Черное золото по Яйским берегам

В Яйском районе Кемеровской области идет строительство нефтеперерабатывающего завода. Планируется, что завод станет одним из крупнейших предприятий такого профиля за Уралом. С его запуском Кузбасс перестанет зависеть от поставок нефтепродуктов из других регионов. Это позволит исключить транспортную составляющую в цене ГСМ, а значит снизить цены на нефтепродукты. Кроме того, для жителей близлежащих поселений появятся новые рабочие места, что особенно актуально при высоком уровне безработицы в глубинках Кузбасса.

Рыночные перспективы

Все заборы Кемеровской области выкрашены в сочно-зеленый цвет. Это любимый цвет губернатора Амана Тулеева. Не меньше дюжины таких заборов мы встретили по пути к строящемуся в Яйском районе нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ). Еще два года назад на промплощадке, где наметили возведение завода, стояли сносимые ветром палатки. Казалось в этом безлюдном месте просто нереально что-либо построить. Однако сегодня здесь стоят похожие на огромные юрты резервуары для хранения сырой нефти и нефтепродуктов, построена мощная электроподстанция, линия электропередач протяженностью 5 км, а также теплый и холодный склады для хранения химических реагентов. Пуск завода намечен на 2014 год и чтобы посмотреть на каком этапе сегодня находится строительство, сюда приехал и Аман Тулеев, глава кемеровской области, акционеры ЗАО «НефтеХимСервис» во главе с председателем совета директоров Юрием Кушнаревым, а также Владимир Ворожейкин, председатель Сибирского банка Сбербанка РФ. К слову сказать, Владимир Ворожейкин посетил завод, чтобы убедиться в удачном вложении денег. Сбербанк предоставил на строительство первой очереди завода в рамках кредитной линии 510 млн. рублей. Общий объем финансирования составит около 7, 5 млрд. рублей, три из которых планируется освоить уже в этом году. На совещании, посвященном итогам двухгодичного строительства завода Председатель сибирского отделения признался, что Сбербанку пришлось выдержать конкуренцию с западными банками.

«Я бы не хотел озвучивать процентную ставку в рамках кредитной линии, рассчитанной на семь лет, но отмечу, что ставка привлекательная. В конкуренции между банками за право кредитовать проект участвовали и западные финансовые организации. В итоге Сбербанк предложил наиболее конкурентные условия, для нас это крупнейший проект в Сибири, — заявил Владимир Ворожейкин. — Согласно договоренностям мы финансируем 60 % стоимости проекта, остальные 40 % — акционеры из собственных средств. То, что значительная часть НПЗ построена уже через 1 год 8 месяцев после начала реализации проекта, говорит, что акционеры уже вложили свои значительные средства, так что риски проекта минимальные».

НПЗ расположен менее чем в километре от магистральных трубопроводов «Анжеро-Судженск — Красноярск» и «Омск- Иркутск». Такое удачное расположение позволит осуществлять прокачку нефти с нефтегазовых месторождений Уренгоя и Томской области на нефтеперерабатывающий завод по более короткому пути. Кроме того, в двух километрах от завода действует станция Судженка Западно-Сибирской железной дороги, к которой проводятся железнодорожные пути от Яйского НПЗ. Здесь же будет сортироваться и отправляться продукция производимая заводом.

Вообще, идея строительства НПЗ назревала давно. Сегодня около 90% нефтепродуктов, которые потребляет Кузбасс, доставляется в регион по железной дороге с Омского, Ачинского и Ангарского заводов. Поэтому, как подчеркнул во время осмотра стройплощадки Аман Тулеев, пуск Яйского НПЗ, проектная мощность которого составляет 3 миллиона тонн переработки нефти в год. Это позволит обеспечить Кузбасс дизельным топливом собственного производства.

«Завод призван обеспечить 60% сегодняшней потребности Кузбасса в дизельном топливе собственного производства. Таким образом, область будет производить дизельное топливо и бензин практически на месте их потребления, что позволит сократить на 10% транспортную составляющую в цене ГСМ, — уверен глава области. — Более того, на заводе будет выпускаться нефтяной кокс, который на сегодняшний день мы закупаем в Китае».

Без вреда природе и на пользу людям

Завод расположен неподалеку от городка Анжеро-Судженска, поселка ЯЯ и девяти небольших сел. Поэтому понятно беспокойство населения по поводу выбросов вредных веществ в атмосферу, которые обязательно сопутствуют предприятиям такого масштаба. Однако как уверяют проектировщики завода, при его планировании особое внимание уделялось именно вопросам экологии. Поэтому был предусмотрен замкнутый цикл технологий, что в разы сократит выбросы вредных веществ в атмосферу. Сливочно-наливные эстакады будут оснащены специальными уловителями, исключающими любые утечки. При этом качество продукции будет на уровне европейских стандартов. Уже в рамках первой очереди предполагается производить бензин, дизельное топливо и нефтяной кокс, а в перспективе на заводе будут получать бензин и ДТ класса «Евро-4» и «Евро-5».

Впрочем, этот высокотехнологичный проект выполняет и социально-экономические функции. Уже сегодня на стройке задействовано около 500 рабочих мест, а после выхода производства на проектную мощность их чисто увеличится до полутора тысяч.

«Кузбассовцы постоянно ропщут, что кроме работы в шахте у нас больше нечем заниматься, — говорит Аман Тулеев. — Теперь же для жителей Яйского, Ижморского районов и Анжеро-Судженска появятся дополнительные рабочие места в новой для нашего края области».

Кстати, немаловажно, что солидную подпитку получит местный и областной бюджеты. По подсчетам экономистов после запуска предприятия в бюджет поступит до 1, 7 млрд. рублей налоговых платежей в год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ