Рекламный рынок новосибирского метро поделят на аукционе

Рекламный рынок в Новосибирском метрополитене, известный непрозрачными схемами размещения рекламы в вагонах и на станциях, начал меняться. По информации «КС», руководство новосибирской подземки намерено провести до конца текущего года открытый аукцион на право размещение рекламы в метро.

«КС» уже неоднократно писал о монополизации рекламного рынка единственного за Уралом метрополитена и усложненной схеме доступа в метро других рекламных операторов. На эту проблему обратили внимание и новосибирские власти. В начале месяца рабочая группа, состоящая из представителей депутатского корпуса горсовета, городской прокуратуры, специалистов профильных департаментов и управлений мэрии, занялась разработкой проекта решения «О размещении рекламы в Новосибирском метрополитене и на городском транспорте».

Как пояснил «КС» член рабочей группы, депутат горсовета Игорь Салов, в ходе работы возникла юридическая проблема — депутаты выясняли, является ли реклама в метро наружной рекламой. Сегодня в федеральном законе «О рекламе» нет четких отсылок к каким-то конкретным нормам, дающим определение рекламе в метро. Есть судебная практика, которая косвенно признает, что реклама в метро обладает признаками наружной рекламы, но также существует практика арбитражных судов, считающая ее отдельным видом рекламы. В ближайшее время, по словам депутата, городская прокуратура даст оценку этой правовой коллизии, и рабочая группа будет ориентироваться на то, какое представление она внесет. Тем не менее в настоящее время в практике распространения рекламы в Новосибирском метрополитене присутствуют явные недостатки: «Отсутствует комплексная процедура аукционов. Вторая проблема — тарификация. Сегодня Новосибирский метрополитен действует на основании своего устава, заключает договоры и применяет собственные тарифы, чего, по нашему мнению, делать нельзя», — пояснил позицию городского парламента депутат Салов.

Рабочая группа рекомендовала начальнику Новосибирского метрополитена Владимиру Кошкину унифицировать правила размещения рекламы. Были подготовлены рекомендации, в которых указанно, что метрополитен является уполномоченным органом мэрии и имеет право проводить торги, заключать договоры с победителями. Нормальной практикой рабочая группа признала и поступление денег от подобных договоров на счета предприятия. С целью реализации такой процедуры Новосибирскому метрополитену было рекомендовано привести условия размещения рекламы в соответствие с порядком, принятым решением Совета депутатов Новосибирска в 2006 году в отношении наружной рекламы и информации. Теперь метрополитену необходимо упорядочить правила оформления заявок и внедрить систему вскрытия конвертов с именем победителя торгов, что, по мнению членов рабочей группы, обезопасит процедуру от возможного вмешательства человеческого фактора.

Руководитель Новосибирского метрополитена Владимир Кошкин признал доводы представителей местной власти резонными и пообещал, что в самое ближайшее время предоставит результаты своей работы по изменению существующего положения вещей.

«Думаю, что в ближайшее время реклама в метро будет размещаться на конкурсной основе. Предполагается, что в течение месяца-двух работа по подготовке аукциона будет закончена. Уже сейчас известно, что несколько компаний планируют принять в нем участие», — рассказал «КС» Игорь Салов. По мнению законодателей, аукцион позволит существенно увеличить финансовые поступления в городскую казну от рекламы в метро.

Директор компании «Реклама Онлайн» Павел Телегин, которая в настоящее время наряду с компанией «Спаркс» размещает рекламу в новосибирском метро, не считает, что решение рабочей группы напрямую повлияло на подготовку к открытому аукциону: «Судя по данным, полученным нами от метрополитена, к концу года планируется проведение аукциона. Но это напрямую не связано с решением рабочей группы. Мы планируем принять участие в этом аукционе. В настоящее время наша доля на рынке — 15%, но у нас не самые ликвидные поверхности — это в основном переходы в метро». По мнению Павла Телегина, открытый аукцион позволит его компании увеличить свое присутствие в Новосибирском метрополитене и будет выгоден городскому бюджету: «У нас есть планы по увеличению нашей доли на этом рынке. Кроме того, если будет проведен честный аукцион, я уверен, что и доходы метрополитена от рекламы также возрастут».

Эксперт рекламного рынка, управляющий партнер Inmar Relations Владимир Косых, комментируя для «КС» перспективы развития рекламного рынка новосибирского метро, отметил важность формы проведения аукциона: «Возможно, на этот рынок придут агенты наружной рекламы, но здесь нужно учитывать и специфику размещения рекламы в метрополитене. Кроме того, важна форма открытого аукциона. Здесь возможно два варианта развития событий: или будет вноситься фиксированная сумма за право использования рекламной площади, или же это будет определенный процент с прибыли компании. Во втором случае далеко не факт, что ожидаемая прибыль компании совпадет с реальными доходами от рекламы, полученными рекламным оператором, выигравшим аукцион». Как считает Владимир Косых, наиболее предпочтительным вариантом для увеличения доходов городской казны является сохранение работающих сегодня в метро рекламных операторов с привлечением новых компаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ