![]() |
Дмитрий Михайлович, тема государственно-частного партнерства (ГЧП) в последнее время становится такой же модной, как совсем недавно тема социальной ответственности бизнеса. Четкой дефиниции этого понятия до сих пор не выработано. Как бы вы определили ГЧП?
Действительно, четкого определения понятия ГЧП не существует. При этом есть по крайней мере две формулировки узкая и широкая. И первая, и вторая, пусть и не прямо, но по своей сути подходят к описанию взаимоотношений власти и бизнеса в сфере АПК. Узкое определение ГЧП: когда частный капитал привлекается для финансирования или управления государственной собственностью либо для оказания услуг (как субподрядчик), которые должны предоставляться государством. Широкое определение ГЧП это партнерство государства и бизнеса для решения масштабных задач государственного значения.
Теперь о том, как это применить к АПК. Объективно АПК это сфера мощного участия и огромного влияния государства. В результате любые частные компании, работающие на селе, просто не могут не вступать в партнерские отношения с властью. И здесь важен тот принципиальный аспект ГЧП, что при нем административно-директивный режим взаимодействия и лицензионная система заменяются на договорные взаимоотношения, то есть отношения с обоюдной ответственностью. Без ложной скромности скажу, что наша компания была пионером в Сибири по выстраиванию ГЧП с 1994 года. Тогда в АПК не существовало никаких механизмов, но мы смогли заключить реальный партнерский договор с администрацией Алтайского края. В сельском хозяйстве Сибири это был первый серьезный контракт, по которому мы взяли на себя финансирование посевной, а государство приняло на себя обязательства вернуть нам эти средства в виде зерна, выступая в качестве гаранта и используя для этого все свои организационно-административные возможности. Это был первый цивилизованный договор, в котором было четко расписано, кто за что отвечает. Этот договор, а потом и система договоров, которые мы с 1995 года заключали с администрацией Новосибирской области, как раз и были реальными механизмами ГЧП. Суть была одна: использование частного капитала для выполнения задач и функций в традиционно государственной вотчине.
К сожалению, в дальнейшем пути власти и бизнеса в АПК разошлись. На Алтае произошел полный отказ государства от финансирования и управления на селе. В Новосибирске произошла другая крайность: государство, наоборот, тотально ударилось в хозяйственную функцию и практически полностью вытеснило из села все остальное. Власть у нас сегодня и основной финансист, и основной заказчик на селе. Цивилизованная форма ГЧП, которая начала складываться в предыдущие годы, постепенно сошла на нет. И на сегодня сложилась система двух плоскостей: отдельно в селе существует государство со своими механизмами (Новосибирской продовольственной корпорацией, Региональным фондом зерна) и отдельно существует перерабатывающий и коммерческий бизнес. Само по себе это симптоматично. Отсюда вытекает и то, что государством не создано никаких практических механизмов реализации ГЧП.
А что это за механизмы?
Первый уровень законодательство. Это очень хорошо видно на примере АПК здесь до сих пор не создано законодательной основы для сотрудничества власти и бизнеса. Бизнес не против финансировать АПК, он готов брать на себя риски, но власть должна в ответ тоже что-то предоставить, что-то гарантировать. Мы часто встречаемся с некоторыми губернаторами на словах все замечательно, нам всегда рады. Но когда дело доходит до заключения конкретного договора, сразу возникают проблемы: не приняты региональные законы, нет стыковки с бюджетами и т.д.
Второй уровень управленческие подходы. Достаточно сложные механизмы ГЧП подразумевают наличие со стороны власти квалифицированных и ответственных людей, которые могли бы составить четкий договор, провести необходимые согласования и т. д. Мы часто сталкиваемся с тем, что со стороны администраций есть управленческая неподготовленность в этих вопросах. Даже если чиновнику хватает квалификации, то не хватает ответственности и полномочий. Поэтому для реального предпринимателя встает вопрос: «С кем решать возникающие проблемы?» Как только приходишь с конкретным коммерческим проектом, часто оказывается, что его обсуждать просто не с кем. Конечно, я здесь не могу говорить за все сферы бизнеса, но, насколько я общаюсь в бизнес-среде, от этой управленческой некомпетентности страдают бизнесмены из многих отраслей.
Третий уровень морально-психологический. Мы никак не можем пережить период тотальной боязни чиновников вступить в рабочий контакт с бизнесменом. Хотя все уже понимают, что частная собственность сегодня это всеобщая и главная форма хозяйственной жизни страны. В последнее время создается впечатление, что валовый внутренний продукт создается только в коридорах власти. А бизнесмены это те, кто хочет на этом руки погреть и урвать что-то себе. Этот третий уровень является мощным ограничителем для установления цивилизованного ГЧП.
Другими словами, бизнес сегодня готов к ГЧП, а власть еще не созрела?
В целом бизнес готов больше. Сама власть в большей части своей безынициативна, она редко берется за создание комплексных проектов. Зато она постоянно составляет декларативные программы развития чего-нибудь до 2020 года. Разработка же конкретного коммерческого проекта требует другой квалификации, знания законов бизнеса, финансовых механизмов, кредитования и т. д. Это могут сделать сегодня только бизнес-структуры. Но немногие. Среди бизнеса тоже большинство тех, кто занят получением текущей прибыли, выживанием.
Резюмируя интервью, какая модель ГЧП оптимальна для вас?
Я назвал существующие проблемы. И на федеральном, и на региональном уровнях нужно соответствующее законодательство, нужны управленческие механизмы, конкретные проекты, а также важен общий настрой: необходима общегосударственная политика, направленная на реабилитацию бизнеса. Эти проблемы нужно решить, и тогда ГЧП сложится само собой.