«КС» проанализировал информацию о крупнейших авиаперевозчиках в Сибири. Как выяснилось, большинство «авиаторов» значительно увеличили свои показатели за счет введения новых рейсов. В среднем за восемь месяцев 2011 года пассажирооборот вырос на 25%.
В процентном отношении наиболее высокий показатель роста у авиакомпании «Уральские авиалинии». Пассажиропоток «Уральских авиалиний» в период с января по август увеличился на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. При этом абсолютные показатели не так высоки. По данным пресс-службы авиакомпании, они составляют только 1,7 млн человек. «Рост пассажиропотока связан с открытием новых рейсов авиакомпании и с увеличением авиапарка. В 2011 году авиакомпания приобрела четыре новых самолета А320. До конца 2011 года в планах авиакомпании перевезти порядка 2,5 млн пассажиров. На следующий год авиаперевозчик ставит перед собой задачу увеличить эту цифру до 3 млн человек», — прокомментировали в пресс-службе «Уральских авиалиний».
Довольно существенно, на 28,3%, увеличился пассажиропоток авиакомпании «Трансаэро» за аналогичный период. Для «Трансаэро» 28,3% составляет 5 млн 579 тыс. 859 человек. В целом пассажирооборот авиаперевозчика за восемь месяцев 2011 года составил 21 млрд 479 млн 597,41 тыс. пкм. Только в августе «Трансаэро» увеличило перевозку пассажиров на 39% — до 1 млн 105 тыс. 29 человек, пассажирооборот компании вырос на 36,5% и составил 3 млрд 737 млн 969,939 тыс. пкм.
Авиакомпания также перевезла на 33,8% больше грузов — 30 тыс. 704,85 тонн, грузооборот составил 2 млрд 109 млн 305,14 тыс. ткм (+28,8%). Сегодня парк компании состоит из 70 воздушных судов: 19 Boeing 747, 8 Boeing 777, 13 Boeing 767, 27 Boeing 737 и три Ту–214.
Самолеты группы «ЮТэйр» в январе-августе текущего года перевезли 4,773 млн пассажиров, что превышает результат за аналогичный период 2010 года также на 28%. Пассажирооборот компаний группы, как отмечается в сообщении компании, вырос на 31,8%, составив 7,663 млрд пкм.
Всего самолеты группы провели в воздухе 163,208 тыс. часов, что выше производственного налета января-августа 2010 года на 21,7%. Воздушными судами перевезено 11,129 тыс. тонн грузов, что превысило результаты аналогичного периода года предыдущего на 15,8%, и 3,035 тыс. тонн почты (плюс 25,2%).
Производственный налет на вертолетах составил 88,211 тыс. часов, что выше показателя восьми месяцев прошлого года на 15,7%. Вертолеты «ЮТэйр» перевезли 101,357 тонны грузов, рост показателя составил 17,3%.
Пассажиропоток авиакомпании «Аэрофлот» за восемь месяцев 2011 года составил 9,2 млн пассажиров, что на 23% больше прошлогоднего показателя. В августе было обслужено 1,468 млн пассажиров — это на 25% превышает показатель августа 2010-го, который достиг 1,18 млн пассажиров. В июле 2011 года пассажиропоток авиаперевозчика составил 1,469 млн.
Авиаперевозчик располагает самым крупным воздушным флотом в СНГ, включающим более сотни пассажирских самолетов. В парке ВС более 70 узкофюзеляжных машин семейства А320, 12 самолетов А330, шесть Ил-96 и недавно приобретенные два Sukhoi Superjet 100.
По итогам восьми месяцев значительного роста среди крупных перевозчиков не было только у S7. Тем не менее небольшой плюс все же был. Количество перевезенных пассажиров за 8 месяцев 2011 года у авиакомпании увеличилось только на 3,5% и составило 3 млн 337 тыс. Темпы роста пассажиропотока авиаперевозчика еще ниже — 0,2%, при этом процент занятости кресел даже уменьшился на 1,8%. Уменьшились и показатели грузооборота. За январь-август 2011 года они составили 97,6% от прошлогодних показателей. В пресс-службе компании комментировать ситуацию не стали.
Рост объема перевозок эксперты объясняют прежде всего тем, что в этом году экономика продолжала активно восстанавливаться после кризиса, возобновлялись многие хозяйственные связи, что привело к увеличению количества командировок и, соответственно, росту числа полетов командированных сотрудников. «Кроме того, улучшилось социально-экономическое положение населения, и граждане принялись активно отдыхать, как на Родине, так и за рубежом, компенсируя безотпускные кризисные годы, — поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Дает свой эффект и въездной туризм, к нам приезжает больше иностранных туристов, которые перемещаются по стране, в том числе и на самолетах. Рынок в 2010 году не проседал, а восстанавливался после кризиса, хотя темпы его восстановления, естественно, были меньше, чем показатели 2011 года».
Аналитики по транспорту прогнозируют, что до конца года показатели авиаотрасли могут быть выше показателей 2010 года на 8–15%.
«Пока передела рынка ждать не стоит, для этого нет никаких оснований. Ведущие 15 авиаперевозчиков и так занимают долю в 81,6% от общего объема перевезенных пассажиров, и вряд ли кто-то из других авиакомпаний сможет отобрать у них сколько-нибудь серьезное количество пассажиров. Скорее с учетом роста рынка имеет смысл говорить о том, что все авиаперевозчики увеличат свою долю перевезенных пассажиров и грузов», — резюмирует Дмитрий Баранов.