Маркетинг гость номера
Перемены на книжных рынках как федерального, так и регионального масштабов, стимулировали дискуссии о прибыльности и перспективности книготоргового бизнеса. О реалиях книжного бизнеса, конкуренции, прибыльности и планах на будущее корреспонденту «СУ« ЕЛЕНЕ ЛУНЕВОЙ рассказывает бывший совладелец компании «Топ-книга», директор компании «Аристотель», владеющей двумя магазинами в Новосибирске, МИХАИЛ ТРИФОНОВ.
Михаил, насколько все же перспективен книжный бизнес?
Он не столько перспективен, сколько сложен. Тем более что сверхприбылей ждать не приходится это время уже ушло. И уж совершенно точно, бизнес этот не для новичков слишком уж он специфичен.
В чем же специфика?
Главные люди в книжной торговле ассортиментщики. Это специалисты, закупающие книги, контактирующие с издателями, определяющие, что и почем будет продаваться. От них зависит, насколько успешным будет тот или иной магазин. Ведь ассортимент залог успеха книжной торговли. Магазин оперирует огромной номенклатурой товаров, которая постоянно обновляется. Причем каждая конкретная позиция и завозится, и продается в небольшом количестве. Так что правила о построении всевозможных ассортиментных матриц, вполне логичные, скажем, для продуктового бизнеса, в книжном бизнесе не работают. Классическое правило «80 на 20 процентов« написано не для нас. Наш бизнес на те же 80% зависит от ассортиментной команды. Без нее проект, даже весьма интересный и поддержанный большими деньгами, рухнет.
Есть примеры?
Очень много. Например, уральская «Царь-книга» или московский «Букбери». Уральцы объявили о банкротстве, а что касается «Букбери» Свою основную миссию они совершили, и успешно для себя перепродали бизнес, причем в два этапа. Первая часть досталась Мамуту, а вторая, кажется, Дерипаске впрочем, в последнем я не уверен. Ясно одно: сейчас все проблемы «Букбери» (а их немало) уже не имеют отношения к бывшему руководству. Теперь это головная боль «больших людей», приобретших убыточный бизнес для каких-то собственных целей.
А какие московские проекты вы лично считаете удачными?
Например, «Республика». Очень неплохой проект, причем и для потребителя, и с точки зрения ведения бизнеса. Мне нравится Торговый дом «Москва», Центральный Московский Дом книги на Новом Арбате
А как насчет регионов?
Региональные сетевые магазины мне не нравятся вообще, но некоторые одиночные проекты выглядят вполне симпатично. Лучший из таких «одиночников» самарская «Чакона«. Между прочим магазин с самым большим в стране ассортиментом.
В Сибирском регионе себя вполне уверенно чувствует и »Топ-книга« прежде всего из-за полного отсутствия конкуренции. Более того, в ближайшем будущем сюда никто и не собирается. Крупные федеральные игроки не видят местных перспектив. Сильных местных игроков в Западной Сибири тоже нет.
В регионах »Топ-книга« успешна?
Бизнес »Топ-книги« идет вполне успешно и в Новосибирске, и в Западной Сибири. А вот дальние регионы портят всю картину. Обобщенно говоря, все немалые деньги, что »Топ-книга« зарабатывает в Сибири в Новосибирске, Томске, Кузбассе, на Алтае, она тратит в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове. Европейские топкниговские магазины доходов не приносят. Причем самая большая ошибка за все время существования компании выход в Санкт-Петербург. Все питерские магазины «Топ-книги» абсолютно убыточны. Даже в Москве дело обстоит лучше.
Почему?
Питер город креативный. Здесь свои сильные игроки, понимающие местную специфику, со своими магазинами, своим потоком ассортимента. На петербургском книжном рынке новосибирцам делать нечего. Как, впрочем, и в более дальних регионах Сибири. В Красноярске, например, «АСТ» в свое время купил местную сеть, и конкурировать с ними было очень сложно. В Иркутске, Хабаровске, Владивостоке весьма сильные местные игроки.
А вы планируете выход в регионы?
Конечно. И это будут ближние регионы Томск, Кузбасс, Алтай. Думаю, там мы будем себя чувствовать неплохо.
С какими издательствами предпочитаете работать?
Приоритеты идут от того, какие именно книжки нужны покупателю. Есть, конечно, и некоторые личные симпатии. Мне, например, нравится «Альпина Паблиш», издающее хорошую деловую литературу. Нравятся познавательные, прежде всего детские книжки от издательства «Дом Мещерякова». Симпатична «Амфора» это уже чисто личное. Нравится «Добрая книга» у них есть и бизнес-литература, и просто хорошие веселые книжки.
С местными издательствами работаете?
А с какими? Местных издательств у нас практически нет. Кроме, пожалуй, одного Сибирского университетского издательства. Но оно, в основном, занимается нормативной литературой и детскими книжками. Все это неплохо продается, так что сотрудничеством мы вполне довольны. «Картфабрика» тоже партнер, хотя собственно книги они не выпускают. Есть у нас, конечно, и местная экзотика: например, книги издательства «Свиньин и сыновья». С ними тоже сотрудничаем и планируем делать это впредь. Будем работать со всеми местными издательствами никаких ограничений нет. Так что приглашаю всех пусть приходят. Всех своих будем поддерживать. Скорее уж чужие книги с полок уберем, но своих поставим.
Почему так мало местных региональных издательств? Не слишком прибыльный бизнес?
Как сказать. Удачный издательский бизнес лучше удачного книготоргового. Неудачный значительно хуже.
Почему?
В издательском деле больше маржа. Хотя в книжном она тоже немалая. Зато в книжной торговле очень велики накладные расходы, особенно на поддержание ассортимента. Например, во втором нашем магазине «Плиний Старший» планируется самый большой в Новосибирске отдел книг на иностранных языках около 7000 наименований.
А каково общее количество наименований?
В «Плинии» тысяч 7080. На самом деле после 50 000 количество наименований принципиального значения не имеет. После этого надо выделятся, формировать свой собственный, уникальный ассортимент. Ведь залог успеха вовсе не в количестве. Нам не нужны, скажем, 20 книжек про лечение скипидарными ваннами и миллион раскрасок.
Кстати, в самом начале своей деятельности вы объявили, что в вашем первом магазине, book-look, не будет книжек Донцовой. Это принципиальная позиция?
А почему бы и нет? «Зона, свободная от Донцовой» прекрасный слоган! На самом деле все проще: для стеллажей с ее многочисленными произведениями в book-look просто нет места. Женских детективов там вообще мало. Донцова просто не вписывается в формат book-look. А в «Плинии» она будет, его формат это вполне позволяет. Так что ничего личного.
А название магазина «Плиний Старший» не отпугнет потенциальную аудиторию излишним академизмом?
Почему? Классическому магазину нужно классическое название. «Плиний Старший» вполне подходит. Он не ученый, не философ. Плиний военный моряк, командующий римским флотом, много повоевавший и страстно любивший книги. Он читал их везде в походах, в бане, во время еды, а после еще и записывал впечатления о прочитанном. В результате собрались целые тома заметок Плиния, благодаря которым мы и узнали книги, которые он любил, других источников, как и самих книг, не сохранилось. Так что Плиний вполне наш человек работоспособный, любопытный, вполне понятный «настоящий полковник». Он, кстати, и погиб от любопытства поплыл смотреть, как извергается Везувий.
«Плиний Старший» и book-look расположены недалеко друг от друга. Такое соседство не мешает их работе?
Мои магазины друг другу не конкуренты. «Плиний» магазин классический, универсальный, семейный. Большой ассортимент художественной литературы, детской, повышенный домашне-бытовой ассортимент, школьная канцелярия. Сюда можно прийти всей семьей и каждому найдется, что выбрать. Здесь же литература на иностранных языках, интересная «сопутка» например, товары для творчества. Плюс кафе, место для встреч с авторами. В общем, получится такой универсальный культурный центр, где продают книги и товары, близкие к книгам. Book-look совсем другой это магазин книжных приколов, магазин для специалистов веселый, цветной, яркий, где продают литературу, которой в городе нет, или почти нет. Здесь нет стеллажей с детективами, зато плотно представлены тематические ниши, специализированная литература: медицина, программирование, строительство Здесь более дорогая и модная канцелярия.
По сути, это два «пилотных« проекта, они сейчас проходят испытания. Поработают месяца два мы решим, какой проект более успешен, какой можно считать наиболее прибыльным. В зависимости от этого примем решение, на какой именно формат мы будем делать ставку.
Где планируются новые магазины?
Площадки на примете есть, но где и что именно брать, зависит от выбранного формата.
Что вы можете сказать о классических для розницы проблемах с персоналом?
Персонал наших магазинов практически весь свой, это сложившаяся еще со времен «Топ-книги» команда. Ассортиментщиков я сам выращивал, так что с ними проблем нет.
А другие традиционно слабые для розницы места например, логистика?
У меня сейчас логистических проблем нет прежде всего из-за отсутствия склада. Мы пока не слишком велики и вполне обходимся без него. Книги привозят непосредственно к магазину. А значит, некое «слабое звено« просто пропадает. Нет склада меньше возможностей украсть книги. А размах воровства прямо пропорционален величине ассортимента и объемам склада. В «Топ-книге», например, книги пропадали просто штабелями, причем как раз на этом этапе.
Но с увеличением числа магазинов логистические проблемы возникнут
Мне не нужно сто магазинов. Наши планы скромнее: нескольких десятков вполне достаточно.