Виновные найдены, но бензина все равно нет

Несмотря на то что вопрос об октябрьском повышении цен исчерпан, ситуация с дефицитом в Новосибирске бензинов марок АИ-92, АИ-95, а теперь еще и зимнего дизеля остается открытой. Бывшие клиенты «Трансервиса» жалуются на очереди на АЗС и случаи отказа некоторых АЗС «Газпромнефти» принимать фирменные карты «Трансервиса», хотя по договору они должны быть действительны до 31 декабря.

23 ноября в УФАС было проведено второе слушание по делу в отношении 17 новосибирских компаний, в розницу реализующих ГСМ, по признакам согласованных действий, нарушающих часть 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». В результате 10 из 17 компаний были признаны виновными в необоснованном повышении цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в первую неделю октября: «Сезаль», «Лабаз», «Азалия», «Миранда», «Рати», «Скад», «Хильда», «Мираль», ООО «Антэл», ООО «Пегас». Это грозит названным организациям штрафом от 1% до 15% от выручки за прошлый календарный год.

Все 10 обществ с ограниченной ответственностью работали под брендом «Трансервис», который с 3 октября 2011 года принадлежит «Газпромнефти-Новосибирск». Рассматриваемый период УФАС был обозначен с 1 по 4 октября. Данные организации, по словам заместителя руководителя новосибирского УФАС России Александра Ельчанинова, не меняли своего поставщика: «Они как закупались у ЗАО «Союзнефтепродукт» в сентябре, так и продолжили у него закупаться и дальше — следовательно, повышение цен в их случае было необоснованным». На первом заседании (26 октября) говорилось о том, что ЗАО «Союзнефтепродукт», постоянный поставщик обвиненных компаний, не реализовывал топливо в срок с 1 по 4 октября. На вопрос, так ли это, представитель нефтетрейдеров Юлия Золотовская (руководитель ассоциации «Сибирь-ГСМ») не ответила, однако напомнила, что все соответствующие документы приложены к материалам дела.

Еще до начала заседания Золотовская рассказала корреспонденту «КС» о своих ожиданиях: кого-нибудь из 17 нефтетрейдеров обязательно накажут: «Ничего хорошего, если честно, мы не ждем. Я лично встречалась с Ельчаниновым и пыталась с ним побеседовать на тему того, чтобы они не подходили столь формально, а все же более подробно исследовали документы и особое внимание обратили на то, что цены у всех были разные. Все-таки статья, по которой нас пытаются привлечь, говорит об установлении единых цен. Тем не менее чувствовалось, что УФАС настроено наказывать».

С ООО «Айрис», одиннадцатой компании, в свое время занимавшейся продажей топлива в розницу под брендом «Трансервис», из проходивших по делу обвинения были сняты, так как в комиссию были предоставлены документы, свидетельствующие, что 30 сентября у нефтетрейдера истек срок аренды. Господин Ельчанинов отмечает: «В период 1–4 октября они по документам бензин не продавали, хотя на самом деле продавали, но это будет уже другое дело». Ознакомиться с результатами всем участникам разрешили в течение 10 дней.

Со всех остальных нефтетрейдеров (ОАО «Трансервис», ТД «Симбиоз», ООО «АКО», ООО «ЛАКИ Стар», ООО «Хорос», ООО «Сибгаз») обвинения были сняты. Господин Ельчанинов отметил, что компании предоставили все документы, доказывающие, что повышение цен было обоснованным. Частично непроясненной ситуация осталась с ОАО «Трансервис». Данное юридическое лицо занимается только оптовой торговлей сырой нефтью на протяжении всей своей истории. Представитель ОАО «Трансервис» Марьяна Бойко не понимает действий сотрудников УФАС, которые не вычеркнули ОАО «Трансервис» из списка ответчиков еще после первого заседания, когда и прояснилась ошибка с юридическим лицом: «Якобы ОАО «Трансервис» и ЗАО «Союзнефтепродукт» входят в одну группу лиц с розничными продавцами ГСМ, которые производили реализацию под нашей маркой, что не является правдой. В материалах дела, с которыми мы ознакомились, мы такую информацию не нашли».

На последнем заседании всем участникам позволили высказать дополнения по делу. За четыре недели нефтетрейдеры подготовились основательно и нашли множество несоответствий между частью 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и реальной ситуацией, с которой им пришлось столкнуться в начале октября. Помимо разного уровня цен в период проверки (цена АИ-92 составляла от 24,90 до 27,40), также указывались отсутствие влияния на рынок в период с 1 до 4 октября (а значит, и отсутствие влияния на конкуренцию), невозможность сговора между обвиняемыми, нерентабельность данного предприятия, отсутствие как такового понятия «экономической обоснованности цен». «К сожалению, ни в одном нормативно-правовом акте мы такого понятия не найдем», — отмечает Юлия Золотовская.

В разговоре с журналистами Александр Ельчанинов сообщил, что УФАС могло бы начать дело относительно отказа «Газпромнефти-Новосибирск» (монополиста на оптовом рынке) поставлять топливо, но для этого необходимо, чтобы кто-то из участников розничного рынка, кому было отказано, предоставил соответствующие документы и написал жалобу: «Конечно, мы будем разбираться, почему «Газпром нефть» ограничивает поставки, но для этого нам необходимо заявление кого-либо из участников рынка. Кроме того, ситуация и на розничном, и на оптовом рынке сейчас меняется очень быстро». Оказавшиеся неподалеку представители ООО «ЛАКИ Стар» поинтересовались, считается ли отказом, если был сделан запрос на четыре тысячи тонн, а пришла только одна. Получив подтверждение, нефтетрейдеры удалились.

Несмотря на то что вопрос об октябрьском повышении цен 23 ноября был исчерпан, вопрос о дефиците в городе бензинов марок АИ-92, АИ-95, а теперь еще и зимнего дизеля остается открытым. Юлия Золотовская отмечает, что всем независимым операторам, когда заходит речь о нехватке топлива, каждый раз сообщают о десятидневном запасе: «Продавать нам этот мифический запас при этом категорически отказываются». На АЗС «Газпром нефти» (в том числе на недавнем «Трансервисе») очереди доходят до десятка автомобилей. Представители «Трансервиса» объясняют это не только отсутствием АИ-92 и АИ-95 на других АЗС, но и заменой некоторых опытных сотрудников «Трансервиса» на работников «Газпром нефти». Клиенты «Трансервиса» жалуются и на отказ на некоторых АЗС принимать фирменные карты «Трансервиса», хотя по договору они должны быть действительны до 31 декабря. Комментарий по данному нарушению от «Газпром нефти» к моменту подписания номера в печать редакция не получила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ