«ДубльГИС»: угроза с запада

    Профиль — история компании

    Новосибирская компания «ДубльГИС» намерена покорить Россию своими электронными картами-справочниками. Экспансия набирает обороты: фирма присутствует уже в 17 городах, включая украинскую Одессу, а в 2009 году намерена «покончить» с российскими городами-миллионниками — во всех, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, по планам компании должна работать своя геоинформационная система «ДубльГИС». Эксперты утверждают, что успех новосибирцев связан с удачно выбранной бизнес-моделью, однако высказывают мнение, что будущее проекта может быть не таким светлым, как кажется сейчас. Потенциальная угроза для него, по мнению специалистов, уже зреет на Западе.

    Карта из космоса

    Новосибирский проект «ДубльГИС» впору сравнивать с саксаулом. Пустынное дерево выживает там, где, казалось бы, сделать это практически невозможно, но его корни все равно находят влагу на зависть другим представителям флоры. Электронный ГИС-справочник для массовой аудитории, как казалось раньше, — проект, заранее обреченный на провал. Разрабатывать и продавать геоинформационные системы по заказам промышленных предприятий — конек и стратегия успеха большинства специализирующихся на ГИС компаний. Другую формулу — сделать продукт для массового потребителя и распространять его бесплатно, зарабатывая за счет размещения рекламы, — конечно, придумали не в Новосибирске. Но в сфере геоинформационных технологий впервые в России такой подход принес очевидный успех именно новосибирской компании. Впрочем, владелец «ДубльГИСа» Александр Сысоев признает, что нишу для бизнеса его предприятие нашло почти случайно.

    История «ДубльГИСа», как и многих других инновационных фирм, началась при вузе. Будущие основатели компании работали при кафедре автоматики Новосибирского электротехнического института (ныне Новосибирский государственный технический университет), поначалу специализировались на разработке программного обеспечения для учебных целей, выполняя заказы для военно-промышленного комплекса. В середине 90-х была зарегистрирована компания «Техноград плюс», разрабатывавшая ГИС-системы, — фактически предшественник проекта «ДубльГИС». Как вспоминал в одном из интервью газете «Континент Сибирь» Александр Сысоев, поворотным моментом стал заказ на создание информационной системы, описывающей электроснабжение Западно-Сибирской железной дороги. В процессе ее внедрения пришла мысль о создании ГИС Новосибирска. В 1994 году на разработки молодых инженеров обратили внимание представители Новосибирской городской телефонной сети — им требовалось оцифровать схемы расположения телефонных линий, хранившиеся на картонных планшетах.

    «Для начала мы взяли один планшет и перевели его в электронный вид, — рассказывал директор компании «ДубльГИС« Александр Сысоев. — Полученные результаты устроили связистов, и мы приступили к работе над массивом». На оцифровку нескольких тысяч планшетов со схемами ушло около двух лет. Свести воедино данные из разных районов оказалось практически невозможно — нестыковки достигали нескольких километров на местности. Для объединения разрозненных данных требовалось создать электронный план Новосибирска. Найти подходящую готовую карту для него оказалось непростой задачей, поскольку профессиональные картографические организации, как выяснилось, не горели желанием отдавать подобный ресурс потенциальным конкурентам. Выход был один — сделать карту самостоятельно. Во время поисков в одной из командировок новосибирских специалистов в Москву в «Совинформспутнике» обнаружился пригодный для оцифровки космический снимок Новосибирска, датированный 1991 годом. Его приобретение обошлось в $300 по курсу 1997 года.

    Снимок оцифровали, но чтобы получить разрешение на его дальнейшее использование, новосибирской компании нужно было представить этот план города на рассмотрение комиссии Государственного геодезического надзора. Особого впечатления на картографов продукт не произвел, большинство склонялось к тому, чтобы запретить его распространение. В поддержку проекта высказался начальник инспекции. Когда через некоторое время Александр Сысоев приехал узнать решение комиссии, он был сильно удивлен — вскоре после того заседания пожилого начальника отправили на пенсию. «В тот момент у меня опустились руки, — вспоминал Александр Сысоев. — Но реакция моего собеседника оказалась неожиданной: он сказал, что выходит на пенсию только завтра, а сегодня — еще начальник. Достал акт о положительном решении и подписал его».

    «У «ДубльГИСа» были проблемы с картографической составляющей проекта во время выхода на новосибирский рынок, продукт не отвечал требованиям, которые предъявляются к картам, — отметил в разговоре с корреспондентом «СУ« проректор по научно-исследовательской работе, профессор Сибирской государственной геодезической академии Владимир Середович. — Дело в том, что по сути это был рисунок, но никак не карта — к примеру, отсутствовала система координат. Но ведь разработчики изначально признавали это и позиционировали свой продукт не как карту, а как информационно-справочную систему. В дальнейшей работе над новосибирским проектом, насколько я знаю, многие первоначальные недостатки были устранены».

    Ключевое решение

    Владелец «ДубльГИСа» Александр Сысоев признает, что нишу для бизнеса его предприятие нашло почти случайно

    Первый тираж компакт-дисков с планом Новосибирска был выпущен в апреле 1998-го — изначально продукт распространялся платно, что повлекло за собой волну «пиратства» («ДубльГИСe» и в будущем предстоит неоднократно судиться с «пиратами» и теми, кто незаконно использует фрагменты справочника). Последовавший вскоре августовский кризис 1998 года сильно ударил по бизнесу Сысоева, компания потеряла почти всех клиентов. Однако к концу года «Техноград» нашел возможность продолжить работу над проектом, к электронной карте добавился справочник предприятий. Это был серьезный шаг вперед — заметно расширился круг потенциальных пользователей. Но коммерчески успешным «ДубльГИС» еще не был.

    Едва ли не самое ключевое стратегическое решение в компании было принято в феврале 1999 года. На свет появилась новая концепция электронного справочника: бесплатное распространение и окупаемость за счет рекламы. Впрочем, Александр Сысоев неоднократно заявлял, что ничего принципиально нового он не придумал — «ДубльГИС» объединил разные концепции на одном носителе. Давно существовали платные карты и бесплатные бумажные справочники, зарабатывавшие на рекламе, — сведение подобных подходов воедино дало результат. Секрет, по словам Александра Сысоева, состоял в том, что его компания делала все самостоятельно, создав технологию полного цикла — от сбора необходимой информации до выпуска конечного продукта с привлечением рекламы. С последним, кстати, поначалу были проблемы.

    «Не имея опыта работы с рекламодателями, мы обратились в рекламные агентства, — вспоминал Александр Сысоев. — Шесть из них сразу подписали договор о сотрудничестве. Но время шло, а мы так и не получили ни одного заказа на рекламу. Формат был совершенно новый, продвигать его специально никто не хотел. Пришлось искать рекламодателей самостоятельно». Нужно было формировать собственный отдел продаж. Такой шаг оказался эффективнее — практически полностью доходы «ДубльГИСа» складываются из рекламы в проекте, а ее объемы значительно росли из года в год и продолжают увеличиваться. Как сообщили «СУ» в отделе маркетинга «ДубльГИСа», в целом объем выручки компании в 2005 году составил $1 млн, в 2006-м — $2,5 млн, а в 2007-м он увеличился четырехкратно — до $10 млн. «Резкий рост связан с развитием региональной сети», — пояснили в управляющей компании «ДубльГИС».

    В декабре 2002-го вышел первый выпуск справочника «ДубльГИС» на CD тиражом 15 тыс. экземпляров для бесплатного распространения по организациям Новосибирска и Бердска. Вскоре стало ясно, что за счет размещения рекламы проект «ДубльГИС» может самостоятельно окупаться и приносить доход. В результате был поделен бизнес с «Техноградом« (он сконцентрировался на производстве программного обеспечения «ГИС-Связь», предназначенного для автоматизации технического учета операторов связи), и в 2004 году зарегистрирована новая компания — ООО «ДубльГИС». В сентябре того же года был открыт первый филиал компании — электронная карта-справочник появилась в Омске.

    Когда востребованность продукта стала очевидной, новосибирская компания приняла решение начать активную экспансию. В 2005 году «ДубльГИС» выходит в Томске, Барнауле, Кемерове, Красноярске и Новокузнецке, а также впервые за пределами Сибири — в Астрахани. Годовой тираж всех этих справочников на CD превышает 300 тыс., а количество скачиваний программы в Интернете — 170 тыс. В марте 2007 года «ДубльГИС» впервые вышел за пределы России — электронный справочник появился в Одессе. Кроме того, сегодня пользуется спросом версия справочника для мобильных устройств — она позволяет, например, при помощи GPS определить местоположение человека на карте города.

    Стратегия экспансии «ДубльГИСа» основана на следующем принципе: в крупных городах компания создает собственные филиалы, в небольших — работает по франчайзингу. До 2007 года филиалы были открыты в Новосибирске (кроме того, сейчас здесь отдельно выделена управляющая компания проекта), Красноярске, Омске и Екатеринбурге. В сентябре 2007 года открылся филиал в Челябинске, в январе 2008 года — в Перми, в мае 2008 года — в Уфе. В августе нынешнего года планируется открыть филиал в Самаре, в октябре — в Нижнем Новгороде, зимой 2008–2009 годов — в Казани. Франчайзинговые проекты развиваются в Томске, Барнауле, Кемерове, Иркутске, Кургане, Нижневартовске, Новокузнецке, Астрахани, Перми и Одессе. В ближайших планах компании — открытие проектов по франчайзингу в Бийске и Краснодаре.

    «ДубльГИС» «на блюдечке»

    Во многом показательным был выход «ДубльГИСа» на рынок Екатеринбурга — в январе 2006 года. Рынок электронных справочных систем в уральском мегаполисе к тому моменту пустующим не был, господствующие позиции на нем принадлежали компании «ДИАС» с продуктом «Екатеринбург на блюдечке». В руководстве этой компании не рассматривали новосибирцев как сильного конкурента. В частности, директор «ДИАС» Юрий Лифшиц заявлял в прессе, что новичку на рынке Екатеринбурга будет непросто, поскольку даже к программе «ДИАС», актуальность базы данных которой поддерживается постоянно, много претензий из-за неточностей — соответственно, высказывалось предположение, что «ДубльГИСу» будет очень сложно сделать более совершенный и полный продукт. Впрочем, даже если это и произойдет, «ДИАС» планировал в ответ сделать акцент на ГИС «Свердловская область на блюдечке», в которую был бы включен справочник и по Екатеринбургу, чаще обновлять продукт и благодаря этому все равно оставаться впереди «ДубльГИСа».

    По мнению директора общероссийской сети бизнес-порталов Rosfirm.ru (в портале объединены каталог и справочник организаций Свердловской области и других регионов России) Михаила Печатникова, бюджет первоначального наполнения базы «ДубльГИС» при входе на рынок Екатеринбурга, очевидно, должен составлять не менее 500–700 тыс. рублей. «С учетом организационных расходов, рекламы, оплаты труда специалистов эта сумма существенно выше, думаю, на порядок, — сообщил «СУ« господин Печатников. — Что касается месячного бюджета на сбор информации, то для примера я могу привести данные нашего портала «Росфирм-Екатеринбург»: в месяц мы тратим не менее 150 тыс. рублей на актуализацию (уточнение существующей и добавление новой информации. — «СУ») нашей базы предприятий. С учетом того, что у нас в базе более 57 тыс. предприятий (включая областные), то затраты «ДубльГИСа« для Екатеринбурга должны быть не менее 50 тыс. рублей».

    В 2006 году екатеринбургские участники рынка отмечали, что во многом успех «ДубльГИСа» на местном рынке будет зависеть от того, насколько точную и актуальную информацию удастся собрать для этого проекта. По мнению Михаила Печатникова, с этим у «ДубльГИСа» в Екатеринбурге до сих пор проблемы: «ДубльГИС« не может похвастаться полнотой базы предприятий города. На сегодня, по данным сайта проекта, в его екатеринбургской базе всего 36 472 телефона, в то время как в «Росфирм-Екатеринбурге» только предприятий более 30 тыс., а телефонов — более 60 тыс. В то же время «ДубльГИСу» удалось занять достаточно сильные позиции на нашем рынке. На мой взгляд, «ДубльГИС» предлагает два изумительных решения, отличающих его от «ДИАС»: во-первых, это достаточно удобная и «красивая» карта, имеющая дружественный интерфейс и хорошую логику, во-вторых, это возможность работы с картой на локальном компьютере без необходимости иметь CD, а также возможность актуализации и карты, и базы через Интернет. Именно это позволило существенно потеснить «ДИАС».

    Сыграло свою роль принципиальное отличие бизнес-моделей «ДубльГИСа» и «Блюдечка». Если продукт новосибирской компании любой пользователь может получить и обновлять бесплатно, то екатеринбургский проект необходимо купить на CD и впоследствии обновлять за определенную плату. В результате на форуме сайта «ДИАС» в последнее время стали появляться высказывания клиентов этой компании о том, что продукт «ДубльГИСа» удобнее, и потому, несмотря на привычку пользоваться «Блюдечком», они подумывают о переходе на использование сибирской программы.

    В настоящее время, по оценкам Михаила Печатникова, «ДИАС» удерживает лидирующие позиции на рынке Екатеринбурга, однако темпы завоевания этого рынка «ДубльГИСом» весьма высоки.

    Сколько стоит «ДубльГИС»

    Директор новосибирской компании DataEast (специализируется на разработке профессиональных ГИС для промышленных предприятий и т. д.) Вячеслав Ананьев в интервью «СУ» высказал предположение, что «ДубльГИС» имеет все шансы сохранить лидирующие позиции, по крайней мере в Новосибирске: «Здесь люди уже привыкли пользоваться таким продуктом, вряд ли кто-то сможет переориентировать их на нечто иное. В других городах у новосибирской компании тоже весьма неплохие перспективы, хотя там проект еще должен завоевать доверие потребителей. Этому будет способствовать, на мой взгляд, выигрышная бизнес-модель — бесплатное любят все. Главное, чтобы при всей этой «бесплатности« проект был качественным». В настоящее время, по мнению Вячеслава Ананьева, «ДубльГИС» обладает необходимым для карты-справочника качеством как с точки зрения картографии, так и в плане информационного наполнения.

    Не так давно в Новосибирске появилась новая справочная система «Мир Кибер», представляющая собой виртуальную копию города в формате 3D, где пользователь может увидеть не только схему расположения улиц, но и то, как выглядят эти улицы, здания на них и т. д. Правда, пока справочная составляющая, как и внешний вид подобных зданий, во многом не доработаны. «Да, у объектов появилась третья единица измерения — высота, и хотя зачастую она выдается неточно, я думаю, что у 3D-систем есть будущее, — отметил Владимир Середович из СГГА. — Такие системы в перспективе, с учетом доработки, могут составить конкуренцию «ДубльГИСу«. Но для этого им нужно привлечь инвестиции, создать бренд, обновлять продукт и рекламировать его, что может оказаться довольно проблематичным». В компании «Графические программные системы», выпускающей «Мир Кибер», перспективу конкуренции с «ДубльГИСом» прокомментировать отказались.

    «Я не думаю, что 3D-системы могут быть угрозой для «ДубльГИСа», — считает Вячеслав Ананьев. — К тому, что должна «уметь» электронная карта-справочник, они не добавляют, по большому счету, ничего нового. К тому же 3D-системы гораздо «тяжелее», для нормальной работы они требуют мощных компьютеров, а программные ограничения не позволяют использовать такие продукты, скажем, на мобильных устройствах — «ДубльГИС« в этом смысле выигрывает».

    По мнению Вячеслава Ананьева, потенциальной угрозой для «ДубльГИСа» на рынке геоинформационных систем могут быть проекты крупных интернет-компаний «Яндекс» и Google, создающих справочные карты на своих сайтах. «Например, с помощью Google.Map можно посмотреть карты различных городов, сопровожденные справочной информацией о предприятиях и т. д. Правда, в значительной степени подобный продукт от Google разработан пока разве что для Америки, но в перспективе эта компания наверняка более плотно займется и Россией, — считает Вячеслав Ананьев. — В принципе, она обладает ресурсами, чтобы создать продукт, способный потеснить «ДубльГИС« в России. Хотя, на мой взгляд, даже в этом случае за новосибирским проектом определенные преимущества все-таки останутся».

    Эксперты не исключают, что крупные интернет-компании могут проявить интерес и к покупке «ДубльГИСа». «Конечно, «ДубльГИС« — это серьезный актив, который может заинтересовать подобные компании», — полагает Вячеслав Ананьев. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева оценивает подобную перспективу скептически: «Пока не совсем ясна рентабельность компании, кроме того, франчайзинговая модель, активно используемая «ДубльГИСом», создает определенные риски. Тем не менее если бизнес-модель приносит доход, а повторить ее сложно — компания интересна для инвестиций. «ДубльГИС« проще купить, чем повторить. Другое дело, что выручка компании не столь велика, и это ограничивает круг потенциальных покупателей. Скорее всего в этом качестве могут выступать какая-то крупная интернет-компания, развивающая свои сервисы, медиахолдинг или фонд прямых инвестиций». По мнению аналитика, сейчас стоимость компании «ДубльГИС» составляет порядка $10–12 млн.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ