Медцентры: сколько стоит репутация?

Многие медики высказываются за управленческие перемены в системе российского здравоохранения. 22 сентября на научно-практической конференции «Управление качеством медицинских услуг: новые возможности» новосибирским представителям медицинского сообщества предлагалось рассмотреть возможность внедрения международной аккредитации Joint Commission International. В этом же материале некоторые специалисты, работающие в сфере медицины, обозначили интересующие их вопросы, связанные с JCI. Заместитель директора НИИПК им. Мешалкина ЮРИЙ ЗОЗУЛЯ ответил на них корреспонденту «КС» ПОЛИНЕ ЗВЕЗДИНОЙ.

— Предусмотрены ли форматные градации в аккредитации Joint Commission International?

— Системы международной аккредитации, в частности, Joint Commission International, — это целый набор параметров, разработанных отдельно и для поликлиник, и для стационаров. Предъявляемые требования зависят от вида медицинского учреждения и помощи, которое оно оказывает.

— Процедура аккредитации из недешевых. Насколько она рентабельна?

— Что касается стоимости аккредитации — ничего хорошего бесплатно не бывает. Далее вопрос ставится ребром: хочешь ты или нет, чтобы твоя клиника соответствовала международным требованиям? Сторонняя экспертиза — это объективная оценка качества клиники. Каждый готов, основываясь на собственном убеждении, дуть щеки и считать себя лучшим, но независимая аккредитация — это реальная возможность узнать, соответствуешь ли ты своим амбициям или нет. Можно, в принципе, отвергать все возможные аккредитации и считать, что это не обязательно. Да ради Бога! Если кто-то не видит в этом пользу, зачем его заставлять? На конференции также было много вопросов, касающихся необходимости проведения подобных процедур, но для начала давайте ответим: что такое аккредитация для клиники? Аккредитованная клиника может гарантировать пациентам, что качество оказываемых медицинских услуг и сервиса для пациентов будет на заданном требованиями аккредитации уровне. Логично, что с точки зрения привлекательности для клиентов аккредитация может стать, помимо цены услуги, ключевым моментом при выборе медицинского учреждения. Любому человеку, который пришел лечиться, хочется быть уверенным, что медицинская помощь ему будет оказана качественно — ведь ни у кого из нас нет в запасе дополнительных жизней. Кстати, сегодня на Западе страховые компании существенное внимание обращают на то, с какими медицинскими организациями подписывать договор. Компании не захотят оплачивать некачественное лечение, иначе их клиенту скоро вновь понадобится медицинская помощь за ту же самую сумму страховки. С 2012 года мы переходим на новую систему организации обязательного медицинского страхования, поэтому медицинским учреждениям, в том числе частным медицинским центрам, может быть выгодно рассмотреть вопросы качества медицинской помощи. Если некоторые центры не считают нужным прибегать к подобным процедурам подтверждения качества, возможно, это и к лучшему. Тут как у Дарвина — теория эволюции. Худшие рано или поздно выбывают.

— Все издержки по аккредитации оплачивает медицинский центр, который ее заказывает?

— Безусловно. Более того, кроме оплаты собственно аккредитации, надо еще перестроить всю работу клиники. Это непростая и недешевая процедура. Зачастую это предполагает изменение всей внутренней культуры в организации, системы оценки качества работы специалистов. В частности, есть мнение специалистов ОАО «Медицина» (единственной клиники в России, у которой есть аккредитация JCI), что такая перестройка положительно скажется на деятельности самой клиники.

— Как можно ознакомиться со стандартами JCI?

Все стандарты прописаны на сайте JCI. Но для того чтобы соответствовать этим стандартам, необходимо проделать огромную работу.

— Вся организация целиком лежит на той клинике, которая собирается получить аккредитацию?

— Абсолютно верно. Я не буду спорить, что не все смогут потянуть подобные затраты. Даже в Америке не каждая клиника имеет такую аккредитацию. Мало того, многие элементарные требования, которые прописаны на сайте JCI, обычно не так-то легко осуществимы в реальности. Например, указано, что при проведении ряда процедур с больным в палате реанимации необходимо две медсестры, а у нас в России, как правило, подобные манипуляции проводит одна — значит, необходимо расширять штат. И вообще, в международной практике роль медсестер существенно выше, а их полномочия шире, чем у нас в стране. Или другой пример — по международным стандартам пациент может разговаривать с врачом только один на один. А теперь вспомните регистратуры, где приходится называть на весь коридор свои личные сведения.

— Откуда приезжают специалисты? Что гарантирует их объективность?

— Существует европейское подразделение JCI. В клинику, которая собирается получить аккредитацию, без предупреждения приезжают эксперты из любой страны. Это и обеспечивает объективность. И хотя мы умеем в короткие сроки строить «потемкинские деревни», но вот поддерживать на высоком уровне организацию длительное время, ожидая в любой день приезда экспертов, уже сложнее. Но это приходится делать, чтобы не потерять в итоге деньги, так как в случае отказа стоимость аккредитации не возвращается.

— Может ли эта аккредитация стать обязательной? Есть ли страны, в которых она таковой является?

— Таких стран нет, и она была и останется добровольной процедурой. Это ни в коем случае не замена лицензии.

— Повлияет ли JCI на возможность составления российского рейтинга медицинских учреждений?

— Сама по себе JCI не выстраивает никакого рейтинга. Это просто система оценки качества медицинского обслуживание и сервиса. Аккредитация лишь стимулирует внутренние процессы в клинике, которые потом выгодно скажутся для нее в контексте других медицинских учреждений.

— Данная аккредитация дает возможности открытия филиалов в других странах?

— Нет, и это никак не взаимосвязано. Но вот если такой филиал уже открыт, то аккредитация позволила бы увеличить количество клиентов, а значит, стать успешнее. Самое главное, что мы хотим донести до медицинских центров — это то, что данная аккредитация позволит им стать более клиентоориентированными. При этом мы ни в коем случае не навязываем никому решение об аккредитации. JCI, как и любая иная система аккредитации, это абсолютно добровольная процедура, всегда и везде.

Из материала «Первый опыт международной аккредитации федерального учреждения на примере Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения им. академика Е. Н. Мешалкина Минздравсоцразвития России», предоставленного Юрием Зозулей.

Сравнение международных систем сертификации и аккредитации

Общие системы — DIN EN ISO 9001:2010 предполагают ориентированность на оценку промышленных процессов; высокую степень формализации; отсутствие отдельных стандартов/критериев для медицинских услуг; отсутствие возможности сравнения медицинских услуг и отсутствие признания большинством страховых компаний.

The Joint Commission International (JCI) предполагает оптимизацию внутрибольничных процессов и повышение безопасности пациентов; специальные стандарты и критерии для медицинских услуг; универсальные стандарты для всех медицинских центров, независимо от их профиля; невозможность для медицинских центров скрыть свои проблемы перед аккредитацией; четкую ориентацию и внедрение управления изменениями — change management; возможность работы со своими собственными существующими структурами (организацией) и культурой; высокую степень признания со стороны страховых компаний.

Данная система аккредитации признана во всем мире; специально разработана для здравоохранения; основана на стандартах, а не на методике; предполагает высокую степень проведения усовершенствований и высокую прозрачность и возможность сравнения; работает с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ), министерствами здравоохранения и глобальными организациями
в более 80 странах мира с 1994 г.; аккредитована Международным Обществом по качеству в здравоохранении — International Society for Quality in Health Care (ISQua). Также JCI партнер ВОЗ — первого в мире Центра по решению проблем безопасности пациентов (WHO Collaborating Center for Patient Safety Solutions).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ