Лучшие по итогам года

Редакция «КС» продолжает серию публикаций, посвященных самым заметным событиям, самым ярким назначениям, а также самым успешным сибирским компаниям по итогам 2011 года. В этом и в дальнейших материалах мы определяем лидеров тех или иных рынков и стараемся выявить, за счет чего им удалось достичь такого положения.

Событие года

На статус «событие года» в новосибирской политической и деловой жизни претендовали различные инициативы, проекты, достижения и, иногда, провалы регионального уровня. Но наиболее ярким событием, знаменующим собой уходящий год стало, по нашему мнению и мнению наших экспертов, стала попытка возвращения бизнеса в политику. Анна Терешкова, директор Сибирского центра современного искусства и супруга председателя совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрия Терешкова, бывший владелец крупнейшего российского производителя мороженого — компании «Инмарко» Дмитрий Докин, совладелец компании «Холидей» Николай Скороходов, совладелец компании «Сибирский гигант» Александр Манцуров вошли в политсовет новосибирского филиала политической партии «Правое дело». Новосибирские бизнесмены, ранее старавшиеся дистанцироваться от политики, пришли в обновленную партию после того, как 25 июня 2011 года лидером «Правого дела» стал известный российский предприниматель Михаил Прохоров. Но предполагаемый «успех года» стал одновременно и «провалом года» — 15 сентября 2011 года на съезде партии господин Прохоров был освобожден от должности председателя «Правого дела» и вышел из партии. Примеру своего лидера последовали и его сторонники, в том числе новосибирское партийное руководство во главе с Анной Терешковой.

Логической развязкой политических баталий 2011-го стали выборы депутатов Государственной думы 6-го созыва, состоявшиеся 4 декабря. Результат «единороссов», проигравших коммунистам в Новосибирске и ряде городов области, а также показавших низкие результаты по Сибирскому федеральному округу и России в целом, позволил им оспаривать звание «провала года» у Михаила Прохорова. Политическим «успехом года» стали результаты новосибирской оппозиции, получившей по итогам выборов более 60% голосов избирателей в совокупности и четыре мандата в Государственной думе нового созыва.

Назначение года

Самым ярким и сенсационным кадровым решением года в масштабах сибирского региона можно считать смену генерального директора макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком», произошедшую практически сразу после присоединения к ней «Сибирьтелекома». Ранее этот пост на протяжении двух лет занимал Иван Дадыкин, который в этом году покинул компанию «в связи с истечением срока действия трудового договора» и, по словам источников «КС», перешел на государственную службу в Москву, курируя отрасль связи.

Интрига сохранялась до последнего момента, так как ни участникам рынка, ни даже сотрудникам компании не было ясно, кто же займет место Ивана Дадыкина на посту директора объединенной компании, являющейся самым крупным телекоммуникационным оператором Сибири. Среди возможных кандидатур в основном назывались заместитель директора макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком» Роман Кравцов, а также коммерческий директор Валерий Беленький, хотя и допускались варианты назначения какого-либо кандидата из Москвы.

В результате неожиданно для многих кресло директора занял Максим Кудрявцев, который работал в компании на протяжении 12 лет, с 1998 года. С 2002 года он был помощником директора Горно-Алтайского филиала «Сибирьтелекома», а затем с 2005 года — советником директора. В июне 2007 года Кудрявцев стал заместителем директора по коммерческим вопросам, а уже через год занял должность директора Горно-Алтайского филиала «Сибирьтелекома». 3 ноября 2009 года Максим Кудрявцев переходит на работу в Омский филиал «Сибирьтелекома», получив вначале должность и. о. директора и замдиректора, а с 1 апреля 2011 года — директора этого филиала.

Компания года на рынке интернет-провайдеров

В течение трех кварталов 2011 года рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в Сибири и конкретно в Новосибирске продолжил стабильно расти, продемонстрировав увеличение порядка 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие относительно скромные показатели объясняются высоким уровнем проникновения Интернета (по разным оценкам, составляет 67–75%), что приводит к тому, что по сути операторам приходится не завоевывать новых абонентов, а бороться за существующих клиентов. Все это отражается в том, что удержание текущей абонентской базы становится одной из наиболее важных задач операторов. В свою очередь естественное расширение клиентской базы возможно лишь путем выхода в небольшие соседние города и населенные пункты.

В таких условиях успешное наращивание своей базы является важной заслугой любого телекоммуникационного оператора. Если брать за основу успешности темп прироста абонентов, то по этому показателю лидером является компания ТТК-ЗС, которой за год удалось, по собственным данным, удвоить число абонентов в Новосибирске, доведя его до 30 тысяч. Свою долю на рынке широкополосного доступа в Интернет в Новосибирске по результатам трех кварталов в ТТК-ЗС оценивают на уровне 8% и отмечают, что этих позиций удалось достичь за 2,5 года работы на рынке. Оценки аналитического агентства iKS-Consulting немного расходятся с данными оператора. «ТТК-ЗС действительно интенсивно росла, и по нашим оценкам, на сегодня их доля рынка превысила 5% — от 400 тыс. абонентов. В своих расчетах мы основываемся на трехмесячной активности абонентов. Поэтому если сопоставить наши данные с данными компании, то скорее всего, у ТТК-ЗС 24 тысячи активных абонентов из 30», — поясняет аналитик iKS-Consulting Михаил Бодягин.

Тем не менее, несмотря на корректировки, результат ТТК-ЗС по темпам роста абонентской базы все равно можно считать высоким. Причина этого кроется в том, что компания целенаправленно взяла вектор на активное развитие в сегменте B2C, не забыв про B2B-рынок, и достигла там высоких результатов, хотя по абсолютному показателю численности абонентской базы так и осталась за пределами Топ-3. В свою очередь количество корпоративных клиентов ТТК-ЗС составляет порядка 2 тыс. абонентов. До 2010 года компания работала в основном с крупными клиентами, среди которых государственные и коммерческие структуры, однако с 2010 года начала активно предоставлять услуги СМБ (среднему и малому бизнесу). «Первые результаты можно увидеть уже сегодня — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года клиентская база удвоилась, и к сети ТТК-ЗС подключено уже более 50 торговых и бизнес-центров Новосибирска», — отмечал «КС» коммерческий директор ТТК-ЗС Борис Плетнев.

Если же ранжировать провайдеров по объему абонентской базы в сегменте B2C, то лидером по этому показателю как в Сибири, так и по Новосибирской области является «Ростелеком». В конце декабря оператор наградил своего миллионного абонента по Сибири, которым стал житель Новосибирска. В целом же по Новосибирской области абонентская база компании за три квартала достигла отметки в 140 тысяч абонентов, что на 25% больше, чем годом ранее. В дальнейшем у «Ростелекома» есть все шансы сохранить свое лидерство. В частности, осенью этого года оператор вывел на рынок первый федеральный продукт — услугу «Домашний Интернет», которая предоставляется жителям всех федеральных округов РФ.

Компания года на рынке сотовой связи

Для оценки успешности сотовых операторов мы решили взять за основу темпы прироста доли рынка по показателю абонентской базы физлиц за три квартала 2011 года, предоставленные независимым аналитическим агентством J’Son & Partners Consulting. В результате самым динамичным оператором, продемонстрировавшим наибольший прирост доли рынка по абонентской базе в городах присутствия, стал шведский «дискаунтер» TELE2. При этом если по итогам трех кварталов все остальные сотовые операторы потеряли в доле рынка в Новосибирской области, то TELE2, согласно данным J’Son & Partners Consulting, удалось даже нарастить свою долю сразу на 5 процентных пунктов — с 26% до 31%. Успехи TELE2 в целом по Сибири существенно скромнее: несмотря на рост с доли рынка с 13% до 15%, оператор пока занимает лишь 5-ю строчку. Такие результаты связаны с тем, что развитие TELE2 сдерживает отсутствие свободных частот в регионах, где TELE2 пока не представлен (в Алтайском и Красноярском краях, Иркутской области). Кроме того, по-прежнему не решен и вопрос о выделении частот 4G LTE, на которое в компании стратегически возлагают большие надежды.

Другим лидером среди мобильных операторов по показателю прироста доли рынка по абонентской базе физлиц стал «Билайн», сумевший за три квартала нарастить в Сибири долю с 22% до 25%, тем самым практически вернувшись к докризисным показателям. В Новосибирской области же доля «черно-желтых» по абонентской базе физлиц упала на 1%, что, собственно говоря, и не позволило назвать «Билайн» безоговорочным лидером всего рынка по рассматриваемому показателю.

В следующем номере «КС» продолжит подводить итоги года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ