление» в том, что потребность в таких специалистах возрастает и будет возрастать у предприятий любого сектора экономики. Кризисы бывают финансовые, политические, экономические, кадровые. И ту молодежь, которая сейчас учится, нужно обучать именно урегулированию последствий кризисов. А собственники и топ-менеджеры должны все больше проникаться пониманием того, что антикризисного управляющего необходимо принимать в штат не тогда, когда организация уже находится в кризисе, а когда она успешно функционирует.

Любой компании нужен квалифицированный специалист, который порой просто должен мониторить ситуацию. Кстати, многие крупные предприятия уже имеют в своем штате сотрудников, занимающихся просмотром «картины банкротств», то есть внимательным и регулярным чтением информации о банкротствах предприятий, которая публикуется в официальных источниках. Поиск и оценка такой информации, например банком, помогает вовремя заметить картину банкротств той или иной сферы бизнеса и внимательнее отнестись к заемщикам.

Я считаю, что обучение по специальности «антикризисное управление» нужно не только антикризисным, но и арбитражным управляющим. Арбитражный управляющий должен быть высококвалифицированным специалистом не только в области управления. Специальность «антикризисное управление» отличается от других тем, что в ней объединены несколько крупных сфер. Дается очень сильная законодательная подготовка: большой блок по российскому законодательству. Финансовая подготовка включает в себя финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, аудит, налогообложение и, конечно, финансовый анализ. Арбитражный управляющий самостоятельно проводит анализ финансового состояния предприятия, он обязан это делать в соответствии с законом. Далее — ведение учета. Управляющий может привлечь специалистов, но без знания особенностей бухгалтерского учета будет сложно контролировать отчетность на предприятии. Нужны и юридические знания, потому что деятельность арбитражного управляющего связана с участием в судебных процессах.

Если говорить об арбитражных управляющих подробнее, то в эту профессию, как правило, приходят люди, уже имеющие опыт. Они идут на обучение осознанно, зная, какие направления им особенно нужны. Это уже осознанный шаг в карьере.

— Вы сейчас говорите о вузовской пятилетней программе или о «Единой программе подготовки арбитражных управляющих», длящейся 480 часов и дающей теоретическую подготовку для сдачи экзамена и получения удостоверения?

— Лично я прошел программу в 480 часов и получил удостоверение о сдаче экзамена в 1998 году. Потом я работал арбитражным управляющим. И мне предложили войти в группу по специальности «антикризисное управление», создаваемую в Московском институте экономики и антикризисного управления. Учебу я закончил в 2001 году, и это было мое второе высшее образование.

Для эффективной работы арбитражным управляющим наличие высшего образования по любой другой специальности и 480-часовых курсов, на мой взгляд, вполне достаточно. На курсах даются нужные знания: программа сжата, лаконична, но в то же время насыщена необходимой информацией.

Студентам по окончании обучения необходимо набираться опыта. Однако хочется отметить, что сегодня данную специальность в НГУЭУ получают целеустремленные, грамотные ребята. Кроме этого, я работаю в Сибирском государственном университете путей сообщения, где подбор студентов данной специальности также очень хороший. Так что, на мой взгляд, в будущем наш бизнес будет иметь надежное обеспечение высококвалифицированными антикризисными управляющими.

— Бизнес осознает, понимает необходимость в них? И, кстати, вы не хотите переквалифицироваться в антикризисного менеджера?

— В основной массе бизнес пока не задумывается о необходимости наличия в штате специалиста по антикризисному управлению. Однако момент понимания наступит. Во-первых, потребность в антикризисниках провоцируется изменением экономической ситуации в стране, а во-вторых, любая компания развивается циклично, и кризис является одним из обязательных циклов.

Кто знает, может быть, в будущем антикризисным управлением буду заниматься и я. Мне бы было интересно находиться при постоянном стабильном бизнесе: отслеживать ситуацию, предотвращать кризисы, участвовать в разработке антикризисных программ и программ стратегического развития. Я знаком со всей этой деятельностью, и она мне интересна. Но тем не менее на данный момент я занимаюсь арбитражным управлением. Что будет в дальнейшем, посмотрим.

— Кирилл Александрович, а нынешняя экономическая ситуация в стране не содержит в себе предпосылок будущей массовой востребованности арбитражных управляющих? Кроме этого, обсуждается проект закона о банкротстве физических лиц, создаст ли он новый рынок для арбитражников?

— Я всегда говорю, что ратую за здоровье и процветание российской экономики. Но в тоже время во всех странах с развитым рынком есть банкротства, это неотъемлемый элемент. Но о наступлении оживления на рынке банкротств я бы пока говорить не стал.

Что же касается банкротства физических лиц, то проект этого закона я еще детально не смотрел. Слышал, что в нем будет предусмотрена норма, в соответствии с которой у физических лиц появится право самим себя банкротить. Хотя, вероятнее всего, будут назначаться и управляющие. Но это, я уверен, чревато большой напряженностью и конфликтностью. Каждый человек индивидуален, живет своей жизнью, а в нее, выходит, должен будет вмешаться посторонний человек. Я думаю, что наше общество еще не готово к этому, несмотря на то что сегодня это делают приставы. Но я не думаю, что их вмешательства критичны. В общем, лично мне бы не хотелось заниматься банкротством физических лиц — для этого необходим особый склад характера.

— А какой склад характера необходим для эффективного арбитражного управления юридическими лицами?

— Для эффективной работы арбитражным управляющим, на мой взгляд, есть две необходимых составляющих: образование и порядочность, то есть соблюдение правил деловой и профессиональной этики. Если в человеке есть внутренняя порядочность и он не идет вразрез со своими принципами и не преступает определенную грань, половина успеха у него уже есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ