Icтинно Sтратегическое Отличие

    ТЕНДЕНЦИИ — МЕНЕДЖМЕНТ

    Icтинно Sтратегическое Отличие

    Внедрение системы менеджмента качества и сертификация ISO набирает популярность в Сибири. Решившиеся на данный шаг получают оптимальную управленческую структуру, а также дополнительный козырь в переговорах с партнерами. Однако в нарастающем интересе к ISO аналитики видят корыстный оттенок, отмечая, что только 10-15% компаний реально внедряют внутри себя «жизнь по регламентам». В результате прописанные правила не всегда выполняются, что приводит к разочарованию в целесообразности всей системы ISO.

    «Cертификат зрелости»

    С января 2004 года система менеджмента качества на заводе НовЭЗ (Новосибирская область) соответствует стандарту ISO

    Сибирь, по оценкам экспертов, пока отстает от западной части России по уровню развития сертификации ISO — предложение значительно опережает спрос. Если в целом по России эту процедуру прошли около 2 тыс. предприятий, то в Сибири счет идет лишь на десятки. «Слабое развитие данной сертификации связано с двумя ошибочными стереотипами в умах менеджеров предприятий: первое — «это очень дорого стоит»; второе — «это еще долго не понадобится», — отмечает замруководителя Новосибирского центра сертификации и мониторинга качества продукции Евгений Филатов.

    По мнению заместителя исполнительного директора по качеству ООО «Новолит» Руслана Глухмана, наличие на предприятии в рабочем состоянии сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) необходимо для повышения имиджа организации в регионе и отрасли, для получения преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах, для повышения качества продукции, для усовершенствования системы управления, для увеличения производительности.

    Сертификат ISO становится подтверждением того, что предприятие серьезное и с ним можно иметь дело. «Это неофициальное правило действует почти всегда, — говорит Евгений Филатов. — Дело в том, что любой покупатель хочет не просто гарантии качества, но и гарантии стабильного качества. Если не будет сертификата системы менеджмента качества, он должен ехать и смотреть, достаточно ли эффективно организована работа на предприятии, а это дополнительные неудобства».

    Получение сертификата ISO часто обусловлено стремлением компании к выходу на международные рынки сбыта или желанием активнее сотрудничать с иностранными компаниями. Специалисты подчеркивают, что в настоящее время сертификация ISO является фактически обязательным козырем на переговорах с международными партнерами. О связи наличия сертификата с работой на внешних рынках говорят во многих компаниях. Заместитель гендиректора по качеству компании «Витта» (торговая марка «Сибирский бальзам», сертификат ISO на производство алкогольных и безалкогольных напитков был выдан в конце 2002 года) Ольга Гречихина сообщила: «Побудительным мотивом создания системы качества по международному стандарту были условия подписания контракта на поставку продукции в Англию».

    «Цель [получения сертификата] — быть более прозрачным для иностранных авиакомпаний, — говорит директор по качеству аэропорта Толмачево Сергей Горбачев. — Для внутреннего рынка наличие сертификата ISO не так актуально, а для зарубежных партнеров это одно из важнейших требований».

    ISO — это аббревиатура Международной организации по стандартизации, которая является специализированным неправительственным международным агентством по выработке единых стандартов. Существует некоторое несоответствие между ее полным названием (International Organization for Standartization) и сокращенным — ISO.

    В работе ISO принимают участие государственные стандартизационные учреждения 130 стран мира (США в ISO представляет Американский национальный институт стандартов (ANSI), интересы России защищает Государственный комитет по сертификации и метрологии (Госстандарт, ГОСТ). Сертификаты выдаются как государственными органами (например, в Новосибирске это Центр стандартизации и метрологии), так и частными компаниями. Срок действия сертификата, как правило, — три года, при этом необходим ежегодный аудит принятой на предприятии системы качества, который может приостановить действие сертификата. ISO была основана для содействия развитию стандартизации в мировом масштабе и обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи.

    Имидж — ничто, ISO — многое

    Одно из последствий получения ISO — пиаровский эффект: об этом говорит хотя бы то, что большинство компаний заявляет о наличии сертификата в рекламе и пресс-релизах, а некоторые даже делают пометку об этом на визитках сотрудников. Консалтеры считают, что из-за рекламного эффекта некоторых руководителей интересует не столько сама сертификация, сколько имидж, который приобретает предприятие.

    В числе прочих экспертов о данной тенденции говорит руководитель новосибирской группы «Баланс» Роман Попов: «На 80-90% это делается для решения задачи выхода на новые рынки, куда без сертификации качества продукции, производства или компании в целом (включая менеджмент) выйти невозможно. По моим оценкам, лишь 10-15% компаний реально доходят до жизни компании «по регламентам», а не «по факту». Один из представителей корпоративного консалтинга отметил на условиях анонимности, что сегодня почти нет компаний, которые сертифицируются только для того, чтобы оптимизировать управление компанией, — практически все заинтереcованы сделать сертификацию ISO элементом своей рекламной политики.

    В то время как улучшается реноме «сертифицированных» предприятий на внешнем и внутреннем рынках, имидж самой сертификации меняется не в лучшую сторону. Участники рынка утверждают, что появился ряд компаний, готовых помочь получить «корочку», которая дает желаемый имидж, однако не предполагает реальной оптимизации менеджмента. «Любое хорошее дело можно испортить — именно это сейчас и происходит с сертификацией ISO, — считает гендиректор Кузнецкого ферросплавного завода Александр Максимов. — Что предполагает ISO? Прежде всего такие вещи, как четко отлаженная система управления, переобучение специалистов, новые технологические уровни. Зачастую этого не происходит, зато спекуляция на наличии сертификата идет весьма активно».

    В этой связи любопытен пример аэропорта Толмачево, которому был выдан сертификат ISO серии 9000, закончивший свое действие в декабре 2003 года. Директор по качеству Толмачево Сергей Горбачев называет тот сертификат «пробным шаром»: «Внедрить систему не успели, и промежуточный аудит показал, что проведена [только] первичная работа. Но нет структуры менеджмента качества». В Толмачево не ограничились формальным получением сертификата, и в январе этого года, по словам господина Горбачева, в компании была создана структура качества: «В настоящий момент разработана программа, согласно которой сертификат ISO 9001:2000 будет получен до 2005 года. Пока мы не определились, в какой компании будем получать сертификат». По словам представителя аэропорта, рассматриваются компании Lufthansa Consult и TUV SERT, которая сертифицировала аэропорт Домодедово.

    Бесполезный сертификат

    И все же консалтеры отмечают, что получение сертификата ISO не должно быть самоцелью для предприятия. Главное — настроить все процессы в компании, систематизировать документооборот, полномочия и обязанности сотрудников и наладить безотказную систему контроля качеством, иначе сертификат становится не более чем бесполезной бумажкой, висящей в кабинете директора.

    Нацеленность руководства только на формальное получение сертификатов ISO играет злую шутку с предприятием: менеджеры не стремится проявлять максимум внимания к внедрению сертификации и в результате не получают желаемой экономической отдачи. «Ориентированность организации на получение сертификата на СМК без постановки более значимых целей делает стратегию внедрения стандартов ISO поверхностной. Чаще всего столь неглубокая стратегия порождает формальный характер внедрения стандартов ISO и, как следствие, разочарование в его целесообразности», — сообщают на своих сайтах компании, выдающие сертификаты.

    Производственники, занятые внедрением стандартов ISO, признаются, что в ходе этого процесса трудно удержаться и не вернуться к старому стилю работы — сделать так, как привычнее. В Сибирском аграрном холдинге (САХО) подчеркивают, что основная сложность внедрения — в моральной готовности к нововведениям. «Рецепт успеха — когда до всех уровней доведена необходимость внедрения стандартов ISO, и каждый сотрудник замотивирован и нацелен на получение общего результата — в этом случае затраты оправдываются всегда, так как происходит реальная оптимизация бизнес-процессов», — отметил управляющий промышленным производством ЗАО «САХО» Алексей Прилепов.

    При этом иногда имеющаяся система контроля качества вполне удовлетворяет потребности компании, и руководство не намерено ее менять для того, чтобы она соответствовала международным стандартам. «Систему управления предприятием, которая сейчас существует в компании, создавал лично я, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Полиграфическое предприятие «Форт-пресс» Александр Шарков. — Все построено на тех же принципах, что и стандартизация ISO. Единственное отличие — система ОТК существует в другом виде: у нас пооперационный контроль, то есть контролируют те люди, которые и выполняют работу». Впрочем, господин Шарков отмечает, что все же попытается получить сертификат ISO в будущем.

    Важность стандартов ISO пока понимают немногие. Об этом авторитетно могут рассуждать только компании, уже внедрившие международные системы управления, или консультанты. Впрочем, и те, и другие во многом заинтересованы говорить об этом в превосходной степени. Существует опасность, что если процесс получения сертификатов ISO в дальнейшем все чаще будет «формальным», то авторитет стандарта девальвируется. От этого пострадают и компании, реально внедрившие и поддерживающие международные системы управления, и те, которые ограничились получением документа о сертификации.

    КОММЕНТАРИИ
    ЕВГЕНИЙ ФИЛАТОВ,
    заместитель руководителя Новосибирского
    центра сертификации и мониторинга качества продукции

    — Рынок сертификации системы менеджмента качества (СМК) Сибири, как и России в целом, сверхперспективен: если сейчас компании и предприятия еще задумываются, нужна им система управления качеством или нет, то в будущем это станет необходимым условием развития. Сегодня тех, кто обращается за сертификацией, можно условно разделить на три категории. Первая — так называемые продвинутые предприятия и компании; они пришли к пониманию необходимости оптимизации управления или же планируют выход на международные рынки — к сожалению, таких меньшинство. Вторая категория — оборонные предприятия, многим из которых не до внедрения ISO в силу их сложного финансового положения, однако без наличия сертификата получение заказов от Минобороны станет для них невозможным. Третья группа предприятий — это малые и средние компании, делающие в своем развитии ставку на грамотный менеджмент. В последней категории чаще других встречаются компьютерные фирмы.

    Среди компаний, проводящих сертификацию, развивается жесткая конкуренция: наиболее активны в своей стратегии завоевания рынка западные компании — придя на наш рынок еще несколько лет назад, они опередили даже ряд региональных структур. В глазах предприятий, заинтересованных в выходе на международные финансовые рынки, иностранные органы по сертификации имеют преимущество. Дело в том, что российские сертификаты официально не признаются за рубежом (как и иностранные — в России), а сертификаты ведущих западных компаний узнаваемы и признаваемы в ряде стран — порядка 80 государств имеют соответствующее соглашение. Однако это лишь внешняя сторона вопроса.

    Действительно, де-юре российские сертификаты не признаются в других странах, однако практика показывает, что зарубежным партнерам зачастую все равно, в какой стране получен сертификат, — главное, чтобы он реально действовал. Как правило, их интересует факт наличия сертификата, и очень немногие отказываются от сделок на основании того, что сертификат выдан российской организацией.

    Показателен пример предприятий, которым удается после получения российского сертификата получить западный значительно дешевле и по упрощенной схеме; фактически два сертификата в данных случаях обходятся даже иногда дешевле, чем один западный. Это говорит о том, что система управления качеством реально действовала на данных предприятиях, а это послужило основой для выхода на международный рынок.

    Успех внедрения сертификации я напрямую связываю с уровнем вовлеченности руководителя в этот процесс. В данном процессе важно уметь перестроить сложившуюся систему, а для этого необходима воля топ-менеджера. Если контроль внедрения сертификации перепоручается кому-либо из замов (или, что еще хуже, — консалтинговой фирме), то нельзя вести речь о нормальном внедрении системы менеджмента качества.

    ЮРИЙ ВЕРЕЩАГИН
    генеральный директор типографии «Харменс»

    — ISO — это справка о здоровье компании. И получают ее для себя, а не для других. Получить сертификат, чтобы повесить его на стенку, — просто глупо. Это то же самое, что взять справку в психдиспансере, что не дурак, и ходить всем показывать.

    Вопрос качества в нашем бизнесе — один из главных. Поэтому когда мы столкнулись с проблемой бракованной продукции, единственным выходом было выстраивание правильной и, главное, рабочей структуры управления качеством. Шаг за шагом создавая систему управления качеством продукции на основе международных стандартов, мы в итоге достигли того, что независимая компания Det Norske Veritas (Финляндия) выдала нам сертификат ISO серии 9002. Мы получили сертификат у зарубежной компании, поскольку наши иностранные партнеры больше доверяют сертификатам, выданным в Европе.

    В результате компания стала другой: название то же, а внутри — все другое. Если говорить о цифрах, то брак уменьшился в 10 раз (сейчас в среднем 0,5%, для отрасли это очень хороший показатель). Маржа выросла примерно на 5 пунктов. То есть рентабельность была, например, 20%, а стала 25%. Кроме того, потеря клиента из-за брака стоит гораздо больших денег для компании.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ