Автодилеры поменялись местами

Прошедший 2009 год навсегда войдет в историю сибирского автомобильного рынка как год, когда карта автодилеров Сибири была перекроена. На фоне двукратного падения продаж, резкого снижения объемов автокредитования, проблем с выдачей автомобилей клиентам у некоторых участников рынка произошел уход с рынка ряда крупных региональных автодилеров и вспыхнула борьба за освободившиеся ниши.

Старые новые дилеры

Пожалуй, самые громкие события на автомобильном рынке Сибири в минувшем году происходили в Новосибирске.

Наиболее интересная история связана с переделом рынка между двумя его крупнейшими игроками. Речь идет об одном из самых крупных авторитейлеров Сибири — новосибирской компании «Автолэнд-Сибирь» (бывший официальный дилер Ford, Mazda, Volvo, Jaguar, Land Rover, Mitsubishi, Hyundai, ТагАЗ), которая покинула рынок в сентябре 2009 года. Одной из основных причин прекращения деятельности компании стала высокая кредиторская задолженность. В счет погашения долгов имущество дилера перешло к кредиторам, а собственники «Автолэнда-Сибирь» подали заявление о банкротстве компании. Тем временем ее дилерские центры в Новосибирске занял основной конкурент — компания «СЛК-Моторс», которая на сегодняшний день уже перезаключила на себя дилерские контракты по трем из семи марок из портфеля «Автолэнда-Сибирь».

Более того, для управления полученными автосалонами «СЛК-Моторс» наняла Игоря Старкова, которому данная площадка очень знакома — он был гендиректором «Автолэнда-Сибирь» до 2006 года. Стоит отметить, что три бренда из портфеля «Автолэнда-Сибирь» (Mazda, Jaguar, Land Rover) заполучил другой активно набирающий вес авторитейлер — «Новосибспецпроект».

Весь прошлый год на новосибирском авторынке развивалась еще одна громкая история, связанная с прекращением дилерских полномочий двух предприятий, принадлежавших бизнесмену Андрею Соловьеву, — «Престиж авто» (бывший официальный дилер Audi в Новосибирске) и «Транзит Сервис» (бывший официальный дилер Skoda в Новосибирске). Напомним, что весной этого года обе компании также в силу образовавшейся кредиторской задолженности не смогли исполнять свои договорные обязательства, и импортерами марок были приняты решения о лишении их статусов официальных дилеров. Это вызвало волну конфликтов между данными дилерскими предприятиями, импортерами и их клиентами — судебные разбирательства между ними продолжаются до сих пор.

Тем не менее в Новосибирске были назначены новые официальные дилеры Skoda и Audi. Партнером чешской марки стала компания «Альт-парк», ранее не представленная в сегменте официальных авторитейлеров. А статус официального дилера Audi получила «СЛК-Моторс», которая отказалась ради этого от дилерства Renault (компании был необходим дилерский центр для работы с Audi).

Еще одна компания Андрея Соловьева — «Спорт-авто», — являвшаяся дилером Porsche, сегодня имеет статус сервисного партнера этой марки. А компания «Люкс-моторс», директором которой также является Андрей Соловьев, собирается получить в 2010 году дилерский статус BMW в Новосибирске.

Таким образом, в сложившейся ситуации больше всех сумела нарастить свои позиции «СЛК-Моторс», получившая в этом году дилерства Audi, Ford, Volvo, Mitsubishi, а также «Новосибспецпроект», ставший дилером Mazda, Subaru, Jaguar и Land Rover.

Своего дилера в Новосибирске потеряла в конце 2008 года и компания Daewoo — «Сибмоторс» ушел с рынка, однако уже в феврале в Новосибирске появился новый официальный дилер — новообразованная компания «Н–Моторс».

Передел новосибирского авторынка затронул и рынок продаж грузовой техники. Так, в конце 2008-го — начале 2009 года с рынка ушла компания «Сибмеддизайн», являвшаяся в Новосибирске официальным дилером Renault Trucks, Hyundai Truck & Bus, а также несколько лет назад — марки Volkswagen. Уход с рынка дилера, по данным импортера, был связан с невыполнением плана продаж грузовиков, однако, помимо этого, у компании был ряд проблем со своими кредиторами и партнерами, нашедших отражение в различных судебных разбирательствах. Новым официальным дилером Renault Trucks стала «Восток-Трансавто», дилерский центр которой находится на площадке, принадлежавшей «Сибмеддизайну».

В других городах Сибири такого кардинального перераспределения сил на рынке, как в Новосибирске, не произошло, однако и здесь есть интересные случаи. Так, в Омске прекратила свою деятельность в качестве официального дилера Ford и Volvo компания «Стайер», которая теперь занимается только обслуживанием автомобилей. По мнению участников рынка, гендиректор «Стайера» Дмитрий Потемкин решил сосредоточиться на основном виде бизнеса — производстве кирпичей. Так, завод «Бриккер Керамика», возглавляемый его отцом Сергеем Потемкиным, является одним из немногих в Сибири заводов, выпускающих серийно кирпич прочностью 200 и 300 единиц. После ухода «Стайера» с рынка официального дилерства бренд Ford в Омске продолжает представлять «Форд-Омск», второй дилер пока не назначен. А вот официальным субдилером Volvo в Омске отныне является «Автоцентр на Кордном». Данная компания в свою очередь появилась в результате реструктуризации крупного омского дилера «Джинни Моторс», представлявшего в Омске бренды Fiat, SsangYong, Seat, Honda, KIA. Руководством компании было принято решение отказаться от брендов Seat, Fiat и SsangYong и сосредоточиться на развитии в Омске KIA, Honda и Volvo.

Наконец, алтайский рынок покидает компания «Авто-град», представлявшая в Барнауле, Новосибирске и Омске китайские бренды Great Wall, Brilliance, Lifan, ZH, российский Derways, ТагАЗ, корейскую KIA. Свой дилерский центр в Барнауле компания уже продала инвестору, не связанному с автобизнесом. Официальной причиной ухода компании называется желание собственников сосредоточиться на более доходных видах бизнеса, однако участники рынка считают причиной общее падение продаж китайских брендов в России. Этому способствует и тот факт, что компания «Автомир-Новосибирск» в текущем году также отказалась от дилерства китайских брендов Chery и Lifan.

В Иркутске в 2009 году с рынка ушел крупный федеральный авторитейлер «КМ/Ч», представлявший бренд Chevrolet. По словам участников рынка, несмотря на популярность бренда Chevrolet, рынок не смог принять столько автомобилей, сколько рассчитывали двое дилеров, в итоге им стало тесно на рынке, и один из них — «КМ/Ч» — покинул иркутский рынок.

Потерянные бренды

По итогам 2009 года наиболее существенные потери дилерской сети понес ТагАЗ (производитель ряда моделей Hyundai, а также автомобилей под брендами Vortex, Tagaz), Sollers (дистрибьютор SsangYong и Fiat). Так, достаточно отметить, что из пяти дилеров ТагАЗа в Новосибирске остался только один. Похожие процессы происходили и в других городах Сибири.

От сотрудничества с Sollers по SsangYong и Fiat отказались красноярская «СИАЛ-авто», кемеровский «Автосиб», омская «Джинни Моторс», новосибирский «Автомир». Некоторые из оставшихся дилеров также рассматривали вопрос о прекращении сотрудничества. В качестве причины уменьшения числа дилеров ТагАЗа и Sollers участники рынка называют проблемы с гарантийными возмещениями, которые вынуждают дилеров отвлекать из оборота денежные средства, что в условиях кризиса оказывается крайне обременительным. Тем не менее тот же SsangYong по-прежнему интересует сибирских дилеров, так, в Новосибирске компании удалось найти в кратчайшие сроки другого дилера — компанию «Автоцентр».

Отразился кризис и на дилерской сети Volvo. Так, смена дилеров в этом году произошла в Омске и Новосибирске, а в Барнауле действующий субдилер марки Volvo принял решение продавать автомобили только по предварительным заказам без выставления в шоу-рум. Такую схему сейчас практикуют и некоторые другие сибирские субдилеры Volvo.

Расширения дилерской сети

По итогам 2008 года участники рынка отмечали появление в городах-миллионниках Сибири (Красноярск, Новосибирск, Омск) вторых и третьих дилеров тех или иных брендов. В результате до начала 2009 года в Новосибирске более одного дилера имели только такие «иномарочные» бренды, как KIA, Renault, Hyundai, Chevrolet. Соответственно, в Красноярске такими брендами были Renault, Chevrolet, Opel, а в Омске более одного дилера имел только Ford. Тем не менее на 1 января 2010 года в Новосибирске более одного дилера среди иномарок имеют только Chevrolet и Subaru, а в Омске у всех «иномарочных» брендов существует по одному дилеру.

Однако процесс поиска вторых дилеров все равно продолжается. Так, тендеры по второму дилерству проводят в Новосибирске KIA и Nissan, кроме того, в 2009 году вторым дилером Subaru в городе стал «Новосибспецпроект».

Есть и не представленные в Новосибирске бренды, в частности, Citroen и Fiat.

Среди дистрибьюторов наиболее активно дилерскую сеть в этом году расширяла KIA. Этот процесс во многом происходил благодаря появлению в России единого дистрибьютора KIA, вследствие чего во всех городах проводились повторные конкурсы. В результате по два дилера марки появилось в Барнауле, Томске, Омске, и по одному назначены в Кемерове, Новосибирске и Красноярске. Расширяет дилерскую сеть и Suzuki — в этом году к двум дилерам в Новосибирске и Омске добавились дилеры в Красноярске и Иркутске. На очереди — Барнаул и Кемерово, где также есть дилеры, желающие работать с маркой. Свою дилерскую сеть расширила и японская Subaru, назначив дилеров в Томске и Барнауле.

Значимым событием стало долгожданное появление официального дилера Nissan в Красноярске. Первый и единственный дилер японской марки — «Титан Моторс» — начал работу в городе в декабре. Напомним, что Nissan уже несколько лет проводил конкурс на право быть своим дилером в Красноярске, однако по причинам довольно жестких требований, применяемых к соискателям, дилер в городе так долгое время не появлялся.

Также официальный дилер Skoda наконец появился в Омске. Конкурс по Skoda в этом городе проводился во второй раз, так как первоначальные предложения соискателей не устроили импортера. В итоге победителем стала компания «Торпроект», имевшая в своем портфеле Subaru. Дилерский центр Skoda был открыт на площадке, где раньше располагался салон Subaru, а японская марка переехала в другое помещение.

География продаж

По итогам 2009 года Новосибирск с большой вероятностью утратит статус автомобильной столицы Сибири, уступив пальму первенства Красноярску. Существенное падение продаж в Новосибирске (–60% по итогам трех кварталов) связано с уходом с рынка компании «Автолэнд-Сибирь» и дальнейшим переходным этапом назначения новых дилеров по брендам данной компании. В Красноярске таких изменений не происходило, и в итоге город сумел по продажам обогнать столицу Сибири. Весьма успешно год закончил Иркутск, по относительным показателям обгоняющий все другие города Сибири. Так, темп падения продаж иномарок в Иркутске по итогам трех кварталов составил всего 23%, и лишь только один бренд продемонстрировал падение свыше 80%. Участники рынка объясняют это тем, что до Восточной Сибири волна кризиса дошла значительно позже — в результате, когда западные регионы уже почувствовали на себе кризис, восточная часть находилась в «ожидании», и потенциальные покупатели принимали решение вкладывать деньги в автомобиль. Отчасти поэтому в этом году на рынок Иркутска вышли сразу три новых бренда — Hyundai, Peugeot и Suzuki. Первые два стал представлять автохолдинг «Россо» — самый крупный игрок иркутского авторынка.

Кроме того, по итогам года довольно хорошо в Иркутске чувствует себя премиум-сегмент — местным дилерам Audi и BMW удалось вплотную приблизиться к красноярским дилерам этих марок, являющихся лидерами в данном сегменте в Сибири. Тем не менее в абсолютном зачете Иркутск располагается на четвертом месте, третье место занимает Кузбасс. Омск располагается лишь на пятом месте, а Томск традиционно замыкает список.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ