«Моментальный» расклад

Оборот рынка моментальных платежей в Сибири за 9 месяцев 2011 года вырос почти на треть, а у ряда игроков — на 80%. Какие компании представлены на этом рынке в округе? За счет чего они удерживают «место под солнцем» и как расширяют спектр услуг, доступных частным клиентам через терминалы моментальной оплаты? Об этом — в материале корреспондента «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ.

Итоги развития «моментального» рынка

Судя по информации, предоставленной «КС» Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ), по итогам 9 месяцев прошлого года объем рынка моментальных платежей в Сибирском федеральном округе составил 85 млрд рублей. Для сравнения: по итогам 2010 года он находился на уровне 108 млрд. В среднем за квартал в 2011 году оборот рынка прирастал на 28,5 млрд рублей. «На Сибирский федеральный округ (СФО) приходится порядка 12–14% оборота платежных систем России», — говорит генеральный директор платежного сервиса QIWI Александр Агаков. По оценкам аналитика ИК «ФИНАМ» Анны Мишутиной, на долю СФО приходится чуть больше — около 15–20% от общего объема рынка.

Согласно статистике на территории округа на начало ноября 2011 года работало 17,2 тыс. терминалов платежных систем, что на 1,2 тыс. больше, чем на конец 2010 года. Впрочем, темпы роста терминалов в текущем году несколько замедлились. «За счет достаточной насыщенности территории России терминалами, а также в результате расширения возможностей электронных платежных систем (ЭПС) и повышения уровня проникновения Интернета в последнее время происходило постепенное снижение темпов роста количества терминалов», — уточняет Александр Агаков. Динамика изменений рынка моментальных платежей Сибири соответствует общероссийским тенденциям развития отрасли. К таким тенденциям собеседник «КС» отнес расширение перечня услуг, снижение доли сотовой связи в обороте платежных систем, рост среднего платежа и взаимодействия банков с платежными системами, а также развитие отношений платежных систем с государственными структурами.

«Российский рынок небанковского процессинга на фоне сохраняющегося дефицита традиционной финансовой инфраструктуры и сравнительно невысокого уровня развития безналичных расчетов продолжает демонстрировать весьма существенную динамику роста, — соглашается Мишутина. — По предварительным экспертным оценкам, по итогам 2011 года он вырос не менее чем на 15% и составил более $30 млрд. Из них только 10–15% — транзакции в сети Интернет, 80% платежей приходится на терминалы и кассы моментальной оплаты».

Рынок моментальных платежей России в целом и Сибири в частности, по мнению экспертов, характеризуется достаточно высокой концентрацией — крупнейшие операторы (QIWI, «Киберплат», «Элекснет», «Евросеть») в совокупности контролируют около 70–90% рынка. По итогам первого полугодия 2011 года 41% российского рынка пришелся на долю сервиса QIWI (более свежих данных по распределению долей рынка «КС» найти не удалось). От 10% до 30% — на долю других электронных платежных систем, в том числе региональных.

Лидеры окружного рынка

По итогам первых девяти месяцев 2011 года, по данным НАУЭТ, платежный сервис QIWI занимал 20% в обороте окружного рынка моментальных платежей — 17,3 млрд рублей (по итогам 2010–го — 19,4 млрд). В среднем ежеквартальный прирост оборота компании составлял около 5,8 млрд рублей. Таким образом, констатируют эксперты, доля QIWI на рынке Сибири была существенно меньше, чем та, которую игрок занимал в целом на российском рынке. Тем не менее именно его аналитики назвали окружным лидером по обороту. Кстати, в III квартале 2011 года оборот платежного сервиса QIWI составил 6,2 млрд рублей, увеличившись на 14,8% по сравнению с I кварталом. (данные не учитывают статистику сервиса «QIWI Кошелек»). Особенно крепкие позиции у компании по количеству терминалов — более половины работающих в округе устройств по приему моментальных платежей (9,7 тыс.) поддерживали сервис QIWI.

Как пояснили «КС» в компании, результат деятельности платежного сервиса QIWI в СФО связан с высоким уровнем требований к стандартам качества работы на всей терминальной сети. Кроме того, бренд компании хорошо известен, и пользователи знают, какие необходимые им услуги и сервисы могут получить через терминалы. В свою очередь это означает, что, становясь агентами платежного сервиса QIWI, представители малого бизнеса получают гарантию востребованности их аппаратов среди конечных потребителей. Помимо этого, сервис располагает широким кругом возможностей по оплате услуг в формате «единого окна». К терминалам системы подключены все крупные провайдеры региона, а интерфейс разработан таким образом, что на его первых страницах отображаются именно самые популярные местные провайдеры. За счет этого растет оборот и лояльность пользователей. «Так что успех нашей компании в Сибири стал результатом планомерной и кропотливой работы, а не следствием разового значимого проекта или другого нововведения», — констатирует Александр Агаков.

Впрочем, эксперты отмечают, что сильные позиции в округе может занимать и «Евросеть», которая принимает моментальные платежи через свои кассы, а также терминалы партнеров. В компании данные по обороту в рублях предоставить отказались. Однако управляющий Сибирским филиалом «Евросети» Алексей Попов отметил, что за 9 месяцев 2011 года рост оборота по платежам в округе составил 68% (в сентябре 2011-го по отношению к январю 2011-го). За 9 месяцев 2011 года по отношению к 9 месяцам 2010-го рост оборота составил 143,7%. Эту динамику собеседник «КС» объяснил введением новых видов платежей, расширением спектра оплаты услуг. Кроме того, в 2011 году «Евросеть» отменила комиссию за некоторые виды платежей.

Закрытые игроки

Прочие участники рынка, опрошенные КС, отказались предоставить информацию об итогах своей деятельности в округе. В компании «Элекснет» мотивировали отказ «экономическими соображениями», а в «КиберПлате» согласились только схематично рассказать о результатах работы, отметив, что точные цифры будут доступны прессе только после публикации отчета компании.

Так, исполнительный директор платежной системы CyberPlat® («КиберПлат») Владимир Кузнецов отметил, что система продолжила устойчивое развитие в Сибирском федеральном округе и «укрепила свои рыночные позиции в отличие от других участников рынка моментальных платежей». (По итогам полугодия, по версии НАУЭТ, на рынке сократилась доля QIWI, «Элекснета» и «Евросети».) По итогам 2011 года в целом по России и СНГ количество точек приема платежей системы CyberPlat® («КиберПлат») увеличилось на 20 000 и достигло 330 000.

Одним из примеров расширения платежной системы CyberPlat® («КиберПлат») в СФО в 2011 году, по словам Кузнецова, является совместный проект с компанией «Инвест-гарант» по установке более 100 терминалов самообслуживания, подключенных к платежной системе CyberPlat® («КиберПлат»). Они размещены в салонах связи «МегаФон» в Новосибирске, Барнауле, Кемерове, Новокузнецке, Томске, Омске, Абакане и других городах СФО.

Значительную долю среди новых партнеров платежной системы составили банки, сети салонов связи и платежные терминалы.

Регионалы наступают на пятки

По оценкам экспертов, наиболее активно бизнес на рынке моментальных платежей в округе наращивают региональные и локальные платежные системы. Именно они оттянули на себя часть оборота, который в центральной части России приходится на долю QIWI.

Среди наиболее динамично развивающихся игроков Сибири эксперты называют новосибирскую компанию Pinpay express. Как говорится на сайте компании, зона ее присутствия охватывает более 50 регионов РФ. Головной офис компании находится в Новосибирске, дилерские филиалы — в Барнауле, Кемерове, Омске, Томске и Хабаровске. Рост оборота Рinpay express в 2011 году составлял «более 80% к предыдущему году. Такие показатели стали возможными за счет современных методов управления и предоставления клиентам компании наиболее полного сервиса, который определяет успех». В настоящий момент в список платежей, которые принимаются в терминалах компании, входит оплата коммунальных услуг, фиксированной и сотовой связи, IP-телефонии, Интернета, спутникового ТВ, а также погашение банковских кредитов и многое другое.

На момент верстки номера комментарий о результатах работы компании «КС» получить не удалось.

Нишевые игроки

К устойчивым локальным игрокам опрошенные «КС» эксперты относят небольшие компании, чья сфера влияния ограничивается одним городом или областью. В Новосибирске это, например, МУП «Расчетно-кассовый центр Новосибирска», владеющее сетью платежных терминалов «Квартоплат». Как пояснили «КС» в компании, ее сеть платежных терминалов составляет 99 штук. Они были установлены в 2007 году, и с тех пор их количество не менялось. «В планах нашего предприятия есть задачи по расширению сети терминалов, но когда это произойдет, пока сказать сложно», — отмечает начальник отдела поддержки терминалов МУП «РКЦ г. Новосибирска» Максим Дергилев.

За 9 месяцев 2011 года в сети «Квартоплат» было проведено 3,5 млн транзакций. В терминалах представлено порядка 1200 услуг около 1000 поставщиков. «По итогам работы за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го оборот в нашей сети несколько снизился, — констатирует господин Дергилев. — Это обусловлено тем, что ряд поставщиков пошел по пути снижения агентского вознаграждения, чем вынудили нас переходить на взимание комиссии с абонентов. Так, с июля 2011 года появилась комиссия при оплате услуг сотового оператора МТС. В конце года была установлена комиссия при приеме платежей за детские и образовательные учреждения. На данный момент тенденция введения комиссий поставщиками сохраняется».

По мнению собеседников «КС», у региональных игроков рынка моментальных платежей есть ряд существенных преимуществ перед федеральными. «Регионалы лучше понимают желания и возможности населения территории, на которой они работают, а значит, имеют возможность оперативно реагировать на потребности жителей и поставщиков, — говорит Дергилев. — Кроме того, к примеру, наша организация осуществляет свою деятельность в полном соответствии с законодательством. Все наши терминалы оснащены контрольно-кассовой техникой, плательщику выдается настоящий кассовый чек. Данное обстоятельство также способствует увеличению доверия со стороны горожан к нашим терминалам».

Платят реже, но больше

В январе-сентябре 2011 года в Сибирском федеральном округе, по данным НАУЭТ, было проведено порядка 542,2 млн транзакций — платежей за услуги, предоставленные поставщиками — партнерами платежных систем. Из них 136,5 млн (25,18%) пришлось на терминалы QIWI. «Это заметно меньше уровня прошлого года (по итогам 2010-го — 930 млн транзакций), — констатируют в компании. — Так, в I квартале 2011 года в целом по округу было произведено 180 млн платежей, что на 21,77% меньше, чем за аналогичный период 2010 года».

По оценкам Алексея Попова, порядка 20% транзакций из общего количества проведенных в округе в январе сентябре 2011 года пришлось на долю «Евросети». Причем в отличие от QIWI, а также от «средней температуры по больнице», в «Евросети» количество транзакций за 9 месяцев 2011 года выросло на 16%. Основной объем платежей занимают платежи по кредитам, оплата «мобильных кошельков», денежные переводы.

Впрочем, как отмечают эксперты, снижение количества транзакций в целом по рынку произошло на фоне роста размера среднего платежа. По мнению Агакова, это свидетельствует о том, что пользователи уже не боятся погашать через терминалы банковские кредиты или осуществлять денежные переводы, пополнять банковские счета и карты и т. д.

Размер среднего чека в целом по округу вырос до 165 рублей, что на 40% больше показателей 2010 года. Для сервиса QIWI средний чек составлял 136 рублей (+46%). Напомним, разовый платеж на рынке моментальных платежей законодательно ограничен 15 тыс. (оплата без идентификации пользователя). Этой суммы достаточно для оплаты страховых взносов и большинства авиабилетов. «Наблюдающийся за 2010–2011 гг. рост оборота платежных систем и увеличение среднего чека в целом говорят о росте доверия населения к платежным сервисам, а также о повсеместной востребованности современных технологий», — говорит Агаков.

В «Евросети» общий средний платежный чек, включая оплату кредитов и иные платежи, составляет порядка 596 рублей, и за 9 месяцев 2011 года он вырос на 44,5%. «Рост общего среднего чека обусловлен ростом доли платежей по кредитам в общей структуре, — говорит Алексей Попов. — Средний чек по платежам сотовых операторов составляет 162 рубля и существенно не изменился в течение года».

Незначительный рост стоимости среднего чека отмечают и в «КиберПлате». Владимир Кузнецов связывает этот факт с увеличением доли платежей, отличных от оплаты мобильной связи. «Мы прогнозируем рост среднего размера платежа в перспективе», — поясняет собеседник «КС». В РКЦ рост среднего чека объясняют увеличением доли жилищно-коммунальных услуг, по которым средний платеж всегда выше по сравнению с другими.

За что сибиряки платят через терминалы

Все участники рынка, опрошенные «КС», заявили, что в общем объеме платежей самую большую часть сегодня все еще занимают платежи в пользу операторов сотовой связи — около 70%. Тем не менее их доля постепенно сокращается. По оценкам Владимира Кузнецова, растут объем платежей в пользу банковских учреждений (включая погашение кредитов и пополнение карт), оплата жилищно-коммунальных услуг, денежные переводы, прием платежей в пользу компаний, работающих в секторе прямых продаж, платежи в пользу государства и многое другое. В РКЦ также отметили, что спектр услуг, принимаемых в терминалах «Квартоплат», постоянно расширяется за счет появления в платежной системе «Город» новых поставщиков. В основном это жилищно-коммунальные организации, детские и образовательные учреждения, провайдеры и т. д. В 2011 году в РКЦ неуклонно росла доля жилищно-коммунальных платежей, а также пополнение транспортных карт.

Александр Агаков также заявил об активной диверсификации портфеля поставщиков. К сервису QIWI в 2011 году в Сибири было подключено более 180 провайдеров, из которых 89 локальные, а 92 федеральные, имеющие филиалы в округе. Среди них ОАО «ОМСКГАЗ», ЗАО «Тываэнергосбыт» и многие другие. «В свете тенденции по обеспечению эффективного взаимодействия госструктур с российским населением и упрощению оплаты государственных услуг через терминалы QIWI теперь возможно оплатить штрафы ГИБДД, задолженность региональным приставам, налоги, — поясняют расширение спектра принимаемых платежей в компании. — Мы также активизируем работу с банками. Взаимодействие с кредитными организациями и госструктурами обеспечивается через КИВИ Банк (ЗАО), который с 2010 года входит в состав Группы QIWI. Доля платежей в пользу этих поставщиков в обороте QIWI в округе сейчас приближается к 12% и, судя по популярности этих направлений, в будущем продолжит свой рост».

«На наш взгляд, несмотря на динамичное развитие различных новых направлений, ситуация с назначением платежей пока существенно не изменилась. Около 70% от общего объема этого рынка — транзакции в пользу мобильных операторов (оплата услуг связи и дополнительных сервисов), и только около четверти рынка приходится на оплату других различных товаров и услуг», — комментирует ситуацию Анна Мишутина.

Конкуренты ЭПС

Основными конкурентами прямых участников рынка моментальных платежей округа эксперты называют банки. И в частности, Сбербанк, обладающий самой большой в стране сетью терминалов (данные банков не учитываются в статистике НАУЭТ). А также такие дистанционные сервисы, как Интернет и мобильный банкинг. Это подтверждают и сами банкиры.

Так, начальник отдела по управлению удаленными каналами обслуживания Восточно-Сибирского банка Cбербанка России (сфера влияния — Красноярский край, республики Тыва и Хакасия) Федор Лакеев пояснил «КС», что банк ведет активную работу по приему платежей через удаленные каналы обслуживания: это устройства самообслуживания банка, система Internet banking «Сбербанк ОнЛ@йн» и система «Мобильный банк». В 2011 году прирост доли платежей банка, совершенных по этим каналам, составил более 30% относительно 2010 года, а оборот этих каналов вырос на 479%. На сегодняшний день основным каналом по приему платежей в Восточно-Сибирском банке являются устройства самообслуживания (банкоматы и платежные терминалы), прирост количества платежей через данный канал составил 200% по сравнению с 2010 годом.

В Сибирском Сбербанке (Томск, Кемерово, Новосибирск, Алтай) через устройства самообслуживания проходит более 40% платежей, принимаемых банком за жилищно-коммунальные и другие услуги. В месяц через удаленные каналы обслуживания банка принимается более 4,5 млн платежей (то есть в среднем за год 50–60 млн транзакций).

В Сбербанке также отмечают характерную для общего рынка моментальных платежей округа тенденцию: рост среднего чека. «Средний чек растет при увеличении тарифов поставщиков услуг, например, ЖКХ. По телекомам предлагаются более широкие сервисы — увеличивается средний чек. Повышение в год, как правило, не превышает 18%», — комментирует ситуацию начальник сектора внедрения сети удаленных каналов обслуживания (УКО) и развития сети устройств самообслуживания (УС) филиала ОАО «Сбербанк России» — Сибирского банка Владислав Бахтинов.

Собеседник «КС» также говорит об усилении тренда по диверсификации платежей. Если в 2010 году основная масса транзакций через устройства самообслуживания банка приходилась на платежи по гашению кредитов, выданных Сибирским банком, и платежи за сотовую связь, то в 2011 году стали массово совершаться платежи в пользу телекоммуникационных операторов связи, за услуги ЖКХ, госпошлины, сборы, налоги. Например, за год банк с 0% до 40% увеличил долю оплаты госпошлин на УС, с 40% до 75% — оплату штрафов ГИБДД, с 5% до 20% — оплату налоговых платежей, с 85% до 95% — оплату кредитов, выданных банком.

«Сибирский банк проводит политику стимулирования оплаты жилищно-коммунальных и других платежей через удаленные каналы обслуживания. Например, если комиссия взимается с физических лиц, то через устройства самообслуживания банка платить дешевле, чем в кассе банка. Так, при оплате штрафа ГИБДД в сумме 100 рублей в кассе комиссия составит 30 руб. (+20 рублей за заполнение квитанции), на УС наличными — 20 рублей, по банковской карте — 1%, т. е. 1 рубль. В 2012 году мы уже отмечаем значительное увеличение количества платежей, оплачиваемых на УС, именно по банковским картам», — говорит Бахтинов.

Прогноз: диверсификация бизнеса

Ряд участников рынка, опрошенных «КС», отмечает, что рынок моментальных платежей устоялся и какого-то существенного роста в 2012 году в этом сегменте не будет. Другие заявляют, что он все еще обладает великолепным потенциалом, и за счет более активного размещения рекламы его потенциальная емкость может составлять более $100 млрд.

Эксперты ИК «ФИНАМ» не исключают, что в среднесрочной перспективе на рынке могут происходить изменения. «Небанковский процессинг представляет интерес для кредитных организаций, и их роль в этом сегменте рынка, очевидно, продолжит расти. В том числе на фоне повышения требований регулирования данного рынка, — рассуждает Анна Мишутина. — Что касается возможной диверсификации бизнеса для операторов рынка, то здесь сохраняется достаточно много направлений дальнейшего развития. Впрочем, многие из них опять же с большим успехом могут быть реализованы при использовании партнерских схем с кредитными организациями».

По оценкам аналитика, помимо расширения уже традиционных сегодня предложений — обязательные платежи, связь, Интернет и ТВ, ЖКУ, пошлины и штрафы, другие массовые государственные услуги, оплата авиа- и ж/д билетов, страховых, туристических услуг и др., — весьма перспективными являются такие направления, как пополнение депозитов, пополнение брокерских счетов, в том числе Forex, оплата покупок в интернет-магазинах и т. д.

«С увеличением терминальной сети, доступности оплаты услуг через устройства самообслуживания доля платежей через них, безусловно, будет расти, — соглашается Вячеслав Бахтинов. — Но будущее, считаю, все-таки за более современными сервисами оплаты услуг, к которым относятся банковский сервис: интернет-банкинг, «Мобильный банк», длительное списание по поручению плательщика, а также оплата услуг через интернет-сайты поставщиков услуг или мобильные приложения.

Сегодня это небольшая доля в общем объеме платежей. Но с каждым годом она будет увеличиваться в разы. И лет через пять большая часть платежей будет совершаться уже через Интернет, а также по длительным поручениям плательщиков».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Соловенчук, директор филиала «МТС-Сибирь».

— Насколько удобен сервис моментальных платежей для вас как компании-поставщика услуг, которые оплачиваются через терминалы?

— Возможность пополнить счет через терминалы моментальной оплаты является одним из способов оплаты услуг, но далеко не единственным. МТС уже на протяжении нескольких лет развивает альтернативные способы электронных платежей, причем без взимания дополнительных комиссий. В частности, оплатить услуги МТС без комиссии можно в терминалах, расположенных в офисах МТС, в отделениях Сбербанка и некоторых других торговых точках. Кроме того, существует целый ряд способов пополнения счета абонента МТС без необходимости поиска терминала оплаты. Например, услуга «Автоплатеж», сервис «Легкий платеж». Причем оплачивать дистанционно можно не только услуги связи всех операторов, но и услуги провайдеров, покупки в интернет-магазинах, услуги ЖКХ, авиа- и ж/д билеты и т. д. — всего более 6000 поставщиков услуг по России.

Сервис востребован нашими абонентами: только за 2011 год количество транзакций сервиса «Легкий платеж» в Cибирском регионе увеличилось в 4 раза, при этом оборот электронных платежей увеличился в 23 раза. Наиболее сильную динамику по количеству транзакций сервиса «Легкий платеж» в 2011 году по отношению к 2010 году показали такие регионы, как Республика Алтай (в 12 раз), Новосибирская область (в 10 раз), Кемеровская и Томская области (в 9 раз). Мы рассчитываем на дальнейший рост количества пользователей сервиса, как за счет популяризации услуги, так и за счет привлечения новых партнеров, расширения списка получателей платежей. По нашим оценкам, прогноз доходов операторов «Большой тройки» от мобильной коммерции в 2015 году ожидается на уровне $50 миллионов, в 2013 году — около $40 миллионов, из которых на долю МТС придется минимум $14 миллионов, или 35% рынка мобильных платежей.

— Возникают ли какие то проблемы при работе с компаниями, которые предоставляют эти услуги?

— Качество работы платежного терминала и размер взимаемой комиссии за платеж зависит от собственника оборудования (вендора, который заключает договор о сотрудничестве с платежной системой. — «КС»).

ТСЖ «Лада»

— Насколько удобен сервис моментальных платежей для вас как компании-поставщика услуг, которые оплачиваются через терминалы?

— В 2010 году мы действительно хотели перейти на прием платежей от населения через терминалы одной платежной системы. Ее представители ходили к нам в течение полугода, настраивали и настраивали терминалы, которые постоянно «подвисали». У нас очень часто возникали проблемы: информация о платежах, сделанных жителями, доходила до нас с задержкой. В итоге мы отказались от этой идеи и сейчас работаем по старинке с банком. Да, это дороже, так как комиссия, взимаемая при платеже через терминал за услуги ЖКХ, на 1% меньше, чем в банке. С одной стороны, это немного, но для некоторых наших жителей и эта сумма важна. Однако практика показала, что пока сервис моментальных платежей для работы со сферой ЖКХ не отлажен.

Борис Максименко, заместитель генерального директора ООО «НовАКТВ»:

— Насколько удобен сервис моментальных платежей для вас как компании-поставщика услуг, которые оплачиваются через терминалы?

— Договоры и условия работы во многом схожи, как и протокол IT-взаимодействия.
Первый контракт мы заключили три года назад, и по настоящий момент доля платежей незначительная (4% от общего объема абонентских платежей), но планомерный рост очевиден. Данный сервис все больше становится востребован абонентами, а степень удовлетворенности нас как компании-поставщика зависит в первую очередь от удовлетворенности сервисом абонента.

— Возникают ли у вас какие-то проблемы при работе с компаниями, которые предоставляют эти услуги?

— Среди недостатков можно отметить единый интерфейс по России, что для компаний федерального масштаба сулило путаницу в направлении средств той или иной структуре холдинга вследствие наличия единого бренда. Неоднозначны решение вопросов по централизованному обмену информацией между поставщиком услуг моментальных платежей и владельцами терминалов и, конечно же, повышение доверия абонентов к данным способам оплаты, чем, на мой взгляд, не мешало бы заняться рекламным отделам компаний, предлагающих данный сервис, что в свою очередь отразилось бы и на темпах роста доли платежей. Абонент не разделяет зону ответственности между компанией — поставщиком услуг и компанией, принимающей для нее платежи. Любая недоработка в работе терминала негативно отражается на имидже компании — поставщика услуг в глазах абонента.

— Удобен ли этот сервис лично для вас как плательщика?

— Да, удобен, но только в случаях экстренной оплаты услуг, не регулярной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ