Печальный список долгостроя пополнится

На сайте министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Новосибирской области размещен список проблемных объектов жилищного строительства на территории Новосибирска. Сегодня в него входят 34 площадки и 22 компании. «Черный» список был представлен на суд будущим приобретателям квадратных метров в строящихся домах. «КС» подготовил отчет о мерах областного правительства, предпринимаемых для поддержки обманутых дольщиков.

По данным министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области, на 1 января 2011 года в Новосибирске числится 34 строящихся объекта, попадающих в категорию долгостроя. Своей очереди по сдачи жилья в этих домах ожидают 4576 дольщиков, ставших жертвами неблагонадежных застройщиков.

Как сообщили «КС» в област-ном министерстве, для каждого из проблемных объектов составлен индивидуальный план-график застройки.

«Не все идет сегодня гладко, и в некоторых случаях рассматривается вопрос о принудительной ликвидации застройщика, — заявляет министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Денис Вершинин. — Что касается предупреждения появления новых неблагонадежных застройщиков, нами также ведется соответствующая работа, но уже в рамках федерального антимонопольного законодательства».

На вопрос о том, какие наказания предусмотрены для недобросовестных застройщиков, в юридическом отделе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области сообщили, что «все вопросы завершения строительства проблемных жилых домов находятся под контролем министра. Кроме того, в мэрии города Новосибирска за каждым проблемным объектом закреплен специалист, курирующий строительство таких объектов в городе. В отношении недобросовестных застройщиков, не выполнивших свои обязательства перед участниками строительства, по поступившим обращениям граждан были проведены проверки целевого использования денежных средств, по итогам которых материалы направлены в прокуратуру Новосибирской области для принятия соответствующих мер».

В министерстве говорят о сокращении числа проблемных строительных объектов. Два из них были введены в строй в первом полугодии 2011 года.

«Мы надеялись закончить работы еще по одному объекту, — пояснил Денис Вершинин, — но временные трудности, связанные с оформлением земельного участка, который находился в федеральной собственности, пока не позволяют закончить работу по его вводу. Хотя строительная готовность по нему составляет практически 100%. Судьба остальных проблемных объектов из списка находится под контролем администрации. Есть согласованный план-график по их вводу, который был также утвержден в министерстве регионального развития РФ. В соответствии с ним пересечение точки невозврата по всем внесенным в список объектам — 1 июля 2012 года».

Однако эксперты не вполне разделяют оптимистический настрой министерства, заявляя, что необходимо работать над совершенствованием действующего законодательства. В частности, речь идет о Постановлении областной администрации № 82 от 9 марта 2010 года «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Новосибирской области».

«Только после того как в закон будут внесены изменения, — говорит один из экспертов Александр Бакаев, — в части отмены ряда ограничений на получение субсидий, устранения бюрократических проволочек и изыскания бюджетных средств, у областного правительства откроется больше возможностей, чтобы финансировать достройку домов и обеспечивать субсидиями. Пока же поддержка в виде субсидий оказывается крайне слабо».

Слова эксперта иллюстрируют цифры. Из 4,5 тыс. дольщиков (по данным Агентства обманутых дольщиков и инвесторов, их насчитывается порядка 40 тыс. человек) право на получение субсидий (свыше 14 млн рублей) получили всего 76 граждан. Из них выплачено 12,7 млн рублей 69 дольщикам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ликвидацией неблагонадежных компаний-застройщиков проблем не решить, ведь кому-то придется достраивать жилые объекты. Кто и на каких условиях захочет взять на себя дополнительную ответственность, а также как можно оценить работу правительства по сокращению существующего списка проблемных объектов строительства?

Сергей Николаев, Аналитическая инвестиционная компания «ДНН»:

— Список, опубликованный министерством, не отображает текущую ситуацию на рынке жилищного строительства. Проблемных объектов в городе по меньшей мере 69. Например, строящийся дом на ул. Связистов, 13/2 не был указан в списке, хотя по нему также велись продажи, после чего он был «заморожен» на уровне фунда-

ментных работ. Таких примеров можно привести не один десяток.

Что касается административной поддержки: бюджеты, как известно, ограничены. За счет чего достраивать дома? Отложить реализацию приоритетных проектов строительства новых детских садов? Проверенным надежным застройщикам сегодня предлагается достраивать чужие объекты в обмен на дополнительные земли, снижение налогов. Но земля, которая не будет реализована государством, или налоги, недополученные в бюджет, — это те же самые денежные ресурсы. Мне непонятно, где источники для подобных правительственных инициатив.

Дольщикам необходимо объединяться и в соответствии с ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» реализовывать строительство собственными силами или через поиск нового инвестора, а не ждать помощи от местных или федеральных властей.

Александр Бакаев, Ассоциация обманутых дольщиков и инвесторов:

— Список проблемных объектов далек от реальности. По некоторым данным, подобных долгостроев в Новосибирске сегодня насчитывается не менее 200 (из 350 всех строящихся). Сегодня в Ассоциации совместно с департаментом строительства и архитектуры идет работа над тем, чтобы расширить и дополнить этот список, чтобы создать полный перечень домов с описанием финансовой ситуации каждого застройщика. Месяца через 3–4 список планируется закончить.

За последние 1,5 года не без участия министерства строительства и ЖКХ увидели свет важнейшие документы — Постановление № 82 «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Новосибирской области» и Положения № 3615 «О признании дольщиков пострадавшими от действий застройщиков». Часть вложенных в проблемные объекты денег была возвращена дольщикам в виде субсидий, с помощью прокуратуры призывают к ответу и застройщиков. Однако эти меры не решают весь комплекс накопившихся проблем. Мы от лица обманутых дольщиков требуем большего, а именно: изменить Постановление № 82, принять закон, который будет привязан к постановлению. Давайте помогать людям, находить инвесторов, обеспечивать их дополнительной землей, снижая налоги, стоимость подключения к инженерным коммуникациям и техусловий, чтобы они реально брали на себя обязательства.

В части всех этих требований мы нашли понимание и поддержку у господина Вершинина, в правительстве области и департаменте строительства и архитектуры города. Теперь осталось только реализовать задуманное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ