Кибер-угрозы и различные угрозы информационной безопасности с каждым годом становятся для многих компаний иногда даже опаснее обыкновенных угроз. На этом фоне антивирусные компании активно «собирают урожай» с клиентов, предлагая им различные программные продукты – от самых простых антивирусов до навороченных систем информационной безопасности. И сами вендоры, и их партнеры, и интернет-провайдеры, ставшие еще одним перспективным каналом реализации антивирусов, констатируют активный рост рынка и прогнозируют дальнейшее увеличение продаж. За «место под солнцем» борются Лаборатория Касперского, ESET, Dr Web, Symantec и Microsoft.
Участники рынка позитивно оценивают динамику спроса на антивирусное программное обеспечение в 1 полугодии 2011 года в Сибири, отмечая, что этот рынок растет стабильно с каждым годом. Так, в компании Softline констатируют, что прирост продаж антивирусов в Сибири в 2011 году составил более 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В компании «НЭТА» также отмечают рост спроса на системы информационной безопасности в сравнении с прошлым годом. В компании выделяют несколько возможных причин такого роста. «Прежде всего, это принятие закона о защите персональных данных, в соответствии с требованиями которого, информационная структура организации должна иметь высокую степень защиты, чтобы обеспечить сохранность данных клиентов, партнеров и сотрудников. Другая причина — это высокая популярность у пользователей операционной системы Microsoft Windows 7, что провоцирует хакеров и мошенников посягать на ее систему безопасности. Кроме того, в последнее время все активнее внедряются системы виртуализации и облачные среды, и они также подвергаются атакам. В связи с этим, защита информационной структуры предприятия выходит на первый план и стимулирует рынок антивирусной защиты к интенсивному росту», — поясняют в компании «НЭТА».
Сами производители антивирусов также констатируют рост в Сибири. Так, в «Лаборатории Каспрерского», ESET и Dr Web отмечают рост продаж в регионе на 20%, а в компании G Data Software, совсем недавно вышедшей в Сибирь, называют цифру в 30% в сравнении с 2010 годом. «Мы начали активно работать в Сибири только в этом году, но в сравнении с другими регионами, Сибирь показала очень высокий средний результат за первое полугодие текущего года. Это особенно приятно, учитывая, что на новом для нас рынке мы начали работать с ограниченным количеством дилерских компаний», — отмечает управляющий корпоративными продажами G Data Software в России и СНГ Алексей Демин.
При этом, стоит отметить, что в «Лаборатории Касперского» и CISCO не считают сибирский рынок специфичным в плане спроса на продукты и решения, а вот в G Data Software напротив, выявили ряд принципиальных особенностей, присущих Сибири. «Специфика Сибирского рынка заключается в более субъективном подходе к различным брендам, отношение к которым формируется часто не в результате массированной рекламы и агрессивного маркетинга, а в результате мнений лидеров регионального IT-сообщества, озвученной позиции местных экспертов и авторитетных пользователей. Поэтому в Сибири часто определяющими спрос факторами являются именно экспертные мнения и отзывы местных пользователей», — поясняет управляющий продажами в ритейле G Data Software в России и СНГ Роман Карась. В свою очередь Алексей Демин подмечает, что в Сибири появляется тенденция к использованию антивирусных решений от двух независимых поставщиков, что связано с конкуренцией между местными и федеральными компаниями с их более продвинутыми ИТ-стандартами.
Если же говорить в целом об уровне развития ИТ рынка Сибири, то в Symantec констатируют отставание уровня развития ИТ-инфраструктуры у заказчиков по сравнению с Москвой и центральной частью России, что отражается и в подготовке региональных поставщиков. Тем не менее, руководитель сектора антивирусных услуг компании Dr Web Александр Пушкарь отмечает, что если говорить о сибирском рынке, то очевидно, что у него есть прекрасные возможности для роста, прежде всего, за счет увеличения спроса на программные продукты.
«Расстановка сил»
Что касается лидеров рынка, то опрошенные «КС» участники рынка программных решений отмечают, что в структуре продаж антивирусного ПО в 1 полугодии 2011 года лидируют продукты Лаборатории Касперского, ESET (NOD32), а также Dr. Web. Все трое вендоров, хоть и в разной степени, демонстрируют рост. При этом, эти же компании лидировали и в прошлом году, поэтому на данный момент ситуация не изменилась (см. КС №3 (696), Январь 2011 года). В компании «НЭТА» отмечают, что спрос на продукты всех трех вендоров очень высок, и выбор продукта полностью определяется предпочтениями конечного пользователя. «Кто-то ценит мощный функционал и гибкость лицензирования продуктов Лаборатории Касперского, кто-то предпочитает высокую скорость работы и скромное потребление аппаратных ресурсов продуктов ESET, другим импонирует про-активная защита и тонкость настроек продуктов Dr Web», — поясняют в компании.
В свою очередь в сибирском представительстве Softline отмечают, что у них очень хорошо продаются продукты Лаборатории Касперского, особенно после выхода в прошлом году новой версии корпоративного продукта. При этом, в этом году компания обещает выпустить новую версию с очень многообещающим функционалом. Кроме того, традиционно растет доля компании ESET. «В нашем регионе продукты ESET NOD32 всегда любили и не собираются от них отказываться. Также бурный рост показывает компания Symantec, я связываю это с тем, что данный западный производитель всерьез обратил внимание на российский рынок, и если так дело пойдет и дальше, то традиционным лидерам будет сложно удержать свои позиции», — поясняет менеджер по продуктам информационной безопасности Softline Владимир Ермолаев.
И действительно, некоторые компании еще полгода назад отмечали наличие в списке лидеров Symantec, который в отдельные периоды даже опережал по продажам Dr Web. Такой тренд проявляется и поныне. «В этом году продукции компании Symantec уже купили больше чем за весь 2010 год. Если же традиционная тройка лидеров ничего не будет предпринимать, то в конце года, вполне вероятно, там появится другое имя. С другой стороны рынок антивирусов стабилен. Ведь если вы купили продукт на 1000 персональных компьютеров, сложно будет переходить на другой продукт, — для этого нужны серьезные причины», — поясняет Владимир Ермолаев.
Также участники рынка констатируют рост популярности антивирусных продуктов компании Microsoft семейства Forefront. «На наш взгляд, это обусловлено тем, что их функционал постоянно расширяется. Кроме того, предприятиям удобно использовать программное обеспечение одного вендора: как операционную систему и офисные приложения, так и антивирусную защиту», — отмечает директор по работе с клиентами компании «НЭТА» Наталья Масленникова. По своей сути Forefront ориентирован на клиентов, использующих платформу Microsoft для построения своей инфраструктуры. Как отмечал в интервью «КС» президент Microsoft в России Николай Прянишников, для «родной» платформы антивирус Forefront наиболее полно решает задачи информационной безопасности, а уже дальше заказчик решает, какие именно решения ему более подходят — Microsoft или сторонних разработчиков.
В заключение стоит отметить, что при интерпретации рейтинга антивирусов не стоит забывать, что продажи того или иного антивирусного ПО часто не столь сильно связаны с потребительскими свойствами продуктов или изменением спроса, а вытекают из условий партнерских политик вендоров, одни из которых оказывают «реселлерам» хорошую поддержку, другие, напротив, усложняют условия сотрудничества. В этой связи в Softline считают, что ориентироваться в серьезном и важном вопросе выбора антивирусов только на формальные показатели продаж является не совсем правильным.
Провайдеры против продавцов
Важнейшим каналом продаж своей продукции для антивирусных компаний являются крупные интернет-провайдеры. Своим абонентам они предлагают популярные антивирусы по схеме аренды Software as a Service (SaaS), при которой клиент платит лишь за использование продукта, а деньги при этом списываются с его лицевого счета. Такая схема устраивает и вендоров антивирусных продуктов, так как она существенно увеличивает продажи благодаря отсутствию необходимости у клиента идти в магазин и покупать антивирус, так и самих провайдеров, поскольку это увеличивает их ценность для абонента.
Однако отследить динамику спроса на отдельные антивирусные продукты весьма сложно, так как зачастую они включены в состав соответствующих тарифов, а не предлагаются отдельно. Более того, на сегодняшний день некоторые провайдеры предлагают своим абонентам бесплатный лицензионный антивирус. Об этом в частности сообщают в «Сибирских Сетях» и «ЭР-Телекоме». В основном сейчас провайдеры предлагают своим клиентам решения от Dr Web и Лаборатории Касперского. В одном из лидеров новосибирского рынка ШПД — компании «Новотелеком» отмечают, что в плане подключений у компании лидируют продукты Лаборатории Касперского, на которую приходится 80% активированных антивирусов. Также, по данным провайдера, клиенты выбирают пакеты производителя Dr Web, которые содержат в себе функцию "Родительского контроля". Все остальные антивирусы пользуются гораздо меньшей популярностью. Именно поэтому сейчас провайдеры делают упор на продвижении Dr Web и продуктов Лаборатории Касперского. Впрочем, есть и другие мотивы выбора: «компания выбрала эти антивирусы, как наиболее надежные», — поясняет руководитель отдела маркетинга филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске Елена Архипова.
Однако стоит отметить, что удивить абонента наличием антивируса провайдерам сложно, да и вообще идею его предоставления нельзя назвать совершенно новой. По мнению Алексея Демина, клиенты интернет-провайдеров уже «распробовали» все прелести подобного сервиса, и сегодня антивирус в пакете услуг уже не является особенно ценным конкурентным преимуществом. «Акцент сместился в сторону выбора, — пользователю предоставляется максимально возможное число вендоров», — констатирует Алексей Демин. Так, по данным G Data, недавно вышедшей на российский рынок, общее количество ее партнеров с 2010 по настоящее время увеличилось на 40%, при этом около 50% приходится на регионы, а 25% — конкретно на Сибирь.
Сами провайдеры рассчитывают на дальнейший рост этого направления. «Мы начали предоставлять услугу антивируса в первом полугодии 2010 года и уже сегодня проникновение находится на уровне 25%, к концу года мы ожидаем увеличение до 30%», — отмечает менеджер по новым продуктам компании "Новотелеком" Дина Кондратьева. «Если в весной этого года антивирус установили около 5% наших абонентов, то по данным за середину августа эта цифра уже увеличилась вдвое, при этом месяц еще не завершен. Рынок антивирусных программ активно развивается и провайдеры выступают для него «локомотивом», — поясняет директор по маркетингу и продажам «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев.
Сами вендоры разделяют оптимизм партнеров. «В Сибири спрос на услугу антивирусов достаточно высокий, в том числе благодаря своей географической удаленности. Так, по итогам сотрудничества с «Эр-Телеком» мы отмечаем стабильный рост продаж антивирусных продуктов компании ESET. За последние полгода наша абонентская база по программе SaaS выросла более чем в 2 раза», — отмечает руководитель направления ISP российского представительства компании ESET Рустам Гуломов.
Впрочем, не все вендоры до конца удовлетворены продажами своих продуктов через провайдеров, отмечая, что такая схема реализации находится в стадии развития, и для популяризации такого сервиса нужно время. «Пока все же подавляющее большинство пользователей предпочитают приобретать привычную им годовую лицензии на антивирусную защиту в виде коробки в розничном магазине или электронной лицензии в онлайн-магазине», — сетует руководитель управления потребительского рынка «Лаборатории Касперского» Сергей Пиккат-Ордынский. Рустам Гуломов также согласен с тем, что сервис по подписке по сравнению с продажей коробочных решений пока проигрывает, однако разница с каждым годом сокращается.
ИТ-безопасность в аренду
Арендовать антивирус по схеме SaaS можно не только у провайдера, но и у ИТ-компаний, и такой способ также является довольно распространенным. Так, в компании Softline отмечают высокий спрос клиентов на аренду антивирусного ПО, поскольку такой подход позволяет компании экономить средства на новых мощностях, к примеру, для почтовых серверов, а также на полосе канала в интернет. Помимо решений для защиты почты, ИТ-компании предлагают SaaS-решения для защиты серфинга в сети. Клиенты покупают подобные решения в первую очередь для экономии средств и времени своих сотрудников, отвечающих за информационную безопасность.
В «НЭТЕ» согласны с тем, что тенденция к популяризации SaaS наблюдается повсеместно и станет еще более явной в будущем, однако отмечают, что в настоящее время, клиенты все-таки предпочитают приобретать антивирусное ПО, вместо того, чтобы использовать его в качестве услуги. Такой же позиции придерживаются в G Data Software, по мнению представителей которой большинство клиентов все же традиционно предпочитают приобретать годовые лицензии. «Более того, — заметное увеличение интереса со стороны клиентов наблюдается только в сегменте лицензий с двухлетним сроком действия», — поясняет Алексей Демин.
Более комплексные системы безопасности
Для предприятий, которым недостаточно обыкновенного антивируса, ИТ-компании предлагают более комплексные системы защиты. Так, в «Лаборатории Касперского» отмечают, что последние годы неустанно объясняли пользователям, что простой антивирус не сможет защитить от всех интернет-угроз. «Наши усилия увенчались успехом – за последние 3 года доли антивирусных продуктов и продуктов комплексной защиты поменялись местами. На текущий момент доля продукта Kaspersky Internet Security в штучном выражении составляет около 70% и продолжает расти», — поясняет Сергей Пиккат-Ордынский. Стоит отметить, что в августе этого года компания вывела на рынок новую версию продукта.
В G Data тоже отмечают, что сибирским клиентам поставляли именно комплексные решения, оснащенные брандмауэром, защитой почты от спама, системой физического контроля устройств, приложений, контроля доступа сотрудников к Интернету, модулем резервного копирования данных и другими компонентами. Наибольший интерес, по данным Symantec и G Data компании, такие системы вызывают у крупных клиентов из банковской сферы, ТЭК, промышленности и телекома. В этой связи сибирское представительство Symantec видит в регионе значительный потенциал для роста. В «НЭТЕ» же напротив, отмечают, что cистемы комплексной защиты информации наиболее востребованы, в первую очередь, в государственных структурах. Тем не менее, среди коммерческих структур спрос заметно активизировался в последнее время. Среди средств комплексной защиты информации в компании выделяют средства криптографической защиты информации и электронно-цифровые подписи.
Стоит отметить, что интерес компаний к комплексным системам ИТ-безопасности вполне логичен. «Используя для защиты организации только антивирусное ПО, заказчик не обеспечит должной защиты информации, и это в большинстве случаев понятно даже обычным пользователям. Комплексный подход к защите информации и выбор комплексных систем защиты информации для организаций является наиболее оправданным» — поясняет руководитель группы «Информационная безопасность» компании Softline Дмитрий Григорьев. По его словам, время реакции на инциденты информационной безопасности при использовании комплексных систем безопасности, как показывает практика, меньше, тем самым обеспечивая бОльшую производительность информационных систем. В самой компании констатируют ярко выраженный рост продаж данных решений, даже в кризисные 2008, 2009 годы.
По словам ИТ-компаний, особенностью функционала более комплексных систем ИТ-безопасности являются многофункциональные программно-аппаратные комплексы предотвращения утечки информации, обнаружения вторжения, средства защиты информации при проведении комплексных проектов по информационной безопасности. В свою очередь некоторые вендоры, например, CISCO, вообще предлагают целую архитектуру защищенной сети предприятия, включающей в себя обеспечение безопасности по всей сетевой инфраструктуре, включающей маршрутизаторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа, IP-телефоны, системы хранения и т.п. «Архитектура призвана помочь тем, кто проектирует сети и анализирует требования к сетевой безопасности. При этом, данный подход нацелен не на механическую установку межсетевого экрана или системы обнаружения атак, а на анализ ожидаемых угроз и разработку различных методов борьбы с ними», — поясняет менеджер по развитию бизнеса CISCO Алексей Лукацкий. По его словам, все указанные решения и технологии могут применяться в любом секторе экономике – от малого бизнеса до государственных корпораций.
Системные интеграторы отмечают, что при выборе средств защиты информации в первую очередь обращают внимание на структуру информационной системы заказчика, на ее дальнейшее развитие, на требования которым заказчик хочет удовлетворять, и только после обсуждения всех тонкостей выбирается оптимальное решение по цене и качеству.