За бортом

Почему «пролетела» «КрасЭйр»?

По планам госкорпорация «Ростехнологии», в следующем году в России появится новый, крупнейший в стране авиаперевозчик. Он будет основан на базе авиационного альянса в AiRUnion и ряда других авиакомпаний. Впрочем, в новой компании может не оказаться места для частных акционеров AiRUnion во главе с гендиректором «КрасЭйр» Борисом Абрамовичем (на фото справа), основавших альянс.

Одним из аэропортов базирования нового авиаперевозчика станет Емельяново (Красноярск), где AiRUnion совместно с региональными властями создал крупнейший в Сибири международный авиатранспортный узел — хаб. Какова дальнейшая судьба этого проекта?

Риск – дело благородное

Еще в 2004 году красноярский бизнесмен Борис Абрамович, генеральный директор авиакомпании «КрасЭйр», объявил о намерении реализовать масштабный проект — создание объединенного авиаперевозчика на базе контролируемых им авиакомпаний, которые бы работали в единой маршрутной сети и координировали свою ценовую политику. Мечта о создании такой компании воплотилась в жизнь в 2005 году. Альянс AiRUnion объединил несколько региональных авиакомпаний: «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс». Однако официально превратиться в единое юридическое лицо компании альянса смогли лишь в 2007 году, когда добро дал мажоритарный акционер крупнейшего авиаперевозчика альянса «КрасЭйр» — государство.

Именно соотношение долей в AirUnion стало предметом спора между Росимуществом и частными акционерами. Росимущество уступило после того, как частные акционеры предложили внести в уставный капитал AiRUnion доли участия в ООО «AiRUnion-RRJ». Предполагалось, что эта компания оплатит заказ 15 самолетов Sukhoi SuperJet 100. Уставный капитал AiRUnion-RRJ ($20 млн) как раз и стал той суммой, которая позволила частным акционерам оставить у себя контрольный пакет AirUnion.

В мае 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании ОАО «ЭйрЮнион», доля государства в уставном капитале которого составит не менее 45%.

Вклад государства в альянс составит 51% акций «КрасЭйр», 50% «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) и 46,5% авиакомпании «Самара». Частные акционеры внесут в холдинг свои доли в компаниях: «КрасЭйр» — 49%, ДАЛ — 49,7%, «Самара» — 53,51%, «Омскавиа» — 100%, «Сибавиатранс» — 100%, а также 100% ООО «AirUnion-RRJ» с уставным капиталом более $20 млн, специально созданного для приобретения самолетов SSJ.

Процедуры по юридическому оформлению авиаальянса и определению состава и долей акционеров должны быть завершены в течение шести месяцев. За это время необходимо определить состав акционеров авиаальянса, размер долей в уставном капитале для создания акционерного общества, а также выделить из состава «КрасЭйр» красноярский аэропорт Емельяново.

Эксперты рынка предсказывали объединенной авиакомпании блестящее будущее, полагая, что AiRUnion сможет изменить расклад сил на российском рынке гражданской авиации.

Красноярские власти также связывали с авиационным альянсом надежды на будущее развитие края. По договоренности между руководством альянса и администрацией Красноярского края компания была зарегистрирована в регионе. «Край приобретет в лице AiRUnion крупнейшего налогоплательщика», — говорил в одном из своих интервью министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков. Также он отметил, что создание AiRUnion приближает реализацию проекта по строительству хаба на базе аэропорта Емельяново.

Развитие хаба в аэропорту Красноярск началось в 2001 году по инициативе красноярских властей и руководства авиакомпании KrasAir. Этот проект, признанный федеральными властями, по сути стал одной визитных карточек Красноярского края. Благодаря усилиям краевых властей и лично губернатора Александра Хлопонина красноярский аэропорт в 2001 году был включен в федеральную программу модернизации аэропортовой сети. Для развития проекта мультимодального транспортного узла в Красноярске, его полноценного функционирования было необходимо наличие крупного базового перевозчика с разветвленной маршрутной сетью. Логично было ожидать, что таким авиаперевозчиком для Емельяново станет AiRUnion.

Авиационный альянс еще в 2006 году официально обнародовал широкомасштабные планы по превращению к 2015 году красноярского аэропорта Емельяново в международный хаб. Для реконструкции аэропорта альянс планировал привлечь из Инвестфонда РФ $256 млн. По оценкам специалистов AirUnion, к 2015 году благодаря международному транзиту пассажиропоток в Емельяново достигнет 10 млн в год. Планируется, что доходность аэропорта тогда составит $1,200 млрд в год. Минтранс РФ поддержал планы AirUnion.

Кризис наступил

Казалось бы, цель достигнута, и к успешным проектам, реализуемым господином Абрамовичем, можно добавить еще одну победу — документы о создании ОАО «ЭйрЮнион» подписаны, и контроль в альянсе остался за частными акционерами.

Однако в мае этого года стало очевидно, что идея Бориса Абрамовича довести свою долю в авиакомпании AiRUnion до контрольной не имеет шансов реализоваться. Указом президента Дмитрия Медведева государственные активы авиакомпании (50,04% акций «Домодедовских авиалиний», 51% «КрасЭйр» и 46,5% «Самары») должны быть переданы госкорпорации «Ростехнологии».

Впрочем, как стало официально известно летом этого года, госкорпорации достался довольно проблемный актив. Внезапно усложнились отношения между авиаперевозчиками альянса и их кредиторами. Еще не став акционером AirUnion, «Ростехнологии» начали процесс урегулирования текущих платежей, связанных с топливным обеспечением воздушных судов, принадлежащих альянсу. По сообщениям госкорпорации, совокупная кредиторская задолженность компаний — участниц альянса составляла более $1 млрд. Причем компании несут значительные ежедневные убытки, связанные с операционной деятельностью.

Едва акционеры альянса договорились о реструктуризации задолженности (1,5 млрд руб.) со своим основным кредитором — Торговым домом «Топливное обеспечение аэропортов», — перед акционерами альянса встали новые проблемы. 18 августа самолеты AiRUnion оказались в топливной блокаде — аэропорты Емельяново и Домодедово отказались обслуживать и заправлять самолеты этого альянса из-за долгов перед топливо-заправочными компаниями. Руководство AirUnion объяснило массовые задержки рейсов резким ростом топливных цен, произошедшим в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон. Это привело к образованию долга у всех авиаперевозчиков альянса.

«Как ранее неоднократно заявлял совладелец «КрасЭйр» Борис Абрамович, он готов отказаться от контроля в AiRUnion, если госдоля в компании будет передана «Ростехнологиям«. В результате сегодняшние проблемы AiRUnion некоторые склонны как-то связывать с непрофессионализмом высшего менеджмента альянса или даже непосредственно со сложностью взаимоотношений Бориса Абрамовича с госкорпорацией», — говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Лариса Макеева.

Обострившийся кризис авиационных перевозок заставил авиационные власти и правительство в короткие сроки найти решение данной проблемы. Рассматривалось несколько вариантов развития событий, таких как банкротство или введение антикризисного управления в компаниях альянса. Первый путь поддерживали «Ростехнологии».

«Мы полагаем, что банкротство представлялось более выгодным «Ростехнологиям«, поскольку позволяло им приобрести активы альянса с дисконтом и при этом освободить их от долгов, размер которых составляет более $1 млрд», — оценивает ситуацию аналитик «ФИНАМа» Константин Романов. По мнению аналитиков, основная ценность авиакомпаний — работающий бизнес. Если его разрушить, стоимость активов (акций дочерних компаний), находящихся в распоряжении «Ростехнологий» упадет значительно. С финансовой точки зрения выгоднее помочь альянсу, так как бизнес авиаперевозок выглядит привлекательно в долгосрочном плане, даже если для этого придется переиграть всю схему создания AiRUnion.

Объединить – значит выжить

В результате проблемы AiRUnion обернулись масштабной консолидацией авиационных активов. «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края по согласованию с правительством РФ объявили о намерении совместно создать новую объединенную авиационную компанию — ведущего оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок.

Основой для формирования новой компании станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток Авиа».

При этом контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за «Ростехнологиями», на баланс которых будут переданы государственные пакеты акций ряда авиакомпаний. Судьба частных акционеров AiRUnion пока остается неясной.

Новому альянсу будет оказана господдержка — по предварительным данным она составит около 20 млрд руб. «Все процедуры по созданию новой авиакомпании на базе AiRUnion и авиакомпании «Атлант-Союз« займут не менее 9 месяцев — раньше этого срока новая авиакомпания не сможет работать в полном смысле», — заявил на пресс-конференции первый замглавы госкорпорации «Ростехнологии» Алексей Алешин. Кроме этого, по его словам, «Ростехнологии» взяли на себя функции ведения переговоров о погашении долгов AiRUnion с кредиторами авиаальянса. На сегодняшний день госкорпорация уже выдала кредиторам альянса финансовые гарантии на сумму $100 млн. Общий объем непогашенных долгов альянса на сегодняшний день составляет $800 млн.

«Решение о создании такого перевозчика более чем позитивно для компаний альянса и отрасли в целом, так как оно ускорит процесс консолидации отрасли. С учетом итогов прошлого года укрупненный авиаперевозчик будет способен перевозить более 10 млн пассажиров, что сопоставимо с оборотом текущего российского лидера — группы «Аэрофлот«. Мы оцениваем новый проект как весьма рискованный. Стоит отметить, что большая часть авиакомпаний, которые войдут в объединенную авиакомпанию, испытывают собственные проблемы, а их объединение еще не гарантирует получения эффективной маршрутной сети и так же, как и в случае с AirUnion, может привести к обратному результату — снижению объемов перевозок и сокращению рентабельности», — говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев также считает, что объединение авиаперевозчиков, имеющих такую серьезную задолженность, — рискованная идея. Но нужно учитывать, что у нового перевозчика будут сильные в финансовом и административном отношении учредители, которые могут мобилизовать необходимые ресурсы и посодействовать в привлечении кредитов.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил о том, что руководство края готово участвовать в проекте по созданию новой авиакомпании на базе перевозчиков альянса AiRUnion и настаивает на продолжении реализации проекта создания международного авиационного хаба на базе аэропорта Емельяново.

По словам аналитика ИГ «Капитал» Ивана Завадского, основная цель, которую преследует администрация Красноярска путем участия в новой компании, — привлечение инвестиций в аэропорт Емельяново, на базе которого предполагается создать международный терминал. «Если планы по созданию объединенной компании будут реализованы в том виде, в котором они существуют сейчас, то в России может быть создан авиаперевозчик, способный составить конкуренцию «Аэрофлоту«. При этом контроль в компании останется за представителями федеральных властей, правительство Москвы получит блокирующий пакет. В этом случае можно ожидать, что мультимодальный хаб будет построен и введен в эксплуатацию в ближайшее время. Этому будет способствовать как то, что аэропорт будет контролировать компания, акционеры которой не борются за контроль, так и то, что создание такого хаба интересно всем акционерам», — говорит господин Завадский.

По словам заместителя губернатора, руководителя департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области Владимира Никонова, несмотря на неприятности вокруг авиационного альянса AirUnion, возможности для развития крупного хаба на базе красноярского аэропорта Емельяново есть. Впрочем, многое будет зависеть от того объема инвестиций, который готовы вложить в этот проект собственники (в 2007 году аэропорт передан в региональную собственность. — «СУ»).

Одним из ключевых моментов развития хаба является наличие базовой авиакомпании, которая обеспечила бы рост пассажиропотока в аэропорту. Однако проблемы AirUnion, куда входит базовая для Емельяново авиакомпания KrasAir, поставили под сомнение возможность эффективной работы авиаперевозчика в структуре красноярского хаба.

Сегодня в гражданской авиации существует целый комплекс проблем (рост цен на топливо, проблема с заменой устаревшего авиапарка), однако все эти проблемы решаются руководством авиакомпаний. Очевидно, что проблемы AirUnion — по большей части проблемы управления альянсом. Конечно, создание такого альянса на базе авиакомпаний (часть из которых была убыточной) — интересный, но и рискованный проект. К сожалению, менеджмент AirUnion не смог справиться со своей задачей.

Сейчас уже известно, что авиационный альянс не исчезнет — на его базе будет создан новый консолидированный авиаперевозчик с другой структурой собственников. Предполагается, что он будет базироваться в московском аэропорту Внуково и в Емельяново. Очевидно, что новая авиакомпания может сыграть решающую роль в развитии красноярского хаба.

Движение в сторону создания крупного авиационного хаба будет продолжаться и в новосибирском аэропорту Толмачево. Ситуация с AirUnion (и, в частности, проблемы, возникшие у KrasAir) не упрощает проект создания авиационного хаба в Новосибирске. «Наоборот, на руководство аэропорта Толмачево и органы местной власти ложится еще большая ответственность в реализации этого проекта», — говорит Владимир Никонов.

Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий (г. Москва), кандидат политических наук:
— Ситуация вокруг авиакомпании AiRUnion изначально была очень сложной. Компания создавалась с огромным трудом из-за серьезного противодействия со стороны «Аэрофлота», который не хотел, чтобы возник крупный альтернативный перевозчик. Был очень серьезный конфликт с Росимуществом. Сначала эти бои были связаны с возможностью создания такой компании в принципе. Однако AiRUnion вопреки всему была создана. Затем начались бои, связанные уже с контролем над этой компанией. И дело было вовсе не в том, что авиационное топливо резко подорожало.

Временные трудности, связанные с финансовыми проблемами AiRUnion, судя по всему, были использованы для того, чтобы полностью или частично сменить ее собственника. Как известно, «Абрамовичи» решили отдаться «Российским технологиям», то есть Чемезову (Сергей Чемезов — генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии». — «СУ»). Речь шла о вхождении в одну из более влиятельных политически госкорпораций. Одновременно не исключалось (этот вопрос обсуждался), что красноярские совладельцы — «Абрамовичи» —вынуждены будут уступить свою часть контроля над AiRUnion. Обсуждалась и возможность того, что один из крупнейших кредиторов — ТД «ТОАП» и Островский как его владелец (Евгений Островский — генеральный директор Торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов». — «СУ») — станут частными совладельцами AiRUnion в счет долгов.

Что касается судьбы красноярского хаба, я считаю, что у этого проекта нет серьезной перспективы. Конкуренция между аэропортами в России велика. Емельяново не является столь уж мощным и уникальным аэропортом, чтобы именно он мог претендовать на роль хаба. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов московский авиатранспортный узел. Во-вторых, есть аэропорты (как, например, Толмачево в Новосибирске), которые по объективным показателям сильнее. Просто аэропорт Емельяново настойчивее лоббировался, потому что у Красноярского края были активные публичные губернаторы.
То, что мегапроект превращения Емельяново в международный хаб пробуксовывает, ничего хорошего для Хлопонина и Красноярского края не сулит. Но у региона есть и другие проекты, а политическое влияние Хлопонина остается на достаточно высоком уровне. Так, Красноярскому краю удалось пробить программу по Нижнему Приангарью, ее финансирование из госбюджета. Это для Александра Хлопонина было очень большим прорывом.

Не отразится ситуация вокруг AiRUnion и на репутации губернатора Красноярского края. Хлопонин — это тип управленца, который жестко не управляет бизнес-процессами в своем регионе. В отличие от губернатора, представляющего собой типаж хозяйственника советской закалки, сложно представить, чтобы Хлопонин «разрулил» ситуацию, подобную сложившейся вокруг AiRUnion. И никто не спросит с Хлопонина в Москве за томление людей в аэропортах, потому что в Москве считают, что в Красноярском крае все хорошо. Хлопонину пока удавалось за счет лоббирования крупных проектов сохранять популярность в регионе. Он заряжен быть вечно популярным. Если его рейтинг начнет падать, будет изобретен мощный проект, который вновь подтвердит его имидж умелого лоббиста.«Мы полагаем, что банкротство представлялось более выгодным «Ростехнологиям«, поскольку позволяло им приобрести активы альянса с дисконтом и при этом освободить их от долгов, размер которых составляет более $1 млрд», — оценивал ситуацию Константин Романов. Против банкротства выступали кредиторы, руководство альянса, министр транспорта Игорь Левитин и вице-премьер Сергей Иванов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ