Энергосбережение буксует

Как стало известно «КС», в запущенной в середине 2011 года в Алтайском крае программе по повышению энергоэффективности производства малого и среднего бизнеса, которая позиционировалась как достаточно амбициозный проект властей региона, за время ее функционирования приняла участие всего одна компания. Эксперты рассуждают о причинах «торможения» программы. Впрочем, местные чиновники утверждают, что все еще впереди.

Напомним, что 11 июля 2011 года губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил постановлением администрации Алтайского края № 361 Порядок субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией мероприятий по повышению энергоэффективности производства.

Как отмечалось в документе, «целью субсидирования затрат является стимулирование повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий Алтайского края за счет применения ими технологий энергосбережения, заключения энергосервисных договоров, а также сохранения и создания дополнительных рабочих мест».

В соответствии с Порядком субсидирование осуществляется Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и предоставляется на субсидирование части затрат субъектов, связанных с проведением энергетических обследований; реализацией работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов), а также связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования, материалов.

Как отмечалось в документе, субсидирование производится в размере до 50% от фактически произведенных и документально подтвержденных затрат субъекта, но не более 200 тысяч рублей.

С момента запуска программы прошло уже полгода, однако субсидию получила лишь одна компания — «СЛАВА» из Поспелихинского района Алтайского края. Она осуществляет на территории района комплекс социальных услуг, включая гостиничный сервис, общественное питание, а также услуги развлекательного центра.

Для сокращения издержек, связанных с неэффективным использованием электроэнергии, руководством компании был проведен анализ фактического потребления электроэнергии, разработана программа энергосбережения. В 2011 году «СЛАВА» уже приступила к выполнению мероприятий программы. Так, в системе освещения гостиничного комплекса все лампы (фонари, светильники) заменены на светодиодные, что позволяет экономить до 20% потребляемой электроэнергии.

В декабре 2011 года конкурсная комиссия одобрила заявку «СЛАВЫ». По словам директора компании Ирины Ермаковой, полученные средства государственной поддержки в размере 200 тыс. рублей будут направлены на дальнейшую реализацию энергосберегающих мероприятий.

Пока «СЛАВА» в числе участников программы остается в гордом одиночестве. В чем же причина того, что региональный бизнес не спешит в ней участвовать? Как пояснили «КС» в Управлении по предпринимательству, прошло еще мало времени с момента запуска программы. Кроме того, предпринимателей могло смутить большое количество документов, которые необходимо предоставить для оформления субсидии. При этом чиновники уверены, что в 2012 году получателей субсидий будет существенно больше.

Между тем эксперты в области энергетики еще в начале запуска программы указывали на ее слабые места. Во-первых, это небольшая сумма субсидии — всего 200 тыс. рублей. «Это очень мало даже для локального маленького энергосберегающего проекта. Условно говоря, хватит только, чтобы поменять лампочки Ильича на энергосберегающие плюс провести небольшой аудит», — отмечал директор компании «Тривонт» Алексей Синеев.

Реальные затраты, по его словам, превышают эту сумму. Например, оборудование, которое позволяет снизить потребление электрической мощности из сети путем компенсации реактивной мощности, стоит от 100 до 500 тыс. рублей в зависимости от мощности. Но дает эффект сразу в виде снижения оплаты за электроэнергию и окупается за несколько месяцев.

Вторая причина в том, что мероприятия по энергосбережению будут компенсироваться только после их проведения. «Заявитель должен сначала изыскать денежные средства, потратить их на энергообследование и прочие энергосберегающие процедуры. Однако и после их реализации не факт, что предприниматель пройдет отбор среди других желающих, и именно его компанию просубсидируют», — высказывал свое мнение генеральный директор «Барнаульской горэлектросети» Иван Василиади.

Видимо, именно эти вышеобозначенные причины и стали «стоп-фактором», затормозившим развитие программы по субсидированию энергосбережения. При этом не стоит исключать и аргументы чиновников относительно того, что программа действует еще небольшое время. Бизнес-сообществу необходимо тщательно разобраться в ней, оценить свои шансы на успех и продумать, насколько предприятию в принципе нужна программа по энергосбережению — будут ли понесенные затраты адекватны полученному результату.

Как бы то ни было, программа по субсидированию энергосбережения продолжает работу в 2012 году. По итогам этого периода можно будет еще раз поставить вопрос об ее эффективности. «Несмотря на достаточно ограниченные ресурсы, выделяемые государством на поддержку малого и среднего бизнеса в части осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности, необходимо отметить, что «немного» всегда лучше, чем «ничего», — резюмирует господин Василиади.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Богдан Зыков, ФГ БКС:

— Внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий, по нашим данным, довольно успешно проводится крупными компаниями, но пока еще не стало массовым приоритетом для малого и среднего бизнеса.

Экономическими причинами отсутствия мотивации к снижению энергозатрат на объектах малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, являются рост налоговой нагрузки на бизнес, отсутствие материальных возможностей для модернизации либо нежелание направлять финансовые ресурсы на обеспечение энергосбережения в условиях ожидания второй волны кризиса.

Субъективной причиной слабых темпов внедрения энергосберегающих технологий является недооценка руководителями предприятий эффективности таких мероприятий. Ряд недавних исследований показал, что руководители малых и средних предприятий оценивают экономический эффект от энергосбережения в 8–12%, но там, где внедрение уже осуществлено, эффективность оказалась значительно выше, в зависимости от сферы деятельности — от 20% до 40%.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в ряде регионов в последнее время был запущен механизм компенсации затрат на проведение энергосберегающих мероприятий для субъектов малого бизнеса. Как правило, субсидии эти довольно невелики, но они в определенной степени мотивируют бизнесменов к энергетической «перестройке».

На наш взгляд, для действенной мотивации необходимо не только расширять информационную кампанию о преимуществах энергосбережения, о его важности в политике развития бизнеса; развивать поддержку на уровне регионов путем частичного субсидирования программ энергосбережения, но и предлагать иную поддержку, например, специальные кредитные программы для предприятий, которые активно стремятся к повышению энергоэффективности своей деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ