Переработать или сжечь?

    Профиль — переработка

    Кому достанутся городские отходы

    За последние месяцы проблема вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов Новосибирска по своему масштабу достигла глобальных размеров: к ее обсуждению подключились все — от чиновников до экологов. Поводом для возобновления всегда актуального разговора стали проблемы экономического характера на Новосибирском мусороперерабатывающем заводе N 2 — предприятие не только показало убытки за первый год своей работы, но и временно приостановило свою деятельность.

    Спикер Новосибирского областного Совета Алексей Беспаликов (слева) и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский (в центре) на церемонии открытия мусороперерабатывающего завода N 2

    Единственное перерабатывающее мусор предприятие с гораздо меньшей мощностью (около 100 тыс. тонн мусора в год), нежели «мощность» города по «производству» мусора (около 2 млн куб. м отходов в год), оказалось несостоятельным. Остановка «второго мусороперерабатывающего» вновь всколыхнула и проблему нехватки полигонов для свалки отходов, и проблему отсутствия экономического базиса для становления в нашем городе отрасли по мусоропереработке.

    «Развитию отрасли мусоропереработки в Новосибирске препятствуют две проблемы: отсутствие полигонов и поддержки властей, — говорит председатель комиссии горсовета по городскому хозяйству Андрей Гончаров. — Главное «экономическое препятствие« — это уровень тарифов за вывоз мусора, взимаемых с населения. Для того чтобы вывоз и переработка мусора стали рентабельным занятием, тарифы нужно поднимать, но пока городская власть такого решения не принимает. И это при том, что объемы бытовых отходов с каждым днем только растут».

    Около двух с половиной лет назад мэрия заявила о строительстве в Новосибирске шести мусороперерабатывающих заводов. Пафосные заявления чиновников, надо сказать, нашли и активный отклик у новосибирских предпринимателей, однако «получилось, как всегда»: первый новосибирский МПЗ не двинулся дальше землеотвода под его строительство (в мэрии утверждают, что компания просто не справилась с возложенной на нее задачей), второй МПЗ запустили, но «мусорные» тарифы так и не подняли — и доходы и расходы на предприятии так и не сошлись.

    «Второй НМПЗ успешно заработал, однако он был поставлен в жесточайшие экономические условия — тарифы, которые собираются сегодня с населения за вывоз мусора, так и остались «копеечными«, никакой особой поддержки хотя бы от одного уровня власти, как принято в развитых странах, такое предприятие не получило», — говорит директор «МП-Сибирь» Сергей Пальянов. По сути предприятие оказалось просто брошенным, а ведь такое производство более чем социально значимо и должно было если и не стать государственным, то получить «полный пакет» налоговых и иных льгот. Самостоятельно такие предприятия не выживают — даже в развитых странах большинство из них остаются дотационными, и единственный в нашем городе мусоропереработчик своими проблемами «обязан» исключительно власти.

    Менее десятка официальных полигонов в городе и пригороде с растущими объемами отходов уже не справляются — их совокупная мощность, как говорят ответственные лица, уже гораздо меньше, чем мусорная «производительность» Новосибирска. Считается, что строить новые полигоны — чуть ли не большая «головная боль«, нежели организовывать мусоропереработки или мусорозахоронения. В итоге старые свалки перегружены, и вокруг них, как и вокруг большинства небольших населенных пунктов и на окраинах Новосибирска, образуются свалки неофициальные — свои «мини-свалки» сегодня имеет каждый квартал частного сектора и даже промпредприятия.

    Однако в последние полтора месяца в «расстановке сил» на мусорном рынке Новосибирска произошли изменения. Земля, выделенная для строительства первого МПЗ несколько лет назад, сейчас переоформляется на компанию, которая пока условно называет себя «МПЗ номер один». «Планируется запустить две линии — одна будет заниматься переработкой отходов строительной отрасли и строительного мусора, другая — обычных бытовых отходов«, — комментирует директор будущего предприятия Сергей Пальянов. Мощность предполагаемого завода составит 150 тыс. тонн мусора в год (что примерно в 12 раз меньше, чем требуется городу). Решение о передаче земли в пользу «МП-Сибирь» еще не принято, однако в мэрии прогнозируют положительное решение этого вопроса.

    Успех нового МПЗ его организаторы ставят в зависимость от «мусорных» тарифов, вернее, от политики городской власти в этом отношении. Правда, здесь надеются не столько на «тарифную поддержку», сколько на самих себя — мусор будут сортировать, а полученное вторсырье продавать производственным предприятиям — к примеру, старые шины пойдут на «переплавку», битый кирпич станет сырьем для новых стройматериалов и т. д. Некоторые виды стройматериалов планируют производить прямо в рамках МПЗ. Новую производственную единицу начнут строить в Новосибирске уже этой осенью, общая стоимость предприятия оценивается в несколько миллионов евро.

    Другая альтернатива, которая, возможно, ждет мусороперабатывающую отрасль, — это строительство завода по сжиганию отходов. Такой проект около двух месяцев назад был предложен на суд городской администрации компанией «Техэнергохимпром» — правда, такое предприятие способно превратить в золу лишь 40 тыс. тонн городских отходов. Пока строительство такой линии, стоимость которого, кстати, всего 7 млн рублей, встретило в Новосибирске больше протеста, нежели одобрения. Например, свои возражения технологии мусоросжигания выразили начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Сергей Райхман и председатель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Михаил Яцков. «Технология мусоросжигания считается одной из самых дорогих, а проблема газоочистки при таком методе — одной из самых трудных. Мусоросжигающие заводы в части экологии хуже, чем ТЭЦ. Требуется 6–7 ступеней очистки, а это сотни тысяч рублей. Сами по себе выбросы не «очистятся«, а выделять их в атмосферу в неочищенном виде мы не позволим», — заявил господин Яцков на одном из последних заседаний комиссии горсовета.

    Тем не менее подобные проекты (в том числе и с участием иностранного капитала) один за другим поступают в мэрию. Их инициаторы предлагают технологии, которые при высоких температурах сжигания всего без разбора поступающего мусора позволяют получать и тепловую энергию, и стройматериалы — вернее, сырье для их производства. Кроме того, многие эксперты называют сжигание мусора наискорейшим и наилучшим выходом из сложившейся тупиковой ситуации — ведь хранить отходы негде, а перерабатывать их не на чем. В то же время такая практика в соседних регионах пока не получила распространения, и, может быть, еще и поэтому в мэрии пока никто не берет на себя ответственность реализовать такой проект хотя бы на экспериментальном уровне.

    Каким бы способом ни предлагалось перерабатывать отходы, организаторы подобных проектов сетуют на одну и ту же проблему — невозможность побудить предприятия и население сортировать мусор. Эксперименты со стимулированием предприятий разделять свои отходы по группам заканчиваются неудачно, с населением такие «опыты» даже не проводились — говорят, менталитет не тот. А ведь сортировка перед переработкой — это дополнительные расходы. А значит, дополнительные инвестиции, которые пока в мусорную отрасль идут крайне неохотно.

    Так что пока ситуация в отрасли остается удивительной — мусоропереработка временно приостановлена, мусоросжигание отвергнуто, и даже для простой свалки городских отбросов площадей объективно не хватает. Даже если снова в полную мощность заработает НМПЗ-2, даже если к нему добавится НМПЗ-3, получится, что в переработку пойдет всего около одной десятой части отходов жизнедеятельности мегаполиса. С одной стороны, жить в городе-«помойке» не хочется, а с другой — на преференции и «зеленый свет» в столь проблемной отрасли предпринимателям рассчитывать не приходится. Но пока волевым решением власть не примет эту, по сути, одну из социальных программ, чистота и порядок в городе будут проигрывать горам мусора.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ