Феерические миры Петра Фролова

Художник из Санкт-Петербурга Петр Фролов уже давно стал гражданином мира, но жить и работать предпочитает в России. Его картины поражают выверенной эстетикой, буйством красок и безудержной фантазией. В Новосибирск мастер прибыл, чтобы представить публике свои работы на фестивале художественных ремесел «АртОсень».

Фролов — один из редких примеров того, каких интересных результатов можно добиться, отказавшись от набившего оскомину, но почти неизбежного российского противопоставления духовного и материального. Способность художника воспринимать мир во всем его разнообразии и единстве отражается в умении соединить в одной работе несоединимое: небесную лазурь и страстный кармин, высокую эстетику и тонкую иронию, вечные идеи и современные образы.

Петр Фролов рос в артистической среде и рано проявил свои способности — с шести лет учился в школе детского творчества при Эрмитаже, чуть позже поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств, откуда был отчислен за неуспеваемость по точным наукам. Потом была работа грузчиком в Русском музее, частные уроки живописи, первые зарубежные выставки, жизнь в Париже, Осло, США, потом снова Питер, Будапешт, Хельсинки, участие в престижных фестивалях и выставках. За всеми этими хлопотами Петр так и не успел завершить ни одного из начатых высших художественных образований, зато в 2006 году вернулся в Россию, развернул активную деятельность в Москве и вступил в Союз художников России.

Сегодня художник живет и работает в удалении от столиц, в Тверской области. Его дом и мастерская расположены буквально напротив знаменитой Академической дачи — старейшего в стране Дома творчества живописцев имени Репина, открытого еще в 1884 году на деньги меценатов. Видимо, столь вдохновляющее соседство помогает художнику. «Я рано встаю, поднимаюсь на второй этаж, в мастерскую, и работаю долго, обычно до вечера. Когда я обдумываю замысел новой картины, ко мне никто не приближается. Иногда я даже надеваю наушники, чтобы полностью изолировать себя от внешнего мира, только мама может принести мне стакан чая. Вечером я спускаюсь совершенно опустошенным, выпиваю рюмку водки и вливаюсь в нормальную жизнь», — рассказал о своем творческом распорядке Фролов.

Позже, на стадии воплощения замысла, художник чувствует себя более свободно и может позволить себе параллельно с работой общаться с людьми. «Некоторые вещи идут легко, другие — со скрипом и треском, но это не повод впадать в безделье и меланхолию, ожидая появления музы. Вообще лень — не мой порок», — говорит Фролов.

Не менее щедро Фролов готов дарить свое творчество поклонникам, вернее, вполне грамотно его продвигать, используя целый арсенал маркетинговых инструментов: выставки, вернисажи, ярмарки, мастер-классы, собственная галерея Tamburinn и сайт с возможностью сделать заказы через Интернет. Купить можно что угодно — от оригинала до открытки, с промежуточными стадиями в виде постеров или репродукций с авторской проработкой, в том числе на керамике или холсте.

Совсем недавно из печати вышел альбом работ Петра Фролова, блестящее предисловие к которому создал писатель Алексей Иванов, известный публике в первую очередь по роману «Географ глобус пропил». Иванов характеризует стиль художника как «органичный синкретизм, подлинный постмодернизм». На деле это означает, что разные темы, мотивы и манеры, одухотворенные единым замыслом и творческой энергией художника, рождают новый мир, особую реальность. В работах Фролова можно найти следы множества влияний, от Мухи до Бердслея и от Билибина до Филонова — настоящее раздолье для критиков. В результате стиль Петра Фролова безошибочно узнаваем, а его фантастическая реальность такова, что в нее хочется верить.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лариса Яркова, заместитель министра, начальник управления по регулированию потребительских рынков и сфере услуг Новосибирской области:

— Картины Петра Фролова напоминают мне притчи, в которых заложено множество смыслов, настоящее хранилище вековой мудрости. Каждую работу этого художника можно рассматривать снова и снова, всякий раз открывая для себя что-то новое, находя поводы для размышлений. Приятно осознавать, что наша «Артания» привлекательна для художников такого уровня, и очень хочется, чтобы фестиваль с каждым годом расцветал, привлекая в наш город все новых мастеров разных жанров и направлений. Это мероприятие выходит за рамки торговли и экономики — «Артания» стала художественным событием, способствующим повышению общего уровня культуры.

Анжелика Бурковская, совладелица и автор ресторанов «Фенимор Купер» и Puppen Haus:

— С творчеством Петра Фролова я познакомилась год назад на местной выставке «Артания». В это время мы как раз работали над новым проектом — гастрономическим театром Puppen Haus — и конечно, состояние души не могло не совпасть с настроением произведений Петра. Его сказочные, добрые, необычайно фантазийные сюжеты, выполненные в тончайшей графике, — лучший способ погрузиться в мечты и милую ностальгию по всему волшебному! В то же время я нашла в них большое количество остроумных смыслов. Мои любимые картины — «Письма друзьям», «Блошиный рынок» и «Марионетки».

Анна Наволоцкая, руководитель некоммерческого фонда «Сибирский вернисаж»:

— Есть несколько причин влюбиться в творчество Петра Фролова. Во-первых, работы Петра исключительно оптимистичны. Особенно это ценно сегодня, когда на большинстве вернисажей нас ожидает в лучшем случае тихая грусть, в худшем — торжество апокалиптических настроений. Работы Фролова позитивны и энергоемки, а присущая им жизнерадостная атмосфера и игровая стихия буквально выплескиваются на зрителя. Во-вторых, за карнавальностью его работ чувствуется академизм, верность лучшим традициям Санкт-Петербургской художественной школы. Органично усвоив уроки западноевропейского модерна, Петр Фролов создал свой неповторимый стиль. И наконец, поражают его абсолютная свобода и открытость, отсутствие снобизма, готовность признанного в России и за рубежом художника идти на открытые площадки, в народ, не ограничивая себя элитарными выставочными залами. Считаю, что творческий потенциал Петра Фролова неисчерпаем, и в будущем он не раз удивит нас зрелищной мистерией своих свершений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ