Антон Титов: «Повышение рейтинга до уровня А — высокая оценка результатов работы компании»

На днях агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг ООО «Обувь России» до уровня А. Мало кто из сибирских компаний в принципе может похвастаться столь хорошей «оценкой» своей деятельности. Впрочем, повышение рейтинга вполне обоснованно — 2011 год стал для обувного ритейлера очень успешным: компания значительно увеличила выручку, успешно разместила облигации, а на привлеченные средства открыла магазины в целом ряде российских городов. Зачем компании такая агрессивная стратегия развития и чем ритейлер будет заниматься в 2012 году, корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ рассказал директор ООО «Обувь России» АНТОН ТИТОВ.

— Антон Михайлович, расскажите, с какими финансовыми итогами компания закончила год?

— Год мы закончили очень хорошо. Выручка составила больше 2,2 млрд рублей. При том что в 2010 году наша выручка была на уровне 1,6 млрд. Таким образом, мы получили прирост 38%. По прибыли и по рентабельности мы тоже выросли, но точные данные озвучим в феврале, когда будет сдана бухгалтерская отчетность.

— Буквально на днях вашей компании подняли уровень кредитного рейтинга. Расскажите, насколько для вас это важно и на что это повлияет? Было ли это для вас неожиданностью?

— Да, вы видите, что происходит, всей Европе рейтинги снижают, а нам подняли. Ну а если серьезно, то могу пояснить, почему нас это порадовало. Раньше у нас был рейтинг B++, это тоже хороший показатель. Рейтинг А, который мы теперь имеем, — признак отличной финансовой устойчивости компании. Для нас это повышение стало не только хорошим подарком к Новому году, но даже неожиданностью. Я, честно говоря, думал, что рейтинг оставят на том же уровне. Для компании повышение рейтинга очень важно прежде всего потому, что мы находимся на публичном рынке. В 2011 году выпустили облигационный заем, поэтому теперь наши инвесторы еще больше уверены в компании и нашей кредитоспособности. Повышение кредитного рейтинга повышает ценность наших облигаций среди инвесторов и увеличивает объем торгов.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности компании «Обувь России» (OOO) до уровня А (высокий уровень надежности). Прогноз «стабильный». За три квартала 2011 года рост капитала ГК «Обувь России» составил 8%, а за период с 31.12.2008 по 30.09.2011 капитал увеличился на 57%. «Обувь России» характеризуется высокими показателями ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности по консолидированной отчетности составил 0,59). Рентабельность Группы находится на приемлемом уровне (по итогам 2010 года ROA = 7,1%, ROE = 13,2%).

Для ГК «Обувь России» также характерны высокая деловая активность (по итогам 2010 года период оборота активов составил 322 дня, капитала — 177 дней) и приемлемый уровень долговой нагрузки (соотношение выручки по итогам 2010 года и долга компании на 30.09.2011 составило 0,75, а соотношение капитала и долга по состоянию на 30.09.2011 — 1,4).

К числу факторов, ограничивающих уровень рейтинговой оценки, аналитики Агентства отнесли проциклический характер спроса на обувь, который в сочетании с высокой конкуренцией на рынке повышает бизнес-риски компании. Кроме этого, для ГК «Обувь России» характерна низкая диверсификация дебиторской задолженности.

— Вы говорили о том, что размещение облигаций нужно для развития розничной сети. Расскажите, как ваша сеть развивалась в 2011 году?

— Планы по открытию магазинов на прошлый год мы выполнили, и даже с избытком — вместо 50 открыли 60. Таким образом, сегодня у нашей компании 180 собственных магазинов, включая 20 по франшизе. В 2011 году мы значительно расширили свою географию — вышли в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Киров. Дошли и до Дальнего Востока. В итоге на нашей карте на 19 городов больше, чем год назад. Таким образом, те планы, которые мы объявляли нашим инвесторам, мы на 100% выполнили. Хотя некоторые полагали, что мы слишком амбициозны, но мы свои силы рассчитали и все задуманное осуществили.

— В итоге сегодня у вас магазины практически во всех регионах страны. Везде ли чувствуются региональные особенности ведения бизнеса?

— Специфика действительно есть, но больше всего это прослеживается в ассортименте магазинов. К примеру, где-то не так актуальна зимняя обувь, и все хотят покупать больше туфель. Есть и другие сезонные особенности — в центральной части России позже начинается зимний сезон, раньше — весенний. Мы это все учитываем, и пропорции по ассортименту в разных регионах у нас разные. Но в регионы мы выходили без точной статистики, поэтому некоторые наши действия корректировались по ходу. К примеру, часть зимней обуви пришлось отправлять из Москвы в Сибирь. Но это все — текущая работа, и проблем серьезных не вызывает. Полученный опыт позволит нам более активно развиваться в 2012 году в центральной части России. В Сибири же мы насытили рынок по марке «Вестфалика». А то, что мы зашли в «центр», дает большой потенциал для развития компании на 2013–2014 годы.

С точки зрения управления компанией, конечно, стало сложнее работать: и команда выросла, и бизнес-процессы сильно усложнились. Логистика стала очень сложной. Но за это время мы успели вырасти организационно. Розница сейчас разделена на два направления — дивизионы восток и запад. Сегодня это две отдельные команды, и это обусловлено как раз разницей между регионами.

— Где больше нравится работать — в стрит-формате или в торговом центре?

— Нравится-то больше в «стрите», но надо идти в ТЦ. Покупательский поток сегодня уходит туда. В большей мере это чувствуется в Москве или Петербурге — там люди не будут стоять в пробках ради того, чтобы купить пару обуви. Они будут добираться до ТЦ, чтобы там закупаться по полной программе.

Хотя не все торговые центры удачные: у некоторых нет четкой концепции, у других — неудобное расположение; опять же, важно, где встанешь внутри самого ТЦ. Некоторые наши магазины в других регионах переезжали из ТЦ в стрит-формат как раз по этой причине. Хотя в Новосибирске у нас есть, наоборот, хороший пример — мы открылись в ТЦ «Версаль», и очень довольны.

Сейчас у нас есть концепция открытий в ТЦ — там немного другой ассортимент, другое торговое оборудование. При этом мы не уходим из «стрита». «Стрит» остается, но его доля в общем объеме магазинов будет падать.

— Какие еще у вас планы по развитию на 2012 год?

— Так агрессивно открываться, как в 2011 году, мы не планируем. Сейчас нужно поднимать эффективность тех 60 магазинов, которые мы открыли, потенциал у них еще не раскрыт. (Основной объем магазинов был открыт в III квартале 2011-го. — «КС»). Поэтому отдача от них будет уже в этом году. При этом даже если мы вообще не будем открывать новые магазины, только от «раскрутки» тех, что заработали в 2011 году, выручка у нас вырастет на 30–35%. Однако мы все равно планируем запуск дополнительных площадок и в этом году, но заходить в новые города точно не будем. Более детальные планы будем озвучивать уже весной, так как возможны некоторые корректировки. План-минимум — выйти на выручку 2,8–2,9 млрд рублей, новых магазинов — порядка 20 штук. Вполне возможно, что весной, когда уже будет понятен сценарий развития экономической ситуации в стране, мы эти планы пересмотрим в сторону увеличения.

— Если затронуть вашу маркетинговую стратегию, какие ходы вы сегодня считаете наиболее успешными?

— Очень хорошо у нас пошла рекламная кампания с Валерией. Поэтому летом 2011 года мы продлили контракт до конца 2014 года. Очень довольны результатами и тем, как это воспринимают потребители. К тому же узнаваемость марки резко повысилась. Это очень важно для нас, особенно при выходе в новые города. В Сибири нас и так все знают. А в незнакомые города очень удобно выходить с узнаваемым лицом.

Хотя, конечно тяжело вычленить, на сколько процентов именно этот фактор повлиял на увеличение наших продаж, тем более что мы работаем по многим направлениям. Но мы можем точно сказать, что узнаваемость того, что Валерия — лицо «Вестфалики», — 100%. Мы делали опрос по многим городам по этой теме. Многие обувь не покупали, но марку знают, и однозначно все в курсе, что ее рекламирует Валерия.

Нам также важно было привлечь звезду именно такого уровня, чтобы показать, что компания изменила свое позиционирование. Нас некоторые воспринимают, как 10 лет назад, — производителем обуви экономсегмента. Но мы уже давно ритейлер, и работаем в среднем сегменте. Посудите сами, у нас есть зимние сапоги по 6000 рублей. Даже в Европе это уже не эконом. Мы перешли в другой сегмент, у обуви привлекательный дизайн, мы стали выпускать коллекции, которые не повторяются от сезона к сезону. Но так как марка на рынке живет очень давно, в ряде городов, в которых мы много лет работаем, восприятие осталось старым. То, что мы изменились, стали другими — об этом не все знают. Работа по донесению этого до потребителей небыстрая.

— Раз уж мы заговорили о «звездах», расскажите о вашем сотрудничестве с Томасом Франком.

— Сотрудничество с известным дизайнером — для нас это логичный шаг. Можно в разных местах открывать красивые магазины с современным интерьером, но если ассортимент неинтересный, то магазин будет убыточным. Поэтому работа с ассортиментом — это основа всего бизнеса. Мы кардинально решили эту проблему и для этого привлекли лучшего дизайнера с 20-летним стажем, который работал в лучших европейских компаниях, таких как Peter Kaiser, Gabor, Dockers, и других. Нам также нужно было, чтобы это был человек, который может продумывать концепцию коллекций и бренда целиком. С Томасом мы начали сотрудничать этой осенью, сейчас он работает с весенней коллекцией. С его приходом в компанию модели стали более интересными и европейскими по стилю. При этом наша задача — не увлечься в погоне за модой и не уйти в подростковый сегмент. У нас более старшая аудитория. Нам важно дать этой аудитории современную модельную обувь, при этом не перепрыгнув в более высокий сегмент.

— Могли бы вы выделить ваши основные преимущества перед конкурентами?

— Дело в том, что основная масса компаний на нашем рынке — это небольшие магазины, частные предприниматели. У них нет своего бренда, так как нет ресурсов для его развития. А доверие к монобренду всегда больше. В этом наше основное преимущество — мы развиваем бренд. Поэтому у покупателей есть доверие к «Вестфалике». У нас свой сегмент, своя аудитория. 70% приходит с дисконтными картами. Поэтому наша задача — формировать лояльную аудиторию и поддерживать ее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ