Лизингодателей призывают к компромиссу

Подробный анализ состояния рынка лизинговых услуг в Сибири с информацией о положении на этом рынке различных компаний был сделан в материале «Лизинг разогнался». Лизинговые компании обычно охотно рассказывают о преимуществах и доступности своих продуктов. Продолжая тему, «КС» решил проверить, насколько эти утверждения поддерживают лизингополучатели. Часть участников сибирского рынка, к которым редакция «КС» обратилась за комментариями, заявила, что в принципе не рассматривают сегодня использование такого инструмента, как лизинг, потому что для них он обходится намного дороже стандартных банковских кредитов. Свои пожелания к лизингодателям высказали и те компании, которые уже являются их клиентами.

Изменение валюты договоров лизинга оптимизирует процессы логистики

Ольга Кричевская, финансовый директор ООО «Комплекс»

— Используете ли вы в своей деятельности лизинговые продукты?

— В лизинг мы приобретаем транспорт — большегрузные автомобили и самогрузы. В случае с транспортом арифметика простая — затраты на содержание собственного транспорта должны быть существенно ниже стоимости наемного. Использование лизинговых продуктов позволяет нам добиться такого результата, так что для нашего бизнеса этот финансовый инструмент эффективен. При рассмотрении лимитов и заключении сделок проблем у нас не возникает — давние партнерские отношения и проверенная высокая платежная дисциплина обеспечивают высокий уровень лояльности к нам со стороны лизинговой компании.

— С какими компаниями работаете? На что обращаете внимание при выборе лизингодателя?

— Исторически сложилось, что уже почти пять лет мы работаем с одной лизинговой компанией — «Дельта Лизинг» и ценим сформировавшиеся партнерские отношения. Уровень сервиса нас вполне устраивает. Надеемся, что новый собственник лизинговой компании будет наращивать объемы финансирования партнеров за счет увеличения объема портфелей и снижения стоимости продуктов.

— Какова динамика изменения условий предоставления лизинга?

— Из последних значимых изменений на лизинговом рынке я бы отметила изменение валюты договоров. Это обусловлено последствиями финансового кризиса. С одной стороны, это минус, т. к. мы не наращиваем лизинговый портфель теми темпами, которые могли бы себе позволить при заключении рублевых сделок, но с другой стороны, это минимизирует риски компании и поддерживает стратегию оптимизации процессов логистики.

Рынок лизинга становится лояльнее к потребителю

Андрей Сенников, директор компании «Hertz-Новосибирск»

— Используете ли вы в своей деятельности лизинговые продукты?

— В своей деятельности мы используем такой финансовый продукт, как лизинг автотранспорта. По данным программам мы работаем одновременно с несколькими компаниями, так что можем с уверенностью сказать: сегодня лизинговых предложений на рынке достаточно. Особенно хотелось бы выделить «РЕСО-Лизинг». Эта компания очень оперативно рассматривает сделки и не требует лишних документов.

— Какова динамика изменения условий предоставления лизинга?

— На наш взгляд, рынок лизинговых продуктов постепенно становится лояльнее к потребителю, а их цена доступнее. В частности, заметно снижается размер аванса (первоначального взноса).

Лизинговым компаниям не хватает гибкости

Крайнова Ольга, начальник финансово-экономического отдела ООО «Первая Крупяная Компания»

— Используете ли вы в своей деятельности лизинговые продукты?

— Наша компания активно использует практически всю линейку лизинговых продуктов: лизинг автотранспорта, спецтехники, оборудования. Лизинг позволяет избежать единовременного отвлечения значительных сумм оборотных средств, которое имеет место в случае приобретения основных средств за счет собственных источников финансирования. Кроме того, при приобретении основных средств в лизинг предмет лизинга обычно выступает единственным обеспечением, дополнительное обеспечение не требуется. Немаловажно и то, что лизинговые операции не ухудшают показателей финансовой устойчивости и ликвидности нашего предприятия, так как на балансе предприятия отражается только задолженность по текущим лизинговым платежам, а не задолженность по кредитам, как в случае приобретения основных средств с привлечением кредита. Среднегодовое удорожание по приобретенным нами в лизинг оборудованию и транспортным средствам в этому году составило 6–7% в год.

— С какими компаниями работаете? На что обращаете внимание при выборе лизингодателя?

— На данный момент наша компания имеет действующие договоры лизинга, заключенные с компаниями ООО «Балтийский лизинг», ОАО «Сбербанк-лизинг», ЗАО «Европлан», ОАО «ВЭБ-лизинг», ООО «Вектор-лизинг». При выборе лизингодателя прежде всего наша компания обращает внимание на эффективную ставку среднегодового удорожания приобретения основного средства в лизинг. Кроме того, большое значение имеют надежность и деловая репутация потенциального лизингодателя и наличие предыдущего положительного или отрицательного опыта работы с данной лизинговой компанией, если такой был. Стоит отметить также, что и сроки совершения сделки от начала рассмотрения заявки до заключения договоров лизинга и передачи предмета лизинга в финансовую аренду имеют немаловажное значение.

— Насколько лизинговые продукты доступны (по цене, срокам, предмету лизинга и т. д.)? Достаточно ли предложений?

— Доступность лизинговых продуктов для нашей компании можно оценить как умеренную, ввиду того, что финансовые показатели нашей компании высокие, в частности, наше финансовое состояние достаточно устойчивое, кроме того, оно имеет длительную положительную динамику, что, безусловно, привлекает потенциальных лизингодателей. Если предмет лизинга стоимостью около 1 млн рублей, то ограничений предложений нет, их количество достаточно.

— Каких продуктов, сервиса со стороны лизинговых компаний, на ваш взгляд, сегодня не хватает? В чем «предложение» недорабатывает для привлечения «спроса»?

— При работе с лизинговыми компаниями не хватает их гибкости и способности идти на компромиссы, учитывать пожелания клиента. Если лизинговая компания все-таки идет на уступки, то согласование дополнительных условий, как правило, занимает немало времени (от трех дней до недели). Все вышеперечисленные факторы вызваны тем, что, как правило, головные офисы лизинговых компаний находятся либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, а филиалы в Новосибирске имеют очень ограниченный перечень полномочий. Стоит также отметить низкий уровень компетенции менеджеров по работе с клиентами в филиалах г. Новосибирска — не всех, но большинства, которые очень хорошо и активно проявляют себя лишь на стадии привлечения потенциальных лизингополучателей. Кроме того, зачастую сроки от рассмотрения заявки до заключения договоров лизинга, обещанные лизинговой компанией, срываются.

Лизинг оптимален для решения текущих задач

Оксана Кулагина, руководитель отдела привлечения ресурсов, компания «Обувь России»

— Используете ли вы в своей деятельности лизинговые продукты?

— Мы приобретаем в лизинг легковые автомобили. Для этих целей используем финансовый лизинг, среднесрочный — от 1,5 до 3 лет. По объекту лизинга — это лизинг движимого имущества. Сайт упал в позициях, заказывал здесь аудит сайта. Попробуйте и Вы, вроде все работает. По критерию «сфера рынка» — это внутренний лизинг.

Также несколько лет назад мы использовали международный лизинг для приобретения оборудования в Китае. На тот момент мы были едва ли не единственной компанией в нашем регионе, которая задействовала этот финансовый инструмент в своей деятельности.

Лизинг удобен для покупки легковых машин, так как, как правило, в данном случае речь идет о сравнительно небольших суммах, поэтому смысла оформлять кредит в банках на эти цели нет. Кроме того, процедура оформления в лизинг быстрее и проще по сравнению с открытием кредитной линии. Еще один важный момент — кредитование мы прежде всего используем для пополнения оборотных средств и для финансирования развития бизнеса. Для решения же текущих задач, таких как приобретение корпоративных автомобилей, более оптимально и удобно использовать лизинг.

— С какими компаниями работаете? На что обращаете внимание при выборе лизингодателя?

— В свое время, когда выбирали партнера по лизингу, рассматривали 5–6 разных вариантов, проводили мониторинг рынка. Обращали внимание на такие факторы, как стоимость услуги, сроки лизинга и скорость оформления документов. По приобретению автомобилей работаем с ООО «Каркаде», ОАО «ВЭБ-Лизинг». По оборудованию сотрудничаем с ООО «СибирьРегионЛизинг».

— Насколько лизинговые продукты доступны (по цене, срокам, предмету лизинга и т. д.)? Достаточно ли предложений?

— На наш взгляд, на рынке предложений достаточно. И по ценам, сроку, предмету лизинга можно найти подходящий для компании продукт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ