Ядерщики работают для нефтегазовой промышленности

    Тенденции — промышленность

    В декабре 2006 года в одном из производственных цехов ОАО «НЗХК» было запущено производство цеолитных катализаторов для нужд нефтегазоперерабатывающей промышленности. На 2000 кв. м расположилось оборудование, позволяющее выпускать 150 тонн готовой продукции в год. Автором технологии производства катализаторов является Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН. Как заметил заместитель технического директора по новой технике ОАО «НЗХК» Александр Александров, выпуск катализаторов является одним из перспективных направлений развития производственной деятельности предприятия.

    Казалось бы, НЗХК с момента основания был ориентирован на нужды атомной промышленности. Топливо для атомных электростанций и исследовательских реакторов — вот основная продукция, которой славится завод не только в России, но и за рубежом. Между тем, как рассказал Александр Борисович, уже на рубеже 90-х годов перед предприятием встал вопрос об освоении новых производств. «Стало очевидно, что постепенно объем производства традиционной для нас продукции будет сокращаться, — поясняет он. — Мы производим топливо для атомных реакторов, у которых есть срок службы, понятно, что по окончании этого срока топливо для них уже не нужно, а новых строится крайне мало. С другой стороны, стабильность рынка топлива для АЭС позволяет часть заработанных денежных средств направить на развитие других производств. Поэтому еще в начале 90-х родилось предложение пойти в сторону производства катализаторов для нефтегазовой промышленности».

    Так, еще в конце прошлого века НЗХК освоил непрофильное для себя производство. Уже тогда на государственном уровне были созданы предпосылки для развития этого направления. Россия обладает одними из самых больших запасов нефти и газа. Но большая часть природных ресурсов идет на экспорт, перерабатывается лишь около 12–14% от всего объема добычи. Между тем в мире есть государства, где процент переработки внутри страны доведен до 75%, и это правильно, ведь готовый продукт гораздо дороже сырья. В конце 80-х годов партийное руководство задумывалось и над этой проблемой. Тогда наряду с множеством различных целевых программ была разработана программа, направленная на повышение глубины нефтепереработки. Она предполагала строительство заводов относительно малой мощности, приближенных к местам добычи. Александр Александров рассказал, что в период становления советской нефтеперерабатывающей промышленности в Союзе было построено несколько довольно крупных нефтеперерабатывающих предприятий, обслуживающих определенные районы. Ачинский НПЗ, Омский НПЗ, Нижнекамский НПЗ и т. д. Все они были рассчитаны на выпуск большого объема продукции, а в основе процесса переработки лежала технология риформинга. Эта технология позволяла получать бензины достаточно низкого качества, солярку и мазут. Поскольку заводов немного, а страна весьма обширна, готовую продукцию необходимо доставлять в разные, зачастую очень отдаленные районы. Даже в те, где есть свои нефтяные месторождения. Сам собой напрашивается вопрос. Зачем усложнять процесс, неся при этом серьезные транспортные расходы? Гораздо проще построить небольшой нефтеперерабатывающий завод на территории добычи, который будет снабжать продукцией регион.

    Более того, нефть различных марок, добытая из разных месторождений, обладает своим химическим составом, и перерабатывать ее одним и тем же способом нерационально. Для ее переработки используют различные технологические циклы и разные катализаторы. В мире уже в то время существовали и другие технологии с применением различных катализаторов, в России же они не применялись.

    В этом отношении технология с применением цеолитных катализаторов, предложенная Институтом катализа, оптимально подходит для процесса переработки небольших объемов, что позволяет малые перерабатывающие предприятия располагать в непосредственной близости к месторождениям.

    Александр Борисович рассказал, что завод начал производство цеолитных катализаторов в 1993 году. «К сожалению, политические события, происходившие в то время в стране — распад Союза, приведший к стагнации в экономике, — повлияли на ход реализации целевых государственных программ, в том числе в забвение пришла идея строительства мини-заводов по переработки нефти, — вспоминает он. — Однако мы продолжали производить катализаторы до 1998 года, а основной рынок сбыта у завода был за пределами страны. Мы поставляли катализаторы в Польшу, Киргизию и в ряд других стран». В России ситуация замерла, а обязательства, данные зарубежным партнерам, успешно выполнены. Кроме того, у завода появились другие задачи, производство остановили, оборудование демонтировали, поставили на склад, и на месте этого производства создали другое.

    Между тем ситуация в стране меняется, государство еще раз обратило внимание на нефтеперерабатывающую промышленность. Президент РФ Владимир Путин в одном из своих посланий настоятельно рекомендовал предприятиям, занимающимся добычей полезных ископаемых, задуматься над тем, что государство меняет свою позицию. Его задача — не только добыть и вывезти ресурсы и получить деньги любым способом, но и повысить долю переработки внутри страны. А также уменьшить отрицательное влияние на экологию продуктами сгорания попутных газов. На НЗХК еще раз оценили перспективы развития этого направления и решили возобновить производство катализаторов. «В этот раз мы модернизировали тот проект, который у нас был, использовав большую часть имевшегося оборудования, — рассказывает Александр Александров. — Учитывая уже приобретенный опыт, внесли некоторые изменения в аппаратурную схему, и данное производство в конце прошлого года у нас было создано. И если раньше мы производили один тип катализатора, то на новом производстве мы уже освоили выпуск трех видов катализаторов: для переработки нефти и для нефтехимического производства». В настоящее время завершен этап отладки и настройки оборудования. Объем производства с каждым месяцем увеличивается, сейчас предприятие выпускает около 4 тонн катализаторов в месяц. Производство экологически безопасно, как исходное сырье, так и готовый продукт не оказывают никаких отрицательных воздействий на человека и природу. Более того, отработавший свой срок катализатор превращается в мелкофракционный порошок, которым можно посыпать дорожки.

    «Вообще, наши дальнейшие планы по этому производству не останавливаются на проектных 150 тоннах, — говорит Александр Александров. — Это лишь начало проекта. В ближайшее время мы планируем построить вторую очередь производства».

    На предприятии уверены, что новое производство будет успешным, поскольку сегодня основным потребителем бензинов являются автомобили, количество которых с каждым годом только растет. Причем современные автомобили нуждаются в заправке качественным топливом, АИ-80, когда-то самая высокая марка бензина отечественных НПЗ, уже не подойдет. В свою очередь для производства высококачественных бензинов необходима реконструкция существующих в стране нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, реконструкция им нужна еще и потому, что оборудование устарело, не только морально, но и физически. Так что вполне логично проводить модернизацию производства с прицелом на выпуск нового востребованного продукта. Также, как заметил Александр Александров, постепенно оживает идея строительства небольших НПЗ в непосредственной близости к месторождению. «Это ведет к сокращению транспортных расходов, — говорит он. — Причем ведь не только нефть нужно транспортировать на НПЗ, но и готовый продукт в этом районе тоже потребляется. То есть раньше нефть из района увозили, затем привозили топливо. Небольшой завод вполне может обеспечить регион готовым продуктом. Плюс выравнивание социально-экономической ситуации в регионе: новое производство — это новые рабочие места».

    Как рассказал Александр Борисович, технология нефтепереработки с использованием цеолитных катализаторов (цеоформинг) экономически более эффективна, нежели традиционный риформинг. Цеоформинг протекает при более низких температурах, как следствие — экономия энергоресурсов. Кроме того, технология цеоформинга позволяет добиться выхода большего количества высококачественных бензинов из единицы сырья. При этом организация нефтеперерабатывающего производства по технологии цеоформинга требует более низких капитальных затрат, поскольку необходимо меньше операций, а значит, и состав оборудования меньше.

    Стоит заметить, что новое производство организовано на новосибирском предприятии при поддержке головной корпорации «ТВЭЛ». Причем при корпорации существует научно-технический совет, который выносит предложения руководству относительно развития тех или иных производственных направлений. Так вот в августе этого года на базе ОАО «НЗХК» прошло одно из заседаний научно-технического совета, которое как раз и было посвящено вопросу развития непрофильного для завода производства, то есть производству неядерной продукции. В частности, на заседании обсуждались ближайшие перспективы развития производства катализаторов. И они оказались достаточно радужными. Сегодня строятся два нефтеперерабатывающих завода в Томской области и в Анжеро-Судженске, которые будут работать по технологии цеоформинга. Кроме того, завод в качестве своих потенциальных потребителей рассматривает и существующие НПЗ. «Дело в том, что, добавляя цеолитный катализатор в их традиционную технологию, можно добиться повышения экономической эффективности на несколько процентов, — объясняет Александр Александров. — А при объемах в несколько миллионов тонн 2–3% оборачиваются большими деньгами, поэтому и с этой стороны есть интерес к нашей продукции».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ