Инновация или рекламный ход

В предыдущем номере «КС» была затронута тема нестабильности поставок Аи-95 на АЗС «Газпромнефть Новосибирск». Как стало известно «КС», «Газпромнефть» прорабатывает вопрос о производстве и реализации на территории Сибири нового улучшенного топлива на основе Аи-95 — G-Drive. Могут ли перебои в поставках «классического» бензина быть связаны с введением в регионе более дорогой версии Аи-95, выясняла редакция «КС».

Впервые брендированное горючее было презентовано в начале апреля этого года в Северной столице. На сайте «Газпромнефти» заявлено, что данное топливо улучшает динамику разгона до 1,5 секунды, увеличивает мощность двигателя на 8,6% и гарантирует защиту топливной системы.

Пока новый бензин по-прежнему реализуется только на АЗС «Газпромнефти» в Санкт-Петербурге, но в скором времени ареал его распространения должен охватить и Сибирский федеральный округ. Правда, насколько «скоро», представители организации «Газпромнефть» в официальных письмах не сообщают: «В настоящее время топливо под брендом G-Drive реализуется только на АЗС «Газпромнефть» в Санкт-Петербурге. Планы по реализации в других регионах присутствия сети АЗС «Газпромнефть» на сегодняшний день окончательно не сформированы». Можно предположить, что производиться новый бензин для Новосибирска будет на Омском НПЗ. А это значит, что количество обычного Аи-95 может еще больше сократиться.

Упоминания о новом топливе вызвали интерес как у возможных потребителей, так и у экспертов рынка. Связано это и с поиском лучшего топлива, чем то, которое представлено на рынке на данный момент, и с волнениями по поводу цены и количества привычного Аи-95.

Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков так комментирует сложившуюся ситуацию: «Не менее 70% всех оптовых поставок бензина на рынок Новосибирской области осуществляет «Газпромнефть», ей же принадлежит около 35% всех АЗС на территории области. Логично, что эта компания и будет определять, какому бензину на данной территории быть, а какому нет. «Газпромнефть» не пренебрегает своим положением монополиста, а выпустить более дорогое топливо на фоне дефицитного старого — это очень естественно для такой позиции. Я вообще считаю, что «Газпромнефть» склонна проявлять все черты, присущие монополии: манипулирование ценами, «выдавливание» независимых трейдеров и прочее поведение против рынка. Сильно поднять цены на обычные виды бензина — уже не вариант, так как такая попытка была, но ее пресекли. Несмотря на то, что в масштабе страны топливный рынок олигополизирован, в регионах мы имеем в лучшем случае двух-трех сильнейших игроков, в худшем — одного. Помимо этого в Новосибирской области «Газпромнефть» имеет достаточно сильное влияние на администрацию: здесь в принципе редко говорят о том, что «Газпромнефть» — это региональная монополия».

В пользу данной версии говорит нежелание сотрудников пресс-центра «Газпромнефти» ответить в письменной форме на такой ряд вопросов, как:

«Какой процент потребителей Аи-95 уже «оттянул» новый бензин в Санкт-Петербург?

Поступает ли обратная связь от потребителей: «нравится/ не нравится»?

В связи с чем изначально возникла потребность в создании такого рода топлива?»

Помимо всего прочего остается загадкой, откуда будет браться новое топливо, когда старого не хватает. Тем не менее совладелец АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев, считает, что введение брендированного вида горючего и периодическое отсутствие обычного Аи-95 независимы друг от друга: «G-Drive — это отдельный продукт, и он никак не связан с дефицитом Аи-95. «Трансервис» же выпускает 95 Ultra, почему бы и «Газпромнефти» не совершить такой маркетинговый ход. Другой вопрос, что Аи-95 в принципе хватает. Раньше были поставщики из Сургута, Ачинска, а теперь остался один Омск. Да и способ доставки 95-го по железной дороге дает о себе знать. Его нехватка становится ощутимей из-за логистических сбоев».

При этом, несмотря на долю скептицизма, многие возможные потребители нового топлива надеются, что G-Drive действительно окажется инновацией. Генеральный директор ООО «Сибмоторс» Юрий Брежнев считает: «Идея с запуском нового вида топлива не нова. Аналогичный ход был у «Лукойла» с премиум-марками бензина «ЭКТО Plus» и «ЭКТО Sport». Насколько соответствуют действительности заявленные «Газпромнефтью» преимущества бензина G-Drive, можно будет понять только после появления его в нашем регионе. Пока для меня создание «информационного шума» вокруг появления новой марки бензина (или нового названия бензина) — не более чем маркетинговый ход, с привлечением именитого автогонщика, именитых марок автомобилей, множеством химических и технических терминов (хорошо, что без приставки «нано»). Несложно догадаться, что в названии G-Drive первая буква G, по идее маркетологов, ассоциируется со словом Grand (великий) и автомобильной аббревиатурой GT. Это напоминает вывод на рынок нового чистящего средства, которое дороже, но в то же время «чистит на 40% чище» и делает сантехнику «на 50% белее». Остается надеяться, что цена G-бензина будет незначительно выше стандартного, а его преимущества будут действительно заметны рядовому водителю современного автомобиля. Тогда и сам, возможно, начну «кормить» автомобиль более «качественной пищей» и рекомендовать своим друзьям».

Руководитель отдела продаж Land Rover дилерского центра ЗАО «МАКС Моторс Премиум» Олег Сиротюк считает, что «Газпромнефть» может позволить себе производство действительно нового бензина: «Мне кажется, что такая солидная компания, как «Газпромнефть» может позволить себе разработку нового топлива. Иначе она рискует своей репутацией. Если люди попробуют G-Drive и поймут, что он ничем, кроме цены, не отличается от старого Аи-95, «Газпромнефть» понесет убытки. Риск неоправдан».

И самое распространенное мнение, что судить о том, насколько правомерен запуск G-Drive, следует только после его появления в Сибири, выразила Наталья Пинчук, руководитель отдела продаж Jaguar дилерского центра ЗАО «МАКС Моторс Премиум»: «Я сама владелец автомобиля Jaguar и пользуюсь бензином с октановым числом не ниже 95. С недавних пор заправляюсь 95 Ultra. Особой разницы по сравнению с другим топливом не ниже октанового числа 95 не почувствовала, но на данный момент заправляю свой автомобиль только им. АЗС «Газпромнефти» не пользовалась еще ни разу. Про новый вид топлива G-Drive не слышала, но обязательно его попробую, как только оно появится в Новосибирске и, если мне понравится, с удовольствием перейду на него. Все всегда следует проверять на личном опыте».

В Санкт-Петербурге между автомобилистами с апреля ведутся дискуссии о G-Drive. Стоит отметить, что многие пользователи G-Drive в Санкт-Петербурге действительно отмечают его не слишком большую разницу в цене, технические преимущества, но акцентируют внимание на том, что они незначительны. Литр Аи-95 в Новосибирске стоит 24 руб. 60 коп. В Санкт-Петербурге цены на литр Аи-95 — 27 руб. 75 коп., G-Drive — 28 руб. 45 коп., есть куда стремиться. Гипотеза о том, что «небольшой дефицит» традиционного Аи-95 создан с целью подкорректировать цену в правильном направлении перед вводом на рынок еще более дорогого G-Drive, имеет право на существование.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ