Через тернии к звездам

Сибирский авторынок продолжает оправдывать ожидания его участников и расти высокими темпами. Если российский рынок новых автомобилей, по данным АЕБ, вырос в 2011 году только на 39%, то сибирский показал еще более впечатляющие темпы прироста в 57%, достигнув отметки в 160 тыс. автомобилей. В таких условиях дилеры активно набирают новые бренды и строят салоны, невзирая на возможность дальнейшего перегрева рынка и возращения его к состоянию 2009 года.

Стабилизация или затишье перед бурей

В отличие от 2010-го и 2009 годов авторынок Сибири в прошедшем году не испытал серьезных потрясений и кардинальной передислокации сил. Более того, существенный рост продаж автомобилей и ожидание его дальнейшего наращивания подталкивали участников рынка активно завоевывать позиции, расширять портфели представляемых брендов и достраивать салоны. Еще одним индикатором состояния авторынка может служить то, что на него стали возвращаться участники, заморозившие свою деятельность на время кризиса. Одним из таких примеров может служить омский «Автоцентр на Кордном», который до 2009 года официально представлял на местном рынке бренды KIA, Volvo, Honda, Fiat, SsangYong, Seat, однако потом лишился дилерства по всем этим брендам, сохранив за собой лишь Fiat LCV (коммерческие автомобили). «Минимизация затрат на дилерские стандарты в сегодняшних условиях является экономически целесообразным шагом», — объяснял тогда ситуацию управляющий «Автоцентра на Кордном» Олег Дынников. Вместе с тем уже в 2011 году компания пересмотрела ситуацию и вернулась на рынок, заключив дилерские контракты по SsangYong, Fiat и УАЗ. Более того, по словам Олега Дынникова, это только начало, и уже скоро компания сможет пополнить свой портфель еще одним брендом.

Вопреки прогнозам аналитиков и многочисленным заявлениям самих участников рынка, крупные федеральные авторитейлеры так и не вышли на сибирский рынок. По-видимому, большие перспективы развития сибирского рынка оказались в плену экономических опасений. Так, единожды имев не столь удачный опыт в освоении Иркутска с брендом Chevrolet, холдинг «КМ/Ч» решил не рисковать и не выходить повторно в регион, несмотря на значительный потенциал для развития там этой марки. В свою очередь московская ГК «Независимость», интегрировавшаяся с уральским «Автолендом», в этом году успешно запустила свой бизнес в Екатеринбурге и Уфе, однако не торопится выходить в Новосибирск, продолжая присматриваться к активам бывшего «Автоленда» в столице Сибири. Наконец, питерский РРТ пока продолжает активно развиваться в европейской части России, а в Сибирь планирует выйти лишь в перспективе до 2014 года. Учитывая, что тендеры по некоторым брендам, которые хотел взять РРТ, пока не завершены, у питерцев есть все шансы успеть зайти в Новосибирск с выгодным портфелем.

Стоит отметить, что за минувший год в отличие от бурных 2009-го и 2010 годов на автодилерском рынке Сибири не было существенного изменения расстановки сил. Так, еще год назад восемь автобрендов в Сибири сменили своих дилеров, а два года назад произошло сразу 20 таких смен. В минувшем году по сути мы наблюдали всего лишь два крупных события такого рода — после ухода с рынка «Автодоктор-Моторс» знамя Mitsubishi в Томске подхватила ГК «Инком» (официальный дилер Hyundai, Nissan, Renault), а в Иркутске «Территория А» (официальный дилер BMW, Subaru, Suzuki) получила дилерство Citroen вместо «Люкс-Авто» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Cadillac). Однако в обоих случаях смена дилерства происходила без какого-либо скандала и появления значительных проблем с клиентами. Сами импортеры довольны деятельностью своих новых партнеров. «Бесспорно, ГК «Инком» тяжело возрождать в городе традиции, которые были когда-то созданы «Автодоктором». Пока наш дилер только встает на ноги с брендом Mitsubishi, и продажи не столь высоки, как в других регионах Сибири, но они имеют тенденцию к росту», — комментирует первые итоги работы своего томского дилера директор по развитию «Рольф Импорт» (дистрибьютор Mitsubishi в России) Осаму Иваба.

Скандалом года обернулся отзыв статуса официального дилера KIA у барнаульской компании «Витязь», произошедший в мае прошлого года. Тогда гендиректор компании Антон Ковалев настаивал, что у импортера не было никаких оснований для приостановки договора, и он будет готов доказывать это в суде. «Ни одного пункта дилерского договора за три года работы компания не нарушила», — отмечал тогда Антон Ковалев.

Произошедшее с компанией он связывал со вторым официальным дилером KIA в Барнауле — «Реал-Моторс». «Можно назвать произошедшее с нами рейдерским захватом, можно сказать, что это недобросовестная конкуренция. Дело в том, что собственник «Реал-Моторс» (по данным «СПАРК», совладельцем компании является учредитель крупнейшего федерального дилера «У-Сервис+» Сергей Успенский. — «КС») находится в Москве. Он одним из первых предложил нам продать бизнес, и посоветовали ему это сделать в «КИА Моторс РУС». Сейчас каждый пытается развернуть ситуацию в свою пользу. Но у меня есть вопрос: как вообще «Реал-Моторс» без тендера получил дилерство? Мы конкурировали с четырьмя компаниями, потом построили салон по стандартам KIA и начали работать. Здесь появляется «Реал-Моторс» с криками, что они первые дилеры. С тех пор против нас развернута война», — пояснял тогда в интервью алтайским СМИ Антон Ковалев. Тем временем обманутые клиенты, оплатившие стоимость автомобилей, обратились в краевую прокуратуру и ГУВД, и по результатам проверки прокуратуры против руководства ООО «Витязь» было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Согласно его материалам, дилером не были выполнены обязательства более чем по 70 договорам купли-продажи на общую сумму около 31 млн рублей.

Вместе с тем, кроме смены дилерств, в некоторых городах Сибири происходило и просто появление новых брендов или расширение позиций уже действующих. Примечательно, что порядка 65% всех новых дилерств «осело» в Новосибирске. При этом рекордсменом по наращиванию портфеля брендов, как и год назад, стал «Новосибспецпроект». Осенью 2011 года холдинг получил дилерство и открыл салон Mitsubishi, а уже зимой технически открыл дилерский центр Ford. Помимо этого, «Новосибспецпроект» подписал протокол о намерениях с Renault и готовится к запуску салона весной этого года. Кроме того, осенью 2011 года холдинг нарастил свое присутствие и в Омске, запустив там бренд Mazda. Тем самым «Новосибспецпроект» по объему своего портфеля стал самым крупным дилером Сибири, и более того, сразу по двум брендам (Ford, Mitsubishi) он теперь напрямую конкурирует с лидером рынка в лице ГК «СЛК-Моторс».

Другим активным участником новосибирского авторынка стала группа автодилерских предприятий известного сибирского бизнесмена Дмитрия Малахова, ранее являвшегося одним из соучредителей ГК «СЛК-Моторс». В начале 2012 года «АвтоСтар-Азия» осуществила технический запуск полнофункционального дилерского центра KIA в Новосибирске. В свою очередь «АвтоСтар-Сибирь» в этом году открыла временный автосалон BMW в Новосибирске и готовится к запуску полнофункционального дилерского центра, который, по данным BMW Group Russia, должен произойти во II квартале 2012 года. В этом году компания планирует реализовать более 200 автомобилей и тем самым надеется обойти прямых конкурентов. Не остался без внимания и прошлый официальный дилер BMW в Новосибирске — «Баварский Моторный Центр». Несмотря на то что компания была лишена статуса официального дилера и прекратила свою работу еще год назад, ее имущество активно делят между собой различные кредиторы. Однако наиболее неожиданным для автомобильного сообщества стало начало сноса полнофункционального дилерского центра компании, расположенного на набережной Оби. В конце октября процесс сноса был приостановлен по заявлению предпринимателя Олега Баннова, который по решению суда был признан собственником дилерского центра.

Наконец, в 2011 году в Новосибирск возвратился Citroen, покинувший местный рынок несколько лет назад и уже очень долгое время искавший партнеров в регионе. Интересы марки французы доверили представлять новообразованной компании «Авто Сити», афилированной с «Новосибирск-Авто» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Cadillac) Павла Карпенко. Осуществив долгожданное открытие полнофункционального салона General Motors на Богдана Хмельницкого, компания переоборудовала свой текущий салон на Кропоткина под Citroen.

Если говорить о других регионах Сибири, то в них активность автопроизводителей была существенно меньше. Тем не менее, к примеру, в Кемерове появились первые официальные дилеры Peugeot и Land Rover. Интересы последнего доверили представлять компании «Сибальянс», образованной сотрудниками бывшего официального дилера Volkswagen — «Кузбасс-Евро-Моторс», лишившейся своего статуса в 2010 году вследствие корпоративного конфликта учредителей компании. В свою очередь дилерство Peugeot досталось компании «Автореал», собственники которой также представляют в Кемерове французский бренд Renault. Примечательно, что среди учредителей этих дилеров числится известный новокузнецкий угольный миллиардер Александр Щукин, которому также принадлежат компании «Байерн-Кар» и «НВК-Моторс» (официальный дилер BMW в Кемерове и Новокузнецке соответственно), «Флай Моторс» (официальный дилер Nissan, Peugeot в Новокузнецке).

Кроме Кузбасса, Peugeot в минувшем году зашла и в Томск, где ее интересы взялась представлять «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» Александра Криворучко, официально представляющая в городе Honda, Skoda и Volkswagen. Peugeot оценивает позитивно свои первые результаты работы в Томске и Кузбассе. «Понятно, что любому запускающемуся дилерскому центру необходимо время, чтобы выйти на нормальный режим работы. Оба наших дилера открылись недавно и находятся в стадии становления бизнеса. У нас к ним нет никаких замечаний», — пояснил «КС» генеральный директор Peugeot в России Франсуа Пуарье.

Наконец, в Омске наиболее заметным событием стало открытие полнофункциональных дилерских центров Hyundai сразу двумя крупнейшими местными дилерами. Один из них запустил действующий дилер — ГК «Евразия» (до ребрендинга — «Барс») Ильи Фридмана, а другой — ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова.

Лидеры и аутсайдеры

Лидером сибирского рынка новых автомобилей по итогам 2011 года прогнозируемо остался «АвтоВАЗ», который реализовал в три раза больше автомобилей, чем ближайший преследователь в лице Toyota. Однако из всех участников ТОП-10 именно «АвтоВАЗ» продемонстировал наименьший темп прироста, составивший всего лишь 24%. Более того, в Барнауле марка даже показала небольшое падение. По словам представителей завода, такая ситуация прежде всего обусловлена сворачиванием госпрограммы утилизации. Больше всего продукцию «АвтоВАЗа» любят в Кузбассе, где продается 22% всех проданных в Сибири автомобилей. Также примечательно, что если в целом по России наибольшей популярностью в линейке «АвтоВАЗа» пользуются Kalina и Priora, то в Сибири безоговорочным лидером является «классика» (модели 2105–2107), на которую приходится порядка 30% продаж завода в регионе.

Несмотря на печальные события в Стране восходящего солнца, второе место с большим отрывом от лидера удалось занять Toyota, которая нарастила продажи в Сибири на 57%. Примечательно, что высоких результатов японская марка добилась, имея лишь по одному дилеру в каждом из крупных городов Сибири, в то время как ближайшие конкуренты обладают минимум двумя дилерами в каждом из «городов-миллионников». Наибольший вклад в продажи Toyota внес Красноярск, а аутсайдером остался Барнаул, где марка занимает по продажам только 6-е место. Также стоит отметить, что Сибирь остается одним из важнейших региональных рынков для Toyota, где она реализует 11% своих автомобилей. Второе место по Сибири можно считать достижением, так как в целом по России Toyota занимает лишь 7-е место, уступая по продажам своему конкуренту в лице Nissan.

На третьем месте в ТОП-10 располагается Chevrolet, выросший на 63%. Наибольший вклад в продажи марки внесли Кузбасс, а также Омская область и Красноярский край. Львиную долю продаж марки делает нестареющая Niva, за которой с большим отрывом идут доступные модели Lacetti и Aveo.

Четвертую строчку занимает Hyundai, практически сумевший догнать по продажам Chevrolet и ставший лидером ТОП-10 по показателю прироста (+121%). Такой результат объясняется широким модельным рядом корейской марки и успешным выходом на рынок бюджетной Hyundai Solaris. Во многом корейцы выиграли в продажах и в связи с печальными событиями в Стране восходящего солнца. Все это привело к тому, что в Новосибирске и Барнауле марке удалось занять первое место по продажам среди иномарок, хотя еще год назад в столице Сибири Hyundai занимал только седьмую строчку. Схожая ситуация наблюдается и в других городах — так, в Омске марке удалось подняться с 7-го на 3-е место, а в Томске — с 8-го на 5-е.

Вслед за Hyundai в ТОП-5 располагаются стратегические партнеры «АвтоВАЗа» на мировой арене — Renault и Nissan. За счет расширения модельного ряда Renault бюджетными моделями марке удалось вырасти на 80%. Наибольший вклад в продажи Renault сделал Красноярск, где у компании работают сразу два дилера. Также марку любят в Томске (4-е место) и Барнауле (3-е место против 5-го год назад). А вот в Иркутске пока не оценили достоинств марки — там Renault занимает лишь 9-ю строчку.

В свою очередь Nissan удалось прирасти сразу на 110%, что можно считать большим достижением, поскольку у японской марки в отличие от Hyundai не было такой «локомотивной» модели, как Solaris. Примечательно и то, что больше всего Nissan удалось прирасти за счет Восточной Сибири. Так, открытие полнофункционального дилерского центра в Иркутске позволило Nissan подняться на две позиции и занять второе место после Toyota среди иномарок. Неплохо себя чувствует марка и в Барнауле, где она занимает 4-е место по продажам, хотя год назад вообще была второй, уступая лишь «АвтоВАЗу». А вот в городах-миллионниках Омске и Красноярске Nissan находится только в конце ТОП-10.

Седьмое место по продажам занимает корейская KIA, продемонстрировавшая в отличие от Hyundai достаточно скромный рост в 96,7%. Пока по продажам KIA существенно уступает своему корейскому конкуренту, однако у марки есть все возможности догнать Hyundai по итогам 2012 года. Так, уже сейчас KIA занимает 2-е место в Новокузнецке и 3-е в Красноярске, хотя еще год назад располагалась в этом городе только на восьмом. В свою очередь в Омске марке удалось подняться на четыре позиции, взобравшись с 9-го на 5-е место. Однако на фоне таких успешных «прыжков» в Новосибирске, Иркутске и Томске марка пока даже не входит в ТОП-10 по продажам.

На восьмом месте в рейтинге располагается УАЗ, продемонстрировавший довольно скромный рост всего в 32,7%. Позиции бренда сильно рознятся от региона к региону — больше всего УАЗы любят иркутяне, обеспечившие марке 3-е место по продажам в своем регионе. Такой феномен сами дилеры объясняют особой любовью жителей Восточной Сибири к внедорожникам в связи с плохим качеством дорог. Однако в Омске и Новокузнецке УАЗ даже не входит в ТОП-15 брендов по уровню продаж. Вместе с тем довольно высокие продажи за последние месяцы 2011 года, а также появление в том же Омске второго дилера УАЗа в лице «Автоцентра на Кордном» позволяют прогнозировать рост позиций марки в 2012 году. Тем более что на Сибирь приходится 13% продаж УАЗа, что делает этот регион очень важным для производителя.

Наконец, девятое место занимает выросшая на 79% Uz-Daewoo со своими нестареющими моделями Nexia и Matiz. Наибольший вклад в их продажи внесли жители Кузбасса, а вот в Барнауле и Иркутске марки находятся далеко за пределами ТОП-10. Замыкает десятку лидеров Ford, бессменно занимающий высокие позиции в Красноярске (4-е место), однако более скромно чувствующий себя в других регионах Сибири. Так, в Томске и Барнауле марке не удалось «застолбить место» в ТОП-10. Вместе с тем с учетом запуска в Новосибирске второго дилера в лице ГК «Новосибспецпроект» марка имеет все шансы усилить свои позиции и в столице Сибири.

Сравнивая состав сибирской ТОП-10 с общероссийской, стоит отметить отсутствие в рейтинге марки Volkswagen, которая в целом по стране продемонстрировала темп прироста в размере 100% и заняла 8-е место. По Сибири же марка заняла лишь 11-е место, хотя в том же Новосибирске Volkswagen под руководством Александра Тихомирова, пришедшего в компанию осенью 2011 года, удалось войти в ТОП-10 и нарастить продажи на 151%. Также высокие темпы прироста марка продемонстрировала в Омске и Томске.

Премиум-сегмент

Ситуация в сибирском премиум-сегменте значительно отличается от общероссийской. Если в целом по стране свое лидерство на этом рынке обозначил Mercedes-Benz, за которым следуют BMW и Audi, то в Сибири именно Audi по-прежнему возглавляет тройку лидеров. В активе «четырех колец» — самая широкая дилерская сеть, а также успешные продажи внедорожной линейки. Так, порядка 40% всех продаж Audi в Сибири приходятся на внедорожники Q5 и Q7, а также новый Q3.

Вслед за Audi в списке располагаются BMW и Mercedes-Benz, точные данные по которым за исследуемый период пока не доступны. В отличие от конкурентов, успешно реализующих внедорожники, «локомотивом» продаж Mercedes-Benz по-прежнему выступает седан Е-класса, входящий в ТОП-3 самых популярных моделей премиум-сегмента в Сибири.

Несмотря на стабильно высокие продажи в Новосибирске и Красноярске, в целом по Сибири пока лишь четвертое место занимает Lexus. Однако учитывая высокие темпы роста этого бренда, у него уже по итогам 2012 года есть все шансы усилить свои позиции за счет наращивания дилерской сети в других городах Сибири. Тем более что уже сейчас Lexus RX является самой популярной моделью премиум-сегмента Сибири.

Наконец, традиционно замыкает ТОП-5 Land Rover, который в ближайшее время планирует выйти в Омск и Барнаул. Основной вклад в копилку марки по-прежнему вносит Freelander. Кроме того, довольно резвый старт взял новый футуристический внедорожник Evoque, разошедшийся в количестве 67 автомобилей.

Не остались без внимания сибиряков и спорткары — так, в 2011 году в регионе было продано три Audi TT, два Porsche 911 и одна BMW Z4.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Редакция «КС» попросила прокомментировать свои результаты отдельных сибирских производителей и автодилеров, продажи и положение в рейтинге которых изменилось в наибольшей степени итогам 2011 года.

Максим Проценко, гендиректор подразделения Hyundai «Автоцентра АНТ» (официальный дилер АвтоВАЗ, Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Citroen в Барнауле)

— Компания Hyundai стала лидером алтайского рынка иномарок, хотя еще год назад занимала лишь второе место после Nissan. При этом, темп прироста продаж Hyundai в Барнауле составил целых 120%. Nissan в свою очередь переместился с 1 на 3 место среди иномарок, уступив Hyundai и Renault. С чем на ваш взгляд связана такая «рокировка»?

— Марка Hyundai значительно выросла за счет запуска модели Solaris и общего роста рынка. Nissan показал чуть меньший темп прироста, однако также оказался одним из лидеров алтайского рынка. Поэтому говорить о каких-то фундаментальных причинах изменения «расстановки сил» на рынке не приходится, — напротив, все наши бренды дружно выросли. В частности нельзя не отметить очень хороший старт марки Citroen, которой мы очень довольны. Бренд нашел своего уникального покупателя и вопреки мнению скептиков, вышел на высокий уровень продаж.

— «АвтоВАЗ» показал в Барнауле небольшое падение с прошлым годом. С чем на Ваш взгляд это может быть связано? Можно ли считать причиной дефицит автомобилей или окончание госпрограммы по утилизации?

— Несомненно, причина кроется в окончании госпрограммы по утилизации. За последние годы «АвтоВАЗ» плавно уступает позиции иномаркам, хотя раньше он был недосягаем для конкурентов. И это закономерный процесс, учитывая, что и Hyundai, и Nissan, и Citroen, и Mitsubishi предлагают автомобили российской сборки.

Александр Шмыгов, начальник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

— АВТОВАЗ сохранил за собой первое место по продажам в Сибири, но при этом показал меньшие темпы прироста, чем другие участники ТОП-10. С чем это связано? Какие меры вы намерены предпринять для укрепления положения на рынке?

— Прекращение программы утилизации стало одним из ключевых факторов, повлиявших на реализацию автомобилей LADA в России, но не критическим. Для АВТОВАЗа это, прежде всего, означает снижение динамики продаж устаревшего и наиболее дешевого семейства LADA 2107, которое преимущественно реализовывалось по программе утилизации (почти половина всех проданных по программе машин и три четверти от всех реализованных автомобилей семейства). Однако, несмотря на постепенное завершение реализации автомобилей по программе утилизации, обвального падения LADA не произошло – по итогам декабря завод продал 43 172 автомобиля LADA, что на 2,7% больше ноября. Сейчас происходит замещение продаж по программе утилизации коммерческими продажами. Некоторое же снижение объемов производства и продаж после окончания программы утилизации было ожидаемо и запланировано в стратегии «АВТОВАЗа». Что касается прогноза производства и продаж автомобилей LADA, то мы рассчитываем удержать текущую долю рынка за счет вывода на рынок нового народного автомобиля LADA Granta и нового универсала повышенной вместимости LADA Largus.

Екатерина Дудыкина, специалист по PR компании SOLLERS (собственник УАЗ)

— УАЗ показал меньшие темпы прироста, чем все другие участники ТОП-10 (+32,69%), в результате марка переместилась в рейтинге с 4 на 8 место, а в Новосибирске реализовала практически столько же автомобилей, сколько год назад. С чем это связано?

— Продуктовый портфель УАЗа включает автомобили в довольно разных и узких нишах, именно поэтому мы анализируем продажи ключевых для нас продуктов. В частности в 2011 году произошел рекордный рост продаж автомобилей семейства Patriot, популярность данной модели в Сибири увеличилась на 120% по сравнению с показателями 2010 года. Кроме того, мы продемонстрировали рост в 10% на рынке LCV, по-прежнему занимая по продажам в России второе место в данном сегменте. В итоге мы расцениваем 2011 год как вполне удачный для бренда УАЗ.

Алексей Сугак, гендиректор «КИА Центр Красноярск»

— Бренд KIA переместился в Красноярске с 8 на 3 место в рейтинге ТОП-10 продаж новых автомобилей в 2011 году (+186%). С чем на Ваш взгляд это может быть связано? Какие меры поспособствовали усилению позиции марки в городе?

— Можно выделить три ключевых фактора, повлиявших на ситуацию. Во-первых, это открытие в Красноярске второго дилерского центра KIA, который позволил марке завоевать в городе новых клиентов. Во-вторых, это широкий модельный ряд. Дело в том, что KIA в отличие от других марок — не компания одной модели, и у марки продается всё — от Picanto до Mohave. В-третьих, в пользу KIA играет удачное соотношение цены, качества и дизайна.

Я считаю, что в 2012 году ключевым фактором успеха на авторынке будет являться умение продавать машины, а не передавать их клиенту. Поэтому конкуренция на рынке только усилится, и многое будет зависеть от успешности работы команд автодилеров.

Татьяна Лункина, руководитель отдела маркетинга «АвтоСтар-Сибирь» (официальный дилер BMW в Новосибирске)

— Как вы оцениваете свои итоги 2011 года по бренду BMW? Удалось ли достичь желаемых показателей? Каковы Ваши планы продаж на 2012 год?

— Нами были достигнуты поставленные в 2011 году цели. Так, в середине июля состоялось открытие автоцентра BMW (временное решение). Планы по реализации автомобилей, которые стояли перед компанией, выполнены, а сервисные мощности по итогам года вышли на запланированную загрузку.

В этом году нами запланирован переезд в новый полноценный дилерский центр, что повлияет на итоги года как по продажам автомобилей, так и по сервису. В 2012 году планируем реализовать более 200 автомобилей, что надеемся, позволит нам обойти прямых конкурентов.

Олег Дынников, управляющий директор ГК «Центравто» (официальный дилер УАЗ, SsangYong, Fiat в Омске)

— По данным АЕБ, УАЗ показал меньшие темпы прироста, чем все другие участники сибирской ТОП-10 (+32,69%), в результате марка переместилась в общесибирском рейтинге с 4 на 8 место, а в Омске марке пока не удалось выбраться в ТОП-10. С чем на Ваш взгляд, это может быть связано?

— Такая ситуация может быть связана со статистическими погрешностями. Дело в том, что второй официальный дилер УАЗ в Омске — «Автосалон Классика» — принадлежит «Новосибспецпроекту», официально представляющему УАЗ в Новосибирске. В связи с этим, теоретически возможно причисление омских продаж Новосибирску.

Однако на практике жители Омска демонстрируют высокий интерес к продукции УАЗа. Это нишевые автомобили, на который всегда будет устойчивый спрос. Так, уже сейчас к нам обращаются представители госструктур, которые задумываются о покупке автомобилей. Учитывая рост зарплат представителям бюджетной сферы и госучреждениям, я считаю, что вопреки ситуации в Европе, на сибирском авторынке в 2012 году будет наблюдаться значительный рост.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ