А проценты оплатит поставщик

Что делать, если поставщик планирует увеличить свое присутствие на рынке, но понимает, что у покупателей поставляемой им продукции недостаточно средств для оплаты товара, а банковские товарные кредиты для них слишком дороги? Как привлечь покупателя именно в вашу компанию, если на рынке производимую или поставляемую вами продукцию предлагают и другие игроки? Эксперты советуют обратить внимание на такой финансовый инструмент, как закупочный факторинг.

Кому интересен?

Впервые закупочный факторинг как массовый продукт был предложен российскому рынку два года назад. Как отмечает директор Новосибирского представительства Банк НФК (ЗАО) Руслан Агаев, тогда это был новый и необычный финансовый инструмент для России, хотя в развитых странах он давно занимает до 50% рынка. В Сибири, и в частности в Новосибирске, массовые продажи продукта начались всего около года назад — во второй половине 2010 года. Сегодня закупочный факторинг представлен в линейке практически всех игроков факторингового рынка: ВТБ Факторинга, Промсвязьбанка, НОМОС-БАНКа, РФК и т. д. Активное содействие в его получении оказывают и факторинговые брокеры.

По словам руководителя службы маркетинга ВТБ Факторинга Владимира Ланева, в основном этот продукт ориентирован на промышленные предприятия, работающие со стабильным пулом поставщиков — компаниями среднего и малого бизнеса, которые испытывают потребность в оборотных средствах. «Если говорить об отраслях, то закупочный факторинг сегодня чаще всего применяется в машиностроении, нефтегазовой отрасли, добывающих и перерабатывающих отраслях и, конечно, в отраслях торговли и производства товаров народного потребления, — говорит собеседник «КС». — У нас есть клиенты из данных отраслей на Дальнем Востоке, несколько компаний из Красноярска обслуживаются у нас как поставщики. На стадии завершения находятся переговоры еще с рядом крупных региональных игроков из Сибири». «Основными потребителями закупочного факторинга являются крупные компании — покупатели, не только торговые сети, но и производители товаров и предприятия оптовой торговли. Главное, чтобы были регулярные закупки при достаточно большом их объеме — и вы желанный клиент для фактора!» — добавляет Руслан Агаев.

В чем выгода?

Закупочный факторинг выгоден покупателю, так как позволяет ему сразу и полностью рассчитаться с поставщиками и за счет этого снизить стоимость приобретаемого товара (при предоплате, по факту увеличения объемов закупки). Он также позволяет покупателям получать необходимую отсрочку, оставаясь в рамках правового поля. В среднем отсрочка составляет 45–60 дней (максимум до 180 дней), что, как правило, достаточно для производства и продажи конечного товара или оборудования. По истечении этого срока покупатель возвращает фактору предоставленную сумму, а проценты за ее использование оплачивает поставщик. У покупателя также появляется возможность расширить ассортиментный ряд продукции и объем запасов на складе. Кроме того, данный инструмент позволяет ему не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия, а сконцентрировать их для реализации новых проектов, что в свою очередь дает возможность усилить позиции на рынке.

Продукт выгоден и для поставщика, так как он позволяет компании получить 100% средств за произведенную поставку или выполненную работу и избежать кассовых разрывов. У поставщика нет необходимости перекредитовываться в банках, ожидая оплаты от покупателя. Деньги, которые он получает от фактора, обходятся дешевле кредитных средств, так как предоставляются по ставкам, доступным сегодня только очень крупным компаниям — в среднем по рынку от 9% до 12% годовых. «С каждым клиентом (покупателем) мы составляем специальную программу, в рамках которой поставщики получают факторинговое финансирование в оплату за поставленные материалы и сырье и могут использовать эти средства для расчетов уже со своими поставщиками либо для увеличения своего бизнеса, выполняя новые, ранее недоступные контракты», — поясняет Владимир Ланев.

К сложностям сделок с закупочным факторингом эксперты отнесли довольно жесткие требования, предъявляемые к оформлению первичных документов и к легальности операций, осуществляемых в рамках факторинговых договоров.

Что выбрать?

Основная цель закупочного факторинга, комментируют опрошенные «КС» эксперты, — снижение потребности покупателя в оборотном капитале, привлечение финансирования и выстраивание долгосрочных партнерских отношений с поставщиками. Отличительными особенностями закупочного продукта от стандартного факторинга, по данным НФК, являются следующие моменты. Размер финансирования составляет 100% от суммы поставки. Все операции осуществляются через электронную систему, т. е. никаких бумаг ни сто стороны поставщиков, ни со стороны покупателя, ни со стороны фактора не требуется. Упрощенная процедура принятия поставщика на обслуживание, поскольку покупатель сам подтверждает фактору действительность уступленного требования. Впрочем, участники рынка отмечают, что компании могут одновременно использовать и закупочный, и классический факторинг, финансируя и свои закупки, и свои отгрузки — в первом случае клиент факторинговой компании получает в нужном объеме коммерческий кредит от поставщиков, а во втором — возможность безболезненно предоставить отсрочку своим покупателям.

В ряде случаев закупочный факторинг может стать альтернативой займу в банке. Кредит, как правило, предоставляется под залог на определенный срок. Компании нужно только осуществлять закупки, чтобы фактор начал финансировать ее поставщиков. «Как показывает накопленная нами статистика, поставщики начинают давать скидку за раннюю оплату товара, и у покупателей снижаются затраты на закупки. Кроме того, как правило, комиссия фактора меньше, чем стоимость коммерческого кредита поставщика», — делится опытом Руслан Агаев. «Наша практика показывает, что компании-поставщики, которые относятся к среднему и малому бизнесу, охотно участвуют в специальных программах с использованием закупочного факторинга. Для крупных поставщиков цены на ресурсы при кредитовании и при закупочном факторинге сопоставимы, поэтому они выбирают тот продукт, который окажется более удобным. Иногда им бывает проще и дешевле получить банковский кредит самим», — комментирует ситуацию Ланев.

Продолжение темы — в следующих выпусках проекта «Управление финансами компании». Ждем ваших писем по электронной почте danilova@sibpress.ru. Редакция с интересом отнесется к предложенной вами теме обсуждения в рамках проекта, к вопросам, которые вы хотели бы задать финансовым директорам сибирских компаний, чьи интервью будут регулярно выходить на данной странице.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ