Кто есть кто на рынке веб-разработки?

«КС» продолжает серию материалов о сибирском рынке веб-разработки. В «КС» № 41 (734) от 25 октября 2011 года мы рассказали, кому из сибирских веб-студий по силам выполнение технически наиболее сложного задания потенциального заказчика (разработка мультимедийного портала), а также в какие сроки задание будет выполнено и в какую сумму это обойдется. На этот раз мы проанализируем, кто есть кто на рынке веб-студий Сибири, какие компании являются лидерами этого рынка и в каких сегментах конкуренция между игроками наиболее сильна.

Сибирский рынок веб-студий можно считать достаточно разноплановым. Основной компетенцией его участников является разработка сайтов, однако большинство компаний в той или иной степени занимается и услугами по их продвижению, и интернет-маркетингом. В частности, основным направлением деятельности одного из лидеров сибирского рынка веб-разработки — Wearewowagency — является не столько создание сайтов, сколько их комплексное продвижение, в том числе в социальных сетях, а также разработка маркетинговых стратегий. Кроме того, на рынке по-прежнему присутствуют компании, важным конкурентным преимуществом которых является качественный индивидуальный дизайн сайтов, как, например, в случае «МартДизайна». Наконец, есть разработчики сайтов, которые предлагают типовой продукт на популярной платформе в среднем ценовом сегменте с шаблонным или оригинальным дизайном, как, например, ITConstruct.

Однако во многом отличия позиционирования тех или иных веб-студий могут являться лишь эффектным маркетинговым ходом. «Рынок веб-студий достаточно тесен, крупных клиентов в нем не так много, поэтому веб-разработчики стремятся отличаться друг от друга. На рынке появляются веб-студии, позиционирующие себя как digital-агентства или клиентские агентства. При этом по факту их спектр и уровень услуг может и не сильно отличаться от коллег, которые пока не просекли «фишку». Однако в долгосрочной перспективе такое позиционирование однозначно выигрывает», — рассуждает директор «Студии ЯЛ» Алексей Радкевич.

По словам представителей веб-студий, уровень конкуренции на рынке в значительной степени зависит от рассматриваемого сегмента. Так, массовый нижний ценовой сегмент (компании, работающие в ценовом диапазоне от 6 до 70 тысяч рублей) характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции. Участники рынка отмечают, что из-за низкого порога входа в этом сегмент рынка всегда присутствуют фрилансеры и молодые веб-студии, которые работают при небольших бюджетах ниже уровня рентабельности, что и создает очень высокую конкуренцию. Чаще всего такие компании представляют собой команды из трех-пяти человек (программист, дизайнер-верстальщик, директор-продажник). По наблюдениям участников рынка, в нижнем сегменте рынка представлено более 100 компаний, и ситуация здесь постоянно меняется, так как игроки этого рынка либо вырастают до более крупных и переходят в другой сегмент, либо разоряются и уходят с рынка.

Несмотря на то что опрошенные «КС» веб-студии наблюдают значительный демпинг со стороны молодых студий и фрилансеров, они не опасаются его, мотивируя это тем, что после того как заказчик сделает сайт с существенной экономией, он через некоторое время все равно начинает искать подрядчика, который будет способен качественно удовлетворить его потребность. На этом уровне уже и подключаются серьезные агентства, а демпинг студий, находящихся на грани выживания, отходит на задний план.

В свою очередь в среднем ценовом сегменте (от 70 до 120 тысяч рублей за проект) присутствует 10–15 игроков с количеством персонала, который насчитывает 10–20 человек. «Такие компании могут жить годами, готовить не очень сложные, достаточно качественные проекты на готовых системах управления сайтом, таких как Amiro или «1С.Битрикс»», — поясняет Алексей Радкевич. А директор по развитию KINETICA Алексей Самойлов отмечает, что компаниям, работающим в среднем сегменте цены, не так тесно на рынке, но денег, как правило, им хватает только на то, чтобы сводить концы с концами и немного развиваться.

Наконец, премиум-сегмент (проекты от 120 тысяч рублей), по словам участников рынка, состоит всего лишь из нескольких студий, работающих в основном с федеральными клиентами. При этом о конкуренции говорить здесь уже не приходится, поскольку заказами они загружены неплохо и не всегда могут взяться за интересный проект из-за занятости по другим направлениям. «У таких игроков сильные команды, высокие цены и дефицит свободного времени, но и качество значительно лучше, чем у студий массового сегмента», — поясняет Алексей Радкевич. Таким образом, топовые веб-студии работают с ограниченным числом топовых же клиентов с интересными для решения серьезных задач бюджетами.

Вместе с тем участники рынка поясняют, что нахождение того или иного веб-разработчика в каком-либо сегменте не постоянно во времени и очень сильно зависит от персонала. С уходом серьезного дизайнера или программиста, а еще хуже команды специалистов веб-студия вполне может со временем спуститься в более низкий сегмент. И наоборот новая сильная единица, как паровоз, вполне может вытянуть слабый бренд в более высокий ценовой сегмент. «К несчастью, достаточно часто владелец студии, получив хорошего дизайнера, пытается выйти в более «высокую лигу». Хороший дизайн вполне способен обмануть заказчика, но т. к. компетенции в программировании обычно остаются прежними (хороших программистов найти сложнее, чем хороших дизайнеров), клиент может получить хорошую картинку и совершенно плохой сайт в целом», — предостерегает Алексей Радкевич.

Лидеры рынка

Редакция «КС» разослала запросы большинству сибирских веб-студий с просьбой предоставить данные о своих показателях работы (оборот компании, количество выполненных проектов) за три квартала 2011 года. Результаты приведены в таблице.

Опираясь на эти показатели, можно считать, что лидерами по направлению разработки сайтов на сибирском рынке являются Wearewowagency, ITConstruct и «Студия ЯЛ», при этом Wearewowagency является лидером и по совокупному показателю оборота. Интерактивное агентство Wearewowagency, ранее носившее название Sky-IT, было создано летом 2004 года, а с марта 2011 года вошло в группу компаний Red Keds. Компания позиционирует себя как digital-агентство, решающее задачи, связанные с цифровой коммуникацией. В частности, агентство занимается различными проектами — от креативных концепций и разработки сайтов до написания маркетинговых стратегий. При этом примечательно, что сам лидер рынка оценивает уровень конкуренции на рынке как достаточно низкий. «Спрос серьезно превышает предложение. Это связано и с тем, что многие компании только начинают осознавать эффективность коммуникации с потребителями через Интернет, и с тем, что на рынке существует огромная нехватка кадров, поэтому мало действительно сильных команд, готовых делать сложные решения», — поясняет директор Wearewowagency Николай Глухих. Одним из последних реализованных проектов агентства стало создание промосайта для вывода на российский рынок нового китайского автомобиля Chery Very.

В свою очередь занимающая вторую строчку компания ITConstruct специализируется на решениях в среднем ценовом сегменте рынка для малого и среднего бизнеса на платформе «1С-Битрикс» — одного из лидеров российского рынка коммерческих систем для построения сайтов. В компании прогнозируют, что готовые сайты займут существенную долю рынка в ближайшие несколько лет и станут одним из основных направлений развития веб-разработки. Одним из аргументов является цена: по подсчетам компании, стоимость линейки готовых сайтов может быть в 3,8 раза меньше, чем индивидуальная разработка того же сайта. В связи с этим директор ITContruct Роман Петров отмечает, что в настоящее время у заказчиков есть определенные ценовые ожидания, которые можно выразить примерно так: «Простые вещи должны стоить недорого, а стоимость сложных нужно обосновать». Одним из последних проектов компании стала разработка интернет-магазина для компании «НЭТА».

Наконец замыкает первую тройку «Студия ЯЛ». В компании занимаются как созданием сайтов, так и их продвижением, развивая комплексный подход, а также делают ставку на небольшое количество сложных и интересных проектов на полностью собственной платформе (IM2). В частности, компания специализируется на сфере недвижимости, разрабатывая порталы и корпоративные сайты. Одним из таких проектов стала разработка, поддержание и продвижение сайта «СибАкадемСтрой-Недвижимость».

Отзывы самих клиентов о лидерах на рынке веб-разработчиков читайте в одном из ближайших номеров газеты «Континент Сибирь».

Тренды на рынке

Комментируя характерные черты рынка веб-разработки генеральный директор «Космос-Веб» Дмитрий Кущенко отмечает, что это, прежде всего, быстро растущий рынок со всеми вытекающими последствиями, — острым кадровым голодом, легионом фрилансеров, полной неразберихой с ценообразованием и полным отсутствием устоявшихся авторитетов.

В целом участники рынка отмечают, что спрос на разработку сайтов сейчас растет быстрее конкуренции. «На самом деле, на нашем рынке конкуренция очень маленькая. Внешне кажется, что рынок перенасыщен, но если разобраться, видно, что различные агентства предоставляют различные услуги, в различных разрезах. У каждого свои компетенции и преимущества. Поэтому за заказчиков соревноваться приходится редко», — поясняет директор «Живых Технологий» Станислав Горбатовский. «В привычном понимании конкуренции на рынке веб-разработки вообще нет, то есть не нужно бояться, что у соседа по торговому ряду появятся точно такие же сайты, но дешевле», — уверяют в «Сибириксе». А вот директор «МартДизайна» Ник Запорожский напротив уверен, что конкуренция на рынке достаточно сильная в связи с большим числом участников.

Возможно, в силу невысокой конкуренции на локальном рынке местным веб-студиям часто удается соревноваться за проекты на других географических рынках. «Есть устойчивая тенденция к притоку заказов из «дорогих» регионов страны, наши студии сайты делают ничуть не хуже, чем в той же Москве, только цена при этом адекватная», — поясняет глава «Веб-студии Александра Горнштейна» Александр Горнштейн. Многие сибирские игроки сами стремятся на московский рынок, при этом, как правило, туда переезжает фронт-офис (продажники и управленцы), а бэк-офис (программисты и команда) остается в Новосибирске. В таком случае прибыль получается за счет разницы оплаты труда в Москве и Новосибирске.

Среди трендов на рынке можно отметить и то, что рынок идет к процессу специализации и развитию комплексного подхода, когда компании предлагают не только разработку, но и комплексное продвижение, тем самым позиционируя себя на рынке интернет-маркетинга. Все эти процессы приводят к тому, что клиенты студий и агентств получают более интересные с точки зрения дизайна и функционала сайты, а также услуги интернет-маркетинга на качественно новом уровне. В свою очередь стоимость таких услуг также становится выше средней по рынку, т. к. покупатели понимают, за что они платят. Кто-то из веб-студий, напротив, предпочитает не объединять два направления деятельности в одно. Так, например, компания Magnaweb занимается созданием сайтов и веб-дизайном, а Intelsib — продвижением сайтов и интернет-рекламой. При этом обе компании входят в группу компаний Advanta. По словам менеджера по маркетингу Advanta Натальи Тихомировой, наиболее доходным направлением для компании, конечно же, является именно продвижение, поскольку компания Intesib работает в этом направлении уже почти шесть лет и имеет сильные позиции не только на новосибирском, но и на московском рынке интернет-маркетинга. «У Magnaweb таких результатов пока нет, но мы думаем, что еще не вечер, и мы отлично зарекомендуем себя и на рынке веб-разработки. На сегодняшний момент в штате веб-студии Magnaweb 10 человек, и штат расширяется», — поясняет Наталья Тихомирова. Впрочем, участники рынка, напротив, считают, что в данном случае более выгодный интернет-маркетинг по сути «прокармливает» веб-разработку, что эффективно лишь в случае предоставления клиентам пакетных предложений (разработка сайта + продвижение), но само по себе экономически неэффективно.

В свою очередь Алексей Самойлов подмечает, что на сегодняшний день часть компаний наоборот сосредотачивается только на своих наиболее высоких компетенциях, отказываясь от непрофильных услуг. «Например, сильные команды дизайнеров перестают содержать в штате программистов и передают сборку сайтов на аутсорсинг. Какие-то игроки наоборот объединяют усилия для диверсификации бизнеса или увеличения рентабельности», — поясняет он.

Говоря о перспективах рынка веб-разработки, участники рынка отмечают, что на данный момент рынок находится на подъеме, и те студии, которые не покинули рынок в кризис, сейчас развиваются и укрепляют свои позиции. «Думаю, что на фоне нынешних кризисных настроений интернет-разработка будет только сильнее расти, т. к. это объективно хороший способ получить дополнительный рынок сбыта за небольшие деньги. Разработать хороший сайт стоит не так уж и дорого, и даже без дополнительных вливаний в его продвижения он себя окупит довольно быстро», — прогнозирует Александр Горнштейн.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ