Аман Тулеев: «У нас есть умные и талантливые люди, на которых стоял и будет стоять Кузнецкий край»

    Менеджмент — гость номера

    Кузбасс — прежде всего край большого угля, металла и химии. Поэтому жители других регионов зачастую знают Кемеровскую область по положению дел в экономике, интересуются перспективами и новыми проектами. И здесь Кузбассу действительно есть чем гордиться. Во всех начинаниях области четко прослеживается роль Амана Тулеева — и как грамотного политика, и как хозяйственника, государственника с большой буквы. Но сегодня речь пойдет совсем о других вещах. О своих корнях, интересах, о том, чем живет и дышит, словом, своими секретами с корреспондентом ВАСИЛИЕМ ПОПКОМ специально для «СУ» делится губернатор Кемеровской области АМАН ТУЛЕЕВ.

    — Аман Гумирович, вы давно и тесно связаны с Кемеровской областью. Для многих наших земляков Кузбасс и Тулеев — практически одно целое. Известно, что Сибирь — многонациональный край. А кем вы считаете себя по национальности?

    — Вы правы, Сибирь — уникальный край. Еще с XVI века сюда стали переселяться люди из европейской части России, а в прошлом веке — из самых разных уголков бывшего Советского Союза — в наши края тысячами ехали новоселы. В одном только Кузбассе проживают представители более ста национальностей. И все чувствуют себя дома, все считают Кузбасс своей родиной. Убежден — родина у человека там, где ему хорошо, комфортно живется. В том месте, к которому прикипел душой и сердцем.

    Что касается меня: моя мама — наполовину татарка, наполовину башкирка, родной отец — казах, а воспитывал с малых лет — фактически заменил мне отца — русский, Власов Иннокентий Иванович. В ясли я ходил русские, в детсад — русский, учился — в русской школе, закончил техникум в Тихорецке, Университет путей сообщения — в Новосибирске, Академию общественных наук — в Москве. То есть все — на русском языке, на русской культуре. Жена у меня русская.

    Вот теперь вопрос к вам — какой я национальности? И таких людей, как я, со смешанной кровью — миллионы в России. Конечно, в детстве ощущалось, что ты немного не такой как все, потому что не так выглядишь — «не тот» разрез глаз. Но когда повзрослел, стал смотреть на эти вещи уже философски. Хотя, честно говоря, мне и в зрелом возрасте еще не раз напоминали мое казахское происхождение. Например, во время президентских выборов (1991, 1996, 2000 гг.) доводилось слышать от вполне солидных людей: «Как вы, казах, смеете претендовать на высший государственный пост России?».

    Молодой Аман Тулеев (справа) с отчимом Иннокентием Ивановичем Власовым

    Внутри поднималась волна протеста. И в Правительстве РФ, когда я был министром по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества независимых государств (СНГ), звучало немало обидных, язвительных замечаний по поводу моего имени.

    Но не эти люди были для меня истинно русскими. Для меня русские — это прежде всего мой отчим, мои товарищи по работе на транспорте, офицеры и солдаты инженерно-саперных войск Забайкальского военного округа, с которыми я служил. И, конечно, это дорогие земляки, которые на выборах губернатора в 1997 году отдали мне 95% своих голосов. Именно тогда в Кузбассе я ощутил настоящее счастье — счастье доверия сотен тысяч моих земляков. Действительно, ощущать себя сыном России — это моя душевная потребность. Но от корней своих отказываться я не собираюсь. Как и любой нормальный человек, я горжусь ими.

    Когда бываю в Москве, обязательно кладу цветы на могилу Неизвестного Солдата. Вы знаете, знаменитая Панфиловская дивизия, которая насмерть стояла у рубежей столицы, формировалась в Казахстане, и в ее рядах плечом к плечу бились и казахи, и русские, и татары… Когда 28 бойцов бросались с гранатой на 20 танков, никто их не спрашивал, какой они национальности, и ни один из казахов не сказал: «Я не буду защищать русскую столицу». Поэтому я считаю каждого из панфиловцев своим родственником. Уверен, что именно в единстве всех национальностей, в их братском отношении друг к другу — что наглядно проявляется у нас в Кузбассе — наша сила, наше могущество. Это и должно послужить основой дальнейшей интеграции, объединения людей.

    — Аман Гумирович, вы родились на Юге. Какое первое впечатление произвела на вас Сибирь? Как и когда вы почувствовали себя сибиряком? И не тянет ли иногда вернуться в южные края?

    Аман Тулеев (в центре) на открытии горнолыжного комплекса «Танай» в Кемеровской области

    — Родился я в Красноводске, в Туркмении, в очень теплом климате. Жил в Башкирии, а потом в основном на Кубани, в г. Майкопе. Там, как говорится, оглоблю в землю воткни — вырастет дерево. После окончания техникума сам попросился в Сибирь, хотя была возможность после окончания железнодорожного техникума поступить в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, тем более, что диплом у меня был с отличием. Кстати, тогда весь курс хохотал: зачем нужен был красный диплом, если с ним — в Сибирь?

    Но в то время (в 60-е годы) только отшумела целинная эпопея, строились мощнейшие гидроэлектростанции на Ангаре, Енисее, началась добыча нефти в Тюмени, возводился Запсиб. Я не мог и не хотел оставаться в стороне от великих дел. Поэтому и попросился туда, где труднее всего. Какое у меня было представление о Сибири? Как у всякого южанина, примерно такое: мороз, сугробы, тайга, медведи по улицам ходят. Потом уже, работая на железной дороге в пос. Мундыбаш Таштагольского района, что в переводе с шорского означает «Змеиная голова», я с лихвой повидал всяких трудностей. Мои однокурсники шутили: «Дыра — дырее не бывает». Но я никогда, ни на секунду не пожалел о своем выборе. Для меня отсюда началась малая Родина. Впечатление такое, что вроде и не было «южного» периода в моей жизни. И до сих пор Кузбасс для меня — самое любимое место на Земле. Где я только не был, в каких частях земного шара… Взять, к примеру, Швейцарию — ну чем не земной рай? Казалось бы — поживи еще дня три. Но нет, неудержимо тянет назад. Только сойдешь с трапа самолета, вдохнешь дым Отечества — я имею ввиду дым нашего родного коксохимзавода, и чувствуешь: ты дома, и лучше ничего нет на свете. Так что для меня самый счастливый момент жизни — это обратный рейс в Кемерово. Я всегда говорил: главное сокровище, которым богат наш край — это его люди. Больше нигде — ни в России, ни в мире — я не встречал более открытых, искренних людей, с обостренным чувством справедливости, врожденной непримиримостью к фальши. И это я говорю не ради красного словца. Это реальность!

    По натуре я человек, для которого многое значат символы. Родная земля всегда ассоциировалась для меня с источником особой силы. Здесь я заряжаюсь энергией, чувствую себя здоровым и бодрым, готов работать, работать и работать на благо Кузбасса и кузбассовцев. А южные края для меня навсегда останутся в воспоминаниях яркими пятнами подсолнухов, запахом хлеба, синим небом, теплым ветерком.

    — Вы были успешным федеральным министром. Причем на одном из самых «расстрельных», как тогда было принято говорить, постов — в ту пору национальный вопрос был едва ли не самым ключевым, и абсолютно реален был раскол России. Что вам тогда удалось? Какой должна быть, на ваш взгляд, национальная идея в многонациональной России?

    — Это был тяжелый период, потому что ельцинская администрация крепко мешала работе министерства, которым я руководил. Многие умные соглашения просто бойкотировались. Удалось тогда сохранить, а во многих случаях и укрепить связи с государствами — бывшими союзными республиками. Согласитесь, это не так уж и мало.

    Никого не надо убеждать, что инициатором всех национальных разводок всегда становится руководящая верхушка, поддерживаемая национальными «денежными мешками». Как говорится, рыба гниет с головы. Обычные люди к размежеванию не стремятся. Тогда господствовали центробежные силы. Все думали: «Вот только оторвемся от России — сразу станем самостоятельными, весь мир распахнет нам свои объятия». И разом стали рвать экономические, политические и культурные связи. На деле оказалось, что весь мир считался с этими республиками, только когда они были Советским Союзом. Их на мировом рынке никто не ждал. Поэтому мы первым делом стали восстанавливать связи между предприятиями, увязывать железнодорожные тарифы, энергетическую систему — ведь когда-то это все было единым. Вопросом вопросов был возврат долгов Российской Федерации, которые имели страны СНГ. А этих долгов было немало — $6,5 млрд на то время. Я предлагал их возвращать собственностью — заводами, рудниками, другой недвижимостью. Потому что было ясно: другим путем они нам деньги все равно не вернут. И мы действительно возвращали промышленные предприятия, угольные разрезы, ряд санаториев… Удалось добиться возврата в Россию алмазов из Армении, которые они в свое время «забыли» вернуть. Возвратили российской стороне почти 80% долгов Чимкентского свинцового завода — нашему Салаирскому ГОКу. Выступали мы и в защиту русского языка в наших бывших республиках.

    На мой взгляд, продуктивными были восстановление и сохранение сотрудничества с Белоруссией. Мы наметили создать новое государственное образование — союз Россия-Белоруссия с единым бюджетом, едиными армией и границей, единым гражданством, едиными энергетическими и транспортными системами. Хотя сегодня этого пока не произошло, убежден, у нашего союза все впереди. Что касается национальной идеи, то об этом можно говорить и спорить долго. Поиск ее бесконечен, как поиск смысла жизни. В основе такого поиска должна лежать мысль о том, что мы прежде всего люди и только потом — русские, украинцы, башкиры, казахи или кто-нибудь еще. К тому же у всех нас общие исторические и духовные корни, крепко переплетенные на генетическом уровне, на уровне семей — дедов и прадедов, отцов и матерей, жен и мужей, детей и внуков. Поэтому наша основная национальная идея была сформулирована, на мой взгляд, еще в 1922 году, когда был образован СССР: «Вместе и наравне» быть в составе единой страны. Я и сейчас считаю ее самой актуальной. Главная ценность и цель для России, повторяю, — это единство. В нем — наша сила и наше будущее.

    — Не собираетесь ли вы вновь вернуться на федеральный уровень? Или точнее: что может вас побудить оставить Кузбасс?

    — Мои былые походы во власть, участие в президентских выборах всегда были обусловлены одной единственной целью — обратить внимание российского руководства на Кузбасс. И ничего личного! Думаю, мне это удалось.

    Кузбасс стал частицей моей жизни: здесь могилы дорогих мне людей. Здесь я состоялся как политик. Здесь люди доверили мне свои судьбы, и я в ответе за них. Надо четко понимать, что каждый хорош на своем месте. Неприемлемо, чтобы из-за личных амбиций был растрачен запас народного доверия. Для меня самое главное — его сохранить.

    — Сегодня в России действует несколько национальных проектов, но проект «Культура» есть только в Кузбассе. На ваш взгляд, что необходимо совершить, чтобы остановить разрушительное зло бескультурья?

    Аман Тулеев на отдыхе

    — Ну, я позволю себе уточнить ваш вопрос. Проект «Культура России» принят в качестве общепартийного, общенационального проекта на прошедшем 9-м съезде «Единой России» в апреле этого года. И поскольку партию возглавил наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин, этот проект является прежде всего российским. Другое дело, что в Кузбассе реализация такого проекта начата раньше, чем это произошло на федеральном уровне. И на это есть свои объективные причины.

    Кузбасс — очень непростой регион. Еще с XVIII века, то есть на протяжении 300 лет, к нам со всей Российской империи везли преступников, политически неблагонадежных по тем временам людей, например, декабристов. Тогда это было благо для Сибири, так как такие люди несли в народ просвещение и культуру. И до сих пор к нам везут преступников всех мастей (воров в законе, киллеров, маньяков), которые, как вы понимаете, уже, к сожалению, далеко не декабристы, далеко не Волконские, далеко не Трубецкие. На сегодняшний день в Кемеровской области более 70 исправительных учреждений, инспекций, тюрем, в которых содержатся 44 тыс. осужденных. Причем исторически сложилось так, что более 80% освобожденных из тюрем, а это 6 тыс. человек, ежегодно оседают именно у нас в Кузбассе, создают свои семьи, воспитывают детей, внуков. Сами понимаете, это далеко не Макаренко. Поэтому повышение культурного и духовного уровней населения у нас, в Кемеровской области, имеет особое значение. С этой целью еще в 2006 году в Кузбассе дополнительно к четырем национальным проектам начал действовать пятый — наш региональный проект «Культура». А если по существу, то еще в кризисном 1997 году мы в Кузбассе объявили наши региональные приоритеты — учитель, врач, культура, тепло, село.

    Только за последние два года (2006–2007 гг.) на реализацию регионального проекта «Культура» мы направили 5 млрд 634 млн рублей (из всех источников). Это рекордная сумма. Такого не было за всю историю Кузбасса. Я всегда подчеркиваю, что вложение средств в развитие культуры, образования, социальной сферы — это самые надежные инвестиции в будущее Кузбасса и России.

    Если же говорить в целом, по-крупному, не скрою, меня очень тревожит то, что происходит сегодня в нашей культуре. Культура ведь — это не только привычка говорить «спасибо» и не плевать на пол. Культура — то, что сплачивает людей, превращает их в народ, это прежде всего образ жизни, многогранный опыт, выработанный нашими предками и переданный нам по исторической цепочке. Это связь времен — прошлого с настоящим, настоящего с будущим. Поэтому, как из песни не выкинешь ни слова, так и из истории нельзя выбрасывать ни одного периода. Говорить о том, что одни плохие, а другие хорошие, было бы ошибочным, потому что «плохое» и «хорошее» — очень субъективные понятия. Только их взаимосвязь обеспечивает преемственность. А объединяются эти исторические периоды культурой. Мне, например, не по душе, что многие наши современники не знают того, что в мои школьные годы знали даже троечники. Как-то в «Литературной газете» я прочитал откровения одного историка, который рассказал такой случай. На экзамене по истории на вопрос, кто такой Буденный, студентка ответила, что Буденный — это конь Ворошилова. И смех, и грех! А что творится в СМИ? Это ж ненормально, когда на ТВ сплошняком, на любой кнопке — выстрелы, маты, насилие, цинизм, жестокость…

    Как-то смотрел фильм, в котором, с одной стороны — бандит — вроде бы хороший, с другой — тоже бандит — но плохой. И сам себя поймал на мысли: болеешь за хорошего, хотя ведь разницы нет — все равно бандит! В свою очередь хорошие мультфильмы, добрые передачи показывают только после часа ночи. И кто их смотрит? С экрана идут разрушительные для общества идеи — «хватай все что можешь!» А ведь телевидение — самая мощная пропагандистская машина в мире. Сейчас оно по сути превращает людей в зомби, хотя могло бы быть колоссальным источником образования, воспитания, культуры. Посмотрите, как много у нас талантливых, одаренных, незаурядных людей. Но пробиться им сложно: везде нужны деньги, деньги, деньги. Вот и получается, что ширпотреб, бездарность ставятся на конвейер, на поток. Живопись становится дизайном, театр — варьете или стриптизом, кино — шоу-бизнесом. Считаю, именно здесь — в сфере культуры — предстоит огромная работа по воскресению души. Великий Достоевский как-то высказал такую мысль: «Чем мы можем оправдаться перед Господом, перед своими детьми, внуками, перед будущим за зло, распри, конфликты нашего времени? Что положим на эту чашу весов? Наверное — Пушкина, Гоголя, Сервантеса, все сокровища духовного наследия России, мира. И тогда весы истории, может быть, уравновесятся».

    Убежден, без возрождения, развития нашей национальной культуры не будет успеха ни у России, ни у ее сердца — Сибири. Можно сколько угодно жиреть и богатеть, но духовным, нравственным человек станет только тогда, когда у него будет внутренняя потребность в культуре, ее сохранении и развитии.

    — Сколько лет, по-вашему, должно пройти, чтобы мы стали людьми высокой культуры?

    — Отвечу притчей. Старик сажает яблони, а сосед спрашивает его: «Зачем ты трудишься, ведь тебе не есть этих яблочек?» Дед ответил: «Зато внуки мои, когда будут есть эти яблочки, вспомнят обо мне». Так и здесь: если мы хотим что-то доброе получить со временем, то сеять нужно начинать сейчас. Сажать яблоньки, сеять зерна добра. Надо со школы объяснять детям, кто такие Андрей Рублев, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Сарoвский. Тогда ребенок будет чувствовать себя наследником великой страны с великой историей и культурой. Кстати, как-то прочитал интервью знаменитого режиссера Андрея Кончаловского. Несколько лет назад он задал три вопроса жителям села, где снимал кино: что такое демократия, кто такой Пушкин и как делать самогон?

    Отвечали примерно 100 человек, в том числе молодежь. На вопрос, что такое демократия, подавляющее большинство ответило: «Толком не знаю, но становится только хуже». На вопрос, кто такой Пушкин, примерно половина ответила, что это писатель. Другие сказали: «Фамилия знакомая», — но кто он точно не знают. А вот на вопрос, как варить самогон, люди дали 80 разных рецептов! Так что общество высокой культуры в России появится не завтра и даже не послезавтра. Нужно, чтобы прошло время и выросло поколение, воспитанное в традициях нравственности, духовности. Тогда мы избежим хамства, грубости, зла. Если будут нравственность, культура, взаимное уважение, то мы выполним все программы, предложенные президентом страны: и по повышению рождаемости, и по сохранению здоровья нации, и по безопасности людей, особенно детей.

    — Не могу не вспомнить того, чем был в свое время поражен, и сейчас не устаю удивляться — вашими яркими докладами в Госдуме, выступлениями по ТВ, по радио. Вот бывший премьер-министр Виктор Черномырдин прославился своими афоризмами. Но такое ощущение, что они у него случайно получаются. А ваши афоризмы и определения («коллективный Распутин», «прочмокали Россию» и др.) — не менее известны, но более осмысленны. Вы специально учились ораторскому мастерству? Или родились с этим даром?

    — Спасибо, конечно, за высокую оценку моих ораторских способностей. Сами понимаете — ораторскому искусству я нигде специально не учился. Работал на железной дороге, служил срочную службу в армии. Знаете, какие там встречались ораторы? Жаль только, что тексты их выступлений печатать нельзя — уж больно нелитературные. Так что действовал методом «от противного». Никакого ораторского секрета у меня нет. Просто понимал, что язык — это лишь инструмент выражения мыслей. А поскольку голова у меня своя, то и мысли — тоже собственные. А вообще, считаю, все закладывается с детства. С самых ранних лет я читал книги запоем. В начальных классах, бывало, возьму в школьной библиотеке книжку или две, а наутро уже возвращаю. Библиотекарша не верит: «Не может быть, чтобы ты успел прочитать! А ну-ка, перескажи!» И я подробно пересказываю. И так частенько бывало. Поэтому, идя в библиотеку, я уже знал, что книжку придется пересказывать, читал особенно внимательно, представлял себе, как она будет выглядеть в пересказе, запоминал многое. А потом уже, когда стал работать на серьезных должностях, каждое выступление — перед любой аудиторией — это огромная, тяжелая черновая внутренняя работа для меня и для моей команды. Это как раз тот случай, когда мысли, мнения, суждения всех надо собрать в один пучок, и направить на поиск решения, на созидание, на добрые дела. Первая моя заповедь при подготовке выступлений — никогда не врать людям, не сочинять «отсебятину», если чего-то не знаешь. Поэтому готовлюсь основательно, не один раз сверяю все цифры, факты, держу в голове много дополнительного материала.

    Вторая заповедь — то, что ты хочешь сказать, должно быть понятно, доступно и суперпрофессионалу, и школьнику, и домохозяйке. А для этого выступление надо пропустить через свое сердце, через свою душу. А когда уже досконально знаешь весь материал, пропустил через себя всю информацию, то можно идти к людям, можно импровизировать. Естественно, бывают и озарения. Но чтобы такие «озарения» происходили, должна быть непрерывная работа мозга, постоянное накопление знаний, запоминание, аналитика, систематизация. Тогда можно ждать озарений. Тогда и происходит «переход количества в качество».

    Наверное, повторюсь, но вслух надо произносить то, что ты на самом деле думаешь и чувствуешь. Только тогда это можно донести до людей, и тогда это будет убедительно.

    — Кузбассу посвящено много литературных произведений. Это и роман Александра Волошина «Земля Кузнецкая», и повести и рассказы о геологах Владимира Мазаева, поэмы Геннадия Юрова, Запсибовский цикл Гария Немченко. Но все это — дела давно минувших дней. Недавно вы говорили, что хотели бы прочесть новый роман о шахтерах. Поделитесь подробнее мыслями на этот счет.

    — Считаю, в нашей литературе всегда был интерес писателей и поэтов к Кузбассу, к теме труда шахтеров и металлургов. В нем проявилось подлинное уважение деятелей культуры к тяжелейшему, действительно героическому труду наших земляков. Ведь всегда — независимо от времени и политического строя люди уважают мастерство, достоинство и мужество. Вот мы в прошлом году отмечали 50-летие с начала строительства нашего металлургического гиганта — Запсиба. Среди других почетных гостей к нам приезжал и известный российский писатель Гарий Леонтьевич Немченко, который начинал свою творческую биографию редактором запсибовской многотиражки. Благодаря его романам в памяти людей навсегда останутся легендарное время строительства Запсиба, пуск первых цехов и агрегатов, удивительные по колоритности портреты первостроителей и металлургов комбината. Считаю, современно произведение искусства или нет, определяется не тем, в каком году оно написано, а тем, созвучно ли оно мыслям, чувствам, проблемам людей. Возьмем, к примеру, знаменитую шахтерскую песню про молодого коногона. Этой песне минимум сто лет. Сегодня большинство людей уже и не знают, кто такой коногон, и что раньше вагонетки с углем из шахты вывозили на лошадях.

    И хотя многие наши шахтеры работают в забое на компьютерах, за добычей следят по мониторам, задают угольным комбайнам программы на английском языке, а песню все равно эту — дореволюционную — поют. Особенно в наш главный всекузбасский праздник — День шахтера. Как выпьем, так вместе и поем: «А молодого коногона несли с пробитой головой». Мы уже и различные конкурсы объявляли на лучшую песню о шахтерах, и премии давали. Люди откликались. Много разных текстов и стихов приходило. Вроде бы в них есть слова и про забой, и про уголь, и про героический труд… Но не берет за душу — и все!

    Кстати, к нам недавно приезжал народный артист России, председатель общественного совета при МВД РФ Илья Рахмиэлевич Резник. Я ему говорю: «Вы для Пугачевой написали уже не один десяток песен. Ну, напишите для Кузбасса хотя бы одну! Но такую, чтобы народ ее пел так, как поют «Коногона». Пока ждем. Понимаю, насколько сложна эта тема. Здесь нужна предельная честность в восприятии автором шахтерской жизни, в способности правдиво передать атмосферу времени.

    Конечно, тот, кто возьмется за написание такого произведения, должен крепко переболеть душой, пережить шахтерские судьбы, как свою собственную, тогда это будет творческой удачей. Нам нужна книга с большой буквы, которая будет служить учебником жизни для наших детей и внуков. Дело за малым — найти такого талантливого автора.

    — Аман Гумирович, ну а в целом, каковы ваши литературные и иные пристрастия: в музыке, живописи, театральном искусстве?

    — Как говорится, здесь все жанры хороши, кроме скучного. Люблю народные песни, которые люди поют веками. Что касается живописи, театра — не скрою, тут я приверженец классики. Не люблю, когда на сцене герои Толстого или Достоевского ходят в драных джинсах и «шпарят» матом.

    Кстати, в прошлом году (май 2007-го) к нам в Кузбасс приезжал с гастролями знаменитый Государственный академический Малый театр России, главный режиссер — народный артист России Юрий Мефодьевич Соломин. Вот это — настоящий патриот, интеллигентный, умный, талантливый человек. Он сам никогда не терпит фальши. Привез к нам, в Сибирь, через всю страну, самые лучшие спектакли, ведущих актеров, великолепнейшие декорации. Это был настоящий праздник! Каждый вечер — зал битком. Со сцены — только грамотная, красивая русская речь. Я влюбился в этот театр!

    Конечно, приезд такого прославленного коллектива для нас — большая честь. И в то же время — особая ответственность. Ведь в сентябре этого года по приглашению Юрия Соломина теперь уже наш Кемеровский областной драматический театр будет представлять Кузбасс в Москве, на сцене Малого театра.

    Скажу честно, сам хожу в театр не так часто, как хотелось бы. И не потому, что нет желания. В театре ведь как: сюда идут как на праздник, всюду аромат дорогого парфюма, различных дезодорантов. А у меня на запахи — аллергическая реакция. Не скажешь же людям: «Извините, мол, не могли бы вы освободить мне ближние три ряда». Помню, в прошлом году пришел накануне Дня Победы в наш Музыкальный театр на спектакль «В 6 часов вечера после войны» — и артисты наши знаменитые: Петр Карпов, Ольга Белова, Вячеслав Штыпс, и сюжет — любимый с детства. Еще мальчишкой раз сто смотрел одноименный фильм. Сел, пятый ряд. В спектакле по ходу действия — пушки палят, взрывы, огонь, дым… А у меня — слезы градом, чихаю, насморк. Перед зрителями — неудобно, еле дождался конца спектакля… Так что с театром у меня — отношения особые.

    Что касается литературы — я с большим интересом отношусь к творчеству наших кузбасских авторов — Владимира Чивилихина, Геннадия Юрова и многих других. Ну, как не любить нашего «кузбасского Пушкина» — великого русского поэта Василия Федорова. Помните его простые, но знаменитые строки: «По главной сути — жизнь проста: ее уста — его уста…» Это же надо так сказать, попасть прямо в сердцевину, в «яблочко». И вот что интересно: его стихи написаны почти полвека назад, а звучат так современно, ярко, мудро. Та же боль сердца, тот же свет надежды, те же проблемы… К примеру, разве утратили свою актуальность строки Василия Федорова о защите природы, об экологии! «Да, мы творим, преображаем! Но почему ж, врага грубей/Мы поминутно угрожаем Извечной Матери своей?/Чтобы себя и мир спасти/Нам нужно, не теряя годы, забыть все культы и ввести/Непогрешимый культ Природы!». Думаю, лучше не скажешь!

    — Кемеровской области — 65 лет. Каким бы вы хотели видеть Кузбасс и область в отдаленном будущем? Есть ли у вас мечта, которую не удалось, и, возможно, никогда не удастся осуществить?

    — Начну со второй части вопроса. Да, у меня есть мечты, которые к сожалению, уже никогда не осуществятся. Я хотел бы, чтобы не погиб мой младший сын, которого уже не вернешь. Я хотел бы, чтобы каждый ветеран Великой Отечественной войны, который завоевал великую Победу, смог при жизни увидеть процветающую, счастливую, многонациональную Россию, за которую он бился на фронте. Но с каждым годом все меньше становится наших победителей, и мы уже не успеем претворить в жизнь все их мечты. Мечтаю также утром прийти на работу, и чтобы в области было все спокойно. Чтобы нигде не рвануло, не загорелось, чтобы в ежедневных сводках МЧС и УВД были только хорошие, радостные новости. Но это тоже пока только мечта. А если говорить о будущем Кузбасса, то главная задача уже на ближайшие годы — жить не за счет своих «геологических преимуществ», а чтобы наши колоссальные ресурсы действительно сделали всех кузбассовцев богатыми, а производство — безопасным и для людей, и для природы.

    Ведь в конечном итоге наша цель — превратить область в экологически чистый регион, чтобы люди мечтали жить в Кузбассе, здесь учиться, работать, растить детей, открывать свое дело. Для этого у нас есть все: уникальные природные богатства, мощный научный и экономический потенциал. А самое главное — умные, талантливые, надежные люди, на которых стоял и будет стоять Кузнецкий край.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ