Бойко уходит из нефтебизнеса

После того как Новосибирское управление ФАС отказалось дать согласие на приобретение «Газпромнефтью-Новосибирск» сети АЗС «Трансервис», вопрос был перенесен на рассмотрение в Москву и решен положительно.

31 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», касающееся приобретения в Новосибирской области сети АЗС, принадлежащей холдингу Александра Бойко «Трансервис». Перспектива совершения сделки не порадовала независимых нефтетрейдеров, которые и прежде говорили о практически полной монополии «Газпромнефти-Новосибирск» на оптовом рынке и невозможности конкурировать с упомянутой компанией в рознице. Напомним, что практически единственным производителем топлива для всех АЗС сетей Новосибирска является Омский НПЗ, входящий в структуру «Газпром нефти».

По сообщению самой компании, за первое полугодие ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», и без того крупнейший поставщик бензина в регионе, сумело увеличить объемы розничных поставок на 29% в первом полугодии 2011 года в сравнении с первым полугодием 2010-го, а поставки корпоративным клиентам возросли на 37% по системе безналичных расчетов. (Пресс-релиз об этом размещен компанией на сайте «Континент Сибирь Online»)

Стоит отметить, что помимо сети АЗС «Трансервис», компания «Газпромнефть-Новосибирск» намеревалась приобрести и 25% голосующих акций ЗАО «Союзнефтепродукт» (нефтебаза холдинга «Трансервис»). Данное ходатайство ФАС отклонила. Источник «КС» сообщает, что Новосибирское УФАС в свое время отклонило и возможность покупки непосредственно АЗС «Трансервиса», после чего ходатайство ушло на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу.

Независимым нефтетрейдерам остается только анонимно сокрушаться по поводу наличия одного хозяина у «Газпром нефти» и ФАС — государства.

В пресс-службе ФАС России ситуацию прокомментировали для «КС» следующим образом: «ФАС России проводила тщательный анализ розничного рынка нефтепродуктов Новосибирской области. В течение трех месяцев проводился анализ, еще дольше рассматривалось само ходатайство, и было установлено, что компания ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» при приобретении сети АЗС «Трансервис» не будет занимать доминирующее положение на рынке розничной реализации ГСМ. Эта сделка не повлияет на уменьшение конкуренции на этом рынке. Сделка «Газпромнефти-Новосибирск» с ЗАО «Союзнефтепродукт» — это уже оптовое звено. И на оптовом рынке «Газпромнефть-Новосибирск» уже занимает доминирующее положение в Новосибирской области. ФАС посчитала, что эта сделка будет отрицательно влиять на конкуренцию, поэтому данное ходатайство уже было отклонено».

Комментировать недавнюю встречу руководства ФАС с представителями независимых нефтетрейдеров, где последним было обещано, что следить за «большими компаниями» будут следить тщательнее, пресс-служба ФАС отказалась.

Сумма сделки не разглашается, Александр Бойко отказался отвечать на вопрос «КС» об этом. В компании «Газпром нефть-Новосибирск» также воздержались от комментариев.

Планы продажи сети АЗС Александр Бойко впервые анонсировал летом 2008 года (см. материал «Трансервис» назвал свою цену», «КС» №26 (567), Июль 2008 года).

Совладелец сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев считает, что перспектива сделки не угрожает другим участникам рынка: «Это сделка означает прежде всего только то, что у «Газпром нефти» будет сеть на 17 АЗС больше. Расположенных, кстати, в хороших местах. Купили и купили, каждый имеет право покупать то, что он хочет. А вот как уже распорядится этой сетью «Газпром нефть», как будет вести себя на рынке — это уже вопрос к ним. Сейчас все независимые АЗС озабочены в основном только дефицитом бензина, который по-прежнему усугубляется. И если вдруг после этой сделки «Газпром нефть» будет поставлять больше бензина «частникам», то мы будем только рады. Хотя это две независимые вещи».

Президент холдинга «Трансервис» Александр Бойко ответил на вопросы редакции «КС».

— Почему, если еще в том году «Газпром нефть» хотела приобрести «Трансервис», сделка была совершена только в 2011-м?

— Вообще-то, пока ничего еще не произошло. Просто ФАС дала согласие на совершение сделки по приобретению «Газпромнефтью-Новосибирск» части активов, принадлежащих ряду наших компаний. Кроме того, это не продажа бизнеса — это продажа железа. Для наших партнеров и клиентов ничего не изменится, как мы работали, так и будем продолжать работать дальше.

— Почему выбор пал на «Газпромнефть-Новосибирск»?

— В конце 2010 года нами было разослано предложение о продаже сети АЗС «Трансервис» сразу всем ВИНКам, работающим в регионе. Из пяти заинтересовавшихся этим предложением компаний самой первой прошла все стадии внутренних и внешних согласования «Газпром нефть». Для крупных компаний есть ряд формальностей, которые необходимо соблюсти. Сегодня мы на финишной прямой. Сделка пройдет по вполне рыночной цене, которая нас устраивает. И хотя предложенная «Газпром нефтью» цена далеко не самая высокая, при пакетном рассмотрении мы все-таки склоняемся к этому решению. При этом «Газпром нефть» оказалась первой, кто прошел все необходимые формальности, а как известно, кто первый встал, того и тапки. При этом, повторюсь, сделка еще не завершена, и дай Бог если мы завершим ее до конца года. Минимальным сроком для проведения аналогичных по сумме сделок в нашей практике были четыре с половиной месяца.

— Два месяца назад вы публично говорили о 70% рынка, поделенных между вами и «Газпром нефтью».

— Те 70%, о которых я упомянул в своем интервью двухмесячной давности, относятся не к количеству АЗС, а к количеству реализуемого продукта. То есть к эффективности. Мы и «Газпром нефть» просто работаем более эффективно. У нас есть станция, которая качает до 60 тысяч литров в сутки, а рядом, буквально в 200 метрах, стоит станция, которая качает 3 тысячи в сутки. Почему я продаю в 20 раз больше? Может, нужно следить за качеством топлива, точностью налива оборудования и хотя бы банально здороваться с клиентами? Я не знаю, что конкретно нужно им сделать, просто нельзя «ничего не делать». В городе полно станций, в которые на протяжении последних 15 лет ничего не вкладывалось. У нас же 8 месяцев идет обсуждение сделки по продаже, я практически продал станции, а в то же время параллельно идет реконструкция стоимостью в десятки миллионов рублей, которые я вкладываю в практически уже чужое имущество. Полным ходом идут проектирование, изыскательские работы, обучение персонала. Чтобы бизнес работал, им нужно заниматься каждый день. Его нужно любить и лелеять, даже если ты решил с ним расстаться.

— Как вы оцениваете разрешение на эту сделку ФАС, если после этого «Газпром нефть» завладеет около 50% новосибирского розничного рынка ГСМ?

— Никаких нарушений с точки зрения ФАС не обнаружено. Да в общем-то, их и не могло быть. Когда мы говорим с точки зрения закона об оценке доли рынка, мы говорим исключительно только о количестве АЗС. В Новосибирской области 509 автозаправочных станций, у «Газпром нефти» сейчас 104. Даже если прибавить наши 17, будет менее 25%, а критичный процент, при котором ФАС может запрещать сделки, — 35%, и то этот закон еще не принят и находится на рассмотрении в Думе. При этом «Газпром нефть» сегодня сносит часть своих станций, которые она считает бесперспективными (например, будет снесена одна из наших станций на улице Ватутина). Поэтому общее количество станций, я думаю, после сделки в сумме будет где-то около 114. Что касается города, то в Новосибирске у «Газпром нефти» 34 станции плюс наши 15 — всего получается 49. По всему городу 214 станций. И опять мы получаем меньше 25% рынка.

Теперь к вопросу, который волнует многих, по крайней мере наших клиентов. Для них если что-то и изменится, то только в лучшую сторону. Хотя, скорее всего, они этих проблем никогда не замечали и раньше, ведь за всю 15-летнюю историю компании мы стояли без топлива всего два часа. Теперь это исключено в принципе. Мы как работали для них, так и будем продолжать работать дальше. Лица, топливо и услуги будут прежними. Смена собственника никак не отразится на качестве услуги.

Проект договора подразумевает пакет более чем из 20 контрактов, по которым обслуживание останется на коллективе команды «Трансервис». Более того, «Газпром нефть» на условиях аутсорсинга предложила нам осуществлять часть работ и на своих станциях по всей области. Так что в итоге выиграют и клиенты «Газпром нефти», и клиенты «Трансервиса». По сути этим мы и интересны «Газпром нефти» — тем, что мы умеем работать на этом рынке, тем, что мы здесь. Мы рядом — вот наши телефоны, телефоны всех директоров, телефон «горячей линии». С нами можно встретиться, нам можно посмотреть в глаза. Таким образом, каждая сторона получает то, что ей необходимо. Наша компания — огромное поле для работы, которую мы умеем делать лучше многих, «Газпром нефть» — гарантированный рынок сбыта, а наши клиенты — разветвленную сеть самого надежного поставщика в стране и лучший сервис от «Трансервиса».

СПРАВКА: Холдинг «Трансервис» представляет собой сеть из 17 одноименных АЗС, нефтебазы «Союзнефтепродукт», сельскохозяйственных предприятий, компании «Новосибирский автозавод» и предприятий гражданского и дорожного строительства. Доля «Трансервиса» на новосибирском розничном рынке ГСМ — 20-25%. Также Холдинг владеет бизнес-центрами «На Ленина» и «Гринвич». По данным СПАРКС, выручка в 2010 году выросла с 1 694 574 000 до 1 991 038 000 рублей, прибыль же, наоборот, упала со 106 899 000 до 53 544 000 рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ