Путь к комфортному сотрудничеству

С 2010 года экономика железнодорожного транспорта живет в непривычном для себя формате: инвентарный парк ушел с рынка. Что же представляет собой рынок предоставления подвижного состава под перевозку грузов в новом виде? Этот вопрос мы адресовали директору Новосибирского филиала ОАО «Первая грузовая компания» ЕВГЕНИЮ ДОЛЖЕНКО.

— Евгений Геннадьевич, с учетом каких факторов теперь будут формироваться цены на перевозки?

— В отношении инвентарного парка плата взималась раздельно на основании Прейскуранта 10–01 и Тарифных руководств. Для частных операторов расчет ставки включает уже совокупную плату за пользование вагоном с учетом времени нахождения его под грузовыми операциями.

В среднем ставки ПГК на перевозку энергетического угля для российских потребителей на 9%, а на коксующийся уголь — на 10% ниже совокупных транспортных затрат при аналогичной транспортировке в инвентарном парке. По железорудному концентрату ставка уже на 16% ниже. Я говорю прежде всего о массовых грузах, которые перевозятся в Западно-Сибирском регионе.

При этом подчеркну, что ПГК — операторская компания, а следовательно, помимо обеспечения потребностей грузоотправителей, наша задача — в т. ч. генерирование прибыли. У компании достаточно масштабная программа по обновлению подвижного состава — с 2008-го по 2010 год ПГК приобрела 41,5 тыс. вагонов, из которых более 70% — это столь востребованные полувагоны. И здесь мы ориентируемся исключительно на запросы тех же грузоотправителей, требования которых к качеству подаваемого под погрузку подвижного состава неуклонно растут. Это справедливо.

Но вместе с тем давайте подсчитаем — начиная с 2009 года цена на новые полувагоны возросла более чем на 80%, а лизинговые платежи увеличились в среднем на 44%. Получается, что средняя стоимость нового полувагона составляет около 2,2 млн рублей. При этом ежегодная потребность в обновлении парка вагонов — 15–20 тыс. единиц. И это только чтобы сохранить общий баланс, с учетом списания и вывода из эксплуатации непригодных под погрузку вагонов.

Анализируя рынок, мы видим необходимость реализации новых проектов в сфере вагоностроения. Сейчас на базе коломенского ВНИКТИ (ОАО «Научно-исследовательский и научно-технологический институт подвижного состава») по заказу ПГК проходят испытания крытого вагона нового поколения производства АО «Татравагонка». Уже сейчас к его несомненным достоинствам можно отнести увеличенную нагрузку на ось — 25 тонн, грузоподъемность — до 72 тонн и расширенную кубатуру — 162 куб. м. Наши партнеры-грузоотправители с большим интересом отнеслись к этому проекту, внимательно следят за ним.

— Насколько проект с вагонами нового поколения может быть интересен для региона с учетом намерения ПГК активно развивать перевозки в направлении Западная Сибирь — Средняя Азия?

— Сейчас мы увеличиваем перевозки минеральных удобрений в Среднюю Азию. Поставки идут именно в крытых вагонах. Спрос на них достаточно высокий, в прошлом году компания дополнительно закупила порядка 700 вагонов.

Организованные в начале июня перевозки минудобрений в Киргизию — первые в направлении юга СНГ из Западной Сибири. Также ПГК намерена продолжить поставки в Казахстан. В июне мы отправили туда партию минудобрений с кемеровского ОАО «Азот», порядка 400 тонн.

Это интересно прежде всего с точки зрения расширения географии перевозок ПГК, а также увеличения экспортных направлений поставок сибирских минеральных удобрений.

Наряду с крытыми вагонами мы сейчас активно используем универсальные платформы. Это обусловлено необходимостью снижения нагрузки на парк полувагонов, востребованность которых с наступлением отопительного сезона будет только возрастать. Так, в адрес узбекских и казахстанских грузополучателей экспортный пиломатериал отгружается со станций Томской области в универсальных платформах ПГК. Мы специально разработали для наших клиентов закольцованный маршрут для перевозки пиломатериалов на платформах. С конца мая на этом направлении задействовано до 55 платформ, после выгрузки в Средней Азии возвращающихся в Западную Сибирь под следующую погрузку.

— Как можно оптимизировать ставки на перевозки для тех же томских грузоотправителей?

— В Томской области наблюдается активное восстановление промышленности, что нас только радует. В частности, развивается Асинский деревообрабатывающий комбинат, который будет отправлять не просто сырье, но и продукцию глубокой переработки — шпон, ДСП, МДФ-плиты. Поставки идут до станции Забайкальск, и мы сейчас, например, разрабатываем эффективную логистическую схему с минимизацией порожнего пробега. Это в конечном счете поспособствует значительной оптимизации ставки на перевозку.

— Евгений Геннадьевич, как на сегодня видится ситуация с погрузкой угля в Кузбассе, с обеспечением грузоотправителей подвижным составом?

— Первая грузовая компания ведет постоянный мониторинг ситуации с вывозом угля из Кузбасса, с учетом высокой социальной важности перевозок. Мы непрерывно взаимодействуем с угольщиками, региональными властями и, конечно, с ЗСЖД по вопросам обеспечения грузоотправителей подвижным составом.

Сегодня парк ПГК работает в том числе на социально значимых направлениях — это перевозка инертных грузов для крупнейших федеральных проектов, поставка топлива для нужд ЖКХ, Министерства обороны. ПГК взяла на себя обязательства и по доставке гуманитарного угля малоимущим и многодетным семьям Кузбасса. Перевозки осуществляются в рамках ежегодной благотворительной акции, проводимой властями региона в преддверии Дня шахтера. На сегодняшний день в города и районы Кемеровской области доставлено уже свыше 26 тыс. тонн угля. Учитывая социальную значимость благотворительной акции, Первая грузовая компания взяла на себя обязательство доставить в регион с июня по август 2011 года свыше 32,5 тыс. тонн гуманитарного угля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ