Лизинг разогнался

У большинства участников лизингового рынка Сибири портфель по новому бизнесу за шесть месяцев текущего года уже превысил годовые показатели 2010-го. А по сравнению с первым полугодием прошлого года — вырос в несколько раз. Драйверами роста в округе являются лизинг подвижного состава и автолизинг, в том числе спецтехники. Во втором полугодии эксперты ожидают более динамичного роста интереса клиентов к лизингу оборудования, а также обострения конкуренции в сегменте лизинга легкового транспорта, куда активно выходят крупные компании, в том числе такие тяжеловесы, как госигроки.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, результаты развития рынка лизинга в РФ в 2010 году превзошли наиболее оптимистичные прогнозы экспертов, ожидавших плавное увеличение объемов деятельности лизингодателей и возвращения рынка на «докризисный» уровень не ранее 2012 года. Объем лизинговых операций за 2010 год в целом по стране увеличился практически вдвое — до 610 млрд руб. без учета НДС. (По версии «Эксперт РА», объем нового бизнеса составил 775 млрд руб.) Совокупный лизинговый портфель компаний вырос до 910 млрд руб. В 2010 году лизинговыми компаниями было заключено 48 736 договоров. На долю СФО приходилось 8% рынка по объему нового бизнеса, или около 50–60 млрд руб., и 9% — по количеству лизингополучателей, или около 4 тыс. договоров. По данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2010 года объем нового бизнеса в целом по рынку составил 255,5 млрд руб., объем полученных лизинговых платежей — 159 млрд. Доля СФО в новом бизнесе составила 9,7%, или 24,7 млрд руб.

Новый бизнес дал взрывной рост

По данным «Рослизинга», по итогам 2010 года лидерами по объему нового бизнеса в Сибирском федеральном округе, собравшими более 1 млрд руб., были ООО «ТрансКредитЛизинг», ООО «ТрансФин-М», ЗАО «ДельтаЛизинг», ЗАО «Сбербанк Лизинг», ЗАО «Газтехлизинг», ООО «ГК «Балтийский лизинг» и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). По количеству заключенных контрактов «Элемент Лизинг», ООО — 586, «ДельтаЛизинг», ЗАО — 520, «Каркаде», ООО — 498 и Europlan — 368. По оценкам экспертов УК «Финам Менеджмент», по итогам первого полугодия совокупный объем новых лизинговых сделок в Сибири составил порядка 40 млрд руб.

«КС» проанализировал итоги деятельности крупнейших компаний, которые работают на территории округа. Главным критерием для нас являлся объем нового бизнеса. Среди компаний, предоставивших информацию о результатах своей деятельности на территории округа, по итогам первого полугодия 2011 года по объему нового бизнеса лидирует ГТЛК. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года портфель компании вырос более чем в шесть раз. По данному показателю она уже перекрыла собственные результаты, сформированные в округе по итогам всего 2010 года (2,2 млрд). Как поясняют в ГТЛК, в первую очередь это обусловлено увеличением на территории округа количества сделок с крупными клиентами и активным развитием лизинга подвижного состава. Размеры сделок в этом сегменте значительно превышают размер сделок в сегменте лизинга дорожной и автомобильной техники, где компания активно работала в прошлом году.

На втором месте еще один игрок с госучастием — ЗАО «Сбербанк Лизинг», у которого новый портфель вырос еще значительнее — почти в 20 раз. При этом стоит учесть, что данные о своей деятельности «КС» предоставили только два структурных подразделения компании: Восточно-Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг», г. Красноярск, курирующий Красноярский край, республики Тыва и Хакасию, а также Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг», курирующий Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. Поэтому совокупный объем бизнеса компании в Сибири значительнее, и не исключено, что именно этот игрок является лидером окружного рынка по итогам первого полугодия 2011 года. На третьем месте — ЗАО «ДельтаЛизинг» с новым портфелем в 1,5 млрд руб. Компания уже несколько лет лидирует в округе по объему нового бизнеса среди рыночных лизингодателей.

У прочих участников рынка тоже впечатляющая динамика. В три раза вырос портфель у красноярской Лизинговой компании «Дельта» (по итогам 2011 года — 881 млн) и ООО «ТрансКредитЛизинг», которое было лидером рынка округа по новому бизнесу по итогам 2010 года (4,26 млрд руб. по семи контрактам). «По сравнению с аналогичным периодом прошлого, посткризисного года объем нового бизнеса лизинговых компаний в целом по рынку вырос в несколько раз. Кроме того, стоит отметить, что в 1,5–2 раза увеличилась средняя сумма лизинговой сделки. Все чаще предприятия вследствие улучшения своего финансового состояния приобретают в лизинг целые комплексы техники и оборудования для реализации своих проектов, — комментирует ситуацию экономист Лизинговой компании «Дельта» Наталия Дергач. — В целом по рынку улучшается ситуация с финансированием лизингодателей. Банки снижают проценты, увеличивают лимиты, разрабатывают новые продукты для финансирования лизинговых компаний, т. к. в связи с высокими темпами роста относят их к перспективным клиентам».

Тоже в три раза вырос новый портфель у «CARCADE Лизинг» — в итоге компания за полгода превысила результаты, которых добилась за весь 2010 год (657 млн). В два раза увеличился объем нового бизнеса в Сибири у Europlan. Самый большой портфель сделок был сформирован компанией в Омской и Новосибирской областях — 288,6 и 275,98 млн соответственно. В этих регионах портфель вырос в два раза. В три раза объем нового бизнеса компании увеличился в Красноярском крае (до 118,3 млн), более чем в четыре раза — в Кемерове (186,2 млн). В итоге текущий портфель лизингодателя в округе увеличился до 12 338 млн руб. (на 1.07.2010 — 640,6 млн).

Лидеры по объему платежей

По объему лизинговых платежей в Сибири в первом полугодии лидирует ЗАО «ДельтаЛизинг» — 685 млн (на 1.07.10 — 637 млн). Комментарий по ситуации на момент верстки номера в компании получить не удалось. На втором месте — ГТЛК, причем платежи, поступающие в компанию, выросли в 17 раз. «Несмотря на то что свою деятельность в качестве лизинговой компании для транспортной отрасли ГТЛК начала только во второй половине 2009 года, после решения правительства РФ о необходимости использования лизингового механизма для стимулирования обновления технических парков и выделения государственного финансирования на эти задачи, динамика роста нашего бизнеса постоянно была очень высокой. ГТЛК стала самым крупным поставщиком техники для строительства, ремонта и содержания дорог. Каждая четвертая комбинированная дорожная машина, произведенная в стране, была передана в лизинг специалистами компании, — поясняет директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский. — Поставки техники в лизинг через ОАО «ГТЛК» в 2010 году обеспечили 50% от общей плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения». Высокая динамика роста компании сохранилась и в текущем году. Этому способствуют в том числе активный выход ГТЛК на рынок заемных средств и динамичное развитие всех направлений лизинга — авиационное и аэропортовое оборудование, железнодорожный подвижной состав, водные суда». Напомним, изначально ГТЛК активно работала в основном по программам с государственным финансированием для дорожных и транспортных предприятий.

На третьем месте по объему платежей в округе ООО «ТрансКредитЛизинг», лидировавшее в округе на протяжении нескольких последних лет. На четвертом — «CARCADE Лизинг», у которой объем платежей вырос в два раза.

Лидеры по заключенным договорам

Лидер по количеству новых контрактов в округе Europlan — 587, по сравнению с прошлым годом этот показатель у компании вырос в два раза. «За шесть месяцев 2011 года с многочисленными лизингополучателями, российскими предприятиями, организациями и предпринимателями, в целом по России нами было заключено 9350 договоров финансовой аренды транспорта, различной техники и оборудования на сумму более 14,4 млрд руб. ($506,18 млн). Это на 67% больше по сравнению с результатами деятельности компании в аналогичном периоде прошлого года и на 56% опережает темпы роста объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в целом по РФ (по данным АЕБ)», — рассказал «КС» вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов.

На втором месте ЗАО «ДельтаЛизинг», компания заключила 539 контрактов. Кстати, в прошлом году именно этот игрок стал лидером по количеству новых договоров. В 2010 году «ДельтаЛизинг» имела в своем портфеле 927 новых контрактов. Тогда в компании поясняли, что этот показатель достигнут за счет активной работы с клиентами малого и среднего бизнеса. На третьем месте в нашем рейтинге находится компания «CARCADE Лизинг», заключившая в 2,5 раза больше договоров, чем за аналогичный период прошлого года (474). «В первом полугодии 2011 года в Сибири отмечался рост на рынке лизинговых услуг, обусловленный восстановительными процессами в экономике. После финансово-экономического кризиса предприятия вновь ощутили потребность в обновлении средств производства, в том числе автотранспорта. В качестве одного из стимуляторов роста рынка выступила необходимость обновления устаревшего автопарка, — поясняет генеральный директор «CARCADE Лизинг» Лариса Власова. — Как известно, в России сейчас очень остро стоит проблема износа автомобильной техники. Лизинг в свою очередь является одним из самых удобных инструментов обновления автопарка без крупных единовременных затрат».

Самая значительная динамика прироста наблюдалась у ЗАО «Сбербанк Лизинг» — в восемь раз. В Восточно-Сибирском региональном филиале ЗАО «Сбербанк Лизинг» объясняют резкий прирост стартом бизнеса, так как филиал был зарегистрирован в 2010 году, а работать начал в 2011-м. А в Сибирском региональном филиале ЗАО «Сбербанк Лизинг» — совокупностью факторов (смотри прямую речь).

Несмотря на резкий рост портфеля по новому бизнесу, в ГТЛК сократилось количество заключенных сделок — в четыре раза. «Изменился характер сделок — если в прошлом году в структуре нового портфеля преобладали небольшие сделки, то сейчас увеличился объем крупных. Это свидетельствует о росте доверия лизингополучателей, эффективности комплексной работы ГТЛК и активном развитии лизинга для всех сегментов транспортной отрасли», — поясняет Владимир Добровольский.

По потребности государства

По данным «Рослизинга», платформой для роста лизингового бизнеса в 2010 году стало оживление, наблюдавшееся в экономике, в частности, двукратный рост лизинга автотранспорта, основного компонента бизнеса независимых частных компаний. Стремительный рост лизинга недвижимости был связан с деятельностью компании «Сбербанк Лизинг», оттянувшей на себя более 70% этого сегмента рынка. В Сибирском округе доминировали компании, специализирующиеся на оборудовании и железнодорожном транспорте. Еще одна тенденция 2010 года — в структуре лизинга увеличилось «видовое разнообразие».

Судя по информации, предоставленной «КС» участниками рынка, у компаний с госучастием портфель перераспределялся в соответствии нуждами основного акционера и требованием экономики РФ. Так, если у ГТЛК по итогам первого полугодия 2010 года 99,69% нового портфеля занимал автотранспорт, 0,31% — дорожно-строительная техника, то по итогам первого полугодия 2011-го — 88,46% в новом портфеле занимал уже ж/д транспорт, 10,63% — дорожно-строительная техника, 0,5% — оборудование для авиационной отрасли и только 0,41% — автотранспорт. Как пояснил «КС» Владимир Добровольский, ГТЛК изначально была призвана стимулировать обновление технических парков предприятий дорожного хозяйства. Затем, в середине 2010 года, программы государственного лизинга были расширены на ряд дополнительных сегментов — коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, аэропортовое оборудование. Это задачи государства, которые реализовывались и будут реализовываться ГТЛК в дальнейшем. Изменение структуры лизингового портфеля компании в округе также связано с активным развитием в 2011 году сегмента лизинга подвижного состава. «Рост доли лизинга железнодорожного транспорта демонстрирует не снижение доли автомобильной и дорожной техники в структуре портфеля нашей компании, а показывает увеличение объемов именно в ж/д сегменте, где в основном работают крупные клиенты и заключаются крупные сделки. В дорожном и пассажирском хозяйстве всегда преобладал малый и средний бизнес, — говорит Добровольский. —-Сохранение в структуре портфеля значительной доли дорожно-строительной техники объясняется в первую очередь перспективами и активностью региона в сфере дорожного строительства, а также действием программ государственного лизинга, актуальных по условиям для предприятий дорожного хозяйства».

У ООО «ТрансКредитЛизинг» по итогам полугодия текущего года, как и в прошлом году, большую часть нового портфеля занимает лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов — 98,2%. Более детально об особенностях формирования портфеля в компании говорить отказались, отметив, что «не могут раскрывать своих клиентов».

В портфеле Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» доля оборудования занимает 36,87% (на 01.07.2010 — 62,84%), автотранспорт — 11,81% (37,16%). В текущем полугодии резко выросла доля в новом портфеле ж/д транспорта и авиатехники — 51,26% (было 0%). «Это сделки Сибирского регионального филиала с рядом крупных клиентов. На этой территории также проводились сделки центральным офисом компании, — поясняет директор Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Вадим Лузанов. — Наша компания является универсальной, мы предлагаем клиентам разных сегментов и отраслей ряд лизинговых продуктов, который постоянно дорабатывается в соответствии с требованиями рынка. Отраслевые драйверы роста рынка лизинга сегодня, на наш взгляд, — автомобильный, специальный и железнодорожный транспорт, авиатехника, недвижимость, IT-оборудование, энергетика».

Курс на диверсификацию портфеля

У большинства рыночных игроков в округе сохранилась тенденция к диверсификации нового портфеля. Так, у Лизинговой компании «Дельта» по итогам первого полугодия 2010 года в новом портфеле 16,1% занимало оборудование, 37,7% — автотранспорт, 45,6% — другое. (В графу «прочее» попали геологоразведочная техника, строительная и дорожно-строительная техника, которая частично может относиться и к автотранспорту и к оборудованию.) По итогам полугодия 2011 года 14,7% пришлось на оборудование, 32,8% — на автотранспорт, 52,2% — на другое. «Спрос на лизинговые услуги по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в несколько раз. Лизинг развивается вслед за отраслями экономики, в связи с этим в первом полугодии не наблюдалось какого-то резкого роста в отдельных секторах и изменений в структуре рынка, — говорит Наталия Дергач. — Доминирующий сегмент работы нашей компании — транспорт и специальная техника. Основные усилия сосредоточены в данном направлении. В связи с поддержкой государством модернизации оборудования малых предприятий и предоставления низкой банковской ставки на срок до семи лет для финансирования данных проектов лизинговым компаниям планируем нарастить долю в портфеле лизинга оборудования».

В новом портфеле ООО «РЕСО-Лизинг» доля автотранспорта выросла на 66,8%, в том числе легковых автомобилей — на 133%, грузовых — на 4,5%, спецтехники — на 142%. Доля оборудования сократилась на 41%. «ООО «РЕСО-Лизинг» входит в группу РЕСО, изначально ориентированную на розничные продажи страховых услуг. Поэтому мы и дальше будем развивать это направление лизингового бизнеса в приоритетном для нас сегменте легкового, коммерческого и грузового автотранспорта, а также дорожной, строительной и специальной техники, — комментирует динамику портфеля ведущий аналитик ООО «РЕСО-Лизинг» Антон Вознюк. — Компания ориентируется на сегмент лизинга автотранспорта, развивая это направление и разрабатывая новые продукты (к примеру, «Автопродукт № 1»)».

У ГК «Интерлизинг» в первом полугодии текущего года существенно вырос объем переданной в лизинг сельхозтехники — 29,53% (на 1.07.2010 — 0%) и автотранспорта — 64,46% (24,95%). В то же время уменьшился объем сделок по лизингу оборудования 57,87% (83,23%). В итоге лизинг оборудования в новом бизнесе компании по итогам полугодия 2011 года занимает 43% (на 1.07.2010 — 47%), транспорта — 36% (20,68%), с/х техники — 9% (0%). «На рынке округа в первом полугодии текущего года произошли некоторые изменения в структуре спроса, — поясняет руководитель Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов. — Если в прошлом году преобладал спрос на оборудование и лесозаготовительную технику, то в этом более активен интерес к лизингу строительной и грузовой техники, также активно развивается сегмент лизинга подвижного состава (ж/д вагоны). Рост лизинга сельхозтехники связан с программой государство по субсидированию этих платежей предприятиям АПК. Кстати, в настоящий момент у нас на стадии завершения находится ряд крупных сделок с лизингом оборудования, так что к концу года портфель по новому бизнесу в компании снова скорректируется».

По итогам первого полугодия 2011 года большую часть в новом бизнесе Europlan занимает грузовой транспорт — 402,96 млн руб. За год портфель в этом сегменте вырос более чем в три раза. На втором месте лизинг легковых автомобилей — 370 млн. В прошлом году эти два сегмента лизинга также лидировали в новом бизнесе. Как поясняют в компании, серьезный рост лизинга грузового транспорта напрямую связан с потребностями бизнеса в автотранспорте или его замене. «Они никуда с кризисом не улетучились, наоборот, возросли после полуторагодовой паузы. Растущие бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на авторынке. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины увеличивается потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя таким образом росту данного рынка», — говорит Александр Михайлов. На лизинг транспорта и самоходной техники в истекшем периоде 2011 года пришлось 98% объемов нового бизнеса Europlan. По некоторым видам техники, особенно дорогостоящим, доля продаж с использованием лизинга доходила в хорошие времена и до 80%. По массовым видам, таким как автопогрузчики, — до 30–50%. В условиях растущего спроса лизинговые компании вновь обратили внимание на развитие лизинга строительной техники. В портфеле Europlan также появился лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего и лесозаготовительного оборудования, выросла доля энергетического оборудования. В то же время в новом бизнесе сократилась доля лизинга сельхозтехники.

Нишевый интерес

Впрочем, некоторые игроки сохранили выбранную стратегию развития — специализацию.

В новом портфеле «CARCADE Лизинг» легковые автомобили составили 68% (ранее 67%), грузовой транспорт — 32% (было 33%). То есть соотношение сделок по легковому и грузовому транспорту в объеме нового бизнеса практически не изменилось. «Стратегическим направлением деятельности «CARCADE Лизинг» является автолизинг для малого и среднего бизнеса. Компании, имеющие высокую квалификацию в определенном сегменте, способны предложить клиентам уникальные программы с расширенными гарантиями и сервисом. Так, клиенты CARCADE получают специальные условия финансирования плюс дополнительные услуги по страхованию, технической помощи на дорогах, регистрации в ГИБДД, консьерж-сервису в рамках заключения одного договора», — говорит Лариса Власова.

Просрочка: вопрос снят

Еще одна положительная тенденция первого полугодия 2011 года на рынке лизинга в Сибири — практически решен вопрос с просроченным портфелем, который сформировался у компаний в течение кризисного времени. В ГК «Интерлизинг» в этом году было реализовано 95% изъятой техники за 2009-й и 2010 годы. Лизинговой компании «Дельта» также удалось решить вопрос с реализацией всего изъятого имущества. Размер возврата вложенных компанией средств составил порядка 80%. В «РЕСО-Лизинг» количество изъятых объектов лизинга по сделкам в СФО было относительно невелико. Это имущество реализуется на вторичном рынке или повторно сдается в лизинг. По этому поводу имеются соответствующие договоренности с поставщиками и производителями техники.

«Изъятые, в основном в период кризиса, предметы лизинга практически полностью реализованы, в скорой реализации оставшихся двух мини-грузовиков, не бывших в эксплуатации, также нет сомнений, — рассказал «КС» Вадим Лузанов. — Доля проблемных активов в нашем портфеле на 01.07.2011 составляет 5,6% (снижена в сравнении с 01.07.2010 на 3,5%)». Процент общей задолженности в ГТЛК (не только по СФО) — менее 1%. На сегодняшний день в компании не возникало спорных вопросов с реализацией изъятой техники.

В «CARCADE Лизинг» также отметили, что каких-либо трудностей с реализацией изъятого автотранспорта компания не имеет. За время работы на рынке CARCADE наладила устойчивые связи с партнерами и контрагентами. В первом полугодии 2011 года на территории Сибири у компании возникла потребность в реализации трех изъятых предметов лизинга. Два автомобиля были реализованы в Новосибирске, один — в Москве. По этим сделкам возврат вложенных средств составил 100%. «В целом по региону проблема просроченной задолженности сейчас стоит менее остро, чем в кризисный период. Лишь единичные лизинговые сделки заканчиваются изъятием предмета лизинга, — констатирует Лариса Власова. — CARCADE имеет стабильный показатель по проблемным долгам — в два раза ниже, чем ориентировочный норматив. Таких низких показателей по просроченной «дебиторке» компания добилась за счет системной работы по профилактике возникновения задолженности, а не за счет «выколачивания» долгов. Мы регулярно проводим мониторинг и заблаговременно напоминаем клиентам о сроках оплаты. Кроме того, мы ведем профилактику проблемной задолженности на всех этапах работы: от создания продукта до работы с лизингополучателями».

В планах — выйти на докризисный уровень

По просьбе «КС» участвовавшие в обзоре компании поделились планами своей дальнейшей работы в округе. Рыночные игроки большое внимание намерены уделять совершенствованию своих предложений. В ЛК «Дельта» планируют заниматься обновлением старых и разработкой новых лизинговых продуктов. «Это позволит нам быть более конкурентоспособными, — говорит Наталия Дергач. — Для того чтобы привлечь клиента, необходимо подчеркнуть отличия и преимущества перед другими участниками рынка».

Компания «РЕСО-Лизинг» также намерена усиливать свои позиции в Сибирском регионе за счет ввода новых перспективных лизинговых продуктов, улучшения качества и скорости обслуживания лизингополучателей. По итогам 2011 года игрок планирует превзойти докризисные показатели по формированию нового бизнеса. Для «Интерлизинга» одним из наиболее значимых факторов развития лизинга в Сибири является работа с потенциальными лизингополучателями — компаниями с государственными подрядами. Прежде всего это дорожное строительство, разработка новых месторождений, прокладка трубогазонефтепроводов. «Соответственно, мы будем готовы предложить им наши продукты», — отмечает Михаил Цыкунов.

Компания «CARCADE Лизинг» ожидает, что объем нового бизнеса ее региональных представительств в Сибири по итогам года увеличится в два раза. При этом естественным ограничителем роста продаж станет нехватка автомобильной техники у поставщиков. Вместе с ростом количественных показателей будут возрастать качество клиентского сервиса и географиче-ская доступность лизинговых услуг. «Принципиальная задача компании состоит в том, чтобы территориальная отдаленность региона не сказывалась на качестве и скорости обслуживания клиентов, — говорит Лариса Власова. — Так, например, лизингополучатели CARCADE с помощью электронного сервиса «Личный кабинет» могут в режиме реального времени следить за операциями по договорам лизинга, получать необходимые документы и консультироваться с менеджерами компании. Компания намерена и в дальнейшем развивать «гибкое финансирование», обеспечивающее возможность настраивать лизинговое предложение под запросы клиентов и потребности их бизнеса. Именно индивидуальный подход сегодня наиболее важен для клиентов CARCADE».

По мнению Александра Михайлова, основными задачами рынка в 2011 году остается поиск надежных платежеспособных лизингополучателей, привлечение новых клиентов и наращивание объема новых сделок. «Наши клиенты используют машины, взятые в лизинг, для самых разных целей — от служебных машин для представительских целей до коммерческих фургонов для развоза товаров или работ сервисных бригад. Специально для них Europlan разрабатывает новые программы и направления, которые, мы уверены, станут востребованными в условиях жесточайшей конкуренции на рынке лизинговых услуг, — поясняет собеседник «КС». — Мы в Europlan также уверены, что оживление на рынке спецтехники в 2011 году снова вызовет предложение различных способов финансирования. Наши клиенты — это различные компании, использующие самоходную технику в самых разных назначениях. От магазинов, использующих погрузчики и штабелеры для логистики и хранения, до складских комплексов и крупных строительных фирм. Последние пользуются целым набором техники: от мини-экскаваторов до кранов и асфальтоукладчиков. Очень популярна коммунальная техника, которой пользуются разные виды бизнеса. По прогнозам специалистов, рынок лизинга автотранспорта вырастет еще на 30%. Мы в свою очередь уверены, что наш рекорд 2008 года в 15 106 переданных в лизинг автомобилей будет превзойден и составит порядка 16 000 ТС на 1 января 2012 года».

Амбициозные планы по дальнейшему освоению рынка и у игроков с госучастием. Так, Восточно-Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг» планирует нарастить портфель по новому бизнесу на 50%. А Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг» — более чем в два раза. В ГТЛК «КС» также заявили, что будут продолжать активное развитие лизинга дорожной и коммунальной техники. «Уже в августе было объявлено о существенном снижении стоимости государственных программ лизинга для предприятий данного сегмента. Также компания сосредоточится на развитии остальных направлений лизинга и программах инновационного развития для дорожного хозяйства», — пояснил Владимир Добровольский.

Драйверы роста

По прогнозам «Рослизинга», по итогам 2011 года лизингодатели ожидают cохранения положительной динамики роста рынка. Однако из-за исчерпанности эффекта «низкой базы» темпы роста рынка не превысят 40% в год.

Сохранения наметившейся в первом полугодии динамики роста рынка ожидают все опрошенные «КС» игроки. По словам Владимира Добровольского, это обусловлено высоким уровнем износа основных средств в стране и потребностью в их модернизации. Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства. «Росту лизингового рынка содействует стабилизирующаяся экономическая ситуация в стране, а соответственно, и стабилизация финансового состояния лизингополучателей; а также смягчение критериев оценки рисков со стороны лизинговых компаний», — говорит собеседник «КС». В Лизинговой компании «Дельта» сохранение темпов роста объема заключаемых сделок связывают с увеличением потребности в услугах лизинга в округе, расширением возможностей лизинговых компаний в получении финансирования и снижением стоимости услуг лизинга. В «CARCADE Лизинг» полагают, что развитие рынка лизинга в Сибири во втором полугодии 2011 года будет проходить в рамках общефедеральных тенденций. По прогнозам компании, рынок сохранит стабильный рост и закончит 2011 год с положительной динамикой.

В ГТЛК уверены, что драйверами роста рынка по-прежнему будут оставаться сегменты лизинга железнодорожной техники, лизинг авиатехники, лизинг грузового и легкового автотранспорта. То есть сегменты, относящиеся к транспортной отрасли. «Огромная территория нашей страны обуславливает ключевую роль транспорта в развитии всей экономики. Для обеспечения полноценной экономической активности каждого региона задействовано большое количество транспортных средств, которые со временем изнашиваются и требуют модернизации. А наиболее удобным и выгодным способом обновления транспортного парка для предприятий является механизм лизинга, — уверен Добровольский. — В качестве отдельного нового фактора можно выделить аварию теплохода «Булгария» и крушение самолета в Ярославле. Эти трагедии должны стать импульсом для обширной модернизации речного флота и авиации. Первые шаги в этом направлении уже сейчас озвучены правительством». В «ТрансКредитЛизинге» ожидают продолжения роста лизинговых портфелей в узких сегментах: железнодорожный подвижной состав, аэродромная техника и авиатранспорт; оборудование. А Лариса Власова считает, что по итогам шести месяцев лидером по количеству заключенных лизинговых сделок в регионе остается сегмент легкового автотранспорта. «Крупные федеральные лизинговые компании стремятся выйти на рынок лизинга легковых автомобилей, поскольку данный вид предметов лизинга является наиболее ликвидным. Соответственно, в этом сегменте рынка можно прогнозировать обострение конкуренции», — поясняет эксперт.

Коррекция не исключена

Впрочем, участники опроса с осторожностью отмечают, что коррективы в эти планы могут внести кризисные явления, если они все же произойдут. В «РЕСО-Лизинг» не исключают замедления темпов роста во втором полугодии 2011 года. «Уже в начале второго полугодия 2011-го на мировых финансовых рынка большие опасения касательно греческого дефолта, которые двигали мировые котировки на спад и заставляли уходить из рисковых активов. На этом фоне нефть опустилась ниже $80 за баррель марки WTI, что вызвало на российском рынке депрессию. В банковской системе назревает новый дефицит ликвидности. Ответной реакцией в российском банковском секторе может стать повышение ставок по корпоративным кредитам (эта тенденция уже прослеживается. — «КС»), что негативно скажется на стоимости привлекаемых ресурсов, в т. ч. для лизинговых компаний, — поясняет Антон Вознюк. — За 2010-й и первые полгода 2011 года экономика практически достигла докризисного уровня, и темпы роста, естественно, снизятся плюс внешние факторы, о которых говорилось выше. Один из индикаторов — это продажи автотранспорта, которые влияют на данный сегмент в лизинге. За первые полгода 2011 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) продажи легкового автотранспорта выросли на 57%, за январь–август 2011 года рост продаж составил 48% к соответствующему периоду, за август 2011-го к августу 2010 года — на 32% (по данным AEB)». Наталия Дергач говорит еще об одной актуальной для рынка проблеме: «Для лизинговых компаний остро стоит вопрос отмены ускоренной амортизации. В опубликованных Минфином в 2010 году документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках. Отмена ускоренной амортизации вызовет существенное падение рынка лизинга, для многих это окажется фатальным».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

За счет чего (каких продуктов, решений) вырос ваш портфель по новому бизнесу в Сибири в первом полугодии 2011 года в сравнении с первым полугодием 2010-го?

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— ГТЛК активно вышла на рынок лизинга именно в кризисный период — середине 2009 года, когда было получено государственное финансирование на реализацию специальных лизинговых программ для предприятий дорожного хозяйства. Увеличение объемов по СФО в 2011 году в сравнении с 2010-м характеризуется активной работой компании с регионом, уникальностью и актуальностью лизинговых программ для отдельных сегментов транспортной отрасли.

Наталия Дергач, экономист Лизинговой компании «Дельта» (Красноярск):

— Основными факторами, оказывающими влияние на формирование нового бизнеса компании, являются индивидуальный подход к каждому клиенту, постоянный мониторинг рынка и потребностей лизингополучателей, разработка и улучшение лизинговых продуктов, предлагаемых компанией, предоставление дополнительных услуг клиентам, в частности, помощь в получении субсидирования.

Сергей Хохлов, генеральный директор ООО «ТрансКредитЛизинг»:

— Портфель вырос за счет привлечения клиентов в области железнодорожного транспорта.

Антон Вознюк, ведущий аналитик ООО «РЕСО-Лизинг»:

— Улучшение и перестройка бизнес-процессов, произошедших во всей компании, положительно отразились на всем бизнесе, в том числе ускорили восстановление после кризиса 2008–2009 годов. Влияние оказала общая ситуация на рынке лизинга, показывающем почти двухкратный рост, а также ориентирование компании на розничный лизинг в сегменте автотранспорта. Это разработка новых продуктов, маркетинг, работа с клиентами, расширение филиальной сети.

Михаил Цыкунов, руководитель Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг»:

— В первом полугодии 2011 года портфель сформировался за счет старых клиентов и привлечения новых, которых заинтересовали наши новые программы, такие как «Экспресс-техника». В ее рамках потенциальный лизингополучатель может получить технику в минимальный срок — в течение 3–4 дней, ну и, конечно, качество обслуживания клиентов. Эти нововведения нам помогли не только выйти на докризисный показатель, но и превысить его.

Лариса Власова, генеральный директор «CARCADE Лизинг»:

— По итогам шести месяцев 2011 года компания CARCADE превысила докризисные показатели по нескольким параметрам, в том числе по стоимости заключенных сделок и объему лизинговых платежей. При этом увеличения продаж удалось достичь не только за счет оживления спроса на рынке автолизинга, но и с помощью внедрения новых продуктов и специальных программ, учитывающих потребности лизингополучателей. В рамках нового лизингового предложения CARCADE минимальный размер первого платежа снизился до 9%, максимальный срок договора лизинга увеличился до 48 месяцев. Компания по-прежнему финансирует сделки по приобретению автомобилей целого ряда самых популярных марок с удорожанием 0%.

Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса Europlan:

Europlan осталась верна выбранному 12 лет назад направлению розничного лизинга. В 2011 году мы наблюдаем значительный рост бизнеса, к которому мы подготовились еще во время кризиса. Менеджмент адекватно отреагировал на спад 2009 года, не сокращая персонал, региональную сеть, продолжая работать с новыми источниками финансирования. Все это позволило войти в период начавшего роста более подготовленными. Мы открыли еще несколько офисов, доведя их количество до 51 по России. За шесть месяцев текущего года компания Europlan передала в лизинг 4332 единицы легковых и 4139 единиц грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. Техника 336 марок и производителей была закуплена у 1686 организаций дилеров автотранспорта и поставщиков. Лизинговые сделки были заключены во всех семи федеральных округах РФ. Свыше 82% финансирования Europlan воспользовались компании, предприниматели и организации с численностью сотрудников менее 100 человек.

Константин Калугин, директор Восточно-Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг», г. Красноярск:

— Достигнутые нами результаты обусловлены собственно открытием Восточно-Сибирского регионального филиала в Красноярске, который курирует Красноярский край, республики Хакасию и Тыва. Самым востребованным у клиентов был лизинг оборудования и спецтехники.

Вадим Лузанов, директор Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг»:

— На наши показатели повлияли внутренние и внешние факторы. Внутренние — это взвешенная ценовая политика, адресная работа с клиентами, индивидуальный подход, оперативное принятие решений. Внешние — рост деловой активности на рынке, а также снижение ставок банковского финансирования.

Стоит также отметить, что Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг» в текущем году значительно превысил свои докризисные показатели за счет вышеприведенных факторов, а также развития филиальной сети. В первом полугодии 2011 года нами открыты три филиала — в Кемерове, Новокузнецке и Томске. Также в 2011 году в отличие от предыдущего нами реализовано несколько крупных сделок с железнодорожным подвижным составом.

МНЕНИЕ РЫНКА

Михаил Пчелинцев, финансовый директор ОАО «ТДСК»:

— В начале текущего года лизинговые компании «оттаяли» и начали снова заключать сделки. В связи с оживлением рынка требования лизингодателей к клиентам незначительно смягчились.

На рынке также появились новые игроки, и это хорошо, поскольку формируется здоровая конкуренция. В первом полугодии многие крупные банки стали активно развивать аффилированные лизинговые компании, которые можно считать более надежными.

«КС» приглашает компании, которые пользуются лизинговыми услугами, прислать свои комментарии по поводу сотрудничества с лизингодателями. Сделать это можно по электронной почте post@sibpress.ru с пометкой «Лизинг».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ