С 1 сентября 2011 года в силу вступил федеральный закон «О такси», направленный на борьбу с нелегальными перевозчиками. Потребители волнуются, что привычные расценки могут значительно вырасти, а некоторые работники фирм такси находят закон непродуманным. Корреспондент «КС» решил разобраться в ситуации и узнать, на ком именно закон может сказаться негативным образом.
Введение нового закона предполагает в первую очередь выгоду для потребителя — он должен получать более качественное обслуживание при такой же стоимости услуг. Помочь в достижении данной цели должно специальное разрешение на осуществление пассажирских перевозок, которое выдается только при соответствии таксопарка новым требованиям. Например, каждый автомобиль должен быть оснащен таксометром, иметь фонарь оранжевого цвета, специальную цветографическую схему, раз в полгода обновлять талон ТО, а сам водитель обязан иметь стаж не менее пяти лет, проходить медосмотр перед сменой и выдавать пассажиру чек после каждой поездки. Негативно же закон должен был сказаться на «бомбилах» и на тех водителях, которые занимались транспортным извозом под прикрытием диспетчерских служб, что позволяло им не нести ответственности за жизнь и здоровье пассажира и постоянно получать новые заказы. С 1 января 2012 года за незаконную работу будет взиматься штраф.
С начала действия закона прошло уже два месяца, и говорить о значительном росте цен не приходится, поэтому главные опасения потребителей пока не подтверждаются. По словам представителей фирм такси, рост тарифов не предвидится. Несмотря на то что из существующих ныне порядка 30–40 фирм такси в Новосибирске после 1 января может остаться около десятка, это не приведет к дефициту предложения и, как следствие, к увеличению цен, так как именно эти организации и сейчас обслуживают большую часть клиентов.
Достаточно представителей на рынке таксомоторных перевозок находят закон продуманным. Например, руководитель группы компаний «Мой город» Евгений Рыдкин отрицает возможность влияния закона на увеличения цен. В декабре-ноябре тарифы в «Моем городе» действительно вырастут на 10%, но это будет связано только с инфляционной индексацией. Генеральный директор ООО «Алмаз» Владимир Терешин подчеркивает, что у официальных фирм возникли определенные проблемы в связи с законом, но, по его мнению, «если есть закон Российской Федерации, который принят государством, его надо выполнять». Действительно неудобной для своей фирмы господин Терешин находит только поправку с таксометрами, так как уверен, что программа, которая может заранее рассчитать цену поездки, не только удобнее, но и позволяет не вводить водителя в искушение прокатить клиента по самому длинному пути. Цены в «Алмазе» пока повышать не будут.
Генеральный директор компании «Гранд-Авто», (одна из немногих фирм, где уже были увеличены цены) Андрей Заворин высказался следующим образом: «Повышение цен действительно произошло, но оно было связано с повышением цен на бензин. Правда, мы слегка запоздали, так как среагировали только через несколько дней, когда стоимость топлива пришла в норму». При этом господин Заворин не видит смысла «устраивать панику», даже если цены на услуги такси выросли бы не на обозначенные 10%, а больше, так как любое лицензирование действительно влечет за собой ценовые изменения, но они не настолько значительны, а услугами такси не настолько часто пользуются, чтобы поднимать вокруг этого вопроса шум.
Тем временем под предводительством председателя профессионального союза работников такси Андрея Артюха некоторые фирмы такси, в том числе «Созвездие Скорпиона», «Авангард», не имеющие своего автопарка или недовольные законом по каким-либо другим причинам, подписались под открытым письмом президенту Российской Федерации. По сведениям господина Артюха, под письмом, которое пока неведомыми никому путями 3 ноября отправится убеждать Дмитрия Медведева в необходимости отмены закона, подписались около 500 человек из различных организаций (от одной фирмы могли подписываться несколько человек). По их мнению, «новый закон о такси был принят без всякого широкого обсуждения, без консультаций с профессиональным сообществом. Именно поэтому многие положения этого закона не позволят большинству участников рынка автотранспортных услуг выполнить все требования закона. Это просто приведет к разрушению существующего рынка, т. е. к коллапсу в данной сфере услуг». Возмущенные работники уверяют, что данный закон никак не повлияет на нелегальных перевозчиков, наоборот, их число будет увеличиваться: «Нелегальным перевозчикам просто создаются некоторые неудобства — они ликвидируют все обозначения и поменяют место стоянки, если их места заберут под стоянки для официального такси. Но «нелегалов» будет в десятки раз больше, т. к. к ним присоединятся все те, кто уйдет из закрывшихся фирм (имеются в виду фирмы без своего таксопарка. — «КС»). Получается, что новый закон не выполняет свою главную, первоначально поставленную задачу». Также в письме приводятся некоторые положения закона, которые особенно не устраивают подписавшихся.
1. «На сегодняшний день в России более 90% парка транспортных средств, используемых в качестве такси, принадлежат физическим лицам. Необходимо предоставить возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать транспортные средства на основании договора аренды».
2. «Так как большая часть людей, занимающихся извозом, не имеет собственного автомобиля или имеет один автомобиль в семье, который оформлен на другого члена семьи, то необходимо разрешить использовать этот автомобиль в качестве такси, на основании доверенности от собственника».
3. «Обязательная покраска автомобилей-такси <..> влечет за собой не только серьезные экономические затраты, но и другие проблемы: переоформление автомобиля, требование клиентов к цвету. Основная масса людей, занимающихся извозом, не будет перекрашивать свои автомобили и лучше уйдет в «нелегалы»».
4. «Прохождение государственного технического осмотра автомобиля следует проводить без сбора дополнительных документов для наблюдательного дела. На сегодняшний день в ГИБДД г. Новосибирска требуют 21 документ лишь для получения допуска к прохождению ГТО».
5. «На данный момент в Российской Федерации отсутствует необходимое для оснащения всех транспортных средств количество приборов и сервисных центров для их обслуживания».
6. «Теперь «разрешение» действует только в регионе, где оно выдано. Это породит многочисленные сложности для пассажиров и необходимость в огромном количестве договоров с другими регионами. <…> Не проще ли сделать единые лицензии по России?»
7. «Чтобы набрать парк автомобилей (минимум 100 шт.), чтобы удержаться на рынке, необходимо потратить в среднем 35 миллионов рублей. А если посчитать страховку и техосмотр два раза в год? Какое малое предприятие позволит себе это? Получается, что закон о такси губит малый бизнес».
Подписавшийся под письмом заместитель директора ООО «Созвездие Скорпиона» Владимир Морозов считает, что на сегодняшний день большинство работников такси ждут, когда этот закон отменят или пересмотрят, так как иначе на рынке наступит коллапс. «КС» отмечает, что при этом Евгений Рыдкин вовсе не слышал про это письмо, а Андрей Заворин хотя и в курсе, но считает, что под ним подписалась очень небольшая группа, которая не желает улучшать качество своей работы и именно поэтому находит требования избыточными. Господин Заворин указывает, что подобная реакция — естественный ход событий: «После принятия любого закона всегда есть недовольные». Также представители такси со своим автопарком указывают, что закон и был направлен на то, чтобы избавить рынок от наемных водителей с личным транспортом.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области подобные претензии представителей фирм такси считают типичными заблуждениями и не всегда правильной трактовкой. Например, согласно закону, разрешение на работу такси будет действовать не только на территории того субъекта, где оно выдано, но и на территории нескольких соседних субъектов, с которыми есть соответствующее соглашения. Не видят власти помехи и в том, что для получения разрешения необходимо иметь машину в собственности. Если автомобиль принадлежит кому-то из членов семьи, то последний и должен получить разрешение, а родственника, который фактически пользуется транспортом, нанять в качестве водителя.
Также при подготовке закона Губернатором Новосибирской области была поставлена задача максимально упростить для соискателей процедуру получения разрешения, как по времени, так и по перечню необходимых документов. Необходимы свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, список транспортных средств, копии документов, устанавливающих право владения транспортными средствами, свидетельство о прохождении технического осмотра и копии страховых полисов ОСАГО. Поскольку ответственность за работу без разрешения у перевозчиков наступает с 1 января 2012, у работников сферы такси еще достаточно времени, чтобы успеть оформить разрешение. Один из самых сложных для исполнения пунктов – перекраска автотранспорта в белый цвет, отложена до 2014 года, что обосновано тем, что за два года все автомобили в таксопарке исчерпают свой ресурс и вместо них предприниматели смогут закупить новые, необходимого цвета. Не согласны представители министерства и с возможностью коллапса, так как если на рынке образуется дефицит, фирмы такси, даже если им придется брать кредиты, очень быстро закупят автотранспорт и заполнят эту нишу.
Таким образом, в ближайшем будущем ожидать резкого скачка цен на услуги такси сибирякам не стоит. Закон действительно грозит «выдавить» с рынка многих представителей малого бизнеса, тем не менее именно за счет этого должен вырасти уровень качества.
Свое мнение о последствиях закона о такси для потребителей вы можете оставить в комментариях к тексту.