Стратегическое противостояние. Итоги 1 полугодия 2011 года на рынке сотовой связи Сибири

Редакции «КС» стали доступны данные по абонентской базе операторов сотовой связи в Сибири итогам 1 полугодия 2011 года. Согласно этим данным, первое место по абонентской базе физлиц пока удерживает МТС. Вместе с тем, стремительное наращивание позиций TELE2 и активное восстановление позиций «Билайна» может скорректировать «расклад сил» на рынке по итогам 2011 года. Помимо корпоративного рынка и рынка физлиц борьба между операторами активно ведется также в правовом и политическом поле.

Прошедшее первое полугодие продемонстрировало, что «расстановку сил» на рынке сотовой связи Сибири нельзя считать устоявшейся. «Возмутителем спокойствия» на рынке косвенно можно считать TELE2, который продолжает наращивать присутствие на рынке. Однако учитывая, что наиболее склонные к миграции между операторами абоненты уже сделали свой выбор, абонентская база шведского «дискаунтера» растет чуть медленнее. С другой стороны, TELE2 для «большой тройки» не так опасна, как ее члены сами друг для друга. Это отчасти связано с тем, что все три оператора «большой тройки» играют в одном сегменте, а TELE2 претендует лишь на сегмент дискаунтеров. Таким образом, можно считать, что для «большой тройки» общий рынок сокращается, поэтому им приходится искать пути сосуществования в одном сегменте уменьшившегося по размерам рынка. По мнению президента «TELE2 Россия» Дмитрия Страшнова, в такой ситуации дифференциация лежит в основном в области маркетинга.

Возможно, поэтому картина по итогам 1 полугодия 2011 года отличается от результатов 2010 года. Так, «Билайну» удалось полностью восстановить позиции по абонентской базе, слегка ослабившиеся в кризис, и по итогам 1 полугодия 2011 года оператор закрепил за собой 2 место по абонентской базе в Сибири и 3 в Новосибирской области. В свою очередь «Мегафон», укрепивший позиции в кризис, по итогам полугодия по абонентской базе вернулся на прежние позиции, и теперь он уже только третий в Сибири и четвертый в Новосибирске. МТС же пока остается первым в Сибири и конкретно в Новосибирской области по величине абонентской базы, однако «Билайну» удалось существенно сократить отставание по этому показателю в Сибири.

«Расстановка сил»

Согласно данным J’Son&Partners Consulting, уровень проникновения услуг сотовой связи за 1 полугодие 2011 года составил 146% против 141% по итогам 2010 года и 127% по итогам 2009 года. Немного более впечатляющим выглядит проникновение услуг сотовой связи в Новосибирской области, составившее 166% против 161% в 2010 году и 126% в 2009 году.

Титул лидера сибирского рынка сотовой связи по показателю численности абонентской базы физических лиц пока все еще удерживает МТС с 27% абонентской базы.

При этом, в сравнении с данными на конец 2009 и конец 2010 года, доля компании на сибирском рынке под руководством Александра Соловенчука осталась практически неизменной. Однако в Новосибирской области доля МТС, по данным J’Son&Partners, по показателю абонентской базы физлиц упала с 40% до 38%.

В самом МТС, впрочем, предпочитают сопоставлять результаты компании с 1 полугодием 2010 года. Так, по словам директора «МТС-Сибирь» Александра Соловенчука, в сравнении с этим периодом абонентская база оператора увечилась на 7%, что обеспечило увеличение рыночной доли на 0,5%.

Существенно нарастил свою долю на рынке «Вымпелком», что позволило ему не просто занять второе место на рынке, но и вплотную приблизиться к МТС.

Так, по данным J’Son&Partners, за 1 полугодие «Билайну» удалось увеличить свою долю на рынке по показателю абонентской базы с 22% до 26%, что всего лишь на 1% меньше, чем у МТС.

Ровно столько же составляла доля «Билайна» в Сибири в 2008 году. Тем самым, видно, что оператор сумел восстановить позиции в Сибири, слегка ослабившиеся в кризис. В Новосибирской области же доля оператора осталась неизменной в сравнении с 2010 годом и составила 17%, позволив ему занять 3 место. Директор Сибирского региона ГК «Вымпелком» Роман Шульгинов, впрочем, отмечает, что компания в Новосибирске продемонстрировала не только рост абонентской базы, но и рост доли рынка по этому показателю.

Изменения позиций оператора на рынке совпали и с кадровыми изменениями. Так, летом этого года «Вымпелком» одновременно назначил новых руководителей как по корпоративному бизнесу (B2B), так и по массовому рынку (B2C). Ими стали Ильгиз Азизов и Иван Ягупов соответственно. В свою очередь Армэн Гасарян, занимавший пост директора по корпоративному бизнесу, перешёл на позицию руководителя департамента проектирования и строительства фиксированной сети Московского региона. Кроме того, не стоит забывать, что практически год назад «Вымпелком» сменил также генерального директора Сибирского и Новосибирского филиалов, а также руководителя отдела маркетинга Сибирского региона. В этой связи можно констатировать, что команде Романа Шульгинова на текущий момент удалось восстановить докризисные позиции оператора в регионе.

Наименее удачным, согласно данным J’Son&Partners, первое полугодие оказалось для «Мегафона». Оператор занял третье место по Сибири с большим отрывом от МТС и «Билайна» с долей рынка в размере 16%. За прошедшее полугодие «Мегафон» потерял два процентных пункта, вернувшись к своим позициям 2009 года.

В Новосибирской области «Мегафон» опустился на 4 место с показателем 15% рынка, хотя в 2010 году его доля составляла 18%, а по итогам 2009 года даже достигала 22%. Коммерческий директор Сибирского филиала «Мегафон» Наталья Бычихина поясняет такие итоги полугодия тем, что компания не стремилась подключать абонентов любыми способами, ориентируясь на клиентов с более высоким ARPU (примечание «КС»: средний доход на одного абонента). «За полгода уровень оттока в сети снизился на 33% при существенном росте выручке. Эти показатели мы считаем гораздо более важными, чем доля компании по количеству формально находящихся в обращении SIM-карт», — поясняет Наталья Бычихина.

Пока еще четвертое место, но крайне близкое к первым трем позициям, занимает шведский «дискаунтер» TELE2 под руководством команды Алексея Ноздрина.

Доля TELE2 в Сибири по итогам полугодия составила 14% против 16% у «Мегафона», хотя оператор по-прежнему не представлен в таких ключевых сибирских регионах, как Красноярский край, Алтайский край и Иркутская область.

Основной вклад в «копилку» TELE2 вносят Омская и Кемеровская области, куда «дискаунтер» зашел в первую очередь, а также Новосибирская и Томская области. Генеральный директор макрорегиона Сибирь компании TELE2 Алексей Ноздрин отмечает, что во всех областях присутствия в регионе оператору по-прежнему удается наращивать абонентскую базу. Вместе с тем, TELE2 растет чуть медленнее, чем раньше, потому что наиболее склонные к миграции между операторами абоненты уже сделали свой выбор. В этой связи сейчас TELE2 рассчитывает на тех, кто до недавнего времени был достаточно лоялен своему оператору.

Стоит отметить, что в начале года TELE2 назначила нового коммерческого директора новосибирского подразделения в лице Павла Королева. В итоге по результатам 1 полугодия оператор сохранил за собой 2 место в Новосибирской области с 30% рынка. Попутно расширяется и территориальная зона охвата. Так, 9 августа TELE2 объявила о запуске сети еще в 8 селах и поселках Новосибирской области, а также о расширении зоны покрытия в 5 других населенных пунктах.

Среди других операторов нельзя не отметить «Ростелеком», который в ближайшей перспективе может существенно потеснить как «большую тройку», так и TELE2.

Стоит отметить, что уже сейчас дочерние структуры «Сибирьтелекома» — «Енисейтелеком» и «Байкалвестом» — имеют очень сильные позиции в Красноярском крае и Иркутской области соответственно.

Однако, к примеру, на рынке сотовой связи Омской и Новосибирской областей «Ростелеком» пока никак не представлен. Вместе с тем в планах оператора есть получение лицензий на 4G стандарта LTE, что вкупе с принадлежащим ему Skylink позволит ему существенно нарастить присутствие на рынке сотовой связи и стать полноценным четвертым федеральным оператором. В том, что государственному «Ростелекому» это удастся, уже мало кто сомневается, включая и самих участников рынка. Так, в команду «Ростелекома» уже вовсю переходят различные топ-менеджеры региональных подразделений TELE2, что происходит даже в таких исторически значимых для компании регионах, как Челябинская область. Во многом это обусловлено тем, что главой «сотового» подразделения «Ростелекома» в России назначен Владислав Швайбович, ранее занимавший пост руководителя TELE2 «Северо-Восток» и, кстати говоря, присутствовавший на запуске TELE2 в Новосибирске. В свою очередь бывший глава «TELE2 Новосибирск» Дамир Тимершин сейчас возглавляет «Енисейтелеком».

Аналитики J’Son Partners пока не рассматривают «Ростелеком» как отдельного оператора, причисляя его к категории «другие операторы». На эту категорию приходится ни много ни мало 17% Сибирского рынка, что кстати превосходит как доли «Мегафона», так и TELE2. И хотя доля категории «другие операторы» упала с 19% до 17%, уже сейчас «Ростелеком» можно условно считать третьим по величине абонентской базы в Сибири. Кстати, в самой компании называют схожие цифры по доле рынка. Так, по собственным данным «Енисейтелеком», доля рынка компании в Красноярском крае составляет 33%, а в целом по всей лицензионной территории компании 17%. В свою очередь в «Байкалвестком» ссылается на данные J’son&Partners, по которым компания занимает 53% регионального рынка с абонентской базой в 2,28 миллиона человек. При этом, в первом полугодии структуры «Ростелекома» продолжили активное освоение близлежащих территорий. Так, в мае 2011 года была запущена сеть в Рубцовске, а также продолжено масштабное освоение республики Тыва. В самой компании расценивают 2011-й год для рынка телекоммуникаций как период возрождения.

Борьба в правовом и политическом русле

Конкуренция между сотовыми операторами за клиентов идет не только в экономическом, но также в политическом и правовом поле. Так, к примеру, в апреле этого года TELE2 обратился в УФАС с жалобой на МТС, посчитав, что акция «Бонус за входящие» нарушает федеральный закон №135 о защите конкуренции. УФАС встал на сторону TELE2, и в итоге компании МТС было выдано предписание об устранении нарушений, что стало своеобразным прецедентом в масштабах всей России. Дело в том, что, по словам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, практика использования тарифов «Бонус за входящие» не нова, используется довольно часто различными операторами и нацелена на стимулирование активного общения между абонентами.

Вместе с тем, МТС на текущем этапе не удалось обжаловать решение регулятора — 5 августа Арбитражный Суд Новосибирской области рассмотрел иск МТС против УФАС и оставил решение антимонопольной службы без изменений.

Среди важных политических событий, связанных с рынком сотовой связи Сибирского региона, нельзя не отметить встречу руководства TELE2 с администрацией Новосибирской области и лично губернатором Василием Юрченко. По мнению аналитиков, встреча носила стратегический характер. Дело в том, что делегация шведского «дискаунтера» включала в себя ни много ни мало президента всей глобальной компании TELE2 Матса Гранрида. В результате встречи было подписано соглашение «о взаимодействии и сотрудничестве в сфере развития услуг связи». В рамках этого соглашения планируется сделать услуги связи доступными всем категориям населения Новосибирской области, в том числе проживающим на удаленных от города территориях. Внимание уделяется и сотрудничеству в социальной сфере. В частности в ближайшее время совместными усилиями будет построен детский городок в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Морской залив».

По мнению аналитиков, TELE2 не случайно остановил свой выбор на Новосибирской области. Именно в этом регионе у оператора довольно высокие позиции и есть потенциал для дальнейшего роста. В то же время в краткосрочной перспективе TELE2 имеет довольно невысокие шансы войти в новые для себя регионы, где оператору пока не дают частот. Выходом для TELE2 могло бы стать разрешение на покупку частот у конкурентов, если те будут готовы их продать. Именно с такой инициативой TELE2 выступал на последнем форуме «Телеком 2011». Однако хотя идея в целом пришлась по вкусу другим операторам, министерство связи восприняло идею «в штыки», посчитав ее несоответствующей российскому законодательству.

Другие надежды TELE2 возлагает на скорейший запуск в России сетей 4G, которые бы позволили решить проблему отсутствия частот и осуществить технологический скачок. Однако и в этом случае несмотря на то, что «шведский дискаунтер» был инициатором внедрения в РФ стандартов 4G, он оказался вне 4G-консорциума «Скартел», куда, впрочем, вошла «большая тройка» и «Ростелеком».

Таким образом, не имея шансов в краткосрочной перспективе выйти в регионы, где оператору не дают частот, TELE2, по мнению аналитиков, целесообразно укреплять позиции не на федеральном, а на локальном уровне, в перспективных регионах присутствия. В этом контексте и произошло подписание соглашение с Новосибирской областью, в рамках которого TELE2 помимо всего прочего запланировала инвестиции и в социальную сферу региона. Президент «МТС Россия» Андрей Дубовсков в рамках Петербургского Экономического форума 2011 подверг резкой критике такую политику TELE2, назвав ее смесью «пиара» и лоббирования. Однако и сам МТС летом этого года объявил о двукратном росте инвестиций в развитие сети именно в Новосибирской области, мотивируя такие шаги желанием поддерживать в Сибири статус социально ответственного оператора, так как развитие телекоммуникаций в конечном счете положительно сказывается на качестве жизни в регионе.

Другие операторы «большой тройки» пока не анонсировали своих крупномасштабных социальных программ на уровне региона, однако не исключено, что конкурентная борьба может привести к аналогичным мерам с их стороны, что естественно выгодно и для самой Новосибирской области.

Мобильный интернет

Для многих операторов именно мобильный интернет является «драйвером роста», а также самым перспективным сегментом для развития. Так, в «ВымпелКоме» отмечают, что за 1-ое полугодие 2011 года абоненты оператора стали в 2 раза больше пользоваться мобильным интернетом, при этом уровень проникновения этой услуги среди абонентов вырос более, чем на 10%. В «Мегафоне» поясняют, что с начала года суммарный объем 2G и 3G-трафика в сети оператора вырос в 2,5 раза, при этом наиболее быстрорастущими регионами стали Омская область и Красноярский край. Самыми емкими рынками в Сибири в области передачи данных по-прежнему остаются Новосибирск и Кемеровская область. В свою очередь в МТС констатируют наиболее активный прирост трафика в Республике Хакасия, Томской области и Алтайском крае. Доходы от передачи данных в Сибири увеличились за указанный период у оператора на 40%.

Вместе с тем, участники рынка отмечают, что объем скачиваемого трафика пропорционально растет у всех операторов, в то время как стоимость одного мегабайта регулярно падает. «Сети построены у всех, предложений на рынке много, поэтому главная задача операторов — завоевывать абонентов, в том числе и за счет ценовой политики. Таково следствие высокой конкуренции между операторами сотовой связи, которые сегодня уделяют большое внимание развитию именно мобильного интернета, причем в качестве основной услуги в своем «портфолио»», — поясняет Дамир Тимершин.

«Стало понятно, что прежний подход — дать всем желающим пакет на месяц и забыть — не работает: нужна более четкая сегментация, как по аудитории, так и по ее предпочтениям. Это связано, в первую очередь, с ростом количества пользователей мобильного Интернета и с ростом их опыта в плане использования возможностей глобальной сети», — рассказывает начальник отдела маркетинга «Байкалвестком» Александр Цветков.

По его словам, в целом тенденция для операторов, предоставляющих доступ в Интернет, положительная, но с другой стороны, при росте запросов угодить аудитории становится несколько сложнее.

Битва за М2М

Одним из самых «лакомых» сегментов на рынке можно считать М2М (“machine-to-machine”), которое единогласно оценивается всеми пятью операторами как очень перспективное и очень быстрорастущее. Под М2М понимается технология передачи данных между устройствами при помощи сети мобильного оператора, которая используется для удаленного мониторинга работы оборудования организации, например, для контроля местоположения автотранспорта. Сегодня M2M-решения применяются в логистике, безопасности, потребительской электронике, промышленности, медицине, энергетике, торговле, ЖКХ и многих других отраслях. Кроме того, настройка параметров работы сим-карты позволяет защититься от мошенничества и дает возможность создавать новые бизнес-модели и тарифные планы для собственных пользователей. По оценкам экспертов, к 2015 году число устройств, использующих мобильные сети для передачи данных, превысит 18 миллионов.

В самой МТС отмечают, что количество SIM-карт, задействованных в телематических сервисах в Сибири, в 2010 году выросло у оператора в 11 раз. При этом, выручка от сегмента М2М в Сибири в 2010 году по отношению к 2009 году увеличилась более чем в 14 раз.

По словам Александра Соловенчука, трафик сегмента М2М в июне 2011 г. вырос в 16 раз по отношению к июню 2010 г. В этом полугодии, наибольший прирост трафика в сегменте М2М показали Новосибирская и Томская области и Алтайский край. В свою очередь в «Енисейтелекоме» отмечают, что активный рост на М2М наблюдается всего последние полтора – два года, но также считают, что это только начало.

До недавнего момента услуги в этом направлении предлагал МТС, «Билайн» и «Мегафон», однако в 1 полугодии 2011 года свое предложение в этом сегменте вывел и TELE2. Особенностью М2М решений от TELE2 можно считать использование стандарта 2G, в то время, как «большая тройка» сейчас использует стандарт третьего поколения (3G). «Конечно, у конкурентов есть некоторое преимущество, связанное с большей долей в сегменте В2В — мы пришли в этот сегмент не так давно — но основные пользователи М2М — транспортные компании, предприятия ЖКХ, муниципальный транспорт — на мой взгляд, не охвачены корпоративными тарифами. С учетом прогнозируемого двадцатикратного роста рынка М2М в ближайшие 5-6 лет на нем найдется место всем операторам», — считает Алексей Ноздрин. Также услуги в этом сегменте предлагает французский телекоммуникационный оператор Orange Business Services.

По оценкам участников рынка, в дальнейшем абонентская база сервисов М2М в среднем будет расти на 45-55% ежегодно и к концу 2015 года вырастет в 7,5 раз до 2,5 миллионов устройств.

Сейчас, по данным одного из операторов, на долю услуг мониторинга и управления транспортом приходится около 40% всех клиентов М2М, удаленные измерения показателей с датчиков используют около 20% клиентов, на долю банкоматов и платежных систем также приходится около 20%, на противоугонные системы — около 10%, остальную долю занимают различные автоматизированные сервисы.

Примечательно, что услуга М2М потихоньку развивается и на массовом рынке. Так, один из операторов в рамках направления М2М предложил абонентам камеры видеонаблюдения, ММС-рамку, а также так называемую SMS-розетку.

Вместе с тем, Дамир Тимершин отмечает, что в силу особенностей совершаемых операций потребление услуг абонентами невелико, следовательно, ARPU в данном сегменте ниже, чем в среднем по компании. Однако эти клиенты имеют особую ценность для компании, потому как они стабильны, и существенную нагрузку на сеть не оказывают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ